Каждый из нас знаком с проблемой большого количества встреч. Часто мы думаем, что если в принятии решения принимают участие более одного человека, то скорей всего без встречи не обойтись, тем более если это запуск кросс-проекта, планирование или стратегическая сессия.

Как часто вы задумывались о том, что большинство решений можно принимать без бесконечного обсуждения или выходили с очередной встречи с ощущением, что потеряли час впустую?

Лучшая реальность заключается в том, что большинство процессов и коммуникаций отлично подходят для перехода в асинхронный формат, без потери качества. При этом ускоряя процесс принятия решения и снижая уровень стресса, за счет отсутствия постоянного ожидания немедленного ответа.

Используя процессы асинхронной работы вы можете выбирать удобное время для выполнения задач, фокусироваться без постоянных прерываний и успешно взаимодействовать с коллегами независимо от часовых поясов.

Как быть амбассадором AW и получать максимальную пользу? Давайте разбираться вместе)

Шаг 1: Сколько у вас встреч каждый день?

Суровая реальность мировой практики IT заключается в том, что:

  • каждый пятый сотрудник IT компании проводит более 5 онлайн встреч ежедневно

  • практически половина сотрудников участвуют в 3-4 удаленных встречах ежедневно

  • более 42% сотрудников отмечают, что за 2024 год количество встреч выросло в 2-3 раза

То есть, порой мы тратим на встречи более 50% своего рабочего времени. А иногда, наш календарь выглядит так:

  • У нас частые переключения

  • Возникает сложность выделения времени на выполнение задач требующих состояния потока

  • Нет времени на обед

  • Нам приходится выбирать между встречами и в целом сложно найти для них время

Когда вы в последний раз ощущали, что потратили время впустую на встрече? 

Шаг 2: Как часто вы задумывались, что большинство решений можно принимать без постоянного обсуждения?

Суровая реальность заключается в том, что встреча - это самый дорогой инструмент/способ принятия решения.

  • По данным Shopify Weekly среднестатистической продуктовой команды стоит от 700 до 1600 долларов

  • От 300 долларов стоит встреча трех сотрудников (С-3 уровня) продолжительностью 30 минут, без учета подготовки и задержек

Вспоминайте об этом, когда в следующий раз будете назначать или принимать встречу. Действительно вы не можете принять решение без обсуждения? 

Шаг 3: Лучшая реальность: использование инструментов AW (асинхронной работы). Почему важно переходить в AW.

Умственная деятельность делится на 2 типа:

  • Мелкая работа (не требует большой сосредоточенности: разобрать почту, ответить коллегам в чате)

  • Глубокая работа (подразумевает долговременное фокусирование внимания: составить стратегию продвижения, программировать, найти и проанализировать информацию, подготовить отчет)

Когда мы работаем синхронно - начинает сильно страдать второй тип "глубокая работа"

  • Мы начинаем ставить в приоритет подключенность, вместо продуктивности

    • Стимуляция оставаться всегда на связи

    • Не пропускать важные решения и обсуждения

    • Сisco: 83% удалённых сотрудников считают. что они могут общаться на равных или лучше, работая дистанционно и используя асинхронную коммуникацию

  • Мы испытываем ненужный стресс

    • Сотрудник не контролирует свое время

    • Gloria Mark Department of Informatics University of California, Irvine + Daniela Gudith and Ulrich Klocke Institute of Psychology Humboldt University Berlin, Germany: Сотрудник компенсирует потерянное из-за отвлечений время, пытаясь работать быстрее, что приводит к большему стрессу, разочарованию, трате лишних сил и давлению

    • Синхронная культура прямо ведёт к выгоранию.

  • Снижается качество обсуждений и генерируются неоптимальные решения

    • Нет времени тщательно продумать ключевые вопросы и дать вдумчивые ответы

    • Наша первая реакция не всегда самая лучшая

    • Влияние эмоций

  • Постоянные отвлечения

    • Slack: в рабочий день пользователи проводят в приложении девять и более часов. 90 минут активного использования растянутые на девять часов

    • Необходимость планировать рабочий день вокруг совещаний

    • Нужно время, чтобы вернуться в поток (для обратного погружения)

    • Лишняя трата энергии / мыслетоплива

Лучшая реальность: Асинхронная коммуникация – это уважение ко времени, планам, вниманию и сосредоточенности коллег.

