В интереснейшем интервью с Fortune Илон Маск рассказал о намерении запустить в производство роботизированные электрокары. По мнению главы Tesla Motors сделать это удастся в течение двух последующих лет. Это довольно оптимистично даже для Маска, тем более, что в 2014 году он высказывал мнение о том, что запуск массового производства роботизованных авто всего состоится не ранее, чем через шесть лет (т.е. прогноз был на 2020 год).
«Я думаю у нас есть все части единого целого. Осталось только проверить то, что есть, поставить эти части на место и убедиться, что они работают в различных условиях — и все готово. Это гораздо более простая проблема, чем считают многие», — заявил Маск.
«Правда, это не Джордж Хотц (хакер Geohot — прим. ред.), проблема один-человек-решает-проблему-за-три-месяца. Скорее, это проблема тысячи человек и двух лет», — продолжил бизнесмен.
Здесь Маск делает отсылку на Джорджа Хотца, известного хакера, который заявил о разработке собственного автомобиля с роботизированной системой управления, гораздо более совершенной, чем та, что установлена в Model S. Новость о Хотце появилась в сотнях СМИ, но Маска удивить не удалось.
Глава Tesla Motors заявил, что создание подобной системы одним человеком или даже небольшой компанией — задача невыполнимая. При этом он также считает, что достичь надежности роботизированной системы управления в 99% не так сложно. Гораздо более сложно повысить этот показатель до 99.9999%.
Также Маск высказал мнение, что через 15 лет владение обычным автомобилем, без роботизированной системы управления, будет чем-то вроде владения лошадью в наши дни. А электрокары Tesla, по его словам, станут автономными гораздо быстрее, не через 15-20 лет, а раньше.
Комментарии (6)
VenomBlood
28.12.2015 01:32гораздо более совершенной, чем та, что установлена в Model S.
Это вывод на основании пары видео-роликов которые снял автор системы? И конечно же, это ролики случайных прогонов системы, а не самых удачных. Эта фраза имела бы смысл если бы были какие-либо более-менее масштабные тесты, а пока у меня все же есть склонность верить Маску, т.к. действительно добиться условных 99% гораздо легче чем 99.9999% (это не только «Маск также считает», это по факту такова реальность).
То что робомобли которые смогут ездить лучше человека в условиях наличия дорог, наличия какой-либо разметки и/или знаков/карт сложных мест и при условии что большинство людей соблюдают ПДД — в этом я не сомневаюсь. А целевой рынок для Маска — как раз этим параметрам в большей степени соответствует.
ZyUbRa
Текущий средний возраст автомобилей в США около 11-12 лет, и в целом шла тенденция к увеличению. С лошадью мне кажется он немного погорячился.
VenomBlood
Страховые взносы могут сильно эту статистику перекроить, все зависит от того кто пересядет в робомобили и как будут законодательно расставлены приоритеты. Если сложится практика что при ДТП с робомобилем вина автоматики будет в единичных случаях, а на робомобили пересядут в первую очередь те кто особо ДТП по своей вине не создает («более богатые» в некоторой мере коррелируют с «более сознательные») — страховые взносы для остальных повысятся. Да и еще фактор — сейчас телеметрия не собирается а видеорегистраторы редки и, по факту, если нет свидетелей и не очевидно кто виноват — обе страховые могут оказаться ответственны и выплачивать деньги за ДТП. В робомобилях вероятно будет вся телеметрия и куча записей с кучи камер/радаров/лидаров, которые выдадут обзор на 360 градусов — тоже перекинет сумму взносов на людей без робоавтомобиля.
А дальше вопрос в пропорциях. Если разница в страховке будет 150-200 долларов в месяц — вероятно выгоднее будет купить дешевый робомобиль. Если на этот робомобиль будет еще налоговый кредит, возврат налога с продаж и если он будет экономить на топливе — выгода еще больше выходит.
ZyUbRa
Нет, не смогут. Должна быть очень большая разница (т.е. страховки должны практически одномоментно очень сильно подорожать), при количестве автовладельцев в том же США, это не реально, ни один законодатель на это не пойдет, ибо это будет его последняя законодательная инициатива. Рыночные методы повышения цены страховки тоже не дадут такого эффекта, во первых относительно общего количества автомобилей, ДТП происходит не так и много, а во вторых страховые компании давно работают практически на пределе рентабельности, того кто попытается повышать цены, просто сожрут.
Т.е. разница в цене страховки обычного авто и робо может быть, но не настолько существенная что бы оправдать покупку нового авто.
VenomBlood
Разница и будет большая, т.к. в случае робомобилей если по условиям страховки например 95% времени машина ездит автономно (без ручного управления) — то страховка будет околонулевая.
По поводу сильной конкуренции и «на грани рентабельности» — что то у меня сомнения, т.к. когда я сравнивал страховки (двусторонние) разница у разных компаний при идентичном покрытии была более 100 долларов в месяц (т.е. $150 vs $250), при этом более дорогие страховки по собственным ощущениям дорогие из-за раздолбайничества и невозможности отбивать спорные случаи (моя страховка, например, поленилась позвонить свидетелю уточнить детали, в результате чего арбитраж сказал «недостаточно информации чтобы определить виновного» и платили обе страховые). Для студента который только получил водительскую лицензию страховка будет еще дороже. В среднем разницу в $100 в месяц за двустороннюю страховку представить очень легко даже без учета перебалансировки рисков в результате того что в конфликтных ситуациях например робомобили будут выигрывать почти в 100% случаев.
А рынок будет работать плавно, сначала станет невыгодно покупать авто среднего класса без робоуправления, потом со временем все в сегменте $20-50K перейдет в основном на робоуправление и из-за смещения баланса поднимутся страховки на ручные дешевые машины.
Game_Rate_Com
После того как безопасность беспилотных автомобилей статистически будет скажем раз в 10 выше обычных, пойдет достаточно быстрый процесс запрещения и вытеснения автомобилей с человеком за рулем как представляющих слишком большую угрозу для людей (вероятно через стоимость владения или страховок).
Ну а Тесла в беспилотном режиме уже сейчас ездит по Москве, так что до более массового внедрения и расширения диапазона дорог, где она сможет автономно ездить, действительно уже не так далеко.