Развитие Data Culture подразумевает под собой создание такой среды, в которой данные ценятся, доступны и используются на всех уровнях для принятия стратегических решений, оптимизации процессов и повышения производительности. При этом внедрение BI-аналитики должно осуществляться не столько на уровне компании, сколько на уровне команды. В противном случае могут возникнуть проблемы из-за того, что сотрудники начнут сопротивляться изменениям. 

Основы культуры управления данными

Важно понимать, что культура, основанная на данных, не создается в одночасье или в результате разовой инициативы. Это постепенный процесс, который включает в себя культивирование среди персонала определенных ключевых моментов: 

  • принимать управленческие решения на основе данных;

  • дата-грамотность;

  • демократизация данных;

  • доверие к данным;

  • лидерство. 

Чтобы было понятно, о чем речь, давайте подробнее рассмотрим эти аспекты.

Принятие управленческих решений на основе данных

Принятие решений на основе аналитики является нормой, а не исключением. Например, OZON использует данные для сегментации клиентов на основе местоположения, покупательского поведения, интересов. Это помогает маркетплейсу создавать индивидуальные списки рекомендуемых товаров, повышая вероятность покупок.

Грамотность в области данных

Это способность читать, понимать и интерпретировать данные. То есть задача бизнеса заключается в формировании любопытства в отношении данных у сотрудников. Персонал должен понимать, как на основании данных делать выводы и принимать решения, при этом чувствовать себя комфортно, используя их в работе.

Демократизация данных

Это процесс, который делает данные доступными для широкого круга сотрудников в компании. При этом, сотрудники должны получить не только доступ к инструментам аналитики, но и необходимые компетенции для эффективной работы с данными. 

Доверие к данным

Сотрудники должны быть уверены в качестве и целостности данных. То есть они должны иметь четкое представление о том, какие данные есть в компании, откуда они берутся, какова их ценность. А используемые инструменты обязаны гарантировать их точность, надежность и актуальность. 

Приверженность лидерству

Сильная культура управления данными требует лидеров, которые были бы евангелистами применения данных в работе, использовали их сами и подавали пример коллегам. 

Но изначально лидера нужно выявить среди команды. Далее провести с ним работу: объяснить, каких результатов вы от него ждете, определить имеющийся уровень компетенций, наработать те знания, которых недостаточно, замотивировать на успех. 

Влияние Data Culture на вовлеченность сотрудников в работу

Развитие культуры управления данными полезно не только для бизнеса, но и для отдельных сотрудников. Когда данные доступны и прозрачны, команда более мотивирована принимать решения на их основе. А еще открытая среда поощряет обмен идеями и знаниями, что приводит к росту инноваций и продуктивному кросс-функциональному сотрудничеству.

Как создать культуру управления данными?

Создание Data Culture — это путешествие, требующее стратегического планирования и постоянных усилий. Речь идет не о внедрении набора инструментов или технологий, а об изменении мышления и поведения сотрудников.

Шаг 1: формирование кадрового потенциала

Воспитание квалифицированной рабочей силы по анализу и интерпретации данных начинается с предоставления сотрудникам ресурсов для обучения. Полученные компетенции в дальнейшем помогут продуктивно использовать данные. Конкретные темы обучения могут включать:

  • дата-грамотность: как эффективно читать, понимать и использовать данные;

  • как с помощью аналитики извлекать информацию из данных; 

  • как использовать данные для принятия обоснованных решений.

Обучение также может включать реальные кейсы о том, как данные улучшают бизнес-решения: отслеживание показателей продаж, выявление новых идей, оптимизация процессов и т.д. 

Шаг 2: стратегическое согласие

Важно донести до сотрудников, как аналитика способствует достижению бизнес-целей. То есть необходимо выявить критические вопросы, на которые можно ответить с помощью данных, а потом разработать стратегию по их решению.

Допустим, цель компании — выявить новые рыночные возможности и повысить удовлетворенность клиентов. Чтобы достигнуть этой цели, сотрудники должны собрать релевантные данные и на их основе проанализировать поведение покупателей. Благодаря полученной информации разрабатывается целевая маркетинговая кампания, способствующая повышению покупательской активности и сокращению оттока клиентов.

Или второй пример, цель — повышение эффективности бизнес-процессов производственной компании. Сотрудники используют данные для отслеживания движения сырья внутри завода. Анализ на основе данных помогает выявить области, в которых можно сократить отходы, а также улучшить качество конечной продукции и снизить процент возврата.  

Шаг 3: инвестиции в инфраструктуру

Помимо всего прочего, чтобы сотрудники были заинтересованы во внедрении аналитики, бизнес должен инвестировать в правильные, удобные технологии и инструменты. К примеру:

  • Modus BI можно использовать для создания панелей мониторинга и отчетов, которые отслеживают ключевые показатели, такие как объемы продаж, удовлетворенность клиентов или производительность сотрудников. Эта информация поможет ЛПР-ам увидеть влияние их решений на отдельные процессы и результат в целом. А также, при возникновении отклонений от хода проекта, вносить своевременные корректировки в рабочий процесс.

  • А Modus ETL за счет упрощения доступа к данным, их консолидации из разных источников, дальнейшей стандартизации и подготовке к аналитике вообще можно назвать основой для формирования культуры управления данными.

Расширение полномочий сверху и преодоление сопротивления

Лидерство очень важно в построении культуры, основанной на данных. Но им необходимо не только демонстрировать свою приверженность к аналитике, но и не забывать давать сотрудникам возможность использовать данные для принятия обоснованных решений. 

Именно лидеры играют важную роль в преодолении сопротивления использования данных в работе сотрудниками. Чтобы исключить дискомфорт и непонимание, они должны:

  • создать условия для обучения персонала по инструментам анализа и визуализации данных;

  • поощрять эксперименты по работе с данными;

  • награждать в случае удачно реализованных инициатив.

Не стоит забывать, что глобальный ландшафт данных со временем развивается. Помимо этого, на рынке появляются новые технологии и инструменты. Это означает, что все, кто работает с данными в компании, должны постоянно обучаться, чтобы оставаться в курсе последних событий.

Безопасность в культуре управления данными

В эпоху строгих правил защиты данных конфиденциальность имеет важное значение. Поэтому, давая доступ к данным, необходимо следить и за надлежащим управлением ими. Этот процесс включает в себя настройку контроля доступа, шифрование и регулярный мониторинг использования данных для обнаружения любых аномалий. Также важно четко донести эти меры до сотрудников, чтобы развеять любые опасения, которые могут у них возникнуть по поводу конфиденциальности.

Заключительные мысли

Плоды сильной культуры данных многообразны. В их число входит:

  • обоснованное принятие решений;

  • грамотное управление рисками;

  • оптимизация операционной деятельности;

  • повышение эффективности;

  • повышение вовлеченности и удовлетворенности сотрудников;

  • улучшение клиентского опыта.

То есть компании, успешно развивающие культуру данных, получают значительные преимущества, выходящие за рамки финансовой отдачи.

 Однако развитие Data Culture — это не разовая инициатива, а непрерывный путь, в котором систематическое обучение является источником жизненной силы.

Комментарии (0)