Это необычная статья про бизнес. Она о том, почему большинство людей, не подозревая об этом, выбирает сложный и рискованный путь в бизнесе и лишь немногие используют почти беспроигрышные стратегии. Краткий ответ: «Потому что вы не знаете, чего на самом деле хотите от бизнеса. И чего он потребует от вас».
Почему вас тянет в бизнес
Когда я общаюсь с людьми, которые мечтают о своем бизнесе или уже его запустили, то чаще всего они объясняют свой порыв так (дальше цитаты):
«хотелось, чтобы не было потолка в доходах»
«мне важно было попробовать свои силы, кажется, я могу больше»
«надоело чувствовать себя винтиком в огромной корпорации»
«я люблю свободу и возможность работать тогда, когда хочу»
«не срабатываюсь с начальниками, мне “тесно” в чужой компании»
Если присмотреться, то почти всегда всё многообразие причин сводится к 3 мотивам:
деньги — большинство верит, что, создав бизнес, они заработают больше, чем в найме
свобода — буду делать то, что хочу, тогда когда хочу, с теми с кем хочу
власть — никто не будет мной командовать, а вот я буду
Желания очень понятные: деньги, свобода и власть — это прекрасно, но за все прекрасное приходится платить и вот тут начинается веселье!
Почём фунт вашей плоти
Чем вы рискуете, когда начинаете бизнес? Большинство людей боится провала (успеха люди тоже боятся, но там все сложнее). А с провалом есть 2 ключевых варианта:
Разорюсь, не смогу заработать, умру под забором в нищете
Испытаю ощущение собственной никчемности, окружающие скажут: «Ну ты и лузер», самооценка в хлам, репутация уничтожена
Первый страх абсурден, если вы не затеваете первый бизнес на кредитные деньги. Да, вы можете потерять то, что вложили, но всегда можно вернуться в найм, так что смерть под забором никому не грозит.
А вот второй страх или точнее стыд — куда более грозное препятствие. С ним вы столкнетесь почти наверняка, поскольку бизнес требует не просто осваивать много новых и непривычных вещей: маркетинг, продажи, управление людьми, финансы, где вы будете чувствовать себя неуверенно и ошибаться. Бизнес требует умения переть к своей цели вопреки страху и неопределенности. А это сложно!
При этом важно понимать одну вещь. Способность преодолевать страх и действовать вопреки страху — это не штука, которая выдается по дефолту и при рождении и не меняется. Ее можно развивать. Можно повышать свои шансы на успех, обучаясь бизнесу постепенно и минимизируя риск потерь.
Можно. Вот только почти никто так не делает.
Почему же? И вот тут начинается самое интересное.
Какой бизнес вам по душе?
У меня есть канал Vopreki (задачка для внимательных, посчитайте, сколько раз я употребил слово вопреки в предыдущем разделе), где я провел опрос, который показывает к какому типу бизнеса тяготеют люди.
Эти результаты очень предсказуемы и демонстрируют один малоосознаваемый феномен, ради которого эта статья и написана. Выбор вида бизнеса очень хорошо показывает, что на самом деле вами движет.
Хочу работать без сотрудников и оказывать услуги как эксперт
На первый взгляд, это самый безопасный и разумный способ начать бизнес. И это так, если вы отдаете себе отчет, что создаете вовсе не бизнес, а становитесь на путь ремесленничества с высоким риском выгореть. Почему так?
У каждого бизнеса есть 3 основные функции:
Нужно привлечь клиентов (маркетинг)
Убедить их купить (продажи)
Выполнить то, что пообещали (производство, оказание услуги)
Почти всегда эксперты любят и умеют решать третью задачу, а остальными занимаются постольку-поскольку. А поскольку они все делают сами, то эта модель приносит деньги, свободу и власть, только в случае больших чеков и высокого авторитета эксперта. Тогда он может позволить себе не очень много работать, но много зарабатывать, а клиенты внимают рекомендациям.
