Только ленивый не заметил, как российские киноделы массово обратились к внутренним темам. За последние пару лет вышли десятки проектов о позднесоветском/постсоветском периоде.
"КиШ", "РукиВВерх", "Комбинация", "Слово пацана", "Фишер" - это лишь малая часть. А на подходе еще порядка десяти анонсированных (интрига бешенная: сколько из них заберет Кологривый).
Если раньше вдохновение черпалось в осмыслении идентичности "почему мы такие?", то сегодня природа отчистилась от Левиафановской непостижимости. Промозглую Россию в синих фильтрах с потертым металлическим грибочком на детской песочнице мы уже наблюдаем как арт-объект. Новые проекты подают события недалёкого прошлого как готовый креатив, не рефлексируя свое несовершенство, констатируя факт "мы вот такие".
Когда тренды Тик-Тока захватила Катя Лель и группа Дюна, когда музыкальный олимп остался за каверами на 90е и 2000е, когда футболка "СНАМИБОГ c 882" (до сих пор считаю, что мемнее было бы с 988) стала продаваться за пятнашку рублей... я стала что-то подозревать.
Предзаказ на ностальгию так высок, что предложение не успевает за спросом. Главный вопрос маркетолога - как заработать на этом явлении.
Лет десять назад российская эстрада "оформлялась" латиницей: IOWA, Artik & Asti, Cream Soda. Сегодня наш хит-парад составляют девушки с именами Клава, Люся, Валя.
Нейминг
Уже очевидно, что нейминг на кириллице - не короткий тренд. Если уж Wb подумывали над безумным переходом в "Ягодки", значит в обществе назрел серьезный запрос.
Многие компании, стремясь показать уход с российского рынка, провели ренейминг. Так, например, польский магазин Sinsay превращается в СИН и надеется пройти "на тоненького", сохранив и бизнес, и лицо. В один момент Persil и Vernel стали Персилом и Вернел. Сначала это резало глаз: раздражала необходимость заново достраивать нейронные связи для автоматической покупки. А потом внезапно понравилось.
Сегодня при выборе названия, слогана и призывов для проекта командам необходимо не только брейнштормить на кириллице. Необходимо подключать внутренние смыслы, сразу закладывать двойное дно на выкуп отсылки, играть со звуковым рядом и образностью - это высший пилотаж нейминга в 2024.
Удачные названия (по скромному мнению автора):
"Бери заряд!" - аренда зарядных устройств для смартфона.
"Бульк" - сеть пельменных.
"Василеостровская пивоварня" - тут все очевидно.
Разрабатывая свой проект виртуального коворкинга для всех прокрастинаторов, СДВГшников и прочих любителей выполнять свои задачи в компании, мой брейншторм пестрил иностранщиной: там были и кейсы, и джобы, и пушы, и тимы. Однако окончательная версия заслуживает похвалу каждого второго, кто произносит это название.
Конь Не Валялся - название, которое говорит само за себя на понятном публике языке. И хоть родилось оно из англоязычной фразочки, в дословном переводе означающей "копытца маленькой лошадки устали" (что стало слоганом проекта), вкусы пользователей сегодня на стороне локализованных проектов.
Упаковка и дизайн-коды
Русский авангард, перепокорив мир, снова возвращается в моду на Родине.
Мы смеялись над советским плакатом, мы рассматривали советский плакат, мы влюбились в советский плакат.
Последним гвоздем в крышку безусловной любви стала игра Atomic Heart - мощнейшая репрезентация советской культуры.
Вот вам пример классной монетизации модного визуала:
Медиа для пиарщиков Пиархаба выпустило креативы в духе 90х и 00х с упоминанием всех самых популярных в ПяРе медиаресурсов. В итоге они получили бесплатные репосты от этих пиар-каналов на суммарную аудиторию в 192 000 подписчиков. Сколько они сэкономили, в статье не приводится, но реклама в одном только БП обошлась бы в 90 000р. Полную историю находчивых ПяРщиков можно почитать на vc (и опять подарить им новую аудиторию, ну не молодцы ли).
Не ностальгия, а впечатления
Почему сегодня так хорошо работает ностальгия?
Во-первых, она работает всегда: любая культурная отсылка к юности вызывает чувство безопасности, теплое, как мамины объятия. Там и трава зеленее и снежок пушистее.
Во-вторых, Россия сегодня находится в той исторической точке, когда национальная самость не роскошь - а неизбежный результат общественно-политических событий.
В-третьих, коммерческие онлайн-кинотеатры ориентируются не столько на гранты от Минкульта, сколько на успешность выпускаемых проектов. Танцуя от печки (запроса аудитории), им приходится упаковывать это в нестыдную обертку, выдавать качественный контент. Благодаря чему внутренние темы преобразились, и это уже не "Викинг" 2016.
Ну и главное. То, что для миллениалов ностальгия, для зуммеров - экстрим трип. Они не помнят тех времен и не жили в них. Окунуться в тот исторический период - как поехать в Чернобыль, как стать диггером, как выжить в тайге - приключение, от которого дух захватывает.
Сегодняшняя Россия не богата на узнаваемый ДНК стиля. А вот по СССР можно брендбук составлять: от застройки до плакатов, от традиций до смыслов.
