Дисклеймер: статья написана автором блога на основе интервью с основателями производства снегоболотоходов, А. Климовичем и Н. Аликиным.
Вы знаете, как работают лыжи? Почему лыжа не проваливается в сугробе, когда ботинок проваливается?
Рассмотрим участок сугроба площадью So. На него действует сила давления со стороны ботинка или лыжи вниз, а вверх выталкивает сила реакции опоры сугроба (остальные части сугроба до какого-то предельного момента “подпирают” площадку So).
Как давит ботинок: сила давления ботинка — это давление ботинка умножить на площадь So. А давление ботинка в каждой точке поверхности — это его вес, разделенный на площадь ботинка. Итого для силы давления ботика имеем формулу:
Для лыжи формула будет аналогичная:
Так как площадь ботика меньше площади лыжи, то сила давления ботика больше силы давления лыжи.
Доставлять геологов и вахтовиков на объекты за сотни километров в северную глушь при минус 60 на лыжах негуманно, поэтому для этих целей используют специальную технику – вездеходы-снегоболотоходы.
Вездеходы благодаря большей площади, но теперь не лыжи, а колеса, проезжают в любые дебри.
Одну из таких машин мы разработали и собрали в Красноярске с полного нуля.
Так как вездеход может перевозить 20 человек, его часто сравнивают с буханкой, но на самом деле он ближе к армейскому Камазу.
Когда мы едем по дорогам общего пользования, мы ловим влюбленные взгляды земляков, а в статье я расскажу, чего нам это стоило.
У меня уже работало производство по пошиву палаток, но я всегда хотел производить машины. В тот момент мой будущий начальник производства разрабатывал станции спутниковой и тропосферной связи для оборонной промышленности и захотел сменить сферу деятельности.
Николай послушал указание верховного главнокомандующего и углубился в проблемы северного завоза – доставки грузов и людей в условиях Крайнего Севера, и так оказался на производстве снегоболотоходов.
Через общих знакомых мы встретились. Он с идеей запустить свое производство, я с накопленными деньгами от действующего бизнеса.
Коля рассказал идею на листочке А4, а через 2 дня после того, как понял, что я загорелся, принес подробно расписанный бизнес-план. Мы прикинули расходы, арендовали площадь на вагоноремонтном заводе и стартовали.
Сейчас мы продали 6 вездеходов, но потратили на это 97 млн ₽.
Бизнес-план
На рынке вездеходов всерьез продает только одна компания. Ее оборот – 2 млрд в год.
От их клиентов я узнал, что разговаривают они через губу: меньше 10 единиц техники не продадут, а по мнению завода, почти любой случай является негарантийным.
Я подумал: у них берут некачественный продукт на 2 млрд в год, то есть, сделай мы хорошо, часть пирога откусить можно. К тому же у нас идет тенденция на развития Арктики, в арктической зоне красноярского края строят порт, дорог там нет, поэтому будет использоваться такая техника.
Обойти конкурента мы планировали по характеристикам.
Такая подвеска позволяет колесам двигаться отдельно друг от друга. И уменьшает тряску в салоне.
Модульность вводили, чтобы увеличить объем задач, которые вездеходы смогут решать, а, следовательно, и число потенциальных покупателей.
Так вездеход можно превратить в манипулятор, тягач, буровую или командно-штабную машину.
Но чрезмерно широкий модельный ряд в итоге тоже негативно сказался на общей смете, хотя и дал нам конкурентное преимущество. Да, теперь наш вездеход может превратиться и в пожарную машину, и в маршрутку по непроходимым болотам, но стоило нам это дорого.
Инвестиции в производство вездехода
Ожидание
Изначально мы посчитали 10 млн вложений, дальше мы ждали очередь заказов, и за счет денег клиентов планировали продолжить оборудовать производство. Мы договорились использовать мощности красноярского вагоноремонтного завода, поэтому часть станков покупать было не нужно.
Реальность
В реальности сумма вложений вышла почти в 10 раз больше плана. На сегодня общий объем инвестиций составил 97 000 000 ₽.
Из них 30,5 млн – это оборудование.
А 60 млн – это месяца, пока мы готовили и дорабатывали опытный образец, а заказов не было.
Доходы производства снегоболотоходов
Между понятным злом и непонятным добром выбирают понятное зло
Мы сделали новый для рынка продукт и думали, что очевидные преимущества нашего вездехода все должны оценить и, конечно, срочно начать покупать наш инновационный аппарат.
Но мы столкнулись со всеми прелестями перехода на новое. С привычкой бороться сложно, даже когда это привычка брать плохие вездеходы. Под плохие вездеходы уже все приспособились, все согласны, что плохо, но уже предсказуемо плохо. А с новым поставщиком придется выстраивать все по новой, и эта непредсказуемость пугает. В итоге между понятным злом и непонятным добром, чаще выбирали понятное зло.
