Мы публикуем вольный перевод статьи Mashable. Оригинал здесь
Ответьте без раздумий: сколько стоит билет из Москвы в Сочи?
Любой, кому приходилось покупать авиабилеты, знает, что ответ на этот вроде бы простой вопрос требует много уточнений. Когда вы летите? В какое время? Только туда или обратно тоже? Пересадка возможна? Аэропорт нужен какой-то конкретный? Готовы ли вы прилететь в другой город неподалеку? Багаж будет? И так далее, и тому подобное.
«Я всегда воспринимала как данность, что понятие цены на авиабилет не имеет смысла, — рассказывает фотограф и блогер Фрейя Доусон. — Вам просто предлагают согласиться с тем, что есть. Сегодня я собиралась забронировать билет в Сенегал, и поискала на Skyscanner. Получилось ?700 за 24-часовой перелет. Потом я проверила на Momondo, и там оказалось ?450 и восемь часов».
«Авиакомпании, похоже, берут свои цены из воздуха, — вторит ей автор блога How To Be The World’s Smartest Traveler Кристофер Эллиот. — «Если вы попробуете поискать билет в один конец и туда-обратно в одно и то же место, то второй вариант будет гораздо дешевле. Это абсолютно бессмысленно для вас и для меня, но для авиакомпаний смысл в этом совершенно определенно есть».
Недавно группа исследователей точно определила, насколько часто ценообразование авиабилетов противоречит здравому смыслу.
«Мы собрали статистику 100 самых загруженных европейских аэропортов», — рассказывает один из исследователей, Симеон Мейханецоглу. Команда проанализировала 1,4 миллиона тарифов на 125 авиалиниях с помощью сервиса ITA от Google, которые предоставляет данные по авиатарифам без дополнительных налогов и сборов.
Целью исследования было подтвердить или опровергнуть три «воздушных мифа».
1. Чем короче перелет, тем дешевле он стоит.
2. Стоимость билета туда/обратно должна быть дешевле, чем при покупке двух отдельных билетов.
3. Чем короче пересадка, тем дороже билет.
Итак, рассмотрим, как на самом деле обстоят дела с этими и другими мифами и предположениями насчет авиабилетов.
Миф №1: Чем дольше перелет, тем выше цена
Это не так для 24.5% тарифов
Радиальная структура авиаперевозок имеет важное значение, и зачастую перелет между центральными транспортными узлами, пусть и довольно далекими друг от друга, будет дешевле, чем полет по «лучу» из центра в одну из «тупиковых» точек.
Например, полет между двумя большими центрами, такими как Нью-Йорк и Лос-Анджелес, часто будет дешевле, чем путешествие в гораздо более близкий к Нью-Йорку, но не «узловой» Нэшвилль.
Между двумя большими хабами работают много авиакомпаний, которые совершают по несколько полетов в день. Это повышает конкуренцию и снижает цены. В случае с менее значимыми узлами это не работает.
Многим путешественникам знаком такой лайфхак как hidden-city ticketing, когда пассажир приобретает билет из точки А в точку В с пересадкой в точке Б, однако до конца маршрута не долетает, покидая самолет в Б. Этот прием иногда действительно работает — он может сэкономить пассажирам деньги примерно в 25% случаев. Однако (и это важно) авиакомпании это не приветствуют и могут отменять будущие бронирования и аннулировать статус и баллы в программах лояльности, если уличат пассажира в использовании этой тактики.
«С точки зрения здравого смысла было бы нелогично платить больше, если вы планируете покинуть самолет раньше», — говорит Эллиот. — «Однако это работает с логикой авиакомпаний. Раз на перелет из A в Б спрос больше, чем из A в В, то цены они установят выше».
Для пущей запутанности каждый аэропорт взимает разную плату за свои услуги, что может кардинально сказаться на цене билетов в разные города с одинаковой удаленностью от пассажира.
Например, в Нью-Йорке La Guardia ценит свои услуги выше, чем два других аэропорта, так что цена на перелет будет выше просто по факту приземления на его посадочной полосе.
