Я восемь лет работал айтишником: сначала был программистом, потом стал руководителем проекта в банковской сфере. Карьера шла в гору, но в начале 2014 я четко понял, что хочу чего-то совершенно другого.

Сырами я интересовался давно: в Европе заходил в сырные лавки, общался с их владельцами, пробовал, привозил домой, читал специальную литературу. Я был очень увлечен этой темой, и в какой-то момент погрузился в нее полностью.

В июле 2014 открыл свою первую сырную лавку в темном переулке Москвы. Помещение сдавалось без двери — надо было для начала прорубить дверной проем. Копил деньги на машину, но вместо этого купил магазин. Закрыл его через год, потому что место было непроходимым и люди не могли найти нас даже по карте.

В статье: как я выбирал точки, решил перестать парить голову сотрудникам, боролся с Роспотребнадзором и победил санкции, почему решил не вкладываться "в бетон". Мои выводы за 10 лет бизнеса.

1. Открывайтесь рядом с винотекой, пекарней и Азбукой вкуса.

Я открыл свой первый магазин сыра в непроходимом месте и его было сложно найти даже по карте. Тогда мы окупились только благодаря интернет-магазину.

Когда открывал второй магазин сыра, стал ездить по точкам и считать людей. Садился в кафешке напротив с 17 до 19 часов. Если насчитал 2000 людей — можно брать.

Еще важно, чтобы рядом была целевая аудитория. Для магазина сыра это винотеки, пекарни, супермаркеты: Вкусвилл, Азбука, Бахетле. Так будет еще и дополнительный трафик. Супертрафиковое место я не рассматривал, а искал шаговую доступность. Ставка была на местных, которые должны дойти.

Так выглядел наш первый магазин изнутри.
Так выглядел наш первый магазин изнутри.

2. Свой магазин сыра вози с собой

Открытие первого магазина сыра в 2014 году обошлось в 700 тысяч рублей:

— 300К закупка товара

— 200К ремонт помещения

— 200К оборудование

Эти деньги откладывал на покупку машины, а получил красивый магазин сыра с кассой и двумя прилавками. Но место было неудобным для покупателей и через год пришлось съехать, оставив всю красоту будущим арендодателям. После этого принял решение, что не буду вкладываться «в бетон». Большие вложения не оправдывают себя. И никто не знает, сколько ты будешь существовать в арендованном помещении: месяц или 5 лет. Сейчас все наши магазины модульные — почти все, включая оформление, можно вынести.

Витрины, стойки и полки забираем с собой.
Витрины, стойки и полки забираем с собой.

3. Перестал парить голову сотрудникам и завел ютуб.

В самом начале я считал, что никто лучше меня не расскажет о сыре. Я ведь так горю этим. Но здесь нужно просто переступить через себя и понять, что не только ты все умеешь и знаешь. У других людей тоже есть сильные качества. У кого-то продажи, у кого-то аналитика. А если заниматься всем и везде, то ничего годного не выйдет. Поэтому я пошел рассказывать про сыр на ютуб, а прямые продажи сыра оставил спецам.

Важно не быть для своей команды тираном и доверять им. Тогда при выходе из операционки вы не будете волноваться, что кто-то поставил ведро не на то место и нужно дать этому человеку втык.

4. Сыр усыхает, продавцы воруют

В бизнесе по продаже сыра сложно найти продавцов, которые не будут воровать. Товар весовой и легко можно левачить. Например, продать дешевый сыр по цене дорогого, а разницу забрать себе в карман)

Однажды продавец помахал нам в камеру пятитысячной купюрой. Больше мы его не видели.

А иногда залетает черный лебедь прямо в окно.
А иногда залетает черный лебедь прямо в окно.

Мы делаем подарочные корзины с сыром. По ТЗ кладем по 200 грамм каждого сыра. Бывало так, что продавец складывал по 100 грамм, а потом остатки этого сыра продавал за наличку.

Та самая корзина
Та самая корзина

В борьбе с воровством помогает инвентаризация и МойСклад. Все логи сохраняются в программе, и, если продавец удаляет позиции, это легко обнаружить. У нас есть списания — в них включаем дегустации и усыхание сыра на 200гр. каждую неделю.

Инвентаризацию делаем раз в 2 недели. Система заранее считает, сколько и какого сыра должно остаться. 2 продавца пересчитывают все в магазине. Если по итогам сыра меньше, чем должно было — штрафуем. Если такая история повторяется больше двух раз — увольняем.

5. Даже если ты тысячу раз прав, какой в этом толк, если твой клиент сходил в Роспотребнадзор?

Однажды к нам пришел человек и сказал, что сыр испортился. С нашей стороны были соблюдены все условия хранения и мы начали доказывать, что это он хранил его в теплом месте. Клиенту не понравилось, что мы обвиняем его, и он начал агрессировать. Здесь мы легко отделались, и человек просто ушел. Но в другом случае мы могли получить 10 отрицательных отзывов и жалобу в Роспотребнадзор. А оно нам надо?

