ДИСКЛЕЙМЕР: Статья написана автором блога на основе интервью с основателем бренда одежды В. Шуклиным. 

Меня зовут Слава. За окном медведи, на дворе зимой минус 31 — как вы поняли, я из Сибири. Я загорелся идеей работать на себя и в 2014-м открыл бренд Сибирской одежды. Для тех, кто, как и я, любит Сибирь. 

По профессии я подземный горный инженер. 
По профессии я подземный горный инженер. 

Сейчас мы продаем на 70 млн в год, а наш основной продукт — футболки с принтом.

Фотосессии мы проводим на фоне сибирской природы. 
Фотосессии мы проводим на фоне сибирской природы. 

На бизнес я отложил 100 000 ₽ и сначала не уходил с работы. Я думал, что сделаю 5 коллекций, но деньги закончились уже на второй. Когда я начал зарабатывать в 2 раза больше, чем на основной работе, я ушел в бизнес, и это было страшно.  

Не забывайте выворачивать футболки с принтом перед стиркой и приятного прочтения!  

Бизнес-план своего бренда одежды 

Я организовывал брейк-данс  батлы, брейк-данс  на мероприятия ходило 150 человек от силы. 

Сам, конечно, тоже танцевал 
Сам, конечно, тоже танцевал 

А когда я был во Франции, там на брейк-данс батл приходило 3 000 человек. Живет в городе 550 000 человек, а у нас в Кемерово столько же. Я спросил организаторов. 

– Как у вас это получается?

– Вам надо нарисовать что-то узнаваемое, локальное, чтобы люди поняли, что это про них. Что у вас самое узнаваемое? 

– Медведь!

Медведь и привязка к Сибири подняли посещаемость наших мероприятий в 3 раза 
Медведь и привязка к Сибири подняли посещаемость наших мероприятий в 3 раза 

Потом я работал в угольной компании и ездил по работе в Лос-Анджелес. Пока я гулял, меня удивляло, что каждый третий там ходит в одежде с привязкой к своему универу, городу или штату. 

У нас тогда и близко такого не было.  
У нас тогда и близко такого не было.  

Я объединил у себя в голове успешность локальных привязок и «эффект медведя», так появилась идея своего сибирского бренда одежды.

На первых футболках я написал Patriots of Siberia. Продажи не шли, потому что настоящие патриоты Сибири не пишут по-английски. 

Свой бренд одежды с нуля  

  1. Рисуем принт

Изначальный план был работать со стрит-арт художником. Я дал одно ТЗ троим художникам, один стоил 3 000 ₽, второй – 7 000 ₽, третий 15 000 ₽. 

Принт за 3 000 ₽
Принт за 3 000 ₽

Сейчас я плачу в среднем 30 000 ₽ за принт. Художник Иван Fans работает со мной за процент, он с первых лет с нами. Так его работы стоят от 90 000 руб. На первой встрече я попросил Ваню нарисовать на стене сибирское животное и подписать MySiberia. В час ночи там был крутой снежный барс.

Этот же барс пошел на футболки 
Этот же барс пошел на футболки 
  1. Находим ткань – 300 ₽ на 1 футболку

Ткань я беру у оптовиков. Они берут ткань на фабриках в Турции, и везут в России. Было ли дешевле брать напрямую на фабрике в Турции? Конечно, да! Но это отдельный бизнес.

Оптовики отбирают фабрики, вкладывают деньги в ткань. 2 месяца ткань производится, на каждом этапе нужно контролировать качество. Логистика, таможня. Брак в Турции легче вернуть, чем брак, который из Турции приехал в Россию. Я же заказываю с их складов уже чистый, растаможенный товар.  

Можно самим искать скидки, остатки, но это не наш бизнес. Мы переплачиваем, зато и не суетимся. 

Кто-то говорит, что и в России, и в Узбекистане уже научились делать ткань, но конкретно у меня просто пока нет желания рисковать, чтобы поэкспериментировать. 

  1. Шьем футболку – 400 ₽/шт

В самом пошиве у вас собственно 3 варианта. Дорогой, проблемный и оптимальный. 

Посредники – дорогой вариант 

Сначала денег не было, и я просто заказывал готовые футболки с принтом у своего знакомого в Беларуси. Он искал швейные цеха, сам размещал им заказ, закупал ткань, находил, где сделать печать. Я переплачивал, но мог думать только о продажах и маркетинге, а не о снижении затрат на производство продукта. 

Но когда таможня задержала поставку, я начал думать, как делать то же самое в России. Когда я сам стал тем человеком, который размещал заказы на пошив и печать,  себестоимость снизилась на 30%.  

Контрактники – оптимальный вариант  

Сначала это был Питер, но работать с поставками издалека — это куча проблем. Тут лекало перепутали, больше обрезали, и по факту люди заказывают одно, а приходит другое. Клиент выбирает по размерной сетке, по которой ты думаешь, что все отшивают, а они отшивают по своим размерам, и приехали. А у тебя каша, и концов не найдешь.   

Приходит бракованная партия, и пока ты отправляешь им брак, они его переделывают и снова отправляют тебе, уходит слишком много времени, и ты теряешь деньги. 
Приходит бракованная партия, и пока ты отправляешь им брак, они его переделывают и снова отправляют тебе, уходит слишком много времени, и ты теряешь деньги. 

В 2019 я начал шить у себя в городе, чтобы быстрее решать вопросы. Сейчас координатор производств регулярно и рандомно перемеряет вещи и сверяет с нашей размерной линейкой. 

По контракту мы договорились на долгосрок и завезли ткани на 3 месяца вперед, чтобы они видели, что мы обеспечим их загрузкой и никуда не уйдем. Сейчас 3 швейных цеха шьют только под нас. С них организовать производство, с меня объем заказов. 

Свое производство – проблемный вариант 

Я не очень рвался производить сам, но мой знакомый торговал узбекский футболка на Вайлдберриз по 700 ₽. И он так задолбался много работать и мало зарабатывать, что с облегчением продал мне швейный цех на 6 рабочих мест за 700 000 ₽. 

Как было не забрать
Как было не забрать

Но главная ценность этого цеха – люди, которые уже набили руку делать определенный процесс. За смену одна швея может собрать 20 единиц товара, а другая 100. Пошив футболки — это 4 операции, за каждую операцию отвечает свой работник.   

Я не экспертный руководитель швейного цеха. Мои партнеры лучше в этом разбираются. Моя задача — дать заказ, обеспечить сырьем, выдать зарплату. 

Почему шить на своем производстве не дешевле, чем на контрактном? 

По сути, свой бренд и свое производство — это 2 разных бизнеса. И пока вы разбираетесь, где найти швей, или почему станция для отпаривания не отпаривает, вы перестаете держать продажи на пульсе, и в итоге можете провалиться и там, и там.

Отдельно расстраивает, что свое швейное производство не дает более низкой себестоимости. 

Итого мы шьем одну футболку (по работе) за 200 ₽/штука, но: аренда, зп руководителя производства, коммуналка.. Летом купили кондиционеры, зимой — оборудовали кухню. Сегодня починили оверлок, завтра поломалась прямострочка. 

И в итоге расход на 1 единицу продукции по работе также подходит к 400 ₽ (без ткани), за сколько и берем на контрактном. 

  1. Наносим принт на футболку – 150 ₽

– Шелкография

На компьютере раскладываем принт на слои по цветам. Под каждый цвет ставится своя рама с сеткой. Если используете 3 цвета, то потребуется 3 рамы на каждый цвет.  

Через сетку продавливается краска 
Через сетку продавливается краска 
Чтобы краска прошла сквозь сетку, человек взад-вперед водит по ней щеткой 
Чтобы краска прошла сквозь сетку, человек взад-вперед водит по ней щеткой 
Сам станок для шелкографии (от 540 000 ₽) работает как карусель.  
Сам станок для шелкографии (от 540 000 ₽) работает как карусель.  

Раму готовить долго, поэтому, чтобы получить хорошую цену на шелкографию, у вас должен быть большой тираж. Если его нет, то вам стоит посмотреть в сторону ДТФ и ДТГ. 

Шелкография приятная на ощупь, ярче и особенно хороша, когда в принте мало воздуха. Нам подходит отлично.   

– ДТФ

Если вам нужно протестировать принт, то это отличный вариант. 

Машина чернилами печатает на пленке
Машина чернилами печатает на пленке
На чернила в этой же машине наносится порошок 
На чернила в этой же машине наносится порошок 
Все это запекается на инфракрасных лампах 
Все это запекается на инфракрасных лампах 
На выходе – пленка с принтом. Стоит ДТФ принтер от 453 000 ₽.  
На выходе – пленка с принтом. Стоит ДТФ принтер от 453 000 ₽.  

Осталось перевести изображение с пленки на ткань.

Для этого используем термопресс (от 30 000 ₽). 200 градусов на 15 секунд, пленка снимается.
Для этого используем термопресс (от 30 000 ₽). 200 градусов на 15 секунд, пленка снимается.
А рисунок остается на ткани.
А рисунок остается на ткани.

