Публичное выступление на митапе или конференции — не только возможность поделиться своими идеями и опытом, но и шанс заявить о себе. Но многие не знают, как подступиться к этой задаче. В статье опишем семь простых шагов, которые помогут вам подготовиться к выступлению и не закончить его с мыслями «больше никогда». В основе текста — советы консультанта IT-конференций Романа Поборчего, который подготовил к выступлениям уже более 2 000 разработчиков и инженеров.

Короткий дисклеймер

Многие технические специалисты отказываются от идеи выступить с докладом, потому что не хотят тратить на это свое свободное время, а рабочий график и так расписан по часам. В таком случае можно попробовать договориться со своим руководителем/тимлидом/техлидом (подчеркните ваш вариант), чтобы подготовку доклада вписали вам в пул рабочих задач. Ведь, на самом деле, ваше выступление может быть полезным и команде, и компании.

Вот несколько аргументов, которые вы можете использовать в разговоре со своим тимлидом: 

  • Готовясь к докладу, вы разовьете свои софт-скиллы: навыки четкого формулирования мысли и презентации результатов. Все это можно вписать в ваш план персонального развития, или PDP. 

  • В докладе вы можете подсветить особенности работы вашего продукта/сервиса, покажете экспертизу команды. Возможно, привлечете внимание специалистов к вакансиям в вашу команду или компанию.  

  • Выступающие с докладами эксперты компании часто становятся ее лицом. И потенциальные клиенты и партнеры часто тянутся именно на людей, а не логотип бренда. 

Шаг 1. Выберите тему, если ее нет

Начнем с иногда самого сложного — темы для выступления. Есть несколько способов сгенерировать ее. 

→ Вспомните самые сложные или яркие задачи в вашей практике за последний год — там, где вы сталкивались с трудностями, изобретали новые решения.

Пример: DevOps-инженер YADRO Павел Воробьев решал задачу обустройства общего хранилища для Ansible-контента в компании. Это было незаурядная задача, требующая плана, обсуждений в команде и, конечно, тестирования разных вариантов. Эту историю Павел превратил в доклад для DevOps Conf (а потом еще и обернул его в текст).

→ Подумайте, о какой технологической новинке вы могли бы рассказать: новом инструменте, фреймворке, библиотеке, которые вы уже протестировали в работе.

Пример: Илья Казаков, старший инженер по разработке ПО в YADRO, выбрал в качестве темы доклада новый стандарт языка С++23 и рассказал, как его фичи помогли ему в работе, на митапе для «плюсовиков».

→ Попробуйте использовать ChatGPT для генерации списка тем. Искусственный интеллект, возможно, не подкинет вам идеальную тему, но хотя бы поможет оттолкнуться в размышлениях.

На русском языке можно использовать следующий промпт: 

Представь, что ты <опишите свою должность>. Предложи <число> идей на тему <краткое формулирование темы>, которые бы подошли для доклада на конференцию или митап. Тема должна быть понятна <попробуйте описать целевую аудиторию доклада>.

На этом этапе главное помнить, что нет неинтересных тем. Есть темы, для которых не нашли подходящий ракурс.

Шаг 2. Проверьте тему выступления с экспертами в вашей области

Если вы придумали тему, постарайтесь понять, интересна ли она или понятна кому-то, кроме вас. Ни один человек, даже самый умный, не может знать наверняка, как тему воспримут другие люди.

С кем можно обсудить вашу идею:

  • С коллегой из соседнего отдела. Почему не взять человека из «родной» команды? Часто последний в контексте вашей работы и разделяет ваши взгляды. Есть риск, что он лишь поддержит заблуждение об актуальности вашей темы. Коллега из другого отдела — например, тоже бэкенд-специалист, но в другом продукте — даст более объективную оценку. Еще лучше — бывший коллега, который больше не связан с вами «узами» общей компании. 

  • С членом программного комитета конференции, которую вы выбрали (если вы готовите доклад именно на конференцию). Посмотрите на состав программного комитета на сайте события и выберите эксперта, который ближе к вам по теме. Как правило, люди, которым неинтересно обсуждать темы выступлений, не задерживаются в комитете. Вы можете организовать созвон и обсудить замысел выступления. Участник программного комитета поможет вам его улучшить, предложив дополнительные интересные аспекты темы.

