Дисклеймер: статья написана автором блога на основе интервью с основателями производства снегоболотоходов, А. Климовичем и Н. Аликиным.

Вы знаете, как работают лыжи? Почему лыжа не проваливается в сугробе, когда ботинок проваливается?

Рассмотрим участок сугроба площадью So. На него действует сила давления со стороны ботинка или лыжи вниз, а вверх выталкивает сила реакции опоры сугроба (остальные части сугроба до какого-то предельного момента “подпирают” площадку So).

Как давит ботинок: сила давления ботинка — это давление ботинка умножить на площадь So. А давление ботинка в каждой точке поверхности — это его вес, разделенный на площадь ботинка. Итого для силы давления ботика имеем формулу:

Fдавления ботинка=Pботинка*So=mg/Sботинка*So

Для лыжи формула будет аналогичная:

Fдавления лыжи=mg/Sлыжи*So

Так как площадь ботика меньше площади лыжи, то сила давления ботика больше силы давления лыжи. 

Поэтому ходить по сугробам в ботинках не очень удобно.
Поэтому ходить по сугробам в ботинках не очень удобно.

Доставлять геологов и вахтовиков на объекты за сотни километров в северную глушь при минус 60 на лыжах негуманно, поэтому для этих целей используют специальную технику – вездеходы-снегоболотоходы. 

Снегоболотоход и доставит на вахту, и поможет сбежать в лес, подальше от жены. 
Снегоболотоход и доставит на вахту, и поможет сбежать в лес, подальше от жены. 

Вездеходы благодаря большей площади, но теперь не лыжи, а колеса, проезжают в любые дебри. 

Одну из таких машин мы разработали и собрали в Красноярске с полного нуля. 

Так как вездеход может перевозить 20 человек, его часто сравнивают с буханкой, но на самом деле он ближе к армейскому Камазу. 

Слева армейский бронированный Камаз Тайфун-К, справа вдохновленный им наш снегоболотоход Варяг.  
Слева армейский бронированный Камаз Тайфун-К, справа вдохновленный им наш снегоболотоход Варяг.  

Когда мы едем по дорогам общего пользования, мы ловим влюбленные взгляды земляков, а в статье я расскажу, чего нам это стоило. 


У меня уже работало производство по пошиву палаток, но я всегда хотел производить машины. В тот момент мой будущий начальник производства разрабатывал станции спутниковой и тропосферной связи для оборонной промышленности и захотел сменить сферу деятельности.  

Николай послушал указание верховного главнокомандующего и углубился в проблемы северного завоза – доставки грузов и людей в условиях Крайнего Севера, и так оказался на производстве снегоболотоходов. 

Через общих знакомых мы встретились. Он с идеей запустить свое производство, я с накопленными деньгами от действующего бизнеса. 

Коля рассказал идею на листочке А4, а через 2 дня после того, как понял, что я загорелся, принес подробно расписанный бизнес-план. Мы прикинули расходы, арендовали площадь на вагоноремонтном заводе и стартовали. 

Понадобилось 4 месяца, чтобы прототип с листочка А4 выехал с завода проезжать горную реку в брод. 
Понадобилось 4 месяца, чтобы прототип с листочка А4 выехал с завода проезжать горную реку в брод. 

Сейчас мы продали 6 вездеходов, но потратили на это 97 млн ₽.  

Бизнес-план

На рынке вездеходов всерьез продает только одна компания. Ее оборот – 2 млрд в год. 

От их клиентов я узнал, что разговаривают они через губу: меньше 10 единиц техники не продадут, а по мнению завода, почти любой случай является негарантийным. 

Я подумал: у них берут некачественный продукт на 2 млрд в год, то есть, сделай мы хорошо, часть пирога откусить можно. К тому же у нас идет тенденция на развития Арктики, в арктической зоне красноярского края строят порт, дорог там нет, поэтому будет использоваться такая техника. 

Обойти конкурента мы планировали по характеристикам.

Из фичей мы добавили независимую подвеску и модульность. 
Из фичей мы добавили независимую подвеску и модульность. 
В независимой колеса не связаны мостом
В независимой колеса не связаны мостом

Такая подвеска позволяет колесам двигаться отдельно друг от друга. И уменьшает тряску в салоне. 

Не в каждом вездеходе вы так сможете во время движения. 
Не в каждом вездеходе вы так сможете во время движения. 

Модульность вводили, чтобы увеличить объем задач, которые вездеходы смогут решать, а, следовательно, и число потенциальных покупателей. 

Так вездеход можно превратить в манипулятор, тягач, буровую или командно-штабную машину.