Шаг 4: Как стать амбассадором AW и получить максимум пользы

  1. Использовать правило «SLA на ответ — 72 часа»

    1. Такой темп не создаст напряжения и ощущения, что от вас ждут немедленной реакции или ответа

    2. У вас будет время все тщательно обдумать и выбрать оптимальный вариант

  2. Использовать модель DRI (Directly Responsible Individual - модель прямой личной ответственности из Apple)

    1. Упрощает и ускоряет процесс принятия решения

    2. Не только ответственность, но и полномочия

    3. Стимул к взятию ответственности за решения и самоорганизации

    4. Всегда есть с кого спросить )

  3. Использовать шаблоны работы в Сonfluence (или альтернативных систем ведения проектов и внутренней коммуникации): шаблоны проектов, гипотез, принятия решений, резюме встреч, планирования + любых рутинных процессов вашей компании, которые регулярно повторяются и их можно стандартизировать.

  4. Держать информацию всегда в актуальном виде

    1. Это относится не только к проектам, но и к любым страницам/документациям, в том числе еженедельно обновлять информацию о результатах команды (в том числе OKRs)

  5. Среда без встреч

    1. День сконцентрированной работы, без отвлечения на быстрые сообщения и встречи. На этот день важно стараться планировать задачи и проекты, которые требуют длительной фокусировки и состояния потока.

  6. Если все предыдущие шаги не позволили вам принять решение и вам все же нужна встреча — пр оводить ее эффективно, в соответствии с культурой встреч

    1. Ответственно подходите к подготовке и проведению встреч, даже если вы не организатор а только участник

    2. Отклоняйте встречи, где вам не понятна цель и повестка ради которой вас приглашают 

Памятка организации эффективной встречи для организатора
Памятка организации эффективной встречи для организатора
Памятка организации эффективной встречи для участника
Памятка организации эффективной встречи для участника

Да прибудет с нами сила AW!

Комментарии (8)


  1. RieSet
    12.12.2024 06:40

    С точки зрения бизнеса:

    • Во всей статье есть большое допущение о том что считаемое вами верное решение - является верным для бизнеса. А потраченные вами 72 часа на ответ не окажутся выброшенными в корзину деньгами на неверное решение

    С точки зрения людей и их темпераментов и ответственности:

    • Профессионализмом для самостоятельных решений обладают не все. А кто обладает уже вынужден принимать решения за тех кому требуются готовые ответы для работы

    С точки зрения реальности:

    • Мировые гиганты не додумались что встречи это дорого? Но все равно продолжают их проводить. Почему?


    1. We_want_changes Автор
      12.12.2024 06:40

      Спасибо за фидбек. Он действительно имеет место быть.

      Основной посыл этой статьи не тотальный отказ от сихнронной работы, а перевод в асинхронный формат тех процессов, которые без потери качества и скорости можно проводить в асинхронном формате (и мой опыт + регулярные замеры метрик это подтверждают).

      Дополню, так как вы задаете вопрос:

      "Мировые гиганты не додумались что встречи это дорого? Но все равно продолжают их проводить. Почему?"

      • Многие IT компании уже эксперементируют с опытом асинхронной работы последние 5 лет. Этого опыта и бенчей пока не много на рынке - но они уже есть. Особенно тенденция выросла в период тотального перехода на удаленную работу. Именно поэтому я поделилась своим опытом, потому что знаю что в IT комьюнити тема встреч очень горячая, особенно если ты лид/руководитель или у тебя много кросс-взаимодействия

      • Почему продолжают проводить встречи:

        • Первое: привыкли, десятилетиями мы решали вопросы только синхронно, эти паттерны сложно перестроить

        • Второе: Я не считаю что нужно отказаться от всех встреч. Встреча - отличный инструмент для решения вопроса если обсуждается чувствительная тема (тот же PR), проводится мозгоштурм или Kickoff, решается критический вопрос. При этом есть множество встреч, которые можно не проводить или они проходят не эффективно - вот именно от них я и предлагаю отказаться.