Из минусов ДТФ печать ощущается как пленка и хуже себя чувствует после стирки, чем шелкография. 

Моя знакомая работает тату-мастером и у нее получается вести свой бренд просто у себя дома. Как раз с помощью ДТФ.  

Она рисует принты, печатает принты на пленке с помощью ДТФ-принтера, и держит запас базовых футболок. А когда приходит заказ, она с помощью термопресса (30 000 ₽) наносит на футболку. 

Для рекламы она фоткается в пустых футболках, в программе накладывает принт,  иногда делает 2 футболки для теста принта. Внешне это выглядит как полноценный бренд одежды: хороший крой, качество, крутые принты.  

– ДТГ 

ДТГ принтер наносит краску сразу на ткани
ДТГ принтер наносит краску сразу на ткани

Мы таким не пользуемся, поэтому и без комментариев. 

– Вышивка 

Помимо печати на футболке или другом изделии, изображение можно вышить. 

Сначала на вышивку у нас был подрядчик, но в один момент за год он поднял цену в 6 раз. Причем, когда ты работаешь с людьми вдолгую, не очень-то постоянно проверяешь счета. А стоило бы, потому что, когда мы начинали, вышивка на 1 изделие стоила 50 ₽, а за год выросла до 300 ₽. 

Когда я спросил: «Как так‑то?»

Они ответили: 

Мы так решили

Конечно, после этого мы решили найти альтернативу. И так организовали свой вышивальный цех. Он обошелся в 2 640 000 ₽. 

Учиться сотрудника отправляли в крупный вышивальный цех в Ярославле. 
Учиться сотрудника отправляли в крупный вышивальный цех в Ярославле. 

Конечно, отдельно это было бы не очень рентабельно, но тогда мы договорились, что будем вышивать не только себе, но и нашим друзьям с Камчатки, Чукотки и Сахалина, которые тоже делают одежду с локальной привязкой. Когда у нас не сезон 95% времени цех работает именно на их заказы.

Для себя в основном шьем шевроны, потому что их проще всего вышивать.  

Вышивальная машина – это, по сути, компьютер, в который надо на флешке воткнуть программу. 
Вышивальная машина – это, по сути, компьютер, в который надо на флешке воткнуть программу. 

Основная работа по вышивке идет на компьютере. Ты берешь рисунок, кидаешь в программу для вышивальных машин и нажимаешь адаптировать. Там выстраиваешь очередность стяжков контура и еще несколько нюансов.  

  1. Получаем готовые футболочки

Суровому мужчине – суровый дракон 
Суровому мужчине – суровый дракон 
  1. Упаковываем и превосходим ожидания клиента — 15 ₽

Когда я заказывал с Амазона кофту, мне пришла вещь и подарочки: стикеры, брелочек. Вроде мелочь, а приятно. 

Как художник я украл эту мысль и в свой бизнес. 
Как художник я украл эту мысль и в свой бизнес. 

Крафтовая упаковка, фирменные стикеры, календарь и открытка — это то, что мы не обещаем клиенту, но он радуется, когда получает приятные ништячки. 

Это обходится в 15 ₽, но так как людям приятно, они чаще рассказывают про нас в соцсетях.  
Это обходится в 15 ₽, но так как людям приятно, они чаще рассказывают про нас в соцсетях.  

Себестоимость футболки с принтом 

Итого, только что произведенная футболка оверсайз с принтом обходится в 765 ₽. 

Чтобы в этом бизнесе зарабатывать, наценка в рознице должна быть не меньше 300% (в 4 раза). 

Например, футболка, на которой я рассчитал себестоимость, продается за 3 500 ₽, с наценкой 358% в розницу, и 129% на опте.

Примерный расчет себестоимости футболки оверсайз
Примерный расчет себестоимости футболки оверсайз

Участие в себестоимости работы художника зависит от размера партии, например, коллаборация с художником на 200 футболок с принтом, за который отдали 30 000 выйдет +150 ₽ на 1 штуку. Но для удобства платежи художникам я посчитаю в общих расходах офиса.  

Казалось бы, из 3 500 ₽ вычитаем 765 ₽, радостно забираем 2 735 ₽ с каждой футболки и бежим строить бунгало на Бали. Но. 

Текущая себестоимость возможна исключительно на большом объеме. Если вы придете к нам же или к тем, кто наносит для нас принты или шьет футболки, ваша себестоимость будет вдвое выше. Потому что вы потенциально одноразовый заказ, под который придется перестроить производственный процесс.

Когда изделия разные — это надо переучивать людей, перенастраивать машины, а это сразу рост процента брака. Парень пришел, маленькую партию закинул, оплатил и пропал, когда таких 10 — работа производства превращается в сплошное нерентабельное мучение.

А постоянная загрузка на большом объеме — это то, без чего не может существовать ни одно производство. Рентабельность производства, поверьте, маленькая, об этом позже.  

А вот чтобы обеспечить объем, помимо голой себестоимости вам нужны затраты на маркетинг, продажи и инфраструктуру (офис, который будет всем этим управлять).

Сколько можно заработать на футболках с принтом? 

Итого я посчитаю экономику на нашем среднем обороте 7 млн/мес. Рекорд на сегодня — 9,7 млн. Мы продаем и производим 40+ наименований, доля футболок в общем обороте 40%, но для упрощения расчетов я покажу все выкладки на футболках. 

80% от оборота – это розница:

  • Магазины (4 шт), в том числе на горнолыжном курорте Шерегеш.

  • Сайт и соцсети с доставкой по России.

20% от оборота — это опт и маркетплейсы:

  • Продажи в другие магазины одежды или подарков из Сибири

  • Озон и Wildberries

При расчетном обороте 7 млн распределение выручки такое. 
При расчетном обороте 7 млн распределение выручки такое. 

В каждом канале продаж есть непосредственные расходы направления, например, в розничном магазине — это аренда магазина и зарплата продавцов. А есть расходы управляющего офиса. Я разделил затраты на офис между 4 направлениями в зависимости от объема продаж, так как чем выше продажи, тем больше внимания офиса направление требует. 

Итого расходы офиса порядка 703 000 ₽/месяц. Половина площади офиса – склад
Итого расходы офиса порядка 703 000 ₽/месяц. Половина площади офиса – склад

Помимо меня, как управленца в офисе работают: 

  • куратор розницы и продаж. 

  • куратор всех производств (сам я уже не езжу в цеха каждый день). Плюс этот человек грузит на ВБ и Озон и контролирует бирки. 

  • куратор склада и товарооборота. 

  • Ассистент с уклоном на маркетинг, который сейчас отвечает и за всю маркировку одежды. 

Все люди приходят у нас на стартовую зарплату в 50 000 ₽, и дальше растут в зависимости от загрузки и ответственности.  

Сколько можно заработать в розничных магазинах?  

Сначала я нашел магазины, которым отдавал свои футболки за 25% на реализацию. 

Когда комиссия стала такой, что уже выгоднее открыть свой магазин, мы так и сделали. Открылись в максимально сарайном состоянии. Когда я увидел, что магазин окупается, начал вкладывать прибыль магазина в его же ремонт.

Сейчас у нас 4 точки, 3 — это гостиницы, 1 — свой магазин. В Кемерово оффлайн магазин. Зимой работало 8 точек.

При продажах на 3,2 млн розница приносит 1 038 800 ₽. Товарная себестоимость – 21,8% от оборота. 

Рентабельность розничных точек на расчетном обороте в 3,2 млн  – 32%
Рентабельность розничных точек на расчетном обороте в 3,2 млн  – 32%

Сколько можно заработать на продажах через сайт и соцсети?  

1,5 года я работал без сайтов и продавал только в ВК. 

При заказе через интернет сделал бесплатную доставку от 3 000 ₽. Она выходит от 250 до 500 ₽ в зависимости от удаленности, но, так как часто люди берут несколько вещей, эта сумма размывается и на одно изделие это выходит не очень накладно. 

При продажах на 2,4 млн через сайт и соцсети мы зарабатываем 1 152 600 ₽. Рентабельность этого направления выше всего, так как отсутствуют офлайн расходы на аренду магазина, продавцов, и пр.

Рентабельность онлайн продаж на расчетном обороте в 2,4 млн – 52,8%
Рентабельность онлайн продаж на расчетном обороте в 2,4 млн – 52,8%

Сколько можно заработать на оптовых продажах футболок?  

Опт развивался исключительно на рассылках и обзвонах разных магазинов и точек. Положительный опыт дать под реализацию был только в своем городе. В остальном оптом стал продавать только по принципу «вечером деньги — утром футболки».

При оптовых продажах на 1,1 млн мы зарабатываем  363 100 ₽. Скидка на опте – 50% от розницы. 

Итого рентабельность оптовых продаж на расчетном обороте в 1,1 млн – 35%
Итого рентабельность оптовых продаж на расчетном обороте в 1,1 млн – 35%

Сколько можно заработать с футболок на маркетплейсах?  

