Источник: arstechnica.net
Долгое время считалось, что древняя настольная игра, известная как «Гончие и шакалы», появилась в Египте. Однако последние археологические находки пошатнули уверенность ученых. Скорее всего, «Гончие и шакалы» была известна в более древние времена, о чем свидетельствует недавно найденная на территории современного Азербайджана версия игровой доски. Подробности под катом!
Что это за игра такая?
Игра «Гончие и шакалы» или «Пятьдесят восемь лунок» известна современным ученым с 1890 года, и около 60 экземпляров игры были обнаружены в Египте, Месопотамии, Израиле, Сирии, Иране и Азербайджане. Доска имеет две параллельные линии из 29 лунок, а игроки используют 10 маленьких палочек с головами шакала или собаки, что напоминает доску и фишки для игры в криббедж. Вероятно, это игра для двух человек, в которой цель — переместить все свои фишки с начальной точки до конца, где находится лунка большего размера, чем остальные. Самая старая версия игры, найденная тогда, датируется периодом 2064–1952 гг. до н. э. и относится к правлению Ментухотепа II, что указывает на египетское происхождение игры.
Однако игровая доска, о которой идет речь в последнем исследовании, была обнаружена археологом и соавтором статьи Уолтером Кристом в Гобустане (Азербайджан) в 2018 году. Он изучил несколько скальных убежищ с точечными узорами, которые напоминали игровые доски, найденные в Юго-Западной Азии и Египте. Одна из наиболее сохранившейся из них была найдена в скальном убежище Чапмалы недалеко от западного побережья Каспийского моря.
Крист и его соавтор Рахман Абдуллаев пришли к выводу, что гравировка была сделана в бронзовом веке, поскольку ее нашли в археологическом слое, относящемся к этому периоду. А это значит, что люди играли в эту игру задолго до ее появления в Египте. Еще шесть примеров досок для игры «Гончие и шакалы» были найдены на участках в Агдашдюзю, Йени Тюркане и Дюбенди (Азербайджан). В этих местах также были найдены и осколки керамики. По предположению исследователей, пастухи, зимующие в этих районах, регулярно играли в игру, чтобы скоротать время.
Авторы отмечают, что точная датировка находки представляет определенную сложность. По их словам, «чтобы с уверенностью приписать изобретение игры определенной культуре, необходимы дополнительные исследования с более точной датировкой». Однако игра быстро распространилась среди разных слоев общества, независимо от ее истинного происхождения. А значит игры служили своего рода социальным катализатором, способствуя взаимодействию и объединению людей из разных социальных групп.
Археология настольных развлечений
Существуют археологические свидетельства различных настольных игр со всего мира, возраст которых исчисляется тысячелетиями — например, игра в Сенет и Мехен в древнем Египте или стратегическая игра, известная как ludus latrunculorum («Игра наемников»), которая пользовалась популярностью среди римских легионов. Найденная в 2021 году 4 000-летняя доска на археологическом участке в долине Кумайра в Омане может быть предшественницей древней ближневосточной игры на двоих, известной как «Королевская игра Ура» или «Игра двадцати квадратов». Существует версия, что она стала предшественницей современных нард и утратила свою популярность после появления новых игр. Как и в нардах, играя в «Игру двадцати квадратов» соперники старались как можно быстрее передвинуть все свои фишки по доске.
В прошлом году археологи обнаружили 500-летнюю игровую доску в руинах замка Цмелюв в Польше. Это был элемент стратегической игры для двух человек под разными названиями «Мельница», «Моррис девяти человечков», «Мерелы» или «Ковбойские шашки» в Северной Америке. Самая ранняя известная доска для игры в мельницу была вырезана на кровельных плитах египетского храма в Курне, который функционировал в XIII веке до н. э. Историки полагают, что она была хорошо известна и римлянам, которые могли узнать об этой игре благодаря сети торговых путей.
Подобные доски также были найдены вырезанными на скамьях в монастырях английских соборов. Так, одну из игровых досок нашли в церкви XIII века в Ополе (Польша). А изображения людей, играющих в эту игру, были выгравированы на плитках печей XV века в Великопольше. Одни исследователи считают, что строители, возводившие замок, вырезали игровую доску на плите песчаного пола, чтобы развлечься в свободное время. Согласно другим догадкам, доска могла быть вырезана детьми или слугами после завершения строительства замка, и даже могла нести в себе символическое послание.
Игры сквозь века: социальные и ритуальные функции
Настольные игры служили не только развлечением, но и выполняли важные социальные, ритуальные и даже образовательные функции. Одними из самых древних игр, которые были найдены археологами, являются египетские игры «Сенет» и «Мехен». «Сенет», известный по находкам в египетских гробницах и датируемый примерно 3500 годом до н. э., использовался не только для досуга, но, возможно, имел глубокое ритуальное значение, символизируя переход в загробный мир. Изображения этой игры встречаются на стенах гробниц фараонов, что указывает на ее важность в египетской культуре. Мехен, другая игра, включала спиральную игровую доску и фигурки животных, таких как львы, что также намекает на ее сакральное предназначение. Археологи полагают, что игры в Древнем Египте были связаны с духовными обрядами и играли роль в ритуалах, связанных с защитой и почитанием богов.