Но чрезмерно широкий модельный ряд в итоге тоже негативно сказался на общей смете, хотя и дал нам конкурентное преимущество. Да, теперь наш вездеход может превратиться и в пожарную машину, и в маршрутку по непроходимым болотам, но стоило нам это дорого. 

Инвестиции в производство вездехода 

Ожидание 

Изначально мы посчитали 10 млн вложений, дальше мы ждали очередь заказов, и за счет денег клиентов планировали продолжить оборудовать производство. Мы договорились использовать мощности красноярского вагоноремонтного завода, поэтому часть станков покупать было не нужно. 

Реальность 

В реальности сумма вложений вышла почти в 10 раз больше плана. На сегодня общий объем инвестиций составил 97 000 000 ₽. 

Из них 30,5 млн – это оборудование. 

А 60 млн – это месяца, пока мы готовили и дорабатывали опытный образец, а заказов не было.  

Доходы производства снегоболотоходов

Между понятным злом и непонятным добром выбирают понятное зло 

Мы сделали новый для рынка продукт и думали, что очевидные преимущества нашего вездехода все должны оценить и, конечно, срочно начать покупать наш инновационный аппарат. 

Но мы столкнулись со всеми прелестями перехода на новое. С привычкой бороться сложно, даже когда это привычка брать плохие вездеходы. Под плохие вездеходы уже все приспособились, все согласны, что плохо, но уже предсказуемо плохо. А с новым поставщиком придется выстраивать все по новой, и эта непредсказуемость пугает. В итоге между понятным злом и непонятным добром, чаще выбирали понятное зло. 

И пока наш вездеход гонится за клиентом 
И пока наш вездеход гонится за клиентом 

Даже те клиенты, которые приезжают на тест-драйв, видят производство, все равно ведут себя очень осторожно, не доверяют. Почти каждый звонок по вездеходу заканчивается просьбой дать людей, которые уже продолжительное время эксплуатируют технику. А это проблематично, когда тех, кто использует технику крайне немного. 

Мы продали 6 вездеходов (примерно на 55 млн ₽), видимо, наиболее смелым людям и инноваторам. Сейчас проданные вездеходов начнут мелькать в вездеходных кругах и, надеюсь, пойдут заказы. Даже тем заказчиком, что уже купили, нужен не один вездеход, а 10 единиц техники, просто пока они купили на пробу. 

Мы, конечно, сделали и сайт и рекламу в Яндексе, и сняли обзоры у блогеров, но рынок консервативный и продается все только по сарафанному радио. Лучшая реклама, когда твой продукт видят у другого, а дальше: 

Что это? Где взял? Записываю. 

А на физических лиц я изначально ориентироваться и не хотел. При покупке на 1 млн такой клиент выкружит тебе голову сильнее, чем это сделает компания при покупке на 100 млн. Просто у физика времени тупо больше, чем у компании заниматься всей этой фигней. 

Продажа услуг 

Дополнительно на опытном образце мы начали зарабатывать на Авито. Разместили объявление и пошли заказы. Так, проехав 40 000 км, он уже почти окупил свое изготовление. 

Вездеход выполняет задачи в самых глухих местах. Здесь нет ни дорог, ни даже намека на инфраструктуру – только первозданная природа во всем ее величии.
Вездеход выполняет задачи в самых глухих местах. Здесь нет ни дорог, ни даже намека на инфраструктуру – только первозданная природа во всем ее величии.

Постоянные расходы производства вездеходов 

Это те деньги, с которыми мы будем вынуждены расстаться, даже если от нас не уедет ни одного вездехода.  

Аренда – 490 000 ₽  

Чтобы производить вездеходы, мы арендуем 2 500 кв.м. у вагоноремонтного завода. 

В летний месяц за 490 000 ₽ с коммуналкой. 

Зимой за 520 000 ₽ с коммуналкой в месяц. 

Часть площади мы непосредственно используем, на части стоят станки, которые делают детали и для нас, и для вагонов.  
Часть площади мы непосредственно используем, на части стоят станки, которые делают детали и для нас, и для вагонов.  

То есть у нас получилась не только аренда, но и частично контрактное производство. Часть деталей мы заказываем у вагонного завода. А руководство вагонного завода пригласило нашего начальника производства на полставки и к себе. Такая промышленная коллаборация. 

Сотрудники – 2 700 000 ₽ 

Сейчас в сборке большого бегемота с агрессивной мордой задействовано 23 человека.