Мало! 

А если подробнее. 

ПВЗ Озон у нас в двух шагах, нам приходит заказ, и сотрудник просто закидывает им заказ по пути домой. С Вайлдберриз все сильно хуже. Там мы торгуем с их склада, а для этого тебе нужно отправить им товарный запас. Например, в этом месяце у нас заморожено 420 000 ₽, если считать по себестоимости. И помимо замороженных денег, если товар будет долго продаваться, то ты отдельно заплатишь Ягоде за хранение своих футболок. 

Еще один гвоздик в крышку гроба работы через Wildberries – через них нельзя отправить в нашей фирменной упаковке. Принимается только прозрачная. 

Отсюда такие отзывы и снижение оценки. 
Отсюда такие отзывы и снижение оценки. 

Сначала очень хотел заработать миллионы на маркетплейсах. Даже нанимал отдельного аналитика. Он увидел, что есть спрос на панамы. Мы выделили под это отдельный цех только под панамы и начали шить. Покупали отлично, и мы шили, грузили, заново шили и снова грузили. 

Мы вышли на отличный оборот, но в очередной раз, когда я пересчитал окупаемость, вышло, что мы работали в ноль. То есть 2,5 месяца цех на 6 рабочих мест ничего не зарабатывал, а только обеспечивал оборот Wildberries.

Хотя даже если бы мы брали заказы по контракту, какие-то деньги цех да заработал. 
Хотя даже если бы мы брали заказы по контракту, какие-то деньги цех да заработал. 

А все потому, что на WB ты не контролируешь цену. Там вчера скидка, завтра акция, а сегодня распродажа. А у тебя рентабельность низкая, любые отклонения — и ты в нуле и минусе.

Сейчас часть футболок мы продаем по себестоимости, чтобы просто вернуть свои расходы на производство. Так продаем старые коллекции, но ощущение обесценивания бренда присутствует.   
Сейчас часть футболок мы продаем по себестоимости, чтобы просто вернуть свои расходы на производство. Так продаем старые коллекции, но ощущение обесценивания бренда присутствует.   

При продажах на 300 000 ₽ на маркетплейсах мы зарабатываем рекордные 3 300 ₽. Примерно половина всего оборота ест сам маркетплейс на комиссию, логистику, рекламу, скидки, и пр. 

Итого рентабельности маркетплейсов на расчетном обороте в 300 000 ₽ – 1,1%
Итого рентабельности маркетплейсов на расчетном обороте в 300 000 ₽ – 1,1%

Посмотрел я на прибыль и успокоился с маркетплейсами. 

Думаю, кто-то умеет с этим работать, но это не наш случай. И идти туда нужно с ширпотребным товаром, а продавать футболки за 3 500 ₽ на Wildberries, видимо, плохая затея.     

Сколько всего можно заработать на своем бренде?

Итого наши средние обороты 6 - 9,7 млн ₽ в месяц. А средняя рентабельность – от 30 до 38% оборота. 

То есть наш заработок на обороте в 7 млн ₽ составляет  2 557 800 ₽.

Общая рентабельность на расчетном обороте в 7 млн – 37%
Общая рентабельность на расчетном обороте в 7 млн – 37%

Окупаемость своего бренда 

3 года всю прибыль я реинвестировал, а жил на зарплату в угольной компании. Но с того момента я никогда не брал кредиты и не докладывал из своих. 2,5 года назад я продал часть своей доли, об этом чуть позже.

Несмотря на то, что бизнес довольно маржинальный, мы с партнером вынимаем не больше 10%. В деньгах это около 800 000 ₽ на двоих. 

Остальное идет на развитие: здесь нужно починить или купить новый станок, там пора открывать новый магазин. То есть как таковой окупаемости у меня не было, хотя если посчитать окупаемость швейного цеха, скорей всего она не то чтобы и есть, потому что печатать на контрактном или в своем цеху, выходит одинаково. 

Команда 

Когда у меня была команда по брейк-дансу, я был плохим руководителем. Если человек опаздывал, я на него тупо орал. Один человек после такого ушел. А я проорался и мне полегчало. 

Все поменялось еще в угольной компании, там совещания не начинались с поиска виноватого. Сначала все искали решение в конкретной точке, а только потом в самом конце могли подумать, а почему вообще так случилось.  

С тех времен я понял, что орать – неэффективно, лучше спокойно разобраться в проблеме. Эмоции только мешают. Если ты говоришь спокойно, а человек продолжает ошибаться, то ты не исправишь его, если наорешь. Возможно, человек делает не то, что ему приятно делать. Если поставишь интегратора 1С продавать, он не станет или не сможет. А может, ты уже дал человеку столько нагрузки, сколько он не в состоянии вынести. Тут проще откровенно поговорить и передоговориться. 

Но когда вы уже сработались и знаете, что задача адекватная, то не исполнить договоренность в нашей команде нельзя. 

Как в футболе: игрок может получить травму, но не прийти на тренировку, потому что забухал, просто не может, иначе вылетит из команды.  
Как в футболе: игрок может получить травму, но не прийти на тренировку, потому что забухал, просто не может, иначе вылетит из команды.  

На производстве люди получают сдельно, и моя задача дать работу, зарплату вовремя, и обеспечить комфортные условия. Например, раньше швеи обедали на рабочим месте, а мы обустроили кухню. Было жарко: повесили жалюзи и купили кондиционеры. 

Люди между собой общаются, и когда ты делаешь по-человечески, рабочие отношения с тобой ценят. У нас нет проблем со швеями. При этом зарплата швей выше среднего по Кемерово в среднем от 50 000 ₽. 

Маркетинг: что нужно, чтобы футболки, которые сделал за 765 ₽, продать за 3 500 ₽

Я начинал совсем без рекламы и до сих пор уверен, что хороший продукт сначала должен продаваться сам. Если продукт плохой, ничего не произойдет и реклама только ускорит это понимание. 

Сейчас мой маркетинг выглядит так: 

– Городские паблики и блогеры – 170 000 ₽ в месяц

Я как швейник знаю, что маленький тираж стоит Х за штуку, а большой тираж стоит Х делить на 2 за штуку. Поэтому и блогеров закупаю по швейному – оптом. 

Например, 1 сторис, стоит 500 ₽, а когда сразу платишь за 30 сторис, тебе отдают ее со скидкой за 350 ₽. 

Остается только раскидывать новую коллекцию по уже оплаченным пабликам. Чтобы не забывать, что оплачено, отмечаем посты так: 1/30, 2/30, 3/30, и т.п.

Наша средняя рентабельность 32%, и даже если с 1-й сторис покупают только 1 футболку – это уже рентабельно. Поэтому, если эта экономика бьется, дальше, уже не считаю, только контролирую общий маркетинговый бюджет. 

А еще есть сети городских пабликов, и когда у одного человека несколько пабликов на  оптовых закупках можно получать скидки еще больше. 

– Коллаборации с художниками – условно 0 ₽. 

Сейчас тестируем коллаборации с лучшими сибирскими художниками. Мы отобрали 30 стрит-арт художников, с которыми делаем лимитированные коллекции. 

Идея в том, чтобы обменяться аудиторией. 

Мы снимаем весь процесс производства: от рисунка до пошива и нанесение принта на футболку. На фото – коллаборация с художником Dendyden
Мы снимаем весь процесс производства: от рисунка до пошива и нанесение принта на футболку. На фото – коллаборация с художником Dendyden

Этим контентом делимся мы и делится художник, и, таким образом, он рекламирует нас, а мы его. А когда такое происходит 30 раз, о нас узнают почти все, кого интересует стрит-арт. 

Отдельно мы просим у художника 10 знакомых, которые тоже, как правило, публичные, и отправляем им бесплатные футболки до выхода коллекции. Так, когда коллекция выйдет, благодарные знакомые художника что-то расскажут в своих соцсетях про нашу коллекцию. Мы со своей стороны условий людям не ставим, но обычно все просто от души благодарны. Эту идею я подсмотрел в книжном бизнесе.   

Художнику обычно отдаем 10% партии товаром. 

– Билборды в маленьких городах – 20 000 ₽ на тест 

Сейчас думаю протестировать покупку билборда в маленьких городах. Например, в Ленинск-Кузнецкий билборд стоит 20 000 за месяц. Но за месяц его увидит весь город, а местные там рекламу не берут, для них это слишком дорого, а мы если так продадим 30 футболок — уже окупимся.   

Поставим промокод, и если окупится, скупим билборды в разных городах оптом. 
Поставим промокод, и если окупится, скупим билборды в разных городах оптом. 

– Стрит-арт объекты – 120 000 разово 

С нашим художником мы сделали 3 арт-объекта: Новосиб, Барнаул и Шерегеш. Кроме нас, спонсировал сервис междугородних поездок и бренд краски. 

Мы заплатили 120 000 ₽.  