Даже те клиенты, которые приезжают на тест-драйв, видят производство, все равно ведут себя очень осторожно, не доверяют. Почти каждый звонок по вездеходу заканчивается просьбой дать людей, которые уже продолжительное время эксплуатируют технику. А это проблематично, когда тех, кто использует технику крайне немного.
Мы продали 6 вездеходов (примерно на 55 млн ₽), видимо, наиболее смелым людям и инноваторам. Сейчас проданные вездеходов начнут мелькать в вездеходных кругах и, надеюсь, пойдут заказы. Даже тем заказчиком, что уже купили, нужен не один вездеход, а 10 единиц техники, просто пока они купили на пробу.
Мы, конечно, сделали и сайт и рекламу в Яндексе, и сняли обзоры у блогеров, но рынок консервативный и продается все только по сарафанному радио. Лучшая реклама, когда твой продукт видят у другого, а дальше:
Что это? Где взял? Записываю.
А на физических лиц я изначально ориентироваться и не хотел. При покупке на 1 млн такой клиент выкружит тебе голову сильнее, чем это сделает компания при покупке на 100 млн. Просто у физика времени тупо больше, чем у компании заниматься всей этой фигней.
Продажа услуг
Дополнительно на опытном образце мы начали зарабатывать на Авито. Разместили объявление и пошли заказы. Так, проехав 40 000 км, он уже почти окупил свое изготовление.
Постоянные расходы производства вездеходов
Это те деньги, с которыми мы будем вынуждены расстаться, даже если от нас не уедет ни одного вездехода.
Аренда – 490 000 ₽
Чтобы производить вездеходы, мы арендуем 2 500 кв.м. у вагоноремонтного завода.
В летний месяц за 490 000 ₽ с коммуналкой.
Зимой за 520 000 ₽ с коммуналкой в месяц.
То есть у нас получилась не только аренда, но и частично контрактное производство. Часть деталей мы заказываем у вагонного завода. А руководство вагонного завода пригласило нашего начальника производства на полставки и к себе. Такая промышленная коллаборация.
Сотрудники – 2 700 000 ₽
Сейчас в сборке большого бегемота с агрессивной мордой задействовано 23 человека.
Начальник производства работал на другом заводе по производству вездеходов, и часть команды пришла с ним. Так как людей с прямыми руками найти сложно, а потока заказов пока нет, все сотрудники работают на окладах.
Кадры на таком производстве нужны квалифицированные. Сложность производства в том, что вездеход, чтобы не тонуть в снегу или в болоте, должен быть легким. А легкие детали автоматически означают меньшую прочность. И искать нужный компромисс нужно с помощью хороших инженеров.
Мы заложили прочность, но в случае просчетов это будут наши издержки по гарантии. Но мы решили, что лучше нести издержки на гарантию, но привлечь клиентов сейчас.
А всего наше производство должно ежемесячно выплачивать порядка 4 млн ₽ вне зависимости от количества произведенных и проданных вездеходов.
Себестоимость вездехода российского производства
Готовыми мы берем: двигатель (800 000 ₽), коробку передач (200 000 ₽), раздаточную коробку (90 000 ₽), карданы (236 000 ₽), ступицы и колеса (740 000 ₽), остальное, включая силовые и несущие конструкции делаем сами. Производство оставшихся компонентов вездехода обходится еще в 2.5 млн ₽.
Итого прямая себестоимость машины с колесной формулой 4 на 4 без учета постоянных расходов и зарплат составляет 4 566 000 ₽.
Детали мы стараемся брать отечественные. Китайский двигатель заменили минским, и на этом из китайского у нас осталась магнитола и возможно освещение, но покупаем мы его в Москве.
Замена китайского двигателя была не только патриотичным шагом. Минские моторы проще, его любой механик может перебрать на коленке в поле, а вот в китайце, например, форсунки электронные, и даже если немного конденсата попадет внутрь, аппаратура прикажет долго жить.
Все остальные узлы – это ГАЗ, УРАЛ, ЗИЛ, то есть запчасти можно приобрести на сдачу с булки хлеба и по большому счету в любом овощном магазине.
Сколько можно заработать на вездеходе?
Если посмотреть на прямую себестоимость в 4 566 000 ₽ и на продажную цену в 6,9 млн ₽ может показаться, что мы нашли золотую жилу. Но вся проблема заключается в объеме производства.
