Казалось бы, какое отношение «хипстерские скрипты для веб» могут иметь к жестким реалиям embedded‑разработки и встариваемых систем, со всей их низкоуровневой работой и ограниченными ресурсами? Увы, но реальность в очередной раз оказалась куда интересней предубеждений, так и появилась на свет эта статья.
Что это и зачем
Начну как обычно с цитаты:
mruby is the lightweight implementation of the Ruby language complying with part of the ISO standard. mruby can be linked and embedded within your application.
Словом, это такая особенная реализация языка Ruby, с упором на встраивание и встраиваемые системы — да да, тот самый «кровавый embedded», где царствует чистый C, ссылочная арифметика, malloc()
и прочие кошмары и ужасы для современного разработчика.
И вдруг в этом царстве Аида появляетесь вы весь в белом и пишете что-то такое, высокоуровневое:
extend Yeah::DSL
set port: 3000
get '/hi/{name}' do |name|
"Привет #{name}"
end
ENV['SHELF_ENV'] = 'production'
puts "Запуск.."
__main__ [0]
И.. оно просто работает:
И даже вот так:
Круто?
Сколько там пудов соли нужно скушать, чтобы так просто работать с юникодом из Си, тем более в embedded среде?
Кстати вся эта «радость хипстера» еще и собирается в очень небольшой бинарник:
Внутри будет «все и сразу»:
MRuby, все используемые библиотеки и само приложение.
Хотя на ЛОРе заметили, что «640кб хватит на всех» это как‑то многовато будет, все же напомню что мы живем в мире копеечных 128Гб флешек и битва за каждый байт свободного места уже не так актуальна как 10 лет назад.
Вполне допускаю, что подобное приложение показывает веб‑интерфейс в вашем домашнем роутере, показывает меню в телевизоре или крутит рекламу в автобусе — словом находит применение в большинстве мест, где используются встраиваемые системы.
Поддерживаемые платформы
К сожалению не удалось найти одним списком все поддерживаемые MRuby платформы, поэтому ограничусь только конкретными найденными примерами.
Из самого интересного:
разработка для Sega Dreamcast и Nintendo Wii, для POS-терминалов, встраивание в iOS приложения.
Ну и собственно встраиваемые системы:
Тестовый проект
Поскольку «малинки» в очередной раз под рукой не оказалось, было решено реализовать тестовый проект на банальном x86 — была собрана вся цепочка разработки, включая фреймворки, был реализован «Hello world» в виде веб‑приложения, работающего на встроенном веб‑сервере.
Все манипуляции производились на неподдерживаемой никем и нигде FreeBSD, так что скорее всего описанных ниже проблем со сборкой в более обычном Linux не будет.
Для тестового проекта использовалось вот это «чудо»:
Yeah! is a DSL for quickly creating shelf applications in mruby with minimal effort
Если кратко, то это своеобразная попытка реализовать «мини‑Rails, работающий на мини‑Ruby». Вполне себе успешная, надо отметить.
А теперь самое важное:
Фреймворки для
mruby
представляют собой надстройку, которая в процессе собирает самmruby
и добавляет себя в собираемые бинарники.
Звучит сложно и выглядит страшно, но для embedded-среды является привычным делом.
Так что нам будет нужно получить бинарники mruby
и mrbc
с упакованным внутрь фреймворком yeah
и всеми библиотеками, а затем использовать этот билд для сборки уже своего приложения.
Для сборки фреймворка Yeah! требуется внешний «большой» Ruby и
rake
, будут работать как 2.x так и 3.x версии.
Клонируем проект с фреймворком Yeah!:
git clone https://github.com/katzer/mruby-yeah.git
Поскольку по‑умолчанию собирается только компилятор mirbc
, без интерактивной консоли (mirb) и интерпретатора (mruby), чего не хватит для нормальной разработки конечного приложения, добавляем в файл build_config.rb
:
conf.gem :core => 'mruby-bin-mruby'
conf.gem :core => 'mruby-bin-mirb'
conf.gem :core => 'mruby-bin-mrbc'
И запускаем сборку:
rake compile
Эта команда автоматически скачает зависимые репозитории, в том числе нужную ветку самого mruby
. На данной стадии у автора появлялись две ошибки.
Первая — про заголовочный файл mingw.h
:
In file included from /opt/work/tmp/mruby-yeah/mruby/build/repos/host/mruby-r3/r3/src/memory.c:34:
/opt/work/tmp/mruby-yeah/mruby/build/repos/host/mruby-r3/r3/src/mman.h:15:10: fatal error: _mingw.h: No such file or directory
15 | #include <_mingw.h>
| ^~~~~~~~~~
compilation terminated.
rake aborted!
В файле mman.h
есть вот такая строка:
/* All the headers include this file. */
#ifndef _MSC_VER
#include <_mingw.h>
#endif
Переменная _MSC_VER
не задается при сборке на FreeBSD, поэтому срабатывает вариант по умолчанию — для Windows и MinGW. В качестве исправления, я просто закомментировал этот блок, не заморачиваясь дальнейшими изысканиями.