Не менее значимые археологические находки произошли в Месопотамии, где была обнаружена самая древняя «Королевская игра Ура», датируемая около 2600 годом до н. э. Она была найдена в шумерских захоронениях и, как предполагают исследователи, могла быть не только развлечением, но и частью ритуалов, связанных с предсказанием судьбы. Эту игру, возможно, использовали для духовных практик и гаданий, и она существовала на протяжении тысячелетий, распространяясь по Ближнему Востоку и влияя на развитие таких игр, как нарды.
В Индии древние игры также играли значительную роль. «Чатурджи», датируемая VI-VII веками н. э. стала не только предшественницей современных шахмат. Она имела стратегическое значение и использовалась не только для развлечения, но и для обучения тактикам. Еще одной важной игрой Индии была «Пачиси» (IV веком н. э.), основанная на случайности и стратегии. Она стала прототипом для множества современных настольных игр и продолжает оставаться популярной до сих пор, распространившись по всему миру.
Китайская цивилизация также внесла свой вклад в развитие настольных игр. «Вейци», известная как «Го», — это древняя стратегическая игра, которой уже около 5000 лет. Ее цель — захватить как можно больше территории на игровом поле. «Го» до сих пор считается одной из самых сложных и интеллектуальных игр в мире, ее популярность особенно высока в Восточной Азии. Древние греки и римляне также увлекались настольными играми, такими как «Тавлеи». Игроки использовали кости, чтобы передвигать фишки по доске, а сама игра была популярна как в Греции, так и в Римской империи. Римляне, благодаря активным торговым связям и военным походам, способствовали распространению этой игры по всей Европе.
Сегодня для участия в играх не нужно проводить раскопки. Их можно найти прямо здесь, на Хабре. Яркий пример — IT-кроссворд Selectel.
Испытайте свои знания в технологиях и не только. Более 256 вопросов, 7 кроссвордов на разные темы из мира IT — ежедневно с 23 по 29 сентября. Достаточно зарегистрироваться по ссылке.
Комментарии (26)
MountainGoat
23.09.2024 17:03+24Проблема с древними играми, как и песнями, такая: поскольку умение писать в те времена было немного элитарным, если не вообще святым, а принадлежности для письма как минимум дороговаты, то никому и в голову не приходило записывать то, что все знают: как играть в собаки или как петь хвалу Шамашу. Забудешь сам - ну спроси жену! Записывали только то, что можно забыть с концами: например, сколько мне должен горшечник Абас, обещал вернуть следующим летом.
В результате, теперь наука может знать имя конкретного горшечника, жившего 4000 лет назад, но не знать имена богов, в которых вся его страна верила.
alexey_public
23.09.2024 17:03+2Боги то ладно, это мелочи. Вот никто теперь не может идентифицировать древние названия созвездий. А это вся сухопутная и морская навигация и картография. И всё, приехали, все древние описания путешествий и направлений стали нераспознаваемы.
vassabi
23.09.2024 17:03+1все древние описания путешествий и направлений стали нераспознаваемы.
ну, всё-таки не все, некоторые описания путешествий вполне распознаваемы и спустя 3000+ лет:
Vsevo10d
23.09.2024 17:03+2За 3000+ лет многие созвездия слегка popierdolilo.
Denev
23.09.2024 17:03+1Экваториальные координаты звезд на небе на дистанции в несколько веков или тысячелетий изменяется в первую очередь за счет прецессии земной оси, это хорошо изученный процесс. Положение звезд в данной точке наблюдения, на нужную дату и время на многие века вперед и назад от современной эпохи легко покажет любая программ-планетарий.
Zenitchik
23.09.2024 17:03Много ли созвездий нужно для навигации? Два? Три? Десять? Их можно вычислить по месту на небе, которое с их помощью находят. Как они назывались - не суть важно.
alexey_public
23.09.2024 17:03+1Их там сотни вообще. Это мы больше десятка не знаем. А древние люди знали множество звёзд по именам и много созвездий. И в каждом регионе были свои собственные названия для этих звёзд и созвездий. Они их знали с детства и им в голову не приходило что кто-то не может их знать. И они так и писали - под такой-то звездой по такому-то созвездию. А сейчас никто не может восстановить где это было и в каком направлении.
Насчёт мест ещё веселее - холм по имени такого-то события возле речки (меняющей русло каждые 100 лет) с именем такого-то воина нашего городка. Те редкие историки которые случайно смогли идентифицировать хотя бы одно такое место из тысяч уже могут праздновать тот факт, что они сами вошли в историю.
Zenitchik
23.09.2024 17:03Их там сотни вообще. Это мы больше десятка не знаем. А древние люди знали множество звёзд по именам и много созвездий
Знали-то знали, но использовали ли для навигации?
И они так и писали - под такой-то звездой по такому-то созвездию.
Ещё скажите "В такой-то час ночи". Это несерьёзно. Навигация по звёздам не так работает.
Попробуйте придумать современный пример с современными созвездиями.
alexey_public
23.09.2024 17:03+1Знали и использовали.
