Сегодня мы с вами становимся свидетелями того, о чем говорил говорил сам основатель UX методологии Дон Норман — «UX не может быть частью продукта, сайта или приложения», «UX это буквально все», что касается взаимодействия пользователей с вашим продуктом. И знаете, что? Блокировка/замедление ютьба как раз попадает под это вот «все».

Прискорбно в такое показательное время еще встречать наивное мнение — что, UX — это что-то про удобные интерфейсы. И наблюдать, как толпы компаний и специалистов держатся за безграмотную конструкцию UX/UI дизайна, как обособленной экспертизы или этапа разработки.

YouTube в плане интерфейса изменился к лучшему, но по «какой то» ведомой всем причине пользоваться им стало грустно. А это именно то, что поддается определению — пользовательский опыт.

Где деньги, Лебовски

Все кто маломальский связан с сервис-дизайном должен задаваться этим вопросом так же часто, как самурай думающий о том как будет пронзен стрелами и копьями, изрублен мечами, унесен бурными водами и брошен в испепеляющий огонь, как поразит его гром, как поглотит его землетрясение, как рухнет он с высокой скалы, как скончается от болезни или совершит обряд самоубийства Сипуку, если вдруг скончается его хозяин

А деньги — в паттерне поведения, который в 2018 стал основой монетизации сервиса — люди «слушают», а не смотрят. Так функция проигрывания при выключенном экране стала платной. Ввиду этого изменились и алгоритмы передачи трафика — вместо видеопотока, пользователям транслировалась аудиодорожка, а при включении, подтягивался видеоконтент. Полтягивплся с задержкой, тормозами, но это неудобство невелировпло возможность потреблять контент часто при ограниченном мобильном трафике. 

Такое концептуальное изменение в потреблении youtube, не просто облегчила жизнь тем, кто уже потребляет контент на своем мобильном трафике, но и сделало доступным доступными новые сценарии потребления массовыми.

Ограничение функции фонового воспроизведения — это UX. Внесение его в подписку — это UX маркетинг. Изменение потоковых алгоритмов — да это algorithmic experience  — тоже UX.

Самое время спросить с МТС. — Ребята, а чего это у вас ютьюб с мобилки доступен, а с домашнего провода — нет?

Думаю, пытливый уже знает ответ, остальным поясню — мобильный трафик. 

Дело в том, что помимо треш контента — youtube — это образовательный и научпоп контент, специалисты в котором, не так сильно зависят от блогерства или вообще говорят на Хинди) их переезд на отечественные убийцы ютьюба с оголтелой риторикой  “догоним и перегоним” не с руки. А то бишь часть трафика остается — остается от нужды, и остается по привычки. Вот и получается, что этот трафик, хочет пользователь или нет, будет лететь тяжелым видеопотоком. Что приводит к увеличению покупок доп гигабайт. Не бог весть что, но одному-двум манагероам квартальный бонус за такое падает.

UX — это все

Ну, нет. Давайте снизим градус Норманского пафоса. Отнеситесь к UX, как к методологии или подходу, который пронизывает все структуры компании, например, Lean или Agile. Забавно, конечно, слушать компании, которые утверждают, что у них есть Agile, когда все сводится к спринтам маленькой команде разработчиков. Тоже самое касается и UX. Если им занимается один дизайнер — мои поздравления, у вас нет UX, а дизайнер ваш занимается интерфейсом, те UI. 

Сама по себе конструкция UI/UX такая же абсурдная как UX/маркетолог, UX/Product Owner, UX/back-end’ер. Хотя все эти функции в компании, в которой UX включен в стратегию развития, разумеется есть.

Наиболее наглядным образом распространения UX и его связи с «не-дизайн» дисциплинами отобразил Адам Данфорд в своей работе 2013 года.

Не пытайтесь разобраться в UX знакомясь с отечественной литературой. Здесь все как про пирамиду Маслоу, которая не пирамида вовсе. Страждущим могу посоветовать библиотеку знаний Nielsen Norman group — того самого Нормана, кто подход изобрел, если владеете аглицким. В знакомстве с этим материалом есть специфика терминологии, но в целом доступно. И мои статьи и переводы вам в помощь. А если вы разделяете академическую трактовку Нормана, можем объединить силы в ее пропаганде на благо отечественной бизнес среды.

Комментарии (0)