      Про 72 часа - мы тоже видели множество рисков перед запуском и это был эксперимент. При этом уже более года мы видим отличный эффект и на основе опроса удовлетворительности сотрудников и на основе показателей компании/команд. (да, мы регулярно анализируем фидбек по всем экспериментам с процессами и всегда отказываемся от него если он не успешен). 72 часа - это максимум, который снимает гонку за ответами и дает выбрать максимально ресурсное время для обработки и ответа на запрос.

      Про ответственность - полностью согласна. Я делюсь опытом, где культура предпринимательства внутри компании и радикальной ответственности приветствуется + компания много вкладывается в самоорганизацию сотрудников.

      Спасибо, надеюсь мне удалось дать больше контекста по теме.


    1. ihouser
      12.12.2024 06:40

      Все просто. В больших компаниях менеджерами вырастают из простых работников. А работники невидали другой формы управления. Вот этот накопленный опыт и применяют, некогда и не у кого научится по другому.

      А в маленьких работает принцип - большие так делают, видимо не спроста, "мы тоже".


  1. dyadyaSerezha
    12.12.2024 06:40

    Как быть амбассадором AW и получать максимальную пользу?

    Определение AW дано много позже, а не здесь.

    встреча трех сотрудников (С-3 уровня)

    Что за С-3? Нет определения.

    Такой темп не создаст напряжения и ощущения, что от вас ждут немедленной реакции или ответа

    Обячно сотрудник прекрасно знает без всяких SLA, когда от него ждут ответа, исходя из содержимого самого письма, .

    OKRs

    Не знаю, что это, но гуглить лень.

    Спасибо за фидбек. Он действительно имеет место быть.

    Что вы хотели тут сказать?

    мы регулярно анализируем фидбек по всем экспериментам с процессами и всегда отказываемся от него если он не успешен

    Отказываетесь от неуспешного фидбэка? Мда...

    Вывод: тщательнее. И поменьше англицизмов и английских сокращений, часто их прекрасно заменяют русские слова.


  1. askv
    12.12.2024 06:40

    Хорошо, если каждый владеет GTD и десятипальцевым методом набора (лучшая методика, что я видел — Соло на клавиатуре от Шахиджаняна). Тогда асинхронка каждому становится выгоднее. Я, например, стараюсь максимум вопросов решить через email и мессенджеры, звонки лишь по крайней необходимости, встречи — только если иначе совсем никак.

    Встречи самый дорогой способ, но иногда самый эффективный.


    1. We_want_changes Автор
      12.12.2024 06:40

      "Встречи самый дорогой способ, но иногда самый эффективный."

      Очень с этим согласна. Поэтому я только за проводить качественные и эффективные встречи. При этом суть статьи - что не все вопросы надо решать на встречах. К сожалению не все это понимают и применяют на практике.

      Очень нравится ваш подход, тоже стараюсь его придерживаться и статья именно про это.


      1. askv
        12.12.2024 06:40

        Но встречи надо уметь правильно готовить. Чтобы была тема, повестка, правильный состав участников, чтобы до встречи всем были заблаговременно разосланы материалы или даже проекты решений, после встречи зафиксирован результат встречи и необходимые детали о ходе встречи, результат должен быть разослан участникам.

        Не все умеют во встречи, конечно.

        Не всегда нужно подходить настолько формально, но ответы на эти вопросы должны быть. Есть ли предмет нашей встречи и каков он? Адекватный ли состав участников для того уровня вопросов, которые собираемся решать? Вся ли необходимая информация известна всем участникам? Каков результат встречи? Все ли правильно и одинаково понимают, кто и что будет делать по результатам встречи? И т.д. и т.п.


        1. We_want_changes Автор
          12.12.2024 06:40

          +100500. Памятки эффективных встреч как раз об этом.

          Да иногда полное соблюдение правил может показаться "душнотой", но когда это становится привычкой и рутиной - начинаешь получать много ценности. И отношение к встречам меняется, растет качество принимаемых на них решений + скорость принятия этих решений сокращается.