Там хуже - они могли точно сказать когда и в какое время года какое созвездие где будет. А чем ещё ночью заниматься, не котиков же по ютубу смотреть.
И да - поэтому они спокойно использовали для навигации все подходящие звёзды и созвездия. Они их просто знали. И без проблем по названию созвездия могли сказать в какое время года оно будет актуальным, и где окажется (т.е. по нему можно определить время и дату сильно примерно), а сюда добавляем направление на него в этот момент и всё, приехали, нам теперь остаётся только гадать.
Zenitchik
23.09.2024 17:03Подтвердите свои слова хоть чем-нибудь.
Расскажите, какие навигационные задачи они решали с помощью звёзд, и как бы Вы решили эти задачи с помощью современных созвездий.
alexey_public
23.09.2024 17:03+1Я не занимаюсь раскопками, поэтому это к специалистам. Я читал их проблемы и описал выше с их слов.
Но я не вижу никаких причин им не верить, звёзды были единственным надёжным ориентиром. И их хорошо знали.
Пример вы и сами можете придумать - возьми самую яркую звезду(подставить её имя для данного народа) в созвездии зелёной черепахи, когда она забралась на спину льва, который в зените - и иди неделю в её сторону. И вот таких ребусов может быть много. И они сейчас в принципе нерешаемы.
Zenitchik
23.09.2024 17:03Но я не вижу никаких причин им не верить
А я - вижу. Потому что немножко представляю себе как вращается земля, и как это влияет на положение звёзд на небе.
Пример вы и сами можете придумать
Но я предоставлю это Вам.
И вот таких ребусов может быть много.
Но они не являются практическими навигационными приёмами. Вы, например, придумали абсурдный пример.
alexey_public
23.09.2024 17:03+1Почему абсурдный? Я тоже немножко представляю как вращается Земля. И не вижу ничего абсурдного.
Zenitchik
23.09.2024 17:03Попробуйте придумать такой же пример с реальными (современными) созвездиями, и сами увидите его абсурдность.
Denev
23.09.2024 17:03+1Попробуйте придумать такой же пример с реальными (современными) созвездиями, и сами увидите его абсурдность.
Можно даже и пример со вполне античными созвездиями:
«Сидя на крепком плоту, искусной рукою все время
Правил рулем он, и сон на веки ему не спускался.
Зорко Плеяд наблюдал он и поздний заход Волопаса,
Также Медведицу – ту, что еще называют Повозкой.
Ходит по небу она, и украдкой следит Ориона,
И лишь одна непричастна к купанью в волнах Океана.
С нею Калипсо, свет меж богинь, Одиссею велела
Путь соглашать свой, ее оставляя по левую руку…»
(Одиссея. Перевод В.В.Вересаева)
Здесь вполне понятно, что Одиссей сверяет свой курс с Большой Медведицей (Повозкой) и Плеядами. Разумеется в древности не могли определять свои географические координаты при помощи секстанта и хронометра, но по созвездиям ориентироваться вполне возможно. Например, вечером осенью Большая Медведица будет низко над горизонтом в северной части неба, а зимой Орион будет вечером виден на юге. Это довольно простые примеры, а уж для людей которые каждую ночь из года в год видели звездное небо не засвеченное огнями большого города и могли наблюдать как от сезона к сезону меняется его вид это все, вероятно, вообще было совершенно тривиально.
Dimsml
23.09.2024 17:03+3никому и в голову не приходило записывать то, что все знают
Насколько я помню, по этой же причине мы так целый язык потеряли. Зачем записывать то, что каждый уважающий себя римлянин и так знает?
Hardcoin
23.09.2024 17:03+1С ваших слов «Гончие и шакалы» древнейшая игра, но дата есть только 4 тыс лет назад. Более древней даты нет в вашем тексте.
Го, почему-то, не древнейшая, хотя вы пишете, что ей 5 тысяч.
Сенет, 5.5 тысяч лет (из вашей же статьи) тоже не древнейшая.
Вам самим-то как, такой заголовок публиковать? Нормально?
Ashot
23.09.2024 17:03Подозреваю, что имеется в виду именно физическое представление игры, то бишь именно игровое поле. А про го и сенет стало известно из "бумаг", скажем так.
Но это лишь мои предположения.
voidptr0
23.09.2024 17:03Игра была бы очень логичной, если бы нашли кубики (ну или что-то подобное), но почему-то об этом не упоминается.
vesper-bot
23.09.2024 17:03Доска большая и каменная, а кубики маленькие и деревянные, или костяные (почему их иначе зовут "кости"?). Каменные может и сохранились бы, но в те времена делать из камня игральные кости?
GlukKazan
23.09.2024 17:03+2Не использовали тогда кубики, это более позднее изобретение. Кидали двусторонние плоские деревянные палочки.
perfect_genius
23.09.2024 17:03+3Им надо бы покопать рядом, в Армении - армяне явно играли в нарды ещё раньше :)
cerebrum666
23.09.2024 17:03Создаёт бог растения и животных после создания Земли, смотрит, а там уже армяне сидят играют в нарды )))))
GlukKazan
https://dagazproject.github.io/index-map-ur.html