Нужен ли вам содокладчик? 

Иногда хочется сделать парный доклад, но его организация, особенно в офлайне, сложнее одиночного. Нужно больше думать о взаимодействии с партнером и поведении на сцене. Поэтому важно ответить на вопрос: «А зачем нам второй спикер?» 

  • Допустим, проект, ставший основой доклада, вы делали вдвоем. → Лучше разделить темы и выступить на разных площадках. 

  • Вам страшно выступать одному. → Посадите коллегу в первый ряд, пусть он поддерживает вас и, возможно, присоединится уже на сессии вопросов и ответов. 

Второй спикер может быть важен и полезен в нескольких случаях: 

  • Доклад связан с двумя разными точками зрения — дополняющими друг друга или противопоставленными. Например, заказчика и разработчика. 

  • Вам нужен элемент диалога в докладе, а со вторым спикером у вас замечательный тандем — вы легко общаетесь и шутите, можете делать это экспромтом. 

Главная мысль: оцените пользу парного доклада на этапе замысла и отнеситесь к этой идее критически.

Шаг 3. Подумайте про выводы вашего доклада

У вас есть подтвержденная тема — теперь можно и готовить доклад. Иронично, но начинать подготовку выступления нужно с конца: с понимания, к каким выводам вы хотите прийти. 

Выступление можно представить как путь, который вы хотите пройти вместе с аудиторией. Им должно быть интересно идти за вами до конца — логической точки вашего доклада. Это те идеи, советы и практики, которые слушатели «унесут» с собой. 

Если у вас есть четкие выводы, гораздо проще решить, включать ли тот или иной материал в рассказ. В «‎Алисе в Стране чудес»‎ главная героиня спрашивала у Чеширского кота, куда ей идти. «Зависит от того, куда ты хочешь попасть», — ответил он. В подготовке выступлений так же. Легче понять, нужен ли анекдот или байка, схема или диаграмма, оценивая, насколько они продвигают слушателя к сформулированным выводам.

Чтобы выводы работали как ориентир для всего доклада, они должны быть конкретными. Условно, ваши выводы не должны быть применимы к десятку других докладов. Слева — пример общих формулировок, так лучше не делать. Справа — более конкретные варианты.

Плохо

Хорошо

Бюджет, сроки и требования заказчика определяют, как будет выглядеть целевая архитектура.

Даже если вы и заказчик определились с бюджетом, сроками и требованиями к системе, собирайте общие встречи раз в 2-3 недели и обсуждайте статус проекта.

Ограничения в зависимости от задач могут быть разными, и с некоторыми можно сосуществовать.

Несмотря на то что фреймворки cocotb и PyUVM используют в узкоспециализированной сфере, мы применили их для реальных задач верификации.

Иногда могут идеально подходить инструменты, о которых даже не задумываешься.

При обнаружении багов в СХД мы изменили логику: вместо стандартной связки FIO + LTTng, страница в кеше не обновляется, если в этот момент происходит ее запись на диск.

Как выбрать степень доступности материала? 

Правильнее всего подумать, кто будет слушать ваш доклад. К слову, этот момент тоже можно обсудить с членами программного комитета. 

Если вы выступаете перед студентами или новичками, материал должен быть более доступным. Удостоверьтесь, что вы поясняете термины, и не погружаетесь в материал на глубину, требующую практического опыта работы с технологией. 

Вас пришли слушать опытные специалисты? Можете смело идти «вглубь» и не бояться делиться нюансами. Здесь ваша задача — предоставить более сложный и детализированный материал.

Шаг 4. Соберите черновик презентации

Многие компании стали поддерживать желание экспертов выступать на внешних мероприятиях. В IT-компаниях «стандартной» стала роль DevRel-специалиста — человека, который подберет под вас площадку для выступления и поможет на каждом этапе подготовки доклада. А штатные дизайнеры готовы привести ваши слайды к общему корпоративному шаблону. Тем не менее, важно уметь составлять драфт презентации. Дадим здесь несколько рекомендаций.