6. Фестиваль во время санкций

Через несколько месяцев после открытия моего первого магазина сыра ввели санкции на все европейские сыры, кроме швейцарского. Швейцария не входит в ЕС, поэтому в 2014 году санкции не наложили. Есть 8 заводов, которые до сих пор поставляют в Россию.

После ухода европейских сыров люди начали искать замену любимому итальянскому Пармеджано. Стали ходить по магазинам сыра в надежде найти что-то похожее. Я перестроился и нашел вкусные сыры в России и Швейцарии.

Мы нашли сырный фестиваль и договорились провести конкурс "Лучший сыр России". Собрали там лучших российских сыроделов. Так смогли выбрать себе поставщиков.

Сыры от российских сыроварен.
Сыры от российских сыроварен.
Чаще всего запрещенный сыр перевозят в шинах.
Чаще всего запрещенный сыр перевозят в шинах.

Я знаю ребят, которые все еще возят санкционку. Но условия перевозки таких сыров под вопросом.

Если к тебе в магазин сыра придут и найдут такой сыр — вынесут из магазина, переедут трактором прямо у тебя на глазах и выпишут штраф 1 млн.

Так в Москве раздавили 165 кг сыра. 
Так в Москве раздавили 165 кг сыра. 

7. Не спорь с Роспотребнадзором

У нас на сайте были карточки европейских сыров с пометкой «нет в наличии». Делали это, чтобы привлечь покупателей. Человек заходил, видел знакомый сыр Чеддер, а мы предлагали ему замену. Роспотребнадзор заметил это и сказал все убрать. У тебя есть сутки на реакцию. Нет смысла делать обращения и доказывать, что на самом деле этот сыр вы не продаете. За день обращение точно не рассмотрят, а вы получите штраф 300К.

Периодически на нас писали заявление даже за российские сыры. Видят слово «Пармезан» — подают в суд. В таких случаях мы удаляли карточку, меняли ссылку и меняли название.

За такое может прилететь
За такое может прилететь

8. Не надейся на розничные продажи сыра

Наш первый магазин сыра на отшибе спас только интернет-магазин. 50% покупателей смотрят сначала в интернете. Другие — те, кто живут рядом или случайно проходили мимо магазина. Важно понимать, что никто не поедет за сыром на другой конец города. Проще заказать доставку или купить в другом магазине поближе к дому.

Мы сразу сделали сайт и начали продвигаться через контекст и SEO. Хуже работают соцсети. Раньше было много продаж с Нельзяграма, но сейчас сильно упал охват.

Сейчас продажи сыра примерно поровну в интернет-магазине и в розничных точках.

9. Франшиза для совместных закупок

Я сразу понимал, что франшиза в нашем бизнесе — это не про прибыль. Основная идея при запуске — покупать сыр оптом, а это дешевле. Мы покупаем много сыра, продаем его франчайзи по себестоимости и на этом не зарабатываем. Зато увеличиваем свою маржу в магазинах, т.к. купили сыр дешевле в больших объемах. Плюс роялти, само собой.

Наш основной доход с интернет-магазина и розницы. Но франшиза важна, чтобы сохранить маржу.
Наш основной доход с интернет-магазина и розницы. Но франшиза важна, чтобы сохранить маржу.

Материал подготовлен для блога МойСклад по мотивам интервью с предпринимателем Александром Крупецковым, основателем сети “Сырный сомелье”.

В тг‑канале МоегоСклада публикуем новости для предпринимателей, реальные кейсы, ошибки и лайфхаки в учете, инструменты продвижения, обновления сервиса (учет товаров и услуг, опт, розница, производство, e‑commerce).

Комментарии (5)


  1. chukotsky
    03.10.2024 16:01
    +2

    Я восемь лет работал айтишником: сначала был программистом, потом стал руководителем проекта в банковской сфере.

    ...

    Копил деньги на машину, но вместо этого купил магазин.

    Идите в IT, там много денег :-)


  1. Wesha
    03.10.2024 16:01
    +1

    магазин сыров

    У Вас в слове "суров" опечатка!

    почти все, включая оформление, можно вынести.

    Грабители взяли на заметку.


  1. hira
    03.10.2024 16:01
    +9

    У нас на сайте были карточки европейских сыров с пометкой «нет в наличии». Делали это, чтобы привлечь покупателей.

    Таким "бизнесменам" желаю гореть в аду.


    1. dartraiden
      03.10.2024 16:01

      Поддерживаю. Потому что ищешь в поисковике что-то редкое и везде "нет в наличии".

      Спасибо таким продавцам за потерянное время.


  1. Einherjar
    03.10.2024 16:01
    +5

    Периодически на нас писали заявление даже за российские сыры. Видят слово «Пармезан» — подают в суд.

    И правильно делают, потому что ни разу не пармезан это у вас. Обманывать нехорошо