В остальных случаях эксперт постоянно в мыле, вынужден и привлекать, и продавать, и оказывать услуги — денег вечно не хватает, времени нет, клиенты обесценивают, а это прямой путь к выгоранию. Добавьте к этому, что деньги вы зарабатываете только пока работаете, и минусы подхода и понимание, что это не бизнес, станут очевидны.
Нормальный бизнес с сотрудниками: начало
Этот вариант по популярности занимает второе место. И это кажется разумным, но… есть нюанс.
Нормальный бизнес — это сложно, особенно если это ваш первый бизнес. Нужно уметь разбираться во множестве задач и процессов. Нужно уметь делегировать. Нужно уметь засучить рукава и решить проблему, если сотрудники не справились. Вся ответственность ложится на вас, все проблемы становятся вашими, пока вы не отстроили систему.
Почему же многих так тянет создать полноценный бизнес и тем более стартап, где все трудности обычного бизнеса умножаются на новизну и амбиции быстрого роста?
Ответ чуть позже, а пока…
Сетевой маркетинг
Кого передернуло при словах «сетевой маркетинг»? Очень долгое время идея заняться сетевым маркетингом вызывала у меня отвращение. И только недавно я совершенно случайно понял в чем дело, и это осознание неприятно меня поразило.
Что нужно делать в сетевом маркетинге? Три вещи:
Привлекать людей
Продавать им
Вербовать команду и помогать ей расти
Сетевой маркетинг — это в чистом виде маркетинг, продажи и управление людьми. По сути, сетевой маркетинг — это квинтэссенция бизнеса, самое его ядро без прочих примесей
А знаете, чего нет в сетевом маркетинге, но есть в обычном бизнесе? Там нет возможности укрыться в безопасных второстепенных процессах. Там нет возможности проявить свое творчество. Там не нужно пилить сайт, придумывать системы мотивации и управления проектами, изобретать новые продуктовые фичи или фирстиль — все это придумано за вас. Там даже продукт за вас придуман, поэтому если вы эксперт или производственник, вас будет корежить от сетевого маркетинга.
Именно это пугало меня в сетевом маркетинге и вызывало отвращение. Ведь много лет назад я не умел ни продавать, ни привлекать клиентов, ни управлять сотрудниками, поэтому ненавидел все эти сугубо бизнесовые вещи, а в бизнес шел за творчеством и самореализацией!
Сейчас же я понимаю, что сетевой маркетинг — это не просто хорошая возможность для новичка поднатаскаться в бизнесе, но и отдушина для опытных предпринимателей.
Несколько моих знакомых, попробовав себя в обычном бизнесе, ушли в MLM-проекты и чувствуют себя там намного лучше, а нормальные деньги зарабатывают гораздо легче и быстрее. Вот пример знакомого айтишника, который, провалился в собственном бизнесе и за полгода пришел к результату в сетевом бизнесе, о котором многие предприниматели только мечтают.
Чужая франшиза
У франшизы тот же минус, что и у сетевого маркетинга. В ней все интересные вещи придумали за вас, плюс добавили высокий порог входа. Посмотрите франшизу «Додо Пиццы»: там шаг влево, шаг вправо — расстрел.
Никакого простора для фантазии и творчества, зато куча контроля. Для тех, кто устал от того, что босс контролирует и чужие дяди заставляют играть по своим правилам, вариант пугающий.
Зато это отличный вариант, если вам нужно не самоутверждаться, а понять, как выглядят рабочие процессы, получить готовую систему и прокачать свои предпринимательские навыки.
Вот только большинству надо совсем не это. Им хочется творчества и реализации своих идей, поэтому франшизы и сетевой маркетинг отметаются как скучные, 5% и 2% соответственно, и люди пускаются в эксперименты. Забавно, что даже понимая все это, я отношусь именно к большинству, которое предпочитает пилить свое, а не пользоваться чужим.
Нормальный бизнес с сотрудниками: конец
Я думал, что я один такой ненормальный, что ищу в бизнесе творчества и самореализации, но пообщавшись со многими предпринимателями выяснил, что очень многие этим грешат. Зачастую они кайфуют именно от новых идей и часто демотивируют свои команды, поскольку идеи приходят гораздо быстрее, чем команда успевает их внедрять.
