Каждый человек, который когда-либо запускал свой продукт может написать гайд о том, как надо делать, а как ни в коем случае нельзя. Статистика о прекращении работы продуктов на разных стадиях за последние годы неутешительна и говорит нам о том, что подводных камней ох как много.

Казалось бы, намного проще запустить какой-либо продукт в рамках экосистемы большой корпорации. Тут есть и консультационная поддержка специалистов компании разных направлений, готовые каналы продвижения и другие ресурсы, но на деле за этими плюсами есть ещё ограничения, которые накладывает материнская компания. О них и хотелось бы поговорить.

В ходе моего 11-летнего карьерного трека я запускала проекты в eCommerce и FinTech: новостные платформы, решения для разработчиков, корпоративные продукты, а также продукты в сфере страхования и потребительского кредитования. Кроме того, я занималась поддержкой существующих финансовых продуктов и развитием API. Я даже участвовала в запуске сайта футбольной лиги. Но в этой статье не будет готового чек-листа по запуску продукта, здесь будут советы и рекомендации на основании моего собственного опыта и опыта моей команды после запуска продуктов внутри больших корпораций.

Начало продукта

Позвольте тут мне начать немного издалека и привести метафору. Морские черепахи откладывают свои яйца на пляже, откуда через какое-то время вылупляются черепашата. И им предстоит первый опасный путь, чтобы попасть в море, где их поджидает ещё больше опасностей. Но сначала нужно совершить марш-бросок именно к воде, уворачиваясь от артиллерии чаек и бакланов, и, спасаясь от сухопутных хищников. Наш новый продукт настолько же уязвим на этапе согласований, как эти черепашата. И это просто супер, если есть группа эко-активистов, гоняющих чаек палками (в нашем случае получилось заручиться поддержкой кого-то из бизнес-заказчиков). Но если нет, предстоит утверждать и отстаивать продукт.

Начинается всё относительно просто. Кому-то приходит отличная идея нового продукта, который можно было бы реализовать под крылом большой корпорации. Проводится подготовительная работа, чтобы обрисовать цель и обосновать пользу зарождающегося продукта, предварительно посчитать его стоимость. 

Кому нести свой продукт?

Для начала, своему руководству. Ваш непосредственный руководитель управляет вашим ресурсом и должен быть в курсе новой деятельности. После этого можно искать заказчиков из бизнеса. Например, если я придумаю продукт по налоговой отчетности для продавцов Ozon, я пойду к владельцам аналитики или в направление Финтеха. Кстати, на этом этапе я могу узнать, что подобный продукт уже в планах или даже в работе. Большая корпорация накладывает свой отпечаток, идеи витают в воздухе, невозможно знать о планах всех и вся.

Итак, с вашей новой презентацией вы сталкиваетесь с одной из особенностей крупных (в разной степени) бюрократизированных организаций — длительными согласованиями. В таких компаниях выделение бюджета и ресурсов на продукт может занимать долгое время в зависимости от устоявшихся процессов и приоритетов. Часто это связано с тем, что бюджет внутри корпорации распределяется на всю деятельность один-два раза в год. Чтобы избежать разочарований, важно изначально свои инициативы приурочивать к периодам этих планирований.

Что хорошо сделать на этом этапе:

  • подчёркивать соотношение цены и пользы. Например, вы предполагаете, что ваш продукт полностью окупит затраченные ресурсы и начнет приносить прибыль через N месяцев после запуска — нужно это явно подсветить при разговоре с руководством/бизнесом, да ещё и подтвердить какими-либо цифрами статистики и прогнозов. Другими словами, просчитать Unit-экономику;

  • продумать время запуска. Например, вы хотите сделать ресурс для школьников под крылом большого канцелярского конгломерата. Учитывая специфику, лучше всего запустить продукт перед началом учебного года. При запуске поздней весной польза от продукта существенно снизится. Другими словами, спланировать Time to market.

Обсуждая бюджет в крупных компаниях, важно понимать, что продукт может в любой момент быть закрыт или заморожен. К сожалению, это реальность. Если корпорация решает перераспределить ресурсы на более перспективные направления, первыми под оптимизацию попадают незапущенные продукты или продукты с малой полезностью.

Известны случаи, когда отличные идеи не доходили до руководства и прекращались ещё до начала согласований. Так как инициатор опасался того, что услышав его идею, руководство передаст реализацию другой команде

Важно помнить, что все идеи и разработки в рамках компании принадлежат компании. Руководство оценивает, кто лучше справится с реализацией продукта. У вас может быть идея, но нет опыта или ресурса в вашей команде, а у Васи и его команды уже есть успешные запуски аналогичных продуктов и свободные руки. В таких случаях руководство может предпочесть доверить проект более опытной команде.