1 объект закрасили злые коммунальщики, один еще жив. До сих пор считаю это отличным вложением. Слева – эскиз фирменного мамонта 
1 объект закрасили злые коммунальщики, один еще жив. До сих пор считаю это отличным вложением. Слева – эскиз фирменного мамонта 

Хочу продолжать эту работу, планирую брать отдельного человека, чтобы все организовать, согласовать, а может и получить гранты.  

– Даем людям поучаствовать в создании продукта – 0

Мы выкладываем принты и просим проголосовать за лучшие. Если за хаски голосуют, а за мамонтов нет, значит, с собаками работаем, с доисторическими слонами – нет. 

Брендинг летучей мыши страдает 
Брендинг летучей мыши страдает 

– Микроблогеры – 765 /штука 

Местные миниинфлюенсеры на 1 000–2 000 подписчиков радуются подгонам. 

Мы дарим им футболки взамен на небольшое ТЗ. Отснять общий вид магазина, ассортимент, и как продавец пакует футболку. 

95% из тех, кто получал это сообщение, соглашались. 
95% из тех, кто получал это сообщение, соглашались. 

А еще, когда ребята приходили в магазин, часто брали что-то плюсом к подарку, и половина таких акций окупались сразу.

— Реклама ВК — 70 000 /месяц

Собираем лояльную и нелояльную аудитории. Тем, кто не хочет нас видеть и скрывает из ленты, обрубаем рекламу. А кто делает положительные действия: лайкает, вступает в группу, показываем отдельную рекламу.

В группе мы постоянно что‑то постим, и те посты, которые собирают больше всего лайков, и становятся рекламными постами, на которые мы уже тратим деньги.

— Рассылки — только оплата сервисов до 2 000 /месяц

Проводим 5 типов рассылок в ВК: акции и скидки, новые поступления, новости, те, кто хочет создать свой бренд, поиск волонтеров, кто хочет безвозмездно нам помогать.

— В офлайне каждая 7-я футболка в подарок — порядка 2 200 /месяц

765 ₽ в себесе за подарочную футболку, тоже считаю в расходы на маркетинг. 

Итого бюджет на маркетинг порядка 250 000 ₽. 
Итого бюджет на маркетинг порядка 250 000 ₽. 

Партнер

У меня есть старший товарищ и, в отличие от меня, он не участвует в оперативном управлении своими бизнесами, везде управляющие. 

В один момент я уперся в потолок, никому не раздавал ответственность и превратился в местного царька. Мы общались, и когда появилось предложение продать долю, я принял его. 

В этот момент у меня было 3 цели:

  1. На мне было много процессов, я думал, что лучше меня никто не сделает. Зачем платить большие зп, если все могу сделать сам. А у партнера везде были управляющие, и он этот этап уже прошел, и поэтому я учился и учусь у него. 

  2. Мы работали с ним на разном уровне денег. Например, он вкладывал 27 млн на открытие бургерной, а я жался потратить 1 млн на открытие магазина. Для меня вложить 1 млн было просто страшно. Он помогает принимать решение даже просто в формате: не бойся. 

  3. Социальный капитал

Его связи помогают решать вопросы. 

Отдельно польза в партнерстве – оценка бизнеса. Это было полезно тому, кто ни разу не пробовал продать или оценить свой бизнес. И убрало мне часть иллюзий.

? Каждую неделю честные истории на основе интервью с предпринимателями, выходят в телеграм‑канал «Упал, поднялся», подпишитесь.

Что бы я пожелал себе, когда начинал?  

Я начал в 2014-м, и тогда эти советы мне бы очень пригодились. 

  1. Сначала строим продажи и только потом производство 

Первое, о чем стоит думать в бизнесе, — маркетинг и продажи. Забери у нас цеха — мы выкрутимся. Но забери у нас бренд и оставь цеха, мы закроемся, просто что‑то шить будет просто нерентабельно.

  1. Офлайн бизнесу лучше под присмотром

Офлайн бизнес спокойнее вести бизнес с теми, к кому ты можешь доехать за 30 минут.

  1. Партнерство — это хорошо

Каким бы крутым ты себе ни казался, есть объем ответственности, который каждый может вынести. Поэтому прийти далеко одному не получится.

  1. Не экономь на дизайнерах и фотографах

Визуал — это то, что делает твой товар модным и привлекательным, за это стоит хорошо заплатить.

  1. К сожалению, нет разницы производить самому или найти хороших подрядчиков.

А начинать совершенно точно лучше с посредниками.

  1. Не нужно пытаться выстроить каждый процесс от начала до конца. Если ты попробуешь сразу наладить и закупку ткани напрямую, и собственный швейный цех и маркетинг, и продажи, что-то обязательно пойдет не так. Лучше выстроить что-то одно, и только потом двигаться дальше. 

Сейчас я занимаюсь любимым делом, зарабатываю на этом деньги, могу проводить достаточно времени с семьей, наверное, это можно считать успехом.  
Сейчас я занимаюсь любимым делом, зарабатываю на этом деньги, могу проводить достаточно времени с семьей, наверное, это можно считать успехом.  

Титры 

ДИСКЛЕЙМЕР: Статья написана автором блога «упал, поднялся», на основе интервью с основателем бренда одежды MySiberia Вячеславом Шуклиным. 

Я веду блог «упал, поднялся» с историями про реальный бизнес, а не этот ваш успешный успех.

Вы прочитаете: как я открыл и развалил сеть ночных клубов, как правильно склеить картон, чтобы продать его на маркетплейсах на 50 млн в год, как фермер потратил 250 млн в деревне, почему умирает производство пельменей в провинции, почему таксопарк на 300 водителей и 40 машин больше не бизнес, как технарь отреставрировал советский лагерь, но улетел в кассовый разрыв на 60 млн и другие истории.

Комментарии (93)


  1. vesowoma
    15.07.2024 16:51
    +1

    На компьютере раскладываем принт на слои по цветам. Под каждый цвет ставится своя рама с сеткой. Если используете 3 цвета, то потребуется 3 рамы на каждый цвет.  

    Я не спец в полиграфии, но мне кажется что при трех цветах потребуются три рамы всего, а не на каждый цвет


    1. vvzvlad
      15.07.2024 16:51
      +11

      "Если используете 3 цвета, то потребуется 3 рамы — на каждый цвет."


  1. Fangaro
    15.07.2024 16:51
    +20

    Я могу быть не прав, но эту статью либо генерировали, либо у производителя всё хорошо с закупкой материалов, производством, реализацией, что хочется поделиться радостью. Но как удаётся продавать на 70 млн в год обычных футболок, отличающихся от других лишь наличием рисунка, и не быть в состоянии "задница в мыле, а мы ещё не все налоги заплатили" - не понимаю. Торговал ли сам? Да. Производил ли сам? Нет.

    Если это реклама себя, как успешного преодолевателя препятствий, или пробная реклама торговой марки, за которой (попыткой) есть свободные финансы - тогда для меня будет понятно.

    А как "вот как мне удалось выйти в большой плюс по вложениям" - нет, не понятно.


    1. RusikR2D2
      15.07.2024 16:51
      +6

      При их цене это всего лишь 20-30 тыс футболок в год.. В среднем футболки хватает на год-два (если не носить ее каждый день), и если качество устраивает, то вполне можно покупать каждый год одной и той же фирмы футболки. И не по одной штуке в год.


    1. Vsevo10d
      15.07.2024 16:51
      +11

      Я вот тоже ХЗ. Во-первых, на рынке там уже гиганты типа принтбара или всехмаек с доставкой разве что не в тайгу с попутной стаей комаров. Во-вторых, не раскрыта тема маркетплейсов, про которые все предыдущие когтеточеры высказывались в духе "охват огромный, но две трети денег отдаешь тоже им", как-то все живо и успешно, как ниже намекают в каментах. В-третьих, см. п.1 - а рынок разве не насыщен? Есть футболки с каждым героем доты, маркой машины и тян из аниме, там скоро можно будет случайно найти принт со своей мамашей, а спрос? Ну когда мне было лет 25, я пару футболок купил, но опять же, с той пленкой, которая не шелкография - принт тупо трескается через пару стирок, и ты становишься похож на говнаря, а шелкография дорого для тупо футболки, за такие деньги лучше рубашку купить. Не зашло мне, короче. Практически такая же бесполезная вещь, как (внезапно!) кружки с принтом. Ну пару возьмешь, на работу себе и знакомому подарить на той же работе, да и все.


      1. Nick0las
        15.07.2024 16:51
        +5

        Я вот когда статью читал и иллюстрации смотрел обратил внимание на некую экзотичность и одностильность рисунков. Все про сибирских животных. И сбыт в основном в оффлайн магазинах, как я понял, в туристических местах. Я подозреваю, что это довольно узкая ниша сувенирных футболок.


        1. Vsevo10d
          15.07.2024 16:51
          +8

          Все эти туристические оффлайн развалы есть не то что в туристических местах, а вообще в любом ПГТ в бассейне Волги, где есть неразрушенная церковь или 76-мм пушка на гранитной плите, там вечно висят эти футболки в диких количествах, симпл димплы и прочие фанерные керамбиты. Никогда не понимал, кто покупает весь этот калл. И совсем не верю, что с него можно заработать 70 млн.


