Привет, меня зовут Олег Вишневский, я диджитал дизайнер и арт-директор, руковожу командой мультидисциплинарных дизайнеров и лоукод разработчиков.

Цель этой статьи – поделиться своим опытом и в комментариях сообщества обсудить ваши лайфхаки. Не претендую на истину в последней инстанции, и понимаю, что профессионалы часто смеются над использованием Figma для предпечатки, как и некоторые иронизируют над использованием Corel Draw. 

Давайте разберёмся, что именно может пойти не так при подготовке к печати из Figma и почему.

Дисклеймер!
Оговорюсь сразу — этот способ подходит для простых макетов. Для сложных многослойных макетов с замороченным дизайном, тиснением, лаком — это решение, скорее всего, не подойдёт. У Figma есть весомое преимущество — удобство работы с командой.

Без предыстории никуда

В  одном из проектов был утвержден достаточно простой дизайн концепт упаковки фарм продукции, но работы по текстовому контенту не были проведены. Все носители нужно было перевести на несколько языков, плюс учесть несколько особенностей локализации продуктов в под разные страны. 

Мы решили собирать контент и дизайн для упаковок сразу в Figma, так как в ней удобно коллаборировать с остальными исполнителями. За неделю наша небольшая команда из 5 человек создала упаковки для примерно 30 наименований: коробки продуктов, блистеры, флаконы, инструкции по применению на двух языках. Это гигантский объем работы. Если бы мы делали в Illustrator то перекидывать другу другу файлы по цепочке то сроки и стресс просто убили бы нас.

Очевидные плюсы такого подхода:

Привычно и быстро. Фармэксперты смогли оперативно внести правки в контент прямо в Figma, оставить комментарии и вот это все, переводчикам легко все проверить, и в дальнейшем быстро согласовать финальный визуал всей линейки продуктов, а это более 180 файлов печатных макетов!

Минусы:

Как передать макет в типографию? Файл будет весьма кривым если просто из Figma сэкспортировать в pdf и потом пересохранить в eps.


Текущие решения в представленные в Figma / Adobe не подходят

Существующие плагины для Figma работают некорректно, мы перерыли все и продолжаем искать. Макет не экспортится с нормальными размерами, цвета плывут, появляется какой то жуткий растр. Все это приводит к дополнительным усилиям по доработке макетов вручную, что сводит на нет смысл использования плагинов.

Так же нужно рассказать об коллаборативном режиме в Adobe, в котором можно шерить макеты, но на данный момент он работает плохо, не у всех открывается, нужна дорогая подписка, нужно норм железо и так далее. Тоже так себе решение к сожалению.

Порядок действий который мы предлагаем

  1. Сверстать макет в фигме

  2. Согласовать его в фигме

  3. Выгрузить pdf из фигмы

  4. Минимально доработать макет в иллюстраторе так, чтобы в типографии не было проблем

На примере одного макета разберем как сделать экспорт из Figma в Adobe Illustrator и какие фишки нужно знать чтобы максимально автоматизировать этот процесс

Задача 1. Цветовое пространство макета

Нужно переделать все объекты из RGB в CMYK. RGB – это цветовая модель для экранов, CMYK – это печатная цветовая модель. 

Как решаем?

Победить задачу на изи не получится, приходится вручную настраивать каждый цвет в макете в иллюстраторе. В нашем случае цветов было всего 4, и с помощью функции Select > Same > Fill color можно быстро перекрасить объекты полуавтоматически.

Важно — подбор альтернативы RGB цвета в CMYK это огромная и сложная тема, новичкам могу посоветовать пользоваться одним из миллиона онлайн конверторов по типу colorbook.io и подобных, так же почитать какой нужно делать черный цвет.

Задача 2. Сделать адекватные размеры

Фигма считает в пикселях а печатный макет нужно отдать в миллиметрах.

Как решаем?

Задаем масштаб изначально в Figma, представим, что 1 px в фигме = 0.1 мм в иллюстраторе. Создаем фрейм в фигме под размер А3 (4200 px на 2970 px) или любой другой, в котором собираем дизайн, этот фрейм станет рабочей областью. 

Чтобы не нарушать внешние границы размера — обязательно используйте Stroke > Inside. Не используйте функцию Сlip content внутри фреймов рабочей области, и постарайтесь минимизировать количество фреймов, лучше просто группировать объекты.

Дальше создаем в иллюстраторе файл CMYK в размер A3. Импортируем пдф из фигмы, Выделяем массово все объекты, линкуем длину к ширине, и задаем ширину 420 мм.

Учитываем что внутри объектов будут дробные цифры размеров до 0.1 мм, но это устраивает нас и типографию. В результате мы получаем объекты корректных размеров.

Задача 3. Сторонние объекты и растровые картинки в макете

Градиенты, тени и другие сложные элементы часто экспортируются некорректно, пропадают или некрасиво растрируются. Растровые картинки по умолчанию в импортируются в RGB, что не подходит.