Инженеры – 8 человек, сотрудники планово-экономической службы – 3 человека, сотрудники производства – 11 человек. Но фотографироваться любят не все
Инженеры – 8 человек, сотрудники планово-экономической службы – 3 человека, сотрудники производства – 11 человек. Но фотографироваться любят не все
На производстве работают сварщики, механики, маляры и электрики. Слева – своя термичка. 
На производстве работают сварщики, механики, маляры и электрики. Слева – своя термичка. 

Начальник производства работал на другом заводе по производству вездеходов, и часть команды пришла с ним. Так как людей с прямыми руками найти сложно, а потока заказов пока нет, все сотрудники работают на окладах. 

Кадры на таком производстве нужны квалифицированные. Сложность производства в том, что вездеход, чтобы не тонуть в снегу или в болоте, должен быть легким. А легкие детали автоматически означают меньшую прочность. И искать нужный компромисс нужно с помощью хороших инженеров.  

Мы заложили прочность, но в случае просчетов это будут наши издержки по гарантии.  Но мы решили, что лучше нести издержки на гарантию, но привлечь клиентов сейчас. 

А всего наше производство должно ежемесячно выплачивать порядка 4 млн ₽ вне зависимости от количества произведенных и проданных вездеходов. 

Себестоимость вездехода российского производства

Готовыми мы берем: двигатель (800 000 ₽), коробку передач (200 000 ₽), раздаточную коробку (90 000 ₽), карданы (236 000 ₽), ступицы и колеса (740 000 ₽), остальное, включая силовые и несущие конструкции делаем сами. Производство оставшихся компонентов вездехода обходится еще в 2.5 млн ₽. 

Итого прямая себестоимость машины с колесной формулой 4 на 4 без учета постоянных расходов и зарплат составляет 4 566 000 ₽. 

Такую базовую комплектацию мы продаем за 6,9 млн ₽. 
Такую базовую комплектацию мы продаем за 6,9 млн ₽. 
Если вездеход трехосный его себестоимость – порядка 6,4 млн ₽. 
Если вездеход трехосный его себестоимость – порядка 6,4 млн ₽. 

Детали мы стараемся брать отечественные. Китайский двигатель заменили минским, и на этом из китайского у нас осталась магнитола и возможно освещение, но покупаем мы его в Москве. 

Замена китайского двигателя была не только патриотичным шагом. Минские моторы проще, его любой механик может перебрать на коленке в поле, а вот в китайце, например, форсунки электронные, и даже если немного конденсата попадет внутрь, аппаратура прикажет долго жить. 

Все остальные узлы – это ГАЗ, УРАЛ, ЗИЛ, то есть запчасти можно приобрести на сдачу с булки хлеба и по большому счету в любом овощном магазине. 

Сколько можно заработать на вездеходе? 

Если посмотреть на прямую себестоимость в 4 566 000 ₽ и на продажную цену в 6,9 млн ₽ может показаться, что мы нашли золотую жилу. Но вся проблема заключается в объеме производства. 

Команда в 23 человек способна производить порядка 12 машин в месяц. И в этом случае постоянные расходы (аренда, зарплата) в 4 млн ₽ будут делиться на 12. А это всего +333 000 ₽ к себестоимости 1 вездехода. 

Тогда общая себестоимость одного вездехода (4 на 4) в базовой комплектации составит 4 899 000 ₽ и, продав его за 6,9 млн ₽, можно будет получать порядка 2 млн ₽ прибыли. Что означает рентабельность порядка 29%. А еще на этом объеме улучшаться закупочные цены, что на несколько процентов улучшит прибыль. 

Но вот если вы в месяц производите всего 5 вездеходов, то теперь постоянные расходы в 4 млн ₽ вы уже поделите на 5, а это +800 000 ₽ к себестоимости вездехода, за счет постоянных расходов. 

Тогда общая себестоимость одного вездехода составит 5 366 000 ₽ и, продав его за 6,9 млн ₽, можно будет получить с 1 вездехода всего 1 534 000 ₽. Что означает рентабельность порядка 22%.

У нас же сейчас стадия развития предприятия, когда мы продаем по 1 вездеходу в месяц или даже в 1,5 месяца. 

И вот в этом случае наши постоянные расходы в 4 млн ₽ беспощадно ложаться на всего на 1 вездеход, а это +4 млн ₽ к себестоимости. 

Тогда общая себестоимость одного вездехода составит 8 566 000 ₽. Что означает продажу в минус. И так с 1 вездехода мы получаем убытков на 1 666 000 ₽. То есть дешевле было бы совсем не делать и не продавать вездеход, чем продавать всего 1. 