Слайды — для опорных тезисов, а не для чтения. Лучше упростить слайды, оставить только ключевые сообщения и визуальный контент (схемы, графики, фото, код и т.п.), который сложно описать словами.

Одно большое сообщение стоит делить на ряд небольших слайдов. Не нужно пытаться уместить все на одном слайде, лучше разделить блок информации на ряд слайдов с небольшими порциями данных и показывать их постепенно. Так аудитории будет легче следить за выступлением.

Используйте крупный шрифт. Не бойтесь увеличивать шрифт, особенно для офлайн-выступлений, чтобы текст был легко читаемым.

Соблюдайте баланс контента. Учитывайте «центр тяжести» слайда — распределяйте элементы равномерно, избегайте перегрузки одной стороны.

Хороший пример баланса контента. Слева код, а справа — дополнение. Если бы TIP был под кодом, левая стороны была бы перегружена
Хороший пример баланса контента. Слева код, а справа — дополнение. Если бы TIP был под кодом, левая стороны была бы перегружена

А что делать с кодом на слайдах? 

В технических докладах часто на слайдах транслируется код. Аудитория видит его впервые, поэтому старайтесь демонстрировать слайды с кодом чуть дольше остальных. Дальше — несколько советов, как упростить восприятие кода в презентации.

  • Лучше добавлять код текстом, а не картинкой, чтобы он оставался масштабируемым и не «плыл» в пикселях.

  • Уберите лишние строки кода или сделайте их менее заметными, выделяя только ключевые моменты — цветом, рамкой или иными способами. Не стоит полагаться на лазерные указки или курсор.

Вот так на слайде можно выделить строчку, которая требует особого внимания
Вот так на слайде можно выделить строчку, которая требует особого внимания

Как оформлять код красиво, можно посмотреть здесь

Если в компании есть дизайнеры, которые могут помочь с презентацией, не стоит упускать эту возможность. Но помните, что дизайнер не должен разбираться в вашей теме. Он может добавить стили и выровнять элементы, но не редактировать текст. Если по какой-то причине вы не можете в драфте презентации расставить нужные акценты — выделение текста, добавления рамок и т.д., лучше назначить встречу с дизайнером и проговорить эти моменты.

И последнее, но очень важное: старайтесь не отправлять слайды в последний момент, дайте себе возможность посмотреть на них «свежим взглядом». Нехватка времени приведет к ошибкам и неточностям.

Шаг 5. Сделайте заметки с тезисами выступления

У вас есть тема и структура выступления. Пришло время репетировать доклад. Нередко у начинающих есть соблазн прописать речь и выучить ее наизусть. Но это не лучшая тактика по нескольким причинам: 

  • Между устной и письменной речью есть значительная разница, и она заметна слушателям. Устная речь терпит перестановки слов в предложении и даже некоторую нелогичность в повествовании. На фоне этой особенности заученный письменный доклад будет выглядеть очень стерильно и мертво — вам будет сложно наладить контакт с залом. 

  • Любая запинка или отклонение от заученного текста может выбить из колеи. И вернуться будет непросто, ведь память будет искать то самое выученное слово вместо того, чтобы просто выразить мысль по-другому. 

  • Когда вы рассказываете выученный текст, это может быть заметно по вашим жестам и выражению лица — например, по закатываю глаз в попытке как бы «заглянуть внутрь мозга» и найти нужные слова. Это также выглядит неестественно и может повлиять на восприятие выступления.

Хорошая альтернатива заучиванию — использование заметок с тезисами. Они будут вашим ориентиром, про что вам точно нужно рассказать и в каком порядке. Такие тезисы можно сформулировать и записать к каждому слайду и без зазрений совести подглядывать в заметки. Эта практика поддержит вас и сделает выступление более естественным.

Артем Гавриченков, эксперт в области информационной безопасности и технический директор Qrator Labs, часто выступает на международных конференциях. Основные темы его докладов — кибербезопасность, DDoS-атаки и устойчивость систем. О сложных вопросах он рассказывает доступно и интересно, а чтобы было легче ориентироваться по тексту, держит в руках блокнот. Внутри — куча заметок, но он не читает с листа, а лишь подглядывает туда. Это выглядит органично и не вызывает вопросов у слушателей.