В крупных компаниях, таких как наша, эти процессы оптимизации и передачи проектов направлены на эффективное использование ресурсов и успешное воплощение идей.

Будем считать, что продукт получил зеленый свет и готов к началу реализации. Тут следует озаботится вопросом, ответ на который может поменять все организационные процессы в корне. Выбор юридического лица. Этот вопрос может возникнуть, когда вы собираетесь сделать что-то, что не попадает под основную деятельность компании. Также выделение отдельного юридического лица может быть просто устоявшейся практикой для компаний, которые имеют большие экосистемы. В любом случае, этот вопрос следует заранее обсудить с руководством, либо юридическим отделом. Отдельное юр. лицо может повлечь за собой необходимость создания отдельно всех юридических документов, сопровождающих продукт, кадровые перестановки, отделение проведения бюджетов на какие-либо услуги аутсорса или закупку лицензий ПО. Кроме того, возможно, обширными ресурсами компании вам станет воспользоваться не так просто, потому что вы становитесь другой компанией.

Где могут таиться затраты

На начальном этапе следует также продумать все те части продукта, которые требуют денежных затрат. Все можно очень классно придумать, например, с авторизацией, где по номеру телефона присылается sms с кодом подтверждения. Казалось бы, отличный план. Но каждая sms будет стоить вам, допустим, 50 копеек. И тут уже у вас возникает статья расходов в продукте, которую можно было бы избежать, если авторизацию строить на электронной почте и отправке подтверждений туда. Или, например, вы захотите сделать онбординг-сообщения в Whatsapp. И да, это тоже стоит денег. Во всех таких моментах лучше перепроверить, повлекут ли продуктовые решения затраты.

Вторая затрата — это аутсорс. Например, мне захотелось запустить сайт, на котором будет услуга по студийной съемке товаров продавца. И если соответствующих ресурсов в компании нет, придётся связываться с аутсорсом, на который следует заложить и согласовать бюджет. В дальнейшем, при доказанной пользе от продукта можно будет вести речь о привлечении сотрудника в штат. Но пока что продукт представляет собой скорее гипотезу и набрать специалистов, которые будут не востребованы в других отделах компании, будет проблематично. И да, в этом случае придётся наладить сотрудничество с бухгалтерией, которая будет выставлять и оплачивать счета. 

С кем следует подружиться на первых этапах продукта

Служба информационной безопасности

Это, безусловно, тот отдел, с которым вам нужно тесно взаимодействовать. Сложно представить, что его нет в большой компании в наше время. В любом случае, есть сотрудники, отвечающие за это направление, которых вам нужно найти. Тут важно отметить, что требования для доработки функционала обойдутся намного дешевле в том случае, если они появятся на ранних этапах продукта. Если приходить в ИБ с уже готовым продуктом, весьма вероятно будут последствия от серьёзных правок до «красного света» продукту.

Есть общие практики информационной безопасности, например, хранение персональных данных, которые регламентируются законами страны. Например, Федеральный закон 152-ФЗ является основным законом о персональных данных в РФ. Он касается обработки данных, хранения и доступа к ним. Свои особенности есть также в зависимости от направления деятельности вашего будущего продукта, будь то СМИ, e-com, фармацевтика, финтех и др. С этими вводными нужно обязательно ознакомиться на старте продукта. 

В Ozon аудит продукта ИБ можно заказать на момент, когда собраны требования и разработчики уже готовы рассказать, как будет устроена архитектура баз и взаимодействий с сервисами. Коллеги подсвечивают моменты, которые закладываются в продукт уже при разработке, что облегчает всем жизнь.

Отдел инфраструктуры

Эти специалисты помогут решить, на каких серверных ресурсах нужно разместить продукт, какую нагрузку он будет выдерживать, домен какого уровня может выделить компания. При необходимости, могут помочь с выделением ресурсов на дополнительную инфраструктуру. 

Для того, чтобы предметно разговаривать об инфраструктуре, нужно для себя ответить на вопросы по количеству пользователей, которое вы планируете привлечь к вашему новому продукту, будет ли он нагружен большим количеством внутрисервисных вызовов.

С кем следует подружиться после утверждения продукта

Комплаенс или PR

В разных компаниях этот отдел называется по-разному. Здесь нас интересуют представители организации, которые точно могут сказать, какую информацию можно транслировать вовне, а какую нет.

Например, в рамках Ozon я решу запустить продукт статистики, который покажет на интерфейсе, сколько заказов на маркетплейсе было за день, по каким категориям товаров, в каких городах. Казалось бы, классный продукт, который поможет продавцам выбрать свою нишу для торговли, выбрать направление для открытие локальных складов. Но такую информацию также смогут использовать конкуренты, чтобы выстраивать свою стратегию развития.