Примерно таким образом общая финансовая ведомость нашего предприятия за почти 2 года показывает минус 97 млн ₽. Из них 30,5 мл лежит в оборудование, 5 млн в первом тестовом вездеходе (но он окупился на услугах), а вот 61,5 млн ₽ принесены в жертву отечественному вездеходостроению. 

Все вездеходы обладают положительной плавучестью при оптимальной загрузке 1,5 тонны при своей массе.

Надеюсь, что по примеру нашего вездехода положительная плавучесть сработает и для нашего бизнеса, и в скором времени мы выплывем. 
Надеюсь, что по примеру нашего вездехода положительная плавучесть сработает и для нашего бизнеса, и в скором времени мы выплывем. 

Дисклеймер: статья написана автором блога «упал, поднялся», на основе интервью с основателями производства снегоболотоходов Варяг, Андреем Климовичем и Николаем Аликиным. 

Я веду блог «упал, поднялся» с историями про реальный бизнес, а не этот ваш успешный успех. Каждую неделю – новая история на основе интервью с предпринимателем.

Вы прочитаете: как я зарабатывал 13 млн в год на любителях пассивного дохода, как я склеил картон и продал на маркетплейсах на 50 млн в год, почему мой таксопарк на 300 водителей и 40 машин больше не бизнес, как я делаю и продаю камни на маркетплейсах на 1,35 млн в месяц, почему умирает производство пельменей в провинции, и как на меня трудится 1 000 работников, хотя они думают, что работают на себя и др. истории.

Комментарии (19)


  1. Lazhu
    16.09.2024 14:22
    +8

    вопрос на засыпку: сколько когтеточек поместится в один вездеход?


    1. cry_san
      16.09.2024 14:22
      +4

      Главное - суметь их доставить до лесного потребителя - рысь, тигр, пума...


  1. rezaf2ai
    16.09.2024 14:22

    Может быть, имеет смысл с "Авторевю", например, связаться по поводу тестов? Так больше людей узнают про эту технику.


  1. NomLi
    16.09.2024 14:22
    +2

    | Продажа услуг 

    Вот сразу подумалось: зачем реклама, если можно каршеринг сделать в соответствующих точках - бездорожья у нас в стране хватает. Мы как-то из-за сдохшего вертолета неделю на перекладных добирались в таежный поселок.


  1. nikolz
    16.09.2024 14:22
    +12

    Коля рассказал идею на листочке А4, а через 2 дня после того, как понял, что я загорелся, принес подробно расписанный бизнес-план. Мы прикинули расходы, арендовали площадь на вагоноремонтном заводе и стартовали. 

    В реальности сумма вложений вышла почти в 10 раз больше плана. На сегодня общий объем инвестиций составил 97 000 000 ₽. 

    Вот это бизнес-план, просто фантастика!

    -------------------------------

    Считаем экономику бизнеса навскидку.

    общая себестоимость одного вездехода составит 5 366 000 ₽ и, продав его за 6,9 млн ₽, можно будет получить с 1 вездехода всего 1 534 000 ₽.

    У нас же сейчас стадия развития предприятия, когда мы продаем по 1 вездеходу в месяц или даже в 1,5 месяца. 

    Т е за год продажа составит 12 машин, что даст прибыль 18 млн.рублей, что составляет 18.5% от вложенного капитала. Если бы инфляция составляла 0%, то вложенный капитал окупился бы через 6 лет.

    Однако, сейчас ставка ЦБ 20%. Это означает, что вложенный капитал не окупится никогда. Увы, это не бизнес, это хобби, если не появится вдруг гос.заказ на 2 млрд.руб.


    1. benone
      16.09.2024 14:22

      Так вложенные инвестиции уже не стоят по 20%. Они были взяты при старой ставке. Соовтественно окупаемость надо считать не под 20%.


      1. nikolz
        16.09.2024 14:22
        +2

        Так я и посчитал при 0% получилось 6 лет.

        Относительно Вашего предложения. Вы ошиаетесь. Считать надо не тогда, когда Вы вложили, а тогда, когда Вы вернули. Если это бизнеc, а не благотворительность или хобби.

        Цель бизнеса - деньги, т е получение прибыли. Бизнесу не важно, что производить. Инвестор вкладывает деньги не для того, чтобы получить вездеходы. Его интересует лишь прибыль на вложенный капитал. Поэтому в бизнесе надо планировать именно движение капитала в первую очередь. Если у Вас есть 97 млн.руб, то при ставке ЦП 19% нет смысла вкладывать их в бизнес с доходностью меньше, так как надежнее и выгоднее вложить эти средства просто в банк.

        Это все азы бизнеса. Статья хорошо показывает как не надо делать бизнес.