Наркотиком, который дает бизнес, становятся вовсе не деньги и свобода, а скорее возможность творить свой чудаковатый мир, изобретать новенькие велосипеды и кайфовать от дофамина. К слову, в этом нет ничего плохого. В конце концов, все классные вещи, которые нас окружают: от Айфона до систем управления проектами, созданы именно такими изобретателями.
Главное, осознавать, зачем вам бизнес на самом деле. Хотите ли вы просто зарабатывать деньги? Тогда проще взять чужой опыт и повторить, что позволяют сделать сетевые компании и франшизы. Или же вам важно реализовать именно свой продукт, свою идею и т.д.? Тогда делайте свой бизнес и будет вам счастье.
Если статья понравилась, загляните в мой канал Vopreki, который посвящен тому, как распознать неочевидные ментальные ловушки и прийти к своим целям вопреки неблагоприятным обстоятельствам. Следующий большой пост будет о том, что делать айтишнику, если в карьере наступил застой или айтишная работа перестала вдохновлять. Как не сжигать мосты, но попробовать себя в самостоятельном проекте.
Комментарии (9)
Nashev
06.09.2024 06:40Впрочем, МЛМ действительно неплохая школа продажника, с довольно низким порогом входа. Но сильно ли она лучше работы наёмным сотрудником отдела продаж, где обычно не только процент, но и оклад?..
Ingirov Автор
06.09.2024 06:40+1Если именно как репетиция своего бизнеса + свобода, то лучше. В сетевом маркетинге ведь зарабатываешь не столько с продаж, сколько с продаж своей команды. Поэтому приходится прокачивать навыки лидерства и управления. Плюс можно вольный график работы, отсутствие начальства (это не всегда плюс, но больше похоже на бизнес)
xSVPx
06.09.2024 06:40Несколько непонятен выход этой статьи сейчас.
Сейчас вроде как "за офз пора топить" - этож когда такие ставки были. Закупаешься на всю котлету ииииииииии.... (их нет)
В бизнес имеет смысл загонять тех, кто после офз с лишними деньгами останется...
Samodelkin333
06.09.2024 06:40Бизнес можно неспешно раскрутить, а вот заходить туда с надеждой быстро заработать по мне глупо. Мастерские вокруг живут, хотя начинались они с того что нормальной работы не было или не брали никуда. Я помню как мы электронщики собирали дрова и фанеру по всем помойкам. Меня долгое время брали только мамонтов разводить, хлам же брошу когда не останется моих проблем с головой. На ИП из гаражей пока не тяну.
Nashev
Если ты в найме долгие годы копишь на первоначальный взнос для ипотеки, и смотришь в сторону предпринимательства с желанием ускорить это, то этот страх абсолютно справедлив! Просрать всё что нажито, и к закату оказаться снова на старте дороги длиною в жизнь — это очень страшно.
Ingirov Автор
Да, по уровню жизни может ударить сильно. Хотя большинство людей, даже откатившись, возвращают прежний уровень довольно быстро. То есть ли человека неудача не сломает, то он обычно извлекает из нее выгоду и становится устойчивее. Но то, что это страшно, согласен
Nashev
Как можно быстро вернуться на прежний уровень, если ты его достигал годами?..
Ingirov Автор
Не могу объяснить эту магию) Просто много знакомых, кто вплоть до банкротства доходил, достаточно легко находили хлебные места. То есть буквально за 1-2 года возвращались к прежнему или большему дохода. Но это именно в случае, если человек не ломался психологически
pesh1983
В начальном комментарии речь про годы финансовых накоплений. А вы, как я понимаю, про месячный доход того же уровня, что и раньше. Ну так копить все равно придется с нуля, хоть и с тем же темпом.
Хотя конечно вкладывать последние деньги в бизнес, если вы туда в первый раз входите - занятие достаточно рискованное)