О чём подумали, прочитав заголовок? О выполнении проекта без предоплаты? Об использовании чего-нибудь нелицензионного? Использовании левых, непроверенных, ранее невиданных библиотек? Работе без договора, за наличку или через левое юр. лицо?

Да нет, всё проще. Незащищенная автоматизация сейчас встречается редко, потому может быть вам не знакома. Тогда считайте этот текст небольшой ретроспективой исчезнувшего вида работ. Надеюсь, слегка познавательной.

В целом, незащищенная автоматизация – это очная работа программиста с заказчиком. Не созвон, первичная встреча, обсуждение требований или сценариев, а именно работа. Когда ты в присутствии заказчика, а зачастую – на его территории – должен решать задачи. Далеко не всегда будучи к ним готов. И сильно не каждый раз понимая, чего от тебя вообще надо.

Почему такая автоматизация – незащищенная? Думаю, ответ понятен. Потому что там нет никого, кроме вас. Задают вопрос – надо что-то ответить. Показывают проблему – надо начинать решать (и желательно решить). Смотреть в интернете – опасно. Вас ведь «продали», как специалиста, и услышать «ну, в интернете мы и сами могли найти, бесплатно» - как раз плюнуть.

Ситуация усугубляется почасовой оплатой вашей работы. Ладно если контора большая попадётся, и вызвал вас один человек, а работаете с другим (конечным пользователем), которому до оплаты вашей работы дела нет. Если же компания небольшая, полтора землекопа, и каждая тыща на счету – пиши пропало. Отличный повод очень быстро прокачаться в двух компетенциях – собственно, в своей работе, и в искусстве делать вид, что ты специалист, и тебе надо Подумать и Попробовать ?.

Раньше, в нулевых, только так и работали. Просто потому, что удалённого доступа не было. Да и интернет был малодоступен – и дорого, и оплата помегабайтная. У меня на первой работе, например, был лимит 25 мегабайт на человека в неделю. Дома интернета вообще не было, поэтому почти весь лимит уходил в понедельник.

Возможность работать несколько дней подряд в офисе была счастьем. Перепадало оно, как правило, в одном из двух случаев. Первый – работа на крупном проекте, когда вы берёте несколько ТЗ в разработку, и можете писать код на копии, без данных, людей и инфраструктуры заказчика, чтобы потом всё это закачать на флешку и чесать куда-нибудь в область, на завод. Вторая причина посидеть в офисе – когда у вас нет работы. Иногда эмоциональные травмы от незащищённой работы были настолько сильными, что прям хотелось остаться без работы – посидеть, отдохнуть, изучить что-то новое, просто пообщаться с коллегами.

Ну а в офисе вы под защитой. Самый прямой контакт с вами – электронная почта. Из мессенджеров – только аська, которой смело можно было не пользоваться (большинство заказчиков всё равно ещё не освоили этот прогрессивный метод). Сотовые телефоны были, но стоимость связи, включая входящие вызовы, была сопоставима со стоимостью интернета. Ну а прямого городского номера ни у одного приличного программиста не было. Хочешь связаться с программистом, заказчик – звони менеджеру или руководителю проекта. А уж тот, будь он хотя бы одной пяди во лбу, не станет переключать на программиста – пойдёт ножками, сам всё спросит, сам перезвонит и расскажет.

Какие попадались заказчики «на выезде» - думаю, представляете себе. Всякие. Сильно всякие.

Одного парня заперли в подвале магазина и сказали «будешь сидеть, пока всё не исправишь». Потом сказали, что это была шутка, но клиента внесли в чёрный список. Многие стояли над душой с секундомером или каким-то его аналогом. Зачастую требовали починить комп, разобраться с сетью (плотно укутанной паутиной и спрятанной за прилавком). Тыжпрограммист.