          1. Nick0las
            15.07.2024 16:51

            Понятно, что сувенирные развалы есть везде, где есть поток туристов (не тех, что с рюкзаками, а тех, что по гостиницам и экскурсиям). И, как правило, на таких развалах много точек с +/- одинаковым ассортиментом. Даже удивляет, что у автора магазин свой, и он не подкидывает товар десятку других магазинов. Хотя может и подкидывает.


          1. Sensey-alexey
            15.07.2024 16:51

            сравнить брендовые футболки с уникальными принтами от местных дизайнеров и фанерные керамбиты это конечно надо быть сверхразумом


          1. PerfectEvil
            15.07.2024 16:51

            Ты конечно сравнил, уникальные принты и все майки) ты из категории людей, кто не обращает внимание на детали визуального оформления, для тебя это всё одно и то же. Но людей, кто видит для себя разницу между оригинальным дизайном и ширпотребом достаточно, чтобы зарабатывать такие деньги в этой сфере. Я конечно зря стараюсь объясняя тебе это, ты другого склада мышления, и тебе эту сферу не понять


            1. Vsevo10d
              15.07.2024 16:51
              +2

              Тыкайте, пожалуйста, вилкой в огурец, это раз. Второе, я не понимаю, вот эти набеги с оправданиями в каментах и правда добавляют позитивной ауры производителю?

              И да, я 100% уличной рекламы, принтов на чужих майках, аэрографии и наклеек на тачках воспринимаю как визуальный мусор, баннерная слепота мое все. Имею право.


              1. PerfectEvil
                15.07.2024 16:51

                Мы сами разберёмся как отвечать человеку, который неоправданно некультурно выражается. А твоё непонимание, твоя слепота, и что ты считаешь мусором никого не волнует


                1. Vsevo10d
                  15.07.2024 16:51
                  +2

                  Так не волнует, что пришлось зарегаться, да. Насколько же нищий уровень - бегать по каментам и лаять, закапывая в первую очередь свою же репутацию.


                  1. exTvr
                    15.07.2024 16:51

                    Чу́дище о́бло, озо́рно, огро́мно, стозе́вно и ла́яй.

                    про наличие репутации у оного упоминаний неть..


                  1. PerfectEvil
                    15.07.2024 16:51

                    Да, меня абсолютно не волнуют твои предпочтения, но я имел ввиду рынок, рынок не волнуют твои вкусы и непонимания. Тебе тугодуму, просто обозначили,что есть другие люди с другим взглядом на эти вещи,а у тебя сразу истерика и словесный понос. Тебе повезло, что существует интернет и комменты, хоть где-то можешь себя проявить


                    1. F1eex
                      15.07.2024 16:51
                      +2

                      По-моему истерика-то у вас как раз. Я, как уже писал выше, сам поработал в этом деле и немого знаю, зачем и кому это нужно. Но реагировать в вашем стиле - не комильфо.


                      1. PerfectEvil
                        15.07.2024 16:51

                        Конечно не комильфо, чтобы выражаться в моём стиле нужно русский язык знать, и не разбрасываться оскорблениями направо и налево. То что ты работал это хорошо конечно, полезное занятие


                    1. Vsevo10d
                      15.07.2024 16:51
                      +1

                      я имел ввиду рынок, рынок не волнуют твои вкусы 

                      Аминь, чел :) Мне вот, как части рынка, еще вчера были просто индифферентны ваши "крутые дизайнерские принты", а теперь я спецом ваш бренд запомню, чтобы никогда случайно не купить. На каждый невосторженный отзыв о продукции присылать своего морально нищего амбассадора залупаться в каментах - гениальная маркетинговая стратегия, обязательно доложите Рюмину об ее успехах, поднялся-упал там, все дела.


    1. slava_rumin Автор
      15.07.2024 16:51
      +2

      Здравствуйте! Эта история одна из статей цикла блога Упал, поднялся. Производитель не хотел поделиться радостью, а дал интервью. А почему показалось что статью генерировали?


    1. Dolios
      15.07.2024 16:51
      +6

      У меня сложилось впечатление, что владелец так пытается слона продать.


      1. VSRAP
        15.07.2024 16:51
        +1

        Разве владелец? О чем статья понятно. А вот зачем она написана?

        Отсюда и комменты по Гоголю

        «Вишь ты, — сказал один другому, — вон какое колесо! Что ты думаешь, доедет то колесо, если б случилось в Москву, или не доедет?»

        • «Доедет», — отвечал другой.

        • «А в Казань-то, я думаю, не доедет?»

        • «В Казань не доедет», — отвечал другой.

        Этим разговор и кончился.

        Не идти же в самом деле на канал и не читать о том, что нужно много трудиться, чтобы получить компетенции в области зарабатывания денег?


    1. hphphp
      15.07.2024 16:51

      Не генерировали, есть уже сложившаяся традиция писать в стиле "продал когтеточек" или пельмений на лярд. Слог, структура все соблюдено. Так и не понял откуда взялась цифра в 70 млн.рублей, но было интересно.


  1. Spellinger
    15.07.2024 16:51

    Вот потому я и заказываю футболки с али ))


    1. fenom82
      15.07.2024 16:51
      +3

      Не совсем понятно почему. Потому что производить самому слишком сложно или потому что вам качество и/или цена тех что можно купить не устраивает?


      1. Spellinger
        15.07.2024 16:51
        +1

        Потому что они стоят там нифига не 3500 , при намнооого большем ассортименте. Блин ,даже если со своей картинкой заказать -выйдет дешевле. Да ,это будет нифига не шелкография ,но картинка пару лет при регулярной стирке ,все равно держится неплохо .


        1. SanzenSekai
          15.07.2024 16:51
          +7

          Ну, я закупался пару месяцев назад футболками по 2-3к, вот только я брал на маркетплейсе, а такая высокая цена обусловлена фасоном под двухметровый рост. Что удивительно, но самыми шикарными футболками по качеству и дизайну оказались футболки от Евы Элфи, лучшая моя покупка одежды за все время.

          А тут обычная футболка с примитивными принтами в единообразном стиле, и стиль мягко говоря на любителя, лично я бы такое и за 100р не взял, не говоря уже про 3.5к. Хз, попахивает чем-то, что п начинается, на издеж заканчивается.


          1. TVExpert
            15.07.2024 16:51
            +9

            Вот 3500 за футболку тоже, как-то наивно звучит.
            Такой ценник ещё можно понять, если будет возможность покрутить изделие перед покупкой в руках, оценить качество ткани, строчек, самой печати + естественно сюжета картинки.
            Плюс репутации и престижности бренда.

            Покупал изделия "легпрома" лично в разных странах, реально офигительные массовые вещи, даже сейчас стоят заметно меньше.

            Варианты когда в том же "спортмастере" продают "адаптации" по цене выше чем фирменные вещи, это не моё. При этом, я не точу на руководство этой конторы зуб - выживают как хотят, имеют своего покупателя, ну и молодцы.
            Несколько лучше был (в начале пути) декатлон, но это когда в нём продавались вещи без подхода "россияне и так(ое) купят".

            Вообще, тема "адаптации" (по факту имитации) сейчас актуальна как никогда...
            Многим известна большая и серьёзно работающая структура "Восток спец одежда".
            Ребята реально роют землю, но... их постоянное направление/желание "купить дешевле" (могут себе позволить заказывать вещи под заказ), но продавать подороже (по цене матёрых производителей), это мягко говоря "радует".
            В германии есть производитель спецодежды, в которой любят ходить все слои населения, настолько она делается качественной, удобной и отлично выглядещей внешне.
            Хорошие дизайнеры, хорошие технологи, своё КБ.
            Продукция НЕ продаётся вне своих фирменных магазинов.
            Не поставляется в другие страны.
            Ценник на вещи совсем не минимальный, НО ! купив вещь, владелец будет 100% уверен что она будет служить ему долго. И в ней будет удобно.
            Качество ткани и пошива близко к "идеальному" (насколько это возможно для массового производства).
            При этом, тема интернет сайта для своего бренда у них явно без "преувеличений", он есть, он неплохой, но имеет "обратную полярность" (сложно объяснить).
            Условно, по сайту интересно серфить, интересно рассматривать вещи (там совсем не банальные фото сделанные издалека и на кнопочный телефон в стиле "ну вот как то примерно так").
            Но когда попадаешь в их фирменный магазин, то понимаешь, что сайт это лишь "что бы было" (пусть и качественно).
            Именно в таком магазине, я понял, что именно удерживает женщин в их многочасовых походах в их любимые магазины одежды :)
            Похожего эффекта я не ощущал даже рядом, когда был в "профильных" для мужской части магазинах автозапчастей/туристического/хоббийного(рыбалка/мото/радиодеталей) направления.
            Вот такой подход к качеству продукции, и "берёт за жабры" сразу, без компромиссов, без шансов на "я просто так посмотрю".
            Единожды попав, покрутив руках, посмотрев лично такие вещи, человек безальтернативно становится поклонником и постоянным клиентом бренда.