        "Учиться, учиться и еще раз учиться.."


        1. benone
          16.09.2024 14:22

          Да, всё верно, окупаемость вложенных средств составляет 6 лет. Текущая ставка ЦБ в 20% не влияет на уже вложенные деньги, сделанные, например, в 2020 году.

          Более того, инвестиции в подобный объект сегодня будут стоить на 30-50% дороже из-за инфляции в данной сфере. Поэтому объект подорожал, и инвесторы удачно успели вложиться вовремя.

          Очевидно, что текущая экономическая ситуация не будет постоянной, а капекс всегда делаются с расчётом на более длительный срок, чем 1-2 года.

          Кроме того, маловероятно, что банки будут предлагать вклады под такую высокую ставку на срок более 3 лет, даже превышая какие-то базовые суммы, которые они могут привлечь от ЦБ.

          Для бизнесменов из барбершопов конечно такая схема не сразу понятна, там капекса почти нет)


          1. nikolz
            16.09.2024 14:22
            +1

            Я не против Вашей веры в то, что это "удачное вложение". Вы полагаете, что у инвестора не было альтернативы вложить более удачно 100 млн.руб?

            Т е если бы он не бухнул их все под голую идею, практически реально никак не обоснованную, то он бы их очевидно держал бы все это время в стеклянной банке?

            С 2020 года до настоящего времени прошло 4 года. Герои данной статьи сделали 6 вездеходов, т е по 1.5 в среднем за год. Я считал экономику по их оптимистическим мечтам вездеход в месяц.

            По факту объем инвестиций в 10 раз превысил расчет по бизнес плану и не через 10 лет, а практически сразу. С таким же эффектом можно было бы вложить деньги куда угодно.

            ---------------------------

            А теперь про ставки в банках .

            Чтобы не утомлять расчетами, я взял среднее по годам:

            В 2020 5%; 2021 7%; 2022 15%; 2023 17%; 2024 18%.

            Если бы инвестор в 2020 году вложил деньги просто в банк, то на текущий момент его доход составил бы 75%(сложный процент) от вложенной суммы. т е сегодня у него было бы в живых деньгах 175 млн.руб, а не виртуальные 97 в оборудовании, которое морально уже устарело.

            Кроме того, в данном бизнесе очень большой риск, так как он размещается в арендованном цехе и арендодатель просто может закрыть их бизнес или поднять аренду до небес.

            ----------------

            Про ставки в будущем.

            Об этом можно посмотреть в прогнозах ЦБ.


  1. degistration
    16.09.2024 14:22
    +2

    а чего там с установкой на учёт в военкомате всей проходимой техники


    1. Yuriy_krd
      16.09.2024 14:22

      Этого уже нет лет 20. Знаю по себе, т.к. в 2005 когда ставил на учет УАЗик, требовали справку из военкомата, а в 2011, когда покупал Ниву, уже не нужно было.


      1. exTvr
        16.09.2024 14:22

        Этого уже нет лет 20

        Сегодня нет, а завтра - кто знает./s


  1. Newcss
    16.09.2024 14:22
    +2

    Держат инженеров, разрабов... Ну возьмите в команду талантливого продажника. Начните заходить с другой стороны... Открыли сайт объявлений, посмотрите где предлагают услуги болотоходов... Сделайте пару контор и пару болотоходов на окупаемость туда. Пройдите сертификацию. Напишите в крупные конторы типа РЖД у них есть программа инноваций, предложите им такую штуку, посмотрите стройки в жопе мира кто делает, пару буклетов закиньте им....


  1. NASh_CND
    16.09.2024 14:22
    +2

    На 9 компьютеров с комплектом софта затрачен 1млн.

    Для хороших cad систем - подозрительно мало


    1. ren_hoek
      16.09.2024 14:22

      Скрытый текст


    1. gmist
      16.09.2024 14:22

      Концепция подобных машин совершенно не требует хороших cad систем.


      1. NASh_CND
        16.09.2024 14:22

        Разработка изделия сложнее отрезать в размер кусок арматуры, гораздо удобнее с использованием соответствующих инструментов.

        Так то диды, понятное дело использовали кульман, ватман и рейсфедер, но если есть удобная замена


  1. cherokeros
    16.09.2024 14:22

    Первое фото с вездеходом - в любой компании найдется "человек-колонка"


  1. VitalikKoshelev
    16.09.2024 14:22

    Мало конечно, про сам вездеход сказали. И вообще про технические решения.

    хотя бы шасси обсудить бы: а шины низкого давления? А почему не гусеницы? А шнекоходы не думали?