Вторая ошибка также достаточно банальна и происходит из-за разницы в реализации функции mmap
:
/opt/work/tmp/mruby-yeah/mruby/build/repos/host/mruby-r3/r3/src/mman.h:52:9: error: conflicting types for 'mmap'; have 'void *(void *, size_t, int, int, int, OffsetType)' {aka 'void *(void *, long unsigned int, int, int, int, unsigned int)'}
52 | void* mmap(void *addr, size_t len, int prot, int flags, int fildes, OffsetType off);
| ^~~~
In file included from /opt/work/tmp/mruby-yeah/mruby/build/repos/host/mruby-r3/r3/src/memory.c:27:
/usr/include/stdio.h:444:10: note: previous declaration of 'mmap' with type 'void *(void *, size_t, int, int, int, __off_t)' {aka 'void *(void *, long unsigned int, int, int, int, long int)'}
444 | void *mmap(void *, size_t, int, int, int, __off_t);
| ^~~~
rake aborted!
В этом же файле mman.h
заменяем:
void* mmap(void *addr, size_t len, int prot, int flags, int fildes, OffsetType off);
на:
void* mmap(void *addr, size_t len, int prot, int flags, int fildes, __off_t);
И повторно запускаем сборку.
Если сборка прошла успешно то в папке build/host/bin
будут готовые бинарники:
ls ./mruby/build/host/bin/
mirb mrbc mruby
Теперь с их помощью запускаем сборку уже нашего тестового приложения:
/opt/work/mruby-yeah/mruby/build/host/bin/mrbc -Btest_symbol ~/test.rb
Это сгенерирует файл test.c с вот таким контентом:
#include <stdint.h>
#ifdef __cplusplus
extern
#endif
const uint8_t test_symbol[] = {
0x52,0x49,0x54,0x45,0x30,0x33,0x30,0x30,0x00,0x00,0x01,0x3e,0x4d,0x41,0x54,0x5a,
0x30,0x30,0x30,0x30,0x49,0x52,0x45,0x50,0x00,0x00,0x01,0x0c,0x30,0x33,0x30,0x30,
0x00,0x00,0x00,0xcd,0x00,0x01,0x00,0x05,0x00,0x01,0x00,0x00,0x00,0x00,0x00,0x3d,
0x1d,0x02,0x01,0x1f,0x02,0x00,0x2d,0x01,0x02,0x01,0x10,0x02,0x03,0x0e,0x03,0x0b,
0xb8,0x2d,0x01,0x04,0x10,0x51,0x02,0x00,0x57,0x03,0x00,0x2e,0x01,0x05,0x01,0x1d,
0x01,0x06,0x51,0x02,0x01,0x51,0x03,0x02,0x24,0x01,0x51,0x02,0x03,0x2d,0x01,0x07,
0x01,0x06,0x02,0x47,0x02,0x01,0x2d,0x01,0x08,0x01,0x38,0x01,0x69,0x00,0x04,0x00,
0x00,0x0a,0x2f,0x68,0x69,0x2f,0x7b,0x6e,0x61,0x6d,0x65,0x7d,0x00,0x00,0x00,0x09,
0x53,0x48,0x45,0x4c,0x46,0x5f,0x45,0x4e,0x56,0x00,0x00,0x00,0x0a,0x70,0x72,0x6f,
0x64,0x75,0x63,0x74,0x69,0x6f,0x6e,0x00,0x00,0x00,0x0e,0xd0,0x97,0xd0,0xb0,0xd0,
0xbf,0xd1,0x83,0xd1,0x81,0xd0,0xba,0x2e,0x2e,0x00,0x00,0x09,0x00,0x03,0x44,0x53,
0x4c,0x00,0x00,0x04,0x59,0x65,0x61,0x68,0x00,0x00,0x06,0x65,0x78,0x74,0x65,0x6e,
0x64,0x00,0x00,0x04,0x70,0x6f,0x72,0x74,0x00,0x00,0x03,0x73,0x65,0x74,0x00,0x00,
0x03,0x67,0x65,0x74,0x00,0x00,0x03,0x45,0x4e,0x56,0x00,0x00,0x04,0x70,0x75,0x74,
0x73,0x00,0x00,0x08,0x5f,0x5f,0x6d,0x61,0x69,0x6e,0x5f,0x5f,0x00,0x00,0x00,0x00,
0x33,0x00,0x03,0x00,0x05,0x00,0x00,0x00,0x00,0x00,0x00,0x00,0x0e,0x34,0x04,0x00,
0x00,0x51,0x03,0x00,0x01,0x04,0x01,0x52,0x03,0x38,0x03,0x00,0x01,0x00,0x00,0x0d,
0xd0,0x9f,0xd1,0x80,0xd0,0xb8,0xd0,0xb2,0xd0,0xb5,0xd1,0x82,0x20,0x00,0x00,0x00,
0x4c,0x56,0x41,0x52,0x00,0x00,0x00,0x16,0x00,0x00,0x00,0x01,0x00,0x04,0x6e,0x61,
0x6d,0x65,0x00,0x00,0xff,0xff,0x45,0x4e,0x44,0x00,0x00,0x00,0x00,0x08,
};
Это ни что иное как готовый байткод mruby, записанный в виде статичного массива байт.