Или на своём информационном ресурсе я повешу новость «Запускаем ПВЗ в Австралии!», хотя об этом ещё не раскрывалась информация в открытых источниках (если что, это просто пример, а не спойлер и призыв начинать работать в Сиднее =) )

Кроме раскрытия информации, которую могут использовать конкуренты или неверно истолковать пользователи, можно нанести репутационные риски компании. Или нечаянно раскрыть информацию, которая раскрываться не должна как минимум до выхода годового финансового отчета или других активностей.

SEO-оптимизация

Этот отдел поможет привлечь органический трафик, если у вас интерфейсный продукт. Хорошо, когда в команде есть кто-то, кто разбирается в SEO (вставьте сюда любую шутку про человека-оркестра в скраме). Но если есть возможность привлечь человека, специализирующегося на этой тематике, он принесёт много пользы. Он расскажет, как сделать, чтобы ваш сайт был максимально интересен для поисковых систем, что такое SSR, какую систему можно подключить для сбора метрик, если это практикуется в компании. Запомните – в большой компании используется такое количество специализированных инструментов для разных процессов и задач, что обо всех вы просто можете не знать. Незачем изобретать велосипед и придумывать что-то своё, когда есть уже готовое решение, которое можно переиспользовать.

Маркетологи и коммуникации

Большая компания — большие возможности.

У Ozon есть много ресурсов для связи с пользователями. Это и Telegram-каналы, и страницы в соцсетях и специализированные информационные ресурсы. С пользователями также постоянно взаимодействует основной наш сайт ozon.ru и личный кабинет продавца. Постоянно проводятся рассылки и коммуникации по email. И это отличные возможности привести пользователей в ваш продукт, используя ресурсы компании, и, не тратя денег на закупку трафика. Следует продумать каналы привлечения и не пренебрегать ими.

Также в большой корпорации я бы советовала обратить внимание на портал для сотрудников. Там может быть от сотен до тысяч пользователей, которым можно рассказать о продукте, пригласить протестировать на этапе пилота или пользоваться уже после запуска. Понятно, что тут нужно понимать, может ли там быть аудитория именно для вашего продукта. Но такие пользователи, во-первых, самые лояльные, во-вторых, с них можно быстро собрать самую объективную обратную связь.

Редакторы и контент-мейкеры

Писать тексты дано не всем. Писать тексты, привлекающие пользователей в продукт, должны специалисты. Если ваш продукт информационной направленности, то без редактора не обойтись. Он умеет и в легкочитаемый текст, и в привлекающие заголовки. Даже если такого специалиста у вас под рукой нет, и ваш продукт не специализируется на статьях и новостях, то простой проверки Word на грамотность будет явно недостаточно. Даже простые текстовки лучше всего отдать проверить кому-то, кто в этом разбирается. Согласитесь, ничто так не цепляет глаз, как ошибка или не там поставленная запятая в тексте.

Что делать дальше?

Итак, вы утвердили свой продукт, получили на него ресурсы и бюджет, привлекли на свою сторону ценных специалистов. Теперь можно двигаться по стандартному flow жизненного цикла продукта, принятому в вашей компании: аналитика, разработка, тестирование, раскатка, сбор метрик и поддержка. И удачи вам на виражах!

Итоги

Как я уже писала выше, большая компания — большие возможности. Не бойтесь искать внутри компании ресурсы, которые помогут сделать вам по-настоящему классный продукт. Вы не один в поле со своим продуктом-стартапом, у вас настоящие профессионалы за плечами. И этим нужно максимально пользоваться.

Комментарии (1)


  1. y_akopov
    15.10.2024 13:53

    Поправьте меня, если я неправильно понял.

    Вы говорите о том, что, если я, гипотетический сотрудник Ozon, придумал идею стартапа, который бы мог влиться или сосуществовать вместе с экосистемой Ozon, то вы предлагаете мне рассказать об идее, и мой руководитель, на свое усмотрение, может отдать исполнение идеи другой команде и реализовать мою идею без меня. Я все правильно понял?

    Тогда, какой мне смысл рассказывать о ней?

    Важно помнить, что все идеи и разработки в рамках компании принадлежат компании. Руководство оценивает, кто лучше справится с реализацией продукта. У вас может быть идея, но нет опыта или ресурса в вашей команде, а у Васи и его команды уже есть успешные запуски аналогичных продуктов и свободные руки. В таких случаях руководство может предпочесть доверить проект более опытной команде.В крупных компаниях, таких как наша, эти процессы оптимизации и передачи проектов направлены на эффективное использование ресурсов и успешное воплощение идей.