Шрифты — такой же объект интеллектуальной собственности, как, скажем, программа или игра. В России на них распространяется как авторское, так и патентное право. Сейчас корпоративные шрифты есть у многих мировых компаний. Это повышает степень защиты бренда, а также положительно влияет на его узнаваемость. Рассказываем в нашей статье о том, как корпорации защищают свои шрифты.
Россия: споры за Клементину
В России патент на дизайн является доказательством наличия прав на шрифт, а описание промышленного образца содержит перечень признаков, перечисляющих наиболее существенные особенности дизайна. В этой отрасли становится все больше разбирательств.
Так, на сайте студии Артемия Лебедева даже есть раздел, посвящённый судебным делам. Большинство из них касаются именно неправомерного использования шрифтов, часто — Клементины. Например, эту гарнитуру незаконно использовали в оформлении коммерческого транспорта. А в 2016 году Студия Лебедева смогла взыскать 150 тысяч с издательства «ЭКСМО», которое неправомерно использовало Клементину на обложке книги Татьяны Устиновой.
В 2018 году по аналогичному делу компания отсудила полмиллиона у предприятия «Российские ипподромы» — та решила взять этот шрифт для оформления своей рекламной продукции. В целом же многие разработки студии защищены патентами на промышленный образец, как, например, Artemius Text Regular.
Были разбирательства и у других компаний. Например, в 2017 году ПараТайп добилась взыскания 380 тысяч рублей от страхового общества «РЕСО-Гарантия» за незаконное использование шрифтов «FreeSet» и «Helios».
А в 2021 году дизайн-бюро «Щука» подало в суд на фирму «Формула звезды», посчитав, что та неправомерно использовала Gertruda в оформлении передачи на МУЗ-ТВ.
Многие крупные российские компании уже стали правообладателями собственных стилизованных букв. Все больше предприятий считают, что шрифт является важным базовым элементом, определяющим уникальность фирменного стиля. Например, у РЖД есть гарнитура RussianRail G Pro и FSRailway.
Мировые бренды
В США по закону шрифты могут быть защищены в случае, если они признаются программным обеспечением. Иногда компании разрешают использовать свои гарнитуры в личных и коммерческих целях. Например — коллекция Google Fonts. Шрифты распространяются по свободным лицензиям. Однако в целом за использование большинства придется заплатить.
Самый известный шрифт — Times New Roman, права на него принадлежат американской Monotype. Любая компания, которая использует шрифт в коммерческой деятельности, должна приобрести на это лицензию. В качестве товарных знаков зарегистрирован Helvetica, Avant Garde и многие другие.
Интересно, что на основе первого созданы логотипы American Airlines, McDonald's, Nestle, Toyota, Jeep, BMW, LG, NBA, Panasonic, WhatsApp, Skype и других гигантов.
Сейчас корпоративные шрифты есть у многих компаний. Apple использует собственный San Francisco, Samsung — SamsungOne, Microsoft — Segoe. А, например, Dropbox разработал для своего Sharp Grotesk аж 294 начертания.
Интересно, что у IBM корпоративный шрифт не только разрешён к использованию для других компаний, но также любой может участвовать в его развитии: дополнять и совершенствовать.
Еще один из ярких примеров — Uber, который разработал Uber Move. В его основе — шрифт Highway Gothic, который используется в системах транспорта, лондонском метро и американских дорожных знаках.
А в сентябре Nike обратилась к французской студии Pizza Typefaces, чтобы сделать свой шрифт для Олимпиады 2024 года. Он имитирует движения спортсменов, чем выделяется и привлекает к себе внимание. Все шрифты разные.
Больше контента о сфере интеллектуальной собственности в нашем Telegram-канале
bolk
Вы ссылаетесь на страницу, где Студия Лебедева судится по разным поводам за использование их собственности. Использование в вашей статье фотографии Лебедева как-то с ним согласовано? Или чтение упомянутой страницы вас ничего не научило?
KatyDives
хахаха забавно попали)
bitbucked
О, ничоси, проснулся «я болк из яндекса а ты кто?», тебе мозги не жмут?
bolk
Зашибись, конечно, что у тебя такая хорошая память, но я уже 13 лет как не в Яндексе и если я тебя чем-то обидел в тот период, извини.
bolk
Прочитал твои комментарии тут, все семь штук. Нет, у нас отмена. Если чем-то обидел, мне не жаль.