Параметр -Btest_symbol как нетрудно догадаться отвечает за название этого массива.
А вот так выглядит само приложение для запуска (файл test_stub.c
):
#include <mruby.h>
#include <mruby/irep.h>
#include <test.c>
int
main(void)
{
mrb_state *mrb = mrb_open();
if (!mrb) { /* handle error */ }
mrb_load_irep(mrb, test_symbol);
mrb_close(mrb);
return 0;
}
Все что тут происходит это просто выдача байткода интерпретатору mruby
при запуске обертки. Обратите внимание на строчку:
#include <test.c>
Это и есть включение файла с байткодом mruby
.
Ну и наконец сборка конечного тестового приложения:
gcc -std=c99 -static -Os -s -I/opt/work/mruby-yeah/mruby/include -I. test_stub.c -o test_program /opt/work/mruby-yeah/mruby/build/host/lib/libmruby.a -lm -lpthread
Если все пройдет успешно, в текущей папке появится финальный бинарник test_program
, который я запускал в самом начале.
Эпилог
Эта статья началась с поста на ЛОРе про «бинарь на руби» с смешным размером меньше мегабайта и кросс‑компиляцией под встраиваемые системы. Я впечатлился и начал копать, так и родилась эта статья.
Думаю изложенного материала хватит для того чтобы те из читателей, кто занимается встраиваемыми системами попробовали MRuby для своих задач, благо автору данная штука видится крайне перспективной.
Также как и правительству Японии, которая этот проект финансирует.
Просто потому что убирает целый класс проблем, связанных с разработкой прикладных систем на чистом Си — управление памятью, юникод, строки и так далее.
С нетерпением жду отзывов о реальном использовании.
P.S.
Это немного от цензурированная версия статьи, оригинал которой доступен в нашем блоге.
0x08 Software
Мы небольшая команда ветеранов ИТ‑индустрии, создаем и дорабатываем самое разнообразное программное обеспечение, наш софт автоматизирует бизнес‑процессы на трех континентах, в самых разных отраслях и условиях.
Оживляем давно умершее, чиним никогда не работавшее и создаем невозможное — затем рассказываем об этом в своих статьях.
Areso
Очень странное.
> что мы живем в мире копеечных 128Гб флешек
флешки на 128 гигабайт живут отдельно от мира встраиваемых систем
Без малого 2 мегабайта на бинарник веб-сервера (кстати, рекомендую добавлять -h к -la ключам) это примерно столько же, сколько идет (далеко не с каждым) RPi Pico.
Поэтому байты экономить может быть и нет смысла, все-таки не 80-ые и 90-ые на дворе, но разбрасываться мегабайтами как-то тоже не комильфо.
alex0x08 Автор
Ну даже не знаю, из соседней статьи:
Так что думаю все несколько проще стало.
Дело в том что это не просто веб-сервер, а целый фреймворк: REST, JSON, авторизация и так далее и тому подобное.
Но главное тут в другом: встраиваемый MRuby дает отделение прикладной логики от системной части, т.е. можно реализовать отдачу html и обработку параметров на скриптах, которые при ошибке не уронят все приложение целиком, а системную часть оставить на Си.
Areso
Да, но в тексте статьи вы приводили не одноплатники (которые, кстати, с каким температурным режимом и допустимостью вибраций работают?), а микроконтроллеры.
И вот у них памяти ровно на хэллоу ворлд на веб-сервере или даже меньше.
> встраиваемый MRuby дает отделение прикладной логики от системной части, т.е. можно реализовать отдачу html и обработку параметров на скриптах, которые при ошибке не уронят все приложение целиком, а системную часть оставить на Си.
считается, да.
alex0x08 Автор
Вообще речь про embedded разработку, что на сегодняшний день либо arduno/pi либо промавтоматика со своими законами и АСУ.
По крайней мере так обстоят дела в тех проектах к которым я имел или имею отношение - если даже в самокаты сейчас arduno ставят, чтож теперь сделаешь.
Areso
Да, но в Arduino у вас нет гигабайтов, а есть килобайты
https://store.arduino.cc/en-cy/products/arduino-mega-2560-rev3
Неправильно смешивать МКшки (промышленные или нет) и Single Board PC (промышленные или нет).
alex0x08 Автор
По идее да:
Но там же чуть ниже:
И как быть?
Areso
да сеть может быть даже на более "ущербных" МКшках, я вам не про сеть, я вам про вопрос куда вы двухмегабайтных бинарь на него класть собираетесь.
Вот, к примеру, чуть более жирный вариант, когда есть и сеть на борту:
https://www.espressif.com/sites/default/files/documentation/esp32-c3_datasheet_en.pdf
Keroro
Ну PIC32MX из примера №3 вполне себе встраиваемая система (там 256КБ ROM и 64КБ RAM). Правда, там вроде бы некая 16 бит разновидность используется на 40КБ.
Keroro
Но в качестве небольшого оффтопа, работать на микроконтроллере с UTF не такая уж большая проблема. Я использую этот сниппет на 45 строк с форума LOR, и он прекрасно работает, по крайней мере с кириллицей.