            Просто как некий показатель - в одну из поездок, я набрал здоровый чемодан разной подростковой одежды для своей дочери, которая имеет свой вкус и отвращение к всяким "барби стилям" и прочим "розовым соплям". С такими запросами, одеть её в РФ было непросто многие годы. Ну просто человечек в свои годы уже понимал тему качества и стиля...
            Эту подростковую одежду набрал с помощью местных "знающих тему/места" людей, в профильных "молодёжных" магазинах.

            Себе же, я взял только шорты из упомянутого выше магазина "спецодежды" (не дёшево, да и мне проще).

            В итоге, по приезду домой, радости у подростка было очень много, т.к. "папа знает что покупать!" (без малейшего "подхалимажа").
            Но когда увидела что я купил себе (те самые шорты), то полушуткой, но "со смыслом", посетовала, что "вместо этой ВСЕЙ коллекции, готова была на такие же".
            И да, даже на таком "уровне", носила купленные в этой поездке вещи много лет, многие из них прям до состояния "выбросить уже стыдно" (те кто знает/понимает подростковый максимализм поймёт).


            Не буду называть марку (по определённым причинам), но в РФ сейчас есть матёрые и опытные владельцы/бренды, которые создают очень эффектные спортивные вещи(коллекции), при этом не забывая про качество (насколько это можно для массового производства в РФ).
            Причём помимо "внимания к деталям" (фурнитура, приятные "моментики" в упаковке/конструкции и т.п.), дизайнеры таких производителей учитывают даже такие тонкости, как работа их коллекций в кадре ТВ/Фото камер. И не просто "ярко и с вызовом" (что может в итоге выглядеть как цыганщина), а как раз наоборот, с пониманием очень тонких "материй", как визуального восприятия, так и особенностей работы видео/фото техники.

            Увы, без обид и претензий, но автору статьи до такого уровня ещё расти и расти.
            Повторюсь - я не пытаюсь "унизить" (?) реального автора, то что он смог поднять свой проект на тот уровень который описывает, это уже сизифов труд.
            Да, ему не сконкурировать с матёрыми буржуями (по многим причинам, которые от него не зависят). Но в России есть структуры, которые просто делают схожее направление явно лучше, причём по плюс/минус одинаковой рознице (если речь идёт о ценнике "3500 за футболку").

            Ну и не стоит забывать про "это другой уровень" если у покупателя есть возможность посещать хорошие магазины в других странах. (вариант с дистанционными покупками сейчас не актуален).
            Забудем (объективно) про магазины в условных италии/германии, но даже в курортных локациях турции, можно найти магазины одежды, где при внимательном и неторопливом посещении можно купить очень качественные вещи (речь не идёт про развалы футболок/шлёпанцев/надувных кругов и прочего схожего по пути туристов между отелями и пляжем).
            Уточню - в той же турции, многие вещи с претензией на качество, будут стоить заметно выше чем в массмаркетах уровня спортмастера, но качество будет как бы не ещё хуже.
            Именно поэтому, что-то реально стоящее, перед покеупкой НАДО "КРУТИТЬ В РУКАХ" ЛИЧНО.
            Иначе, все эти "3500 за футболку" :) могут оказаться очень большим разочарованием.

            P.S.
            Ещё один "моментик" (для понимания что у меня есть кое-какой опыт в этом направлении).
            Ещё в начале 90х, я делал "штучные" проекты для своих друзей, в виде футболок с заказными принтами.
            Сравнительно недавно делал опять таки заказные "штучные" вещи для участия в европейских спортивных соревнованиях.
            Понятно что в работе были самые качественные из доступных ткани/варианты технологий переноса картинок на ткань и т.п.
            Естественно были долгие поиски мастерских и людей, которым интересно "пробовать новое/штучное".
            И это пипец как сложно, если почти все владельцы необходимого оборудования сидят на *опе ровно, и ждут, когда приедет принц на розовом пони и сразу скинет им заказ на "многомульёнов".

            Поэтому да, несмотря на "больше вопросов чем ответов" (к герою статьи), виртуально жму ему руку за целеустремлённость и упорство.


            1. randur
              15.07.2024 16:51
              +1

              А можно всё-таки тихонечно назвать марку/марки, которые "в РФ сейчас есть матёрые и опытные владельцы/бренды, которые создают очень эффектные спортивные вещи(коллекции), при этом не забывая про качество"? Хочется поддержать рублём отечественного производителя качественных вещей. Спасибо!


              1. TVExpert
                15.07.2024 16:51

                Воздержусь.
                Вариантов несколько, конторы конкурируют между собой, рынок динамичен, сейчас "на коне" (для клиентов) одна контора, завтра другая.
                Заглянул на сайт одной, у них сейчас мужские/женские футболки от 2500-3000
                У другой от 1200 (идёт распродажа).
                У одной рубашки поло примерно от 5000, у другой от 900-1500.
                Что будет "завтра" - да кто же его знает.

                Например под Олимпиаду-80, в Мск была создана структура "экспериментальная фабрика спортивных изделий", которая получила топовое на то время оборудование и специалистов. Многие вспомнят дефицитные, но изредка продающиеся в спорт магазинах кроссовки Adidas (синие, замшевые, с белыми полосками). Они шились именно на этой фабрике.
                Сравнительно недавно, эта фабрика имела на дмитровке свой фирменный и очень интересный магазин спорт.обуви, цены были более чем удобные, качество и дизайн в разы лучше китайского и даже более фирменного продукта.
                У меня супруга хоть и поклонница NB, но кроссовки из того магазина вспоминает с бОльшим уважением, говорит что они были намного удобнее и практичнее.
                Сейчас этого магазина вообще нет (точнее что-то осталось, но это очень нишевое, для тех кто любит лёд и шайбу).

                А у уже упомянутой немецкой конторы, появилась возможность купить через интернет, но их "международный" сайт отсылает не во все страны (реально список не очень то и большой).
                В своё время, задолго до известных событий, я им писал, мол покупал у вас, в таком то магазине, есть чеки и т.п., хочу "повторить".
                Вполне бодро и адекватно ответили что рады такой обратной связи, но могут предложить только вариант что я покупаю и отправляю на адрес в германии, откуда "кто-то" переправит в РФ.
                Кстати, на известном сервисе "купи/продай", появилось довольно много продавцов, кто возит и предлагает вещи этой марки. У тех кто купил себе но не подошло по размеру цены почти как в магазинах.
                Те кто перепродаёт - цены примерно х1,5 (что уже не очень, т.к. например самая ходовая цена на брюки, "там" около 75-90 Евро, что "здесь" становится 12-15 КРуб.
                А это уже интересно разве что штучным фанатам/ценителям.

                Так что соррян, но будет проще, если каждый найдёт для себя свой вариант удобного и по цене и по качеству.
                Стабильности сейчас нет никакой, посоветуешь качественное на текущий "момент", завтра получишь возможно даже справедливый негативный отзыв, мол "что за хню посоветовал?!"... (а окажется что сменился владелец, технолог или ещё что-то, и из бренда решили выжать все соки новые "оптимизаторы").


                1. befart
                  15.07.2024 16:51
                  +1

                  Московский адидас вроде бы до сих пор существует, бренд у них сейчас EKSIS, видел на маркеплейсах их знаменитые те самые кроссовки, не совсем дешево теперь стоят, можно по акциям найти брендовую обувь в ту же цену. Недавно увидел в интернетах иранские аналоги, начали в Россию их возить, схема та же, закупленная до революции у Адидаса фабрика, то же шьют классические модели 80-х годов. Как-нибудь куплю себе "колеса" иранские, понастальгирую, были у меня в 90-е Адидас Ульм и Лужники, а партнеры по команде в бутсах 13 шипов Эксис играли)


                  1. TVExpert
                    15.07.2024 16:51

                    Да, помню как скромненько и стесняясь "переключались" с EFSI на EKSIS...
                    Но увы, eksis-sport.ru предлагает пустые разделы разной обуви, и с десяток моделей всё той же древнючести (одно время их массово предлагали торговцы на рынках, уж не знаю насколько реально фабрично-качественной).

                    Сам же EFSI на излёте свой обувной карьеры имел добротный салон/бутик :) рядом со зданием комбината (бывал там неоднократно и по спортивному направлению и по своему "техническому" (в одном из зданий работала грамотная контора "Мир Антенн").

                    От этого же EFSI в "боковом" подъезде был их филиальчик, который торговал преимущественно хоккейной амуницией с уклоном в Easton_овские вещи (серьёзная американская контора, которая известна во многих видах проф.спорта, своими изделиями для альпинизма, велогонок, стрелковых видов спорта).