Команда в 23 человек способна производить порядка 12 машин в месяц. И в этом случае постоянные расходы (аренда, зарплата) в 4 млн ₽ будут делиться на 12. А это всего +333 000 ₽ к себестоимости 1 вездехода.
Тогда общая себестоимость одного вездехода (4 на 4) в базовой комплектации составит 4 899 000 ₽ и, продав его за 6,9 млн ₽, можно будет получать порядка 2 млн ₽ прибыли. Что означает рентабельность порядка 29%. А еще на этом объеме улучшаться закупочные цены, что на несколько процентов улучшит прибыль.
Но вот если вы в месяц производите всего 5 вездеходов, то теперь постоянные расходы в 4 млн ₽ вы уже поделите на 5, а это +800 000 ₽ к себестоимости вездехода, за счет постоянных расходов.
Тогда общая себестоимость одного вездехода составит 5 366 000 ₽ и, продав его за 6,9 млн ₽, можно будет получить с 1 вездехода всего 1 534 000 ₽. Что означает рентабельность порядка 22%.
У нас же сейчас стадия развития предприятия, когда мы продаем по 1 вездеходу в месяц или даже в 1,5 месяца.
И вот в этом случае наши постоянные расходы в 4 млн ₽ беспощадно ложаться на всего на 1 вездеход, а это +4 млн ₽ к себестоимости.
Тогда общая себестоимость одного вездехода составит 8 566 000 ₽. Что означает продажу в минус. И так с 1 вездехода мы получаем убытков на 1 666 000 ₽. То есть дешевле было бы совсем не делать и не продавать вездеход, чем продавать всего 1.
Примерно таким образом общая финансовая ведомость нашего предприятия за почти 2 года показывает минус 97 млн ₽. Из них 30,5 мл лежит в оборудование, 5 млн в первом тестовом вездеходе (но он окупился на услугах), а вот 61,5 млн ₽ принесены в жертву отечественному вездеходостроению.
Все вездеходы обладают положительной плавучестью при оптимальной загрузке 1,5 тонны при своей массе.
Дисклеймер: статья написана автором блога «упал, поднялся», на основе интервью с основателями производства снегоболотоходов Варяг, Андреем Климовичем и Николаем Аликиным.
Я веду блог «упал, поднялся» с историями про реальный бизнес, а не этот ваш успешный успех. Каждую неделю – новая история на основе интервью с предпринимателем.
Вы прочитаете: как я зарабатывал 13 млн в год на любителях пассивного дохода, как я склеил картон и продал на маркетплейсах на 50 млн в год, почему мой таксопарк на 300 водителей и 40 машин больше не бизнес, как я делаю и продаю камни на маркетплейсах на 1,35 млн в месяц, почему умирает производство пельменей в провинции, и как на меня трудится 1 000 работников, хотя они думают, что работают на себя и др. истории.
Комментарии (19)
rezaf2ai
16.09.2024 14:22Может быть, имеет смысл с "Авторевю", например, связаться по поводу тестов? Так больше людей узнают про эту технику.
NomLi
16.09.2024 14:22+2| Продажа услуг
Вот сразу подумалось: зачем реклама, если можно каршеринг сделать в соответствующих точках - бездорожья у нас в стране хватает. Мы как-то из-за сдохшего вертолета неделю на перекладных добирались в таежный поселок.
nikolz
16.09.2024 14:22+12Коля рассказал идею на листочке А4, а через 2 дня после того, как понял, что я загорелся, принес подробно расписанный бизнес-план. Мы прикинули расходы, арендовали площадь на вагоноремонтном заводе и стартовали.
В реальности сумма вложений вышла почти в 10 раз больше плана. На сегодня общий объем инвестиций составил 97 000 000 ₽.
Вот это бизнес-план, просто фантастика!
-------------------------------
Считаем экономику бизнеса навскидку.
общая себестоимость одного вездехода составит 5 366 000 ₽ и, продав его за 6,9 млн ₽, можно будет получить с 1 вездехода всего 1 534 000 ₽.
У нас же сейчас стадия развития предприятия, когда мы продаем по 1 вездеходу в месяц или даже в 1,5 месяца.
Т е за год продажа составит 12 машин, что даст прибыль 18 млн.рублей, что составляет 18.5% от вложенного капитала. Если бы инфляция составляла 0%, то вложенный капитал окупился бы через 6 лет.
Однако, сейчас ставка ЦБ 20%. Это означает, что вложенный капитал не окупится никогда. Увы, это не бизнес, это хобби, если не появится вдруг гос.заказ на 2 млрд.руб.
benone
16.09.2024 14:22Так вложенные инвестиции уже не стоят по 20%. Они были взяты при старой ставке. Соовтественно окупаемость надо считать не под 20%.
nikolz
16.09.2024 14:22+2Так я и посчитал при 0% получилось 6 лет.