Некоторые заказчики брали с собой программиста в магазин, чтобы помог выбрать флешку или компьютер для сына. Один программист автоматизировал ресторан, находившийся в ночном клубе, одним из видов шоу в котором был стриптиз. Работал прямо во время шоу, в подсобке, и стриптизёрши сновали мимо него туда-сюда, не всегда в полном наряде. Надо сказать, программист на этого заказчика никогда не жаловался. В том числе потому, что его в этом же ресторане каждый раз неплохо кормили (с тогдашними зарплатами программистов это было сильно не лишним).

Были, конечно, и совсем душевные заказчики. Обычно это добрые тётушки из бухгалтерии, где-нибудь на большом заводе, когда бухгалтерия – целый отдел, со своими традициями. Одна из традиций – большое, можно сказать расширенное чаепитие раза три в день. Каждая добрая тётушка приносила из дома пироги, колбасу, тортики, салатики и проч. Ну и как тут не покормить молодого, «умненького мальчика», который приехал и от всей души пытается помочь?

Это был целый мир, сильно непохожий на современную автоматизацию. Не скажу, что он был лучше – все-таки, нормального, вдумчивого программирования в нём не хватало. Тут и постоянные разъезды, и множество переключений, и, в т.ч., отсутствие интернета – ни тебе нормальной документации, ни форумов, ни видео, ни статей, ни примеров кода. Всё изучалось на своём опыте, собственной шкуре, в т.ч. её задней части, которая просиживала штаны в троллейбусах, маршрутках, междугородних автобусах и электричках.

Но было и хорошее, полезное для развития. В первую очередь – постоянное общение с пользователями и заказчиками разного уровня. Не было ни менеджера, ни аналитика, ни архитектора. Только ты, заказчик и проблема. И ничего между вами – разве что полметра пространства. Соображать приходилось быстро, очень быстро. Каждый день.

Ну а самый страшный вид незащищённой автоматизации, который сейчас вообще почти не встречается – работа с заказчиком из того же здания, где находится ваша контора. В прежние времена такое встречалось постоянно, и почти  всегда превращалось в кошмар.

Например, семиэтажное здание бизнес-центра, на одном сидят программисты, которые занимаются описанной выше автоматизацией. И есть 1-2 менеджера (тогда это было нормой – очень мало менеджеров). Где им брать клиентов? Вот же они, под ногами валяются (если вы сидите на верхнем этаже). Вот и пошли менеджеры по этажам, заглянули в каждый офис, предложили программы и услуги.

Конечно, нашли заказчиков. Разумеется, отправили программистов. Те даже обрадовались – хорошо же, ехать никуда не надо, пешочком пару этажей и ты на месте. И вроде поработали неплохо, и всё получилось, и бумажки подписали, и заказчик доволен, но… Сами понимаете, не бывает так, чтобы всегда работало завтра то, что работает сегодня.

Завтра у заказчика что-то пошло не так, он как поступает? Обычно он звонит менеджеру, объясняет, они договариваются о выезде, в удобное для всех время. А тут? Говорит менеджер заказчику «завтра зайдёт программист», а человек ждать не хочет, он негодует, у него ж чего-то там не работает. Заказчику тоже не в лом пару этажей пешком пройти, и вот он уже стоит над душой у кого? Ладно если у менеджера – там шкура дублёная, где сядешь там и слезешь. Нет, заказчик идёт сразу к программисту, и начинает выносить мозг ему.

Тут уж всякое случалось. Один программист «заболел» и неделю не появлялся в офисе. Остальные были «заняты» и не могли помочь. Другой программист честно сказал «да мне насрать, что у вас там не работает», и случился большой скандал – программист не знал, что заказчик – из администрации собственника здания. Иногда всё разруливалось мирно – шли и чинили.

Однако, после нескольких подобных случаев конкретно в нашей конторе приняли два решения. Во-первых, перестали работать настолько без защиты – запретили менеджерам ходить по этажам. Во-вторых, поставили магнитные замки на двери, всем выдали пропуска и повесили домофоны.