                    Но... видимо "обувная" команда не смогла вырулить в определённых условиях современной экономики/рынка.
                    А модели кроссовок у них предлагались очень интересные (и совсем не на базе старых "шасси" :) )
                    Эта контора шла у меня уверенным "вторым номером" после когда-то существовавшего штатовского бренда (но легко доступного в РФ) - RUGGED (кому повезло попользоваться их серией "Shark", наверняка вспомнят их добрым словом).
                    Тех похоже в своё время выкупили дельцы из ECCO, т.к. они "сильно мешали" бизнесу, выпуская более качественную но намного более дешёвую обувь.


                  1. TVExpert
                    15.07.2024 16:51

                    Да, помню как скромненько и стесняясь "переключались" с EFSI на EKSIS...
                    Но увы, eksis-sport.ru предлагает пустые разделы разной обуви, и с десяток моделей всё той же древнючести (одно время их массово предлагали торговцы на рынках, уж не знаю насколько реально фабрично-качественной).

                    Сам же EFSI на излёте свой обувной карьеры имел добротный салон/бутик :) рядом со зданием комбината (бывал там неоднократно и по спортивному направлению и по своему "техническому" (в одном из зданий работала грамотная контора "Мир Антенн").

                    От этого же EFSI в "боковом" подъезде был их филиальчик, который торговал преимущественно хоккейной амуницией с уклоном в Easton_овские вещи (серьёзная американская контора, которая известна во многих видах проф.спорта, своими изделиями для альпинизма, велогонок, стрелковых видов спорта).

                    Но... видимо "обувная" команда не смогла вырулить в определённых условиях современной экономики/рынка.
                    А модели кроссовок у них предлагались очень интересные (и совсем не на базе старых "шасси" :) )
                    Эта контора шла у меня уверенным "вторым номером" после когда-то существовавшего штатовского бренда (но легко доступного в РФ) - RUGGED (кому повезло попользоваться их серией "Shark", наверняка вспомнят их добрым словом).
                    Тех похоже в своё время выкупили дельцы из ECCO, т.к. они "сильно мешали" бизнесу, выпуская более качественную но намного более дешёвую обувь.


            1. exTvr
              15.07.2024 16:51

              А можно всё-таки тихонечно назвать марку/марки, которые "в РФ сейчас есть матёрые и опытные владельцы/бренды, которые создают очень эффектные спортивные вещи(коллекции), при этом не забывая про качество"?

              Удваиваю просьбу.


              1. igrushkin
                15.07.2024 16:51

                не буду тут рекламой заниматься. Название как у одной из сил природы. Делают вещи для велоспорта. Очень популярны в узких кругах.


                1. randur
                  15.07.2024 16:51
                  +1

                  Судя по всему, этот стыдливый товарищ с пикабу ("зелёный банк", "красный оператор") имел в виду veter.cc. Очень хочется услышать рекомендации от TVExpert.


                  1. igrushkin
                    15.07.2024 16:51

                    почему я вдруг стал "товарищем с пикабу"?


                    1. Moog_Prodigy
                      15.07.2024 16:51
                      +2

                      Потому что это оттуда пошла мода не называть ничего своими именами, чтобы не заподозрили в рекламе\заказухе. Впрочем, мода могла распространиться и пошире.


                      1. vorphalack
                        15.07.2024 16:51

                        она пошла хрен знает откуда, но щас со всеми законами "о рекламе" народ и правда иной раз побаивается кого-либо назвать в открытую - вдруг прилетят коршуны и спросят, где ERID, где бабки?


                      1. kuzzdra
                        15.07.2024 16:51
                        +1

                        вдруг прилетят коршуны и спросят

                        Спросят с анонимуса из интернетов? Или с владельца чатика?


          1. Ranger21
            15.07.2024 16:51
            +2

            Что за футболка от Евы Элфи?) можно ссылку?)


            1. Hannnn
              15.07.2024 16:51
              +1

              это случаем не блогерша с порнхаба?) Те ее мерч)


  1. MonkeyWatchingYou
    15.07.2024 16:51
    +3

    Рад за вас конечно, но 70 млн/год не на массмаркет продукте, терзают смутные сомнения.
    ...
    Но! Опять же. Раз всё реально, это мотивирует, оставляет надежду на перспективы рынка.
    Спасибо, что делитесь успехом и сложностями на пути.


    1. vbifkol
      15.07.2024 16:51

       70 млн/год не на массмаркет продукте, терзают смутные сомнения.

      в статье заявлен оборот 4х магазинов и сайта в 2,4 млн. Сайт не выделен как нечто отдельное, будем считать что по 500 000 в месяц с магазина. Получается 142 футболки в месяц, 5 футболок в день. Не выглядит нереальным даже при такой цене.


  1. trybros
    15.07.2024 16:51
    +10

    Нужна квитанция об оплате налога с 70 млн.


    1. Nansch
      15.07.2024 16:51

      Налог теперь с первого миллиарда. Деньги подешевели.


  1. VasilievVictor
    15.07.2024 16:51

    вот это интересно, оборот вроде и не большой(меньше миллиона $ в год), но вполне себе нормальный для небольшой компании, тем более есть видимый потенциал роста, если конечно текущая экономическая ситуация не накроет и при падении продаж не вырастет резко себестоимость. Интересно почитать продолжение, ближе к Новому Году, удалось ли вырасти, стагнация, или резкое падение продаж...


  1. KalitaIvan
    15.07.2024 16:51
    +4

    В статье несколько раз говорится про бренд но самое забавное что никогда о таком даже не знал не слышал и не видел. Может я конечно не в теме хотя футболки покупаю раза три-четыре в год...


    1. vlaubenshtein
      15.07.2024 16:51
      +14

      Вы просто не долистываете до цены в 3500 на маркетплейсах )


  1. Javian
    15.07.2024 16:51
    +6

    Не очень понятно откуда взялся такой рынок футболок в стране, где не особо длительные сезоны с комфортными температурами для ношения футболки.


    1. Anarchon
      15.07.2024 16:51
      +3

      Зимние куртки тоже не на голое тело носят.


      1. Javian
        15.07.2024 16:51

        Свитер, рубашка, майка - стандартный комплект. В вариации когда майку заменяет футболка, непонятно зачем ей принт - в этой функции футболка стирается еженедельно и принт быстро потеряется


        1. MaxALebedev
          15.07.2024 16:51

          Вы не поверите - но люди не всегда носят то, что вписывается только в вашу вселенную, но вы это зачем-то отрицаете.

          К примеру у меня нет ни одного свитера и майки, но я иногда ношу футболки, по вашей логике я "нестандартный"?


    1. MaxALebedev
      15.07.2024 16:51
      +3

      Зимой люди футболки не носят? Под пуховиком?


      1. voldemar_d
        15.07.2024 16:51
        +5

        Не знаю, кому как, а мне так в футболках с принтами жарко даже летом. Они обычно делаются из какой-то более плотной ткани, чем обычные футболки. Непрактичная штука, кмк.


      1. CherryPah
        15.07.2024 16:51
        +4

        Зимой футболка обычно выполняет роль нижнего белья, потому что между ним и пуховиком зачастую появляется еще какое-нить худи/свитер/толстовка/рубашка. И не потому что пуховик холодный, а поскольку не во всех местах зимой топят так, чтобы комфорно чувствовать себя в одной футболке.

        И с этой задачей замечательно справляется простейшая хбшная футболка за 300р, которую абсолютно не жалко каждый день кидать в стирку и в конце концов пустить на ветошь/выкинуть, нежели футболку за 3.5 косаря с модным принтом который все равно не видно (да я знаю что разумеется все вещи носят для себя, а не для окружающих, но этот принт даже тебе самому не видно)


        1. MaxALebedev
          15.07.2024 16:51
          +1

          Смотрю на коллег - многие просто приходят на работу в футболках с принтами и 10 часов проводят в офисе в них. Зимой. В офисе одинаковая температура и зимой и летом.


    1. functyon
      15.07.2024 16:51

      оу, ну конечно, куда же без такого комментария.


  1. VitalikKoshelev
    15.07.2024 16:51
    +1

    Что-то закончились истории из разряда «упал, поднялся». Где здесь «упал»? Сплошной «успешный успех»


    1. vvzvlad
      15.07.2024 16:51
      +5

      Да вон все предыдущие статьи целиком почти из "упал" состоят


    1. slava_rumin Автор
      15.07.2024 16:51

      Виталий, не всегда фильтрую по этому принципу


    1. voldemar_d
      15.07.2024 16:51

      Вроде как, с WB не совсем успех получился.


  1. maximtkachev
    15.07.2024 16:51
    +1

    Хм, во вконтакте можно точечно отрубать рекламу отдельным пользователям?


    1. slava_rumin Автор
      15.07.2024 16:51

      Да, обычно везде так можно


      1. maximtkachev
        15.07.2024 16:51

        Значит, спамеры вконтакта - мазохисты. Издеваюсь над ними, издеваюсь, а они не хотят конкретно меня отключить и жить спокойно XD


        1. slava_rumin Автор
          15.07.2024 16:51

          Спамеры на своей волне)


          1. maximtkachev
            15.07.2024 16:51

            К сожалению, да.