Выступление Артема Гавриченкова
Выступление Артема Гавриченкова

Шаг 6. Проведите репетицию доклада, желательно с реальными людьми

Репетировать выступление перед зеркалом — это классика, но постарайтесь все же найти для этого аудиторию. Если вы понимаете, что вас кто-то слушает, даже онлайн, это влияет на речь. Вы больше волнуетесь, можете начать сбиваться или включать невербальные сигналы тревоги: смотреть по сторонам, крутить ручку в руках, говорить тише или громче, быстрее или медленнее, чем обычно. Чтобы заранее отловить эти моменты, нужна практика, приближенная к реальности выступления. 

Организуйте репетицию с небольшой фокус-группой из сотрудников компании, которым интересна ваша тема, — можно онлайн. Коллеги не только предоставят ценную обратную связь, но и помогут почувствовать, что вы не одиноки, а ваше выступление значимо для других людей.

Будет здорово, если вы сможете записать и проанализировать репетицию. Смотреть на себя и слушать иногда довольно неприятно, даже неловко, но эта практика поможет стать лучшим докладчиком. Главное — не концентрироваться на самокопании и мыслях «Зачем я это сделал(-а)? Зачем я это сказал(-а)?». Сосредоточьтесь на формулировках, а не на поведении (голос дрогнул, вы смешно вздохнули, оговорились или потеряли мысль).

Пример: На репетиции в одном из моментов доклада вы долго подбирали слова, задумались. Возможно, стоит потратить время на более четкое и ясное формулирование мысли в этой части выступления.

Шаг 7. Подготовьтесь к выходу на публику

Слайды уже готовы и вы не раз прогнали доклад — выступление уже совсем скоро. На этом этапе вы можете начать волноваться. И это нормально.

Ниже — два известных музыканта, которые тоже волновались перед выступлениями. Слева — Джеймс Хэтфилд из группы Metallica, а справа — Мег Уайт из White Stripes (известны благодаря песне Seven Nation Army).

Хэтфилд, несмотря на десятилетия выступлений, до сих пор испытывает волнение. Но оно не мешает ему быть отличным гитаристом и исполнителем. Барабанщица Мег Уайт страдала паническими атаками и не могла смотреть на публику. Из-за этого она сидела на сцене боком, глядя только на своего напарника Джека. В какой-то момент, не справившись с проблемой, Мег объявила о завершении своей карьеры.

Этот пример говорит о том, что волнение — это часть нашей жизни, оно говорит о том, что нам не все равно, что мы радеем за результат. Абсолютное спокойствие — это либо маркер безразличия, либо особенность человеческого психотипа. Большинство людей все-таки испытывают разные уровни волнения — от безразличия до настоящей паники.

Примерно так выглядит график степени «волнения»
Примерно так выглядит график степени «волнения»

Волнение, граничащее с паникой, — это сложная ситуация. Может слишком учащаться сердцебиение, не хватать воздуха, случаться паралич голосовых связок. Здесь понадобится работа с психологом и очень много практики. Но если публичные выступления — не ваша голубая мечта, возможно, стоит перенаправить силы на невербальные форматы шеринга знаний — например, писать статьи на Хабр.  

К счастью, большинство людей находятся в середине графика и могут управлять своим волнением. Чтобы легче его переживать, попробуйте найти в волнении плюсы: 

  • Легкое волнение усиливает сосредоточенность и помогает быть внимательнее к деталям, избегать ошибок. 

  • Волнение вызывает выброс адреналина, который мобилизует ресурсы организма. Повышается энергия, усиливается скорость реакций тела и улучшается физическая готовность.

  • Регулярные выступления учат контролировать стресс, и с каждой попыткой будет легче. А управление эмоциями поможет не только в профессиональной жизни. 

Когда вот-вот нужно выйти на сцену, важно помнить, что самое сложное — начать. Дальше вам помогут подготовленные слайды, экспертность в теме и проведенные репетиции. Удачного выступления!

Был ли у вас уже опыт выступлений? Или, может, вы только хотите где-то выступить? Что вас останавливает? Делитесь своими историями в комментариях!

Комментарии (0)