Миф №2: Комбинированные перелеты экономят деньги
В 37% случаев дешевле купить билеты на каждое направление по отдельности, чем одним билетом
Иногда билеты туда-обратно дешевле, чем в один конец, но так бывает не всегда.
Это еще зависит от дополнительных услуг, начиная со сборов за багаж и заканчивая едой и развлечениями на борту, которых можно избежать, полетев обратно другим рейсом.
«Некоторые авиакомпании могут казаться дешевыми, но когда сталкиваешься с их расценками на перевозку багажа, предложения уже не выглядят столь выгодными», — говорит Эвита Робинсон, создатель сайта Nomadness Travel Tribe.
Помимо багажа могут взиматься дополнительные сборы за большее пространство для ног, распечатку посадочного талона, выбор места, Wi-Fi и питание.
Миф #3: Удобство влияет на цену
Спрос влияет на цену.
В 7.5% исследованных направлений оказалось, что перелет с ночевкой в стыковочном аэропорту обходится дороже, чем вариант с пересадкой за пару часов, то есть самое короткое время поездки не обязательно обходится дороже всего.
Поездки имеют разную значимость для разных людей, и авиакомпании это хорошо знают.
Тариф основывается на динамическом ценообразовании. По сути, это значит, что продавец назначает разную цену для разных людей за одну и ту же или похожую услугу. Этот же принцип работает, когда в 2 часа ночи идет дождь, и все такси заняты, и Uber резко повышает коэффициент стоимости поездки — пассажир платит, так как не имеет другого выхода.
Авиакомпании применяют этот принцип в отношении бизнес-путешественников и тех, кто покупает билет непосредственно перед полетом.
Пассажиры, которые покупают билет накануне вылета, зачастую не имеют другого выхода, кроме как заплатить по повышенному тарифу. Если вам крайне нужно быть на месте вовремя — скажем, чрезвычайные семейные обстоятельства — цена для вас не особо критична.
Командированные сотрудники заплатят больше по двум причинам. Во-первых, им нужно быть на совещании в конкретное время в конкретном городе, и они за это заплатят. А во-вторых, цена их по большому счету не волнует — платит компания.
Авиакомпании используют продвинутые алгоритмы систем управления доходами, так называемые Yield Management Systems, чтобы определить максимально высокую цену, которую можно назначить для вышеуказанных категорий путешественников.
«Системы управления доходами позволяют авиакомпаниям определить, сколько вы готовы заплатить за перелет, и при ценообразовании авиакомпании руководствуются именно этим, — отмечает Эллиот. — Цена не зависит от расстояния, логики или каких-то еще доводов, которые кажутся вам разумными».
Миф №4: Авиакомпании хотят заполнить пассажирами каждый рейс
Авиакомпании хотят только максимизировать прибыль.
Себестоимость перелета фиксирована задолго до посадки в самолет. У авиакомпании уже есть самолет и сотрудники. Они точно знают, сколько потратят на топливо. Это примерно одна и та же стоимость, заполнен ли самолет или пуст. Соответственно то, насколько большой будет прибыль, зависит от того, сколько денег авиакомпания сможет получить от пассажиров при продаже билетов.
Если, повысив цену, компания продаст меньше мест, но увеличит прибыль, она ее повысит.
Миф №5: Нельзя бороться с ценообразованием на авиабилеты
Это не так.
«Это не просто фиксированная цена за услугу, — говорит Мейханецоглу. — Все гораздо сложнее. Мой совет — просто будьте в курсе происходящего».
«Невозможно предсказать лучшее время для бронирования, — рассказывает Доусон. — Оно отличается для каждой авиакомпании, так что лучше просто отслеживать динамику в течение нескольких недель или пары месяцев до времени, когда вы планируете забронировать билет».
Она также отмечает, что стоит выяснить: возможно, в стране, куда вы собираетесь, существует низкий сезон, и имеет смысл рассматривать поездку в то время, когда большинство туристов от нее откажутся — иногда дождливая пора или жаркое лето того стоит в буквальном смысле.