        1. randomfoto
          15.07.2024 16:51
          +1

          Очередной лохотрон: а у вас есть база идиотов которые кликают и взаимодействуют с откровенным скамом?
          ВК: да вот держите всего за 20$.

          • maximtkachev смотрит новую рекламу *


  1. Dolios
    15.07.2024 16:51
    +4

    Получается, судя по скрину, что 5 руководителей направлений (!) суммарно зарабатывают 400к в месяц, это по 80к на человека. Кто покупает эти футболки, если даже руководители себе их позволить не могут с такой-то зарплатой? Кто всё это покупает?


    1. IvanSTV
      15.07.2024 16:51
      +5

      Мне тут тоже очень странно и зацепило. Если он платит налоги (как минимум НДФЛ), то у него люди получают тысяч по 50-70. Руководители направлений :) А есть еще и страховые выплаты за работника. Для нынешних цен это только на покушать и коммуналку, если квартира своя. Я даже страшусь подумать, сколько получают швеи или мастер по шелкографии. Судя по тому, что пошив у него работа - 300 р за футболку, обычно в цехах фонд з/п составляет около 50% себестоимости продукции (остальное аренда, оборудование, коммуналка). потому условно берем 150 в фонд з/п, из него вычитаем 13% НДФЛ и страховые, делим на 4 человек (4 операции на одну футболку). Он производит где-то 20000 футболок в год на 247 дней - это где-то 80 штук в день, на человека где-то получается 1800 рублей в день, из расчета 22 рабочих дня получаем 40 тыр. Но это сделка, так что в некоторые месяцы работники получают меньше, в районе 20-25 тыр.


      1. voldemar_d
        15.07.2024 16:51

        Про швей вроде написано, сколько получают.


  1. fed_medved007
    15.07.2024 16:51
    +4

    Кто из Сибири, тот явно слышал или видел это бренд, особенно фотографии на фоне графити этой компании (в Новосибе кажется).
    Не знаю откуда столько хейта, но вполне реальная история, единственное может автор имел ввиду, что оборот всего бренда (70 млн), и тогда уйдут лишние вопросы, ведь ассортимент не только футболки на сколько помню.


    1. Dolios
      15.07.2024 16:51
      +6

      Не вижу хейта, но математика не сходится, как по мне. Я не из Сибири и зарплата у меня сильно повыше, чем у "руководителя направления", но на предложение купить футболку за 3.5к-4.5к я только пальцем у виска покручу. Но я рад за благосостояние сибиряков :)

      единственное может автор имел ввиду, что оборот всего бренда (70 млн)

      Как по мне, так, судя по заголовку, у автора прибыль 70 млн с футболок, а не оборот бренда. При этом "руководителям направлений" он платит по 80к (с налогами и отчислениями в фонды). Что тоже как-то не бьётся. Очень много нестыковок в статье.


      1. voldemar_d
        15.07.2024 16:51
        +1

        Вот мне тоже не придет в голову за такие деньги футболку покупать. Если и купил бы, то на каком-то ну очень памятном для себя событии, как было однажды на одном концерте. А если она просто в магазине за такие деньги висит - ну такое.


        1. pes_loxmaty
          15.07.2024 16:51

          я недавно на памятном событии футболку за полторашку взял. А спустя неделю нераспроданные излишки на WB сливались по 700.


          1. voldemar_d
            15.07.2024 16:51
            +1

            Такая футболка памятна еще и тем, что купил ее прямо на событии (возможно, прямо там в ней и ходил сразу). Можно и переплатить :-)


  1. ZuluTango
    15.07.2024 16:51
    +20

    А теперь посмотрим в каких футболках ходит автор и его семья)))


    1. garus_ru
      15.07.2024 16:51

      ... а директор автоваза ездит на гранте...


  1. Dmitry_604
    15.07.2024 16:51
    +1

    Вроде пока это топовый заработок из цикла (если конечно верить цифрам)? Удачи автору, здорово, что получилось раскачать местный бренд, и сделать максимально свое производство, но 3.5 конечно люто дорого за футболку, если брать не условно "одну в гардероб", а прямо чтобы возвращались за ними.

    Вот про ВБ не понял - как это совсем цену не контролируешь?? т.е хочешь продать за 3 а тут тебе раз и они ставят 700 рублей и ты не можешь ничего сделать?


  1. s_f1
    15.07.2024 16:51
    +2

    У меня не сходится математика.

    Может кто-то пояснить, как себестоимость (ткань+пошив) хб-футболки тут выходит 700р, если они в любом магазине висят по 500?


    1. slava_rumin Автор
      15.07.2024 16:51
      +1

      Здесь описан опыт именно этих футболок, с другой тканью и более дешевым трудом и себестоимость получается ниже


    1. vorphalack
      15.07.2024 16:51

      то, что висит в магазине - шьется у черта на рогах партиями в десятки-сотни тысяч штук. и если там какой-нить тупой травоядный принт или его вообще нет - то партию выкупят с гарантией всю, может кроме самых неходовых размеров типа XXXS или 7XL, если они вообще будут.


  1. Kazerwave
    15.07.2024 16:51
    +2

    Как-то я не поняла? Он, получается, торгует без маркировки «честный знак» и документов на товар? Сертификат соответствия с экспертизой стоит около 50к за товар, даже если мы берем болванку без принта. 1 черная, 1 белая - уже 100к. Если это - сувенир, то можно без маркировок? Или тупо на ткань и краску доки прокатывают? Про самое важное вообще не написали. Как законно все оформить!


    1. slava_rumin Автор
      15.07.2024 16:51

      Это момент действительно упустил, не думал что это так существенно стоит. Торгует, конечно, с маркировкой, в статье описан под это отдельный человек


    1. randomfoto
      15.07.2024 16:51

      Какая одежда попадает под честный знак?
      Основных категорий одежды, подлежащей обязательной маркировке в «Честном знаке», всего 3: женские и детские блузы; верхняя одежда для женщин и мужчин; предметы одежды, включая рабочую одежду, изготовленные из натуральной или композиционной кожи

      В этом году может и больше будет, но:
      можно не использовать и продавать с сайта.
      Клеить любые другие коды.
      есть компании интеграторы, все подключат за копейки, которые вы просто добавите в себестоимость.


      1. Kazerwave
        15.07.2024 16:51

        Буду очень благодарна, если опишете подробнее про компании-интеграторы. Пример или как их найти. Я просто боюсь, что запрос «компания интегратор для честного знака» Гугл не поймет :D


  1. F1eex
    15.07.2024 16:51

    ДТГ - Мы таким не пользуемся, поэтому и без комментариев. 

    А я на таком принтере поработал лет 10 назад, так что пару коментов с тех времен, думаю, что мало что изменилось.

    Принтеры - переделанные эпсоны 8 каналов. 4 канала - белые чернила. И вот белые чернила - самые противные, забивают головы и чернильный тракт. Нужно постоянно проливать систему. И хотя производитель заявлял, что печать идет на любой ткани, более менее удалось печатать только цветными чернилами по белому хлопку. На синтетику чернила не ложились, про цветной хлопок ниже.

    Для печати поверх цветной одежды нужно сначала напечатать белыми чернилами маску подложку. А для этого нужно ткань обработать праймером и запечь секунд на 15 в термопрессе. Праймер на вид как молоко, жирный на ощупь. После печати еще и след от праймера на ткани иногда был заметен. Так вот от цветной одежды принт отстирывался в холодной воде.


  1. Alekseyz
    15.07.2024 16:51
    +2

    Видимо тема стала потихоньку умирать раз про нее стали писать


    1. vorphalack
      15.07.2024 16:51

      не обязательно - просто этот бизнес выстрелил там и тогда, а попытка его повторить в других условиях крайне затруднительна.


  1. Pokolo
    15.07.2024 16:51
    +1

    Спасибо человеку что подробно рассказал, даже локации магазинов, что подтвердили простую мысль: сувенирный товар хорошо идёт в сувенирном магазине;)

    Сидя дома вы естественно не купите футболку за 3,5к, а вот на отдыхе когда настроение шикарное и хочется эти впечатления взять домой, легко. Принты красивые, ребята молодцы.


  1. vorphalack
    15.07.2024 16:51
    +1

    о, вопрос опять же, если вдруг ответят:

    а есть статистика по размерам, особенно интересен спрос больше 2XL?


  1. jaanq
    15.07.2024 16:51

    Есть пара футболок и один свитшот бренда у меня и у супруги - увидел поло на одном персонаже из ютуба, понравился принт, заказал.

    Качество - приятное. 3.5к за футболку - жалко)


  1. Krautsov
    15.07.2024 16:51

    А мне что то принты не понравились, беспантовые они какие то, все в одном стиле. Мягко говоря на любителя. И цена высокая. У меня по местности такое почти в два раза дешевле.


  1. Greenville
    15.07.2024 16:51

    Сложно всё,ну может комуто нравится,я обычно беру на али,нужно подождать но цена будет 300-400р,худи за 800 было