Относительно Вашего предложения. Вы ошиаетесь. Считать надо не тогда, когда Вы вложили, а тогда, когда Вы вернули. Если это бизнеc, а не благотворительность или хобби.
Цель бизнеса - деньги, т е получение прибыли. Бизнесу не важно, что производить. Инвестор вкладывает деньги не для того, чтобы получить вездеходы. Его интересует лишь прибыль на вложенный капитал. Поэтому в бизнесе надо планировать именно движение капитала в первую очередь. Если у Вас есть 97 млн.руб, то при ставке ЦП 19% нет смысла вкладывать их в бизнес с доходностью меньше, так как надежнее и выгоднее вложить эти средства просто в банк.
Это все азы бизнеса. Статья хорошо показывает как не надо делать бизнес.
"Учиться, учиться и еще раз учиться.."
benone
16.09.2024 14:22Да, всё верно, окупаемость вложенных средств составляет 6 лет. Текущая ставка ЦБ в 20% не влияет на уже вложенные деньги, сделанные, например, в 2020 году.
Более того, инвестиции в подобный объект сегодня будут стоить на 30-50% дороже из-за инфляции в данной сфере. Поэтому объект подорожал, и инвесторы удачно успели вложиться вовремя.
Очевидно, что текущая экономическая ситуация не будет постоянной, а капекс всегда делаются с расчётом на более длительный срок, чем 1-2 года.
Кроме того, маловероятно, что банки будут предлагать вклады под такую высокую ставку на срок более 3 лет, даже превышая какие-то базовые суммы, которые они могут привлечь от ЦБ.
Для бизнесменов из барбершопов конечно такая схема не сразу понятна, там капекса почти нет)
nikolz
16.09.2024 14:22+1Я не против Вашей веры в то, что это "удачное вложение". Вы полагаете, что у инвестора не было альтернативы вложить более удачно 100 млн.руб?
Т е если бы он не бухнул их все под голую идею, практически реально никак не обоснованную, то он бы их очевидно держал бы все это время в стеклянной банке?
С 2020 года до настоящего времени прошло 4 года. Герои данной статьи сделали 6 вездеходов, т е по 1.5 в среднем за год. Я считал экономику по их оптимистическим мечтам вездеход в месяц.
По факту объем инвестиций в 10 раз превысил расчет по бизнес плану и не через 10 лет, а практически сразу. С таким же эффектом можно было бы вложить деньги куда угодно.
---------------------------
А теперь про ставки в банках .
Чтобы не утомлять расчетами, я взял среднее по годам:
В 2020 5%; 2021 7%; 2022 15%; 2023 17%; 2024 18%.
Если бы инвестор в 2020 году вложил деньги просто в банк, то на текущий момент его доход составил бы 75%(сложный процент) от вложенной суммы. т е сегодня у него было бы в живых деньгах 175 млн.руб, а не виртуальные 97 в оборудовании, которое морально уже устарело.
Кроме того, в данном бизнесе очень большой риск, так как он размещается в арендованном цехе и арендодатель просто может закрыть их бизнес или поднять аренду до небес.
----------------
Про ставки в будущем.
Об этом можно посмотреть в прогнозах ЦБ.
Newcss
16.09.2024 14:22+2Держат инженеров, разрабов... Ну возьмите в команду талантливого продажника. Начните заходить с другой стороны... Открыли сайт объявлений, посмотрите где предлагают услуги болотоходов... Сделайте пару контор и пару болотоходов на окупаемость туда. Пройдите сертификацию. Напишите в крупные конторы типа РЖД у них есть программа инноваций, предложите им такую штуку, посмотрите стройки в жопе мира кто делает, пару буклетов закиньте им....
NASh_CND
16.09.2024 14:22+2На 9 компьютеров с комплектом софта затрачен 1млн.
Для хороших cad систем - подозрительно мало
gmist
16.09.2024 14:22Концепция подобных машин совершенно не требует хороших cad систем.
NASh_CND
16.09.2024 14:22Разработка изделия сложнее отрезать в размер кусок арматуры, гораздо удобнее с использованием соответствующих инструментов.
Так то диды, понятное дело использовали кульман, ватман и рейсфедер, но если есть удобная замена
VitalikKoshelev
16.09.2024 14:22Мало конечно, про сам вездеход сказали. И вообще про технические решения.
хотя бы шасси обсудить бы: а шины низкого давления? А почему не гусеницы? А шнекоходы не думали?
Lazhu
вопрос на засыпку: сколько когтеточек поместится в один вездеход?
cry_san
Главное - суметь их доставить до лесного потребителя - рысь, тигр, пума...