Тырим советские смыслы. Разрабатывая концепцию оффлайновых встреч глубокого общения "ИСТОРИЧКА - расскажи свою историю", при определении формата мероприятия мы попали в сложное положение.
Аналогичных форматов просто не было. Это не квиз, не стендап, не клуб настолок, чтобы вот так коротко и ясно выстрелить в целевую четким сегментированием.
Заюзав до дыр смысловые определения "ламповый", "уютный" и иже с ними, мы пришли к ностальгическому - формат кухонных посиделок. Это отсылка греет сердца поколения 35+ и вызывает живой интерес аудитории 20+ (всегда интересно посмотреть, вдруг мы там ковры развесили и пьем лимонад из бабушкиного хрусталя. Кстати, хорошая идея, запишу себе).
Мы хотим больше кейсов
Их есть у меня как раз для вас. Здесь мы не будем перечислять очевидное: фотостудии, кафе и посуточное жилье в стиле "советская квартира", с ними все ожидаемо. Перечислим проекты, которые прямиком попали в сердечко.
Кеды "Два мяча". И хоть Converse нас ни о чем не спрашивали, это классный им превентивный ответ. В СССР существовали кеды с таким названием, в середине 70-х были мега популярны. В 2012 году предприниматель Евгений Райков возродил бренд и сейчас делает такие кеды, что невозможно не влюбиться (как с ультра советской тематикой, так и современные).
Бренд одежды OLOVO. Создатели на старте вдохновлялись военной одеждой СССР. А как тут не вдохновляться, ведь именно благодаря военной форме в моду навсегда вошли бомберы, чиносы, брюки хаки, брюки карго и даже куртка парка. Но дабы не подрывать перегретых милитаризмом людей, маркетинг сделал ставку на преемственность и оловянных солдатиков, как образ детства.
Продолжать этот список можно бесконечно долго, но пришло время подвести итог.
Зарядить в ружье ПяРа патроны из ностальгии - сильный ход для вовлечения аудитории, запрос на "вкус детства" и ощущения "как у бабушки в деревне" всегда актуален.
С учетом внешнеполитической ситуации, меняется внутренний рынок и социальные тренды. Сегодня все они способствуют отсылкам к внутреннему культурному коду. А значит, базовая актуальность ностальгии вырастает в разы.
Советский и постсоветский периоды представлены настолько яркими художественными образами, что игра с ними забавляет молодое поколение куда больше, чем затертые образы Москва-city в сериалах про успех.
Делитесь в комментариях классными приемами, которые я пропустила, составим Альманах Ностальгического Пиара для России 2025.
Комментарии (9)
fndrey357
23.12.2024 22:00Гарри Бардин. Sery Volk and Krasnaya Shapochka.
Незабвенная песня "Наступила у бабуси ностальгия по Руси".
CitizenOfDreams
23.12.2024 22:00То, что для миллениалов ностальгия, для зуммеров - экстрим трип. Они не помнят тех времен и не жили в них.
Именно. Ностальгируют по тем временам либо те, кто никогда в них не жил, либо те, кто из них помнит только свое убогое детство (гаражи, сигареты, портвейн, папин запорожец, стенка-на-стенку, Люда из соседнего двора дала потрогать за сиську).
Окунуться в тот исторический период - как поехать в Чернобыль, как стать диггером, как выжить в тайге - приключение, от которого дух захватывает.
Только не надо "путать туризм с иммиграцией".
avost
Яркий художественный образ последней модели в робе з/к впечатлил. Скоро придётся брать две.
Над детской линией не думали? Там тоже "яркие ностальгические художественные образы" наличествуют.
https://ya.ru/images/touch/search?serp_list_type=all&text=ребёнок+в+форме+нквд+целится+из+пистолета+в+другого+ребёнка+на+ступенях&img_url=https%3A%2F%2Fpbs.twimg.com%2Fmedia%2FEsZkNq_W4AA87Fd.jpg&rpt=simage
Andy_U
Доктор, откуда у вас такие картинки?
KEugene
На самом деле, когда я жил в одном из мухосрансков Поволжья в конце восьмидесятых, пиком моды среди школьников и чуть старше было ношение ватников. Именно классических черных и темно-синих ватников. На них через грубый трафарет наносили краской крутые картинки. В магазинах их традиционно не было. Но можно было заказать через "третьих лиц" в находящихся рядом колонии и военной части. Там этого добра хватало.
KoCMoHaBT61
Не краской наносили, а отбеливателем -- Металлика, AC/DC и всё такое. А ещё, самым шиком было иметь на чёрном или сером ватнике красную подкладку. Ватники были в магазинах и стоили копейки.
г. Горький.
Vah-tang
В 80-е, в нашем регионе, как у нас называли "фуфайка", или как вы говорите "ватник", был одним, из буквально десятка, активно продаваемых тогда, китайских номенклатур. Рабочим, бесплатно, выдавали более кондовую спецодежду, и "культовый товар" активно перекочевывал в "уцененки".
woodiron
В последние годы союза была у меня командировка в академгородок, и я разок выехал посмотреть на Новосибирск - осталось яркое воспоминание, что очень много людей ходило в фуфайках/ватниках. А в самом академгородке помню пару совершенно счастливых вроде бы англичан, купивших в канцелярском магазине счёты, хотя уже везде были компьютеры, я собственно и приехал для приёмки разработанной платы для PDP.