Как решаем?

Мы старались использовать максимально простые объекты при подготовке макетов и минимизировать использование эффектов, а там где без этих штук нельзя обойтись — растрируем еще в фигме, в макет вставляем объекты через ctrl+shift+c / ctrl+shift+v.

В иллюстраторе, эти картинки повторно растрируем. Ставим CMYK и 300 dpi. Обязательно проверьте исходное разрешение картинки, и если оно не дотягивает то улучшите качество.

В итоге: подготовка макета в фигме — что нужно учесть с самого начала

  1. Легенда макета: используемые цвета или пантоны, обрез, вылет, размеры и все что нужно указать для типографии, чтобы не доделывать ничего в люстре.

  2. Масштаб объектов 1 px = 0.1 mm.

  3. Теперь самое важное, как правильно сделать макет в Figma, чтобы люстра корректно все открыла:

  1. Не используйте дополнительные фреймы без крайней необходимости. Лучше просто группировать объекты внутри печатного макета-фрейма. Категорически нельзя использовать Clip content.

  2. Автолейаут, компоненты — можно, но нельзя Clip content, обязательно убирайте эту галочку.

  3. Подумайте о цветах векторных объектов заранее, создайте стили в фигме, все объекты придется перекрашивать в иллюстраторе вручную по группам.

  4. Обводки и линии которые обозначают края печатного макета (обрез, биговка, перфорация), переведите в режим inside, обводка должна быть внутри.

  5. Пользоваться растром можно, но не все эффекты обработки изображений в фигме понятны иллюстратору, поэтому в макет вставляем объекты через ctrl+shift+c / ctrl+shift+v. 

  6. Любые градиенты, тени, эффекты, должны быть переведены в растр. Чем более высокое качество получится сделать тем лучше. Копировать вставить можно через ctrl+shift+c ctrl+shift+v.

Как можно еще ускорить этот процесс

Опытный глаз заметит, что операции по редактированию этих объектов достаточно стандартизированы. Автоматизация? Конечно! В нашем случае мы написали скрипт. Adobe Illustrator отлично понимает JS и с удовольствием делится документацией.

Если коротко — скрипт позволяет автоматизировать все вышеописанные действия, с двумя настройками, которые нужно внести в скрипт заранее.

  1. Задать размер рабочего поля.

  2. Задать таблицу перевода цветов макета.

Бонус, заходите мою телегу и забирайте скрипт

А вы в какой секте?

  • Adobe / Corel

  • Figma

Заключение

Экспорт макетов из Figma в Illustrator – задача не из простых, особенно для сложных проектов. Пока приходится пользоваться костылями, признаю. Но для простых макетов это вполне рабочее решение, особенно если сроки поджимают. Надеюсь, наш опыт будет полезен. Жду комментариев, чтобы вместе улучшить этот процесс!

Спасибо за огромный рисерч и помощь в поиске решения Артему Ходакову и команде

Комментарии (17)


  1. tehb13
    18.12.2024 11:37

    Какой смысл растрировать RGB в CMYK? Попробуйте Так сделать с RGB 0 0 0 и посмотреть на результат в итоговом CMYK... там будет далеко не 0 0 0 100


    1. AdrianoVisoccini
      18.12.2024 11:37

      по тому что подавляющее большинство офсетных типографий не примет макеты в ргб. Печать происходит исключительно в CMYК(см отличие аддитивных и субстрактивных цветовых моделей) и либо перевод сделаете вы, в контролируемых условиях поглядывая в монитор, либо это сделает растровый процессор на моменте растрирования макета под печатную форму и то как он решит интерпретировать ваши цвета будет зависеть от положения сатурна в натальной карте. Ну прям противоположный цвет вы скорее всего не получите, но изменение оттенка - запросто.


      1. tehb13
        18.12.2024 11:37

        произодет примерно тоже семое, что сделаете вы просто изменив на CMYK. как по-вашему rip должен будет интерпритировать цвет 100 100 30 80? на печати он тоже будет темно-синий? )


        1. AdrianoVisoccini
          18.12.2024 11:37

          примерно, да не примерно)
          ну и разница в том, что после растрового процессора ты уже на цвет не влияешь, а когда перевел сам ручками в редакторе можно посмотреть на результат, ужаснуться и поправить.
          Перевод rgb в CMYK на сколько я помню идет через lab с помощью специальных карт, которые у разных инструментов нифига не одинаково работают и выдают не одинаковый результат. Когда я работал в типографии мы в случае сдачи макета в rgb получали письменный отказ от претензий по цвету от заказчика, по тому что тиражи на А1 формате стоят огого и брать на себя ответственность за подбрасывание монетки как то не очень хочется


  1. artptr86
    18.12.2024 11:37

    Я ошибаюсь, или для коллаборации при вёрстке печатных макетов у Adobe предусмотрен воркфлоу InDesign + InCopy?