«Есть способы обмануть систему, — говорит Эллиот. — Иногда авиакомпании делают вещи, которые выглядят неэтично, и заманчиво ответить им той же монетой. Но, как говорила моя мама, две ошибки дела не исправят. Лучшее оружие — позволить рынку регулировать цены. Потребители могут рассматривать цены как нечестные и отказываться платить по повышенным тарифам. Если не поддаваться на уловки авиакомпаний, в конце концов, это закончится».
Комментарии (9)
Delsian
31.12.2015 11:59+9Главное правило покупки билетов — пользоваться анонимным браузингом. Никаких кук, никаких логинов. Авиакомпания до последнего момента не должна догадываться, откуда и куда вы собираетесь лететь.
Mitch
01.01.2016 21:20Это шутка?
Или правда разные цены выдаются разным пользователям при одинаковом запросе?
В статье про это не было, техническая возможность имеется.
На момодо тоже надо включать анонимный браузинг?
achekalin
02.01.2016 15:47Вывод из статьи непонятен. «Рынок все расставит» — это, читая статью же, откровенная чушь, поскольку большая часть статьи говорит о том, что цены вовсе не рыночные с точки зрения покупателя, а логичны только самим авиакомпаниям. Да и как может быть иначе? У каждой компании своя тактика, так что у одной из точки А в точку Б цена будет высокой, у другой — наоборот, низкой, а какая-то играет ценами в рекламных целях, и опускает цену только на 2 дня — кто успел, тот и купил.
Самое логичное, что можно как-то представить — это верить, что цена растет от популярности рейса. Никто не берет билеты — ценник и не повышается, а если спрос высок — цена будет расти на глазах. Но по факту и это неправда, ведь на самых актуальных рейсах никто не полетит, как не играй ценой, если у конкурента (а конкурент найдется — направление-то мы берем популярное) условия лучше.
Кстати, и цена накануне полета у какой-то компании может оказаться не самой высокой — самолет недозаполнен, так проще продать билет хоть за рубль, но обеспечить, скажем, лучшую центровку загрузки, или вообще провести снижение цен как рекламную акцию.
В общем, статья не о чем конкрентном (увы), и цифры процентов здесь ничего не подвтерждают. «Включай голову, и охотья за ценами» — как-то так.
Ну и конечно, надо в принципе думать головой и сравнивать условия от и до. На коротких расстояниях «выйти на предыдущей остановке», конечно, не получится, но вот учесть при расчете разного рода доп. сборы — вполне по силам, и на выходе можем получить, что билет за 100 руб. у «Победы» окажется пассажиру накладнее, чем билет за 1100 руб. у того же Аэрофлота (беру цифры с потолка, но имею в виду, что пассажир летит с багажом, не хочет опаздывать, хочет питание в полете — вот и надо сравнивать все условия и риски)
P.S. Читаю:
> Мы публикуем вольный перевод статьи Mashable.
Почему тогда пост без пометки «перевод»?
Причем, признаюсь, даже не пойму, зачем вы делали перевод, когда можете и сами не хуже (судя по вашему профилю деятельности) написать, и безо всяких этих ссылок на непонятных васей пупкиных, чьими словами подтверждается каждая ничтожная мысль. То, что примеры (с десятыми процента, но без конкретных абсолютных цифр) приводятся на примере западных авиакомпаний, показательнее статью не делает, ибо все же по России летать для многих из читателей ресурса актуальнее (особенно последнее время).
itsoft
02.01.2016 22:31aviasales.ru по-моему решает эту задачу. Они знают среднюю цену билета на данный период, сами мониторят и присылают письмо, когда надо покупать. В этом и есть их бизнес.
Eefrit
Про кого речь в последнем предложении? Про потребителей? То есть Эллиот рекомендует нам не поддаваться на уловки потребителей?
Roberto
Спасибо! Исправили.