В1983 году появился язык программирования MicroText, созданный для одного из самых популярных персональных компьютеров того времени — Commodore 64. Этот ЯП разрабатывали энтузиасты в сотрудничестве с Национальной физической лабораторией Великобритании, но его быстро забыли, а код считался утерянным.

Однако недавно энтузиаст ретро‑техники и ведущий канала на YouTube Кристиан Симпсон (Christian Simpson) сумел возродить этот забытый язык и поделиться им с миром. Почему он решил этим заняться? Потому что одним из разработчиков MicroText был его сосед. И когда Симпсон обнаружил на eBay дискету с языком программирования MicroText для компьютера Commodore 64, то понял, насколько это уникальная вещь.

Забытый язык программирования из 80-х MicroText вновь используют для написания программ
Забытый язык программирования из 80-х MicroText вновь используют для написания программ

История MicroText

MicroText создавался в начале 80-х годов, когда персональные компьютеры только начинали завоёвывать популярность. Один из разработчиков жил в том же доме, что и родители Симпсона, работал над созданием компактного языка, который бы позволял решать прикладные задачи и использоваться в области измерений и вычислений. Commodore 64, на котором тестировался MicroText, отличался простотой архитектуры и низкой ценой, что сделало его идеальным кандидатом для разработки и использования подобных языков.

MicroText создавали с упором на высокую производительность и минимализм, что позволило ему работать в условиях ограниченных ресурсов, таких как 64 КБ оперативной памяти Commodore 64. Он поддерживал основные типы данных и базовые операторы для математических и логических операций, что делало его удобным инструментом для вычислений в прикладных задачах. Этот язык идеально подходил для быстрой разработки небольших утилит и проведения экспериментов, но был ориентирован на пользователей с техническим образованием.

Симпсон впервые познакомился с этим языком в 1987 году, когда ему было 14 лет. Тогда он смог протестировать бета‑версию. Однако после этого MicroText как будто исчез — о нем не было никакой информации ни в интернете, ни на форумах поклонников Commodore. Поэтому дискета на eBay казалась чем‑то фантастическим.

Дискета оказалась в превосходном состоянии — даже сохранился характерный запах компьютерных магазинов 80-х годов. К счастью для энтузиаста, на ней действительно оказались файлы MicroText, включая демонстрационные программы и документацию. Возможно, это была единственная уцелевшая копия MicroText.

Удивительно, что дискета дожила до наших дней
Удивительно, что дискета дожила до наших дней

Что интересного нашли

Самая большая радость для Симпсона заключалась в том, что в процессе запуска старой дискеты устройство чтения начало работать, и на экране появился список файлов. Среди них были такие файлы, как introdemo, sounddemo и wel.com. Также присутствовало множество файлов с расширением .sta, характерным для MicroText. Дискета была полностью рабочая, а программы на ней — работоспособными и даже интересными.

Текстовый квест
Текстовый квест

Язык программирования MicroText оказался простым и удобным. Программа в нём как бы нарезана на кусочки-«кадры», похожие на веб‑страницы, что делает структуру кода интуитивно понятной. Команды в MicroText упрощены по сравнению с другими языками того времени, но позволяют создавать сложные графические и звуковые эффекты.

При тестировании демо «команд» Симпсон увидел, что там есть есть RUN, TEST, COMMENT, COPY — все основные инструкции, которые можно ожидать от раннего языка программирования. Текстовая строка, заканчивающаяся вопросительным знаком, будет ожидать ввода данных пользователем. Номер кадра, которому предшествует знак равенства, показывает, к какому кадру обращаться следующим.

Можно починять не только примус, но и электрические вилки
Можно починять не только примус, но и электрические вилки

На дискете Симпсон нашёл текстовую игру-головоломку «Побег из горящего отеля», обучающую программу по ремонту электрических вилок и несколько графических демок. Его особенно впечатлила возможность создавать анимации из простых символов. Одной из программ на дискете была «Plug faultfinding», выпущенная в 1983 году и помогающая находить неисправности в вилках.

Симпсон решил сохранить MicroText для истории, загрузив его и другие материалы в интернет‑архив. Язык быстро набрал популярность — его скачали более 1000 раз. Сообщество не только увидело в MicroText музейный экспонат, но и начало создавать на нем новые программы. Один из поклонников Retro Recipes даже разработал на нём игру «Посадка на Марс».

По словам Симпсона, найденная версия MicroText оказалась даже лучше той, что он тестировал в 1987 году. И это говорит о том, что разработка языка продолжалась какое‑то время, несмотря на его исчезновение с рынка.

Если интересно, как всё выглядело, можно посмотреть видео на канале Симпсона.

Комментарии (0)