Я, честно, думал, такой автоматизации больше не бывает. Люди на удалёнке, доступ к сети заказчика есть из любой точки мира, да и программисты, в большинстве своём, отвыкли общаться с заказчиками в таком стрессовом режиме. Но не так давно один шибко умный менеджер додумался-таки пойти по офисам и найти себе клиента, а всем остальным – геморрой. Да ещё заказчик попался из тех, которых и в 90-е старались избегать – строитель.

Благо, всё закончилось очень быстро. Менеджер продал ПО, договорился о проекте, начали работать, дошло до первого конфликта, заказчик прибежал в офис к программистам, там все притихли и разбежались, как тараканы от резко включенного света, заказчик дошёл до руководителя, а тот тоже в нулевых начинал – сразу всё понял, заказчика уболтал свернуть проект с нами, помог найти другую компанию, менеджеру сделал экзекуцию и ввёл строжайший запрет на автоматизацию клиентов, которые могут дойти до офиса пешком.

Правда, остались пара-тройка заказчиков, которые почему-то не ленятся приезжать в офис на машине, чтобы поругаться. Но, хвала интернету и силе времени, таких с каждым годом всё меньше.

Комментарии (17)


  1. gennayo
    03.01.2025 16:12

    Начало нулевых, начало "карьеры"... Предложили подработать по 1С...Подъехал хозяин на джипе, привез в контору, слетел эмулятор у них оказывается... Починил, заплатили мне половину моей месячной зарплаты на заводе за "ремонт". И до дома довез :)


  1. Zenitchik
    03.01.2025 16:12

    О чём подумали, прочитав заголовок? 

    О промышленном роботе без концевиков.


    1. exTvr
      03.01.2025 16:12

      И без большой красной кнопки :))


  1. JBFW
    03.01.2025 16:12

    Вообще странно, где такое было? По мне так наоборот: приходишь, договариваешься с заказчиком "Хочешь сундук со дна моря? 100500. Хочешь Луну с неба? Можно, но чуть дороже, у вас таких денег нет, а у меня времени."

    Фиксируешь всё на бумаге, все хотелки, перехотелки и условия на дохотелки - вот это важно.
    И работаешь, если чё - тычешь в бумажку с его подписью.

    Причем с "людьми на джипах" как раз договариваться было проще, там и деньги не зажмут, и договор соблюдают.
    Это вот с другими проблемы, кто хотел вот так "да мне тут программку простенькую, только она теперь не такого цвета, сама не продаёт, сама клиентов не приводит, не буду платить!"

    Всё надо на берегу обговаривать, в том числе техподдержку и доработки. Не договаривались сразу? Давайте договоримся теперь, но на моих условиях? А, не очень-то и хотелось, ок.

    Так что там похоже менеджеры виноваты, что наобещали с три короба, не согласовали и не зафиксировали условия.


    1. mlnw
      03.01.2025 16:12

      Вообще странно, где такое было?

      Не где, а когда. На рубеже тысячелетий. К середине нулевых оно уже эволюционировало в договоры ГПХ (или просто платили черным налом) cо вчерашними тыжпрограммистами, растащившими базу франча и разбежавшимися в разные стороны в свободное плавание. Но в районе 2000 года типовой заказчик с такими самозванцами ещё не работал.


  1. onets
    03.01.2025 16:12

    Оо, воспоминание разблокировано. Я ж работал эникеем в компании по продаже компов в 2004-2007. Тоже так ездил.

    Однажды попросили глянуть офисный вай-фай. Диковинка тогда была. Тормозила и прерывалась связь. Я хз что ответить. Как-то уболтал их заменить на обычные провода. Только в 2011 году я натолкнулся на аналогичное поведение у простенького роутера d link. Он не держал больше 5 коннекшенов.

    А еще как-то попались бритоголовые бизнесмены из казино. Комп им нужен был. В багажнике не катался, но однажды босс попросил посмотреть домашний комп. Я немного напрягся в тот момент.


  1. randomsimplenumber
    03.01.2025 16:12

    И при чем тут автоматизация? Начальное состояние на рынке, когда никто ни цен не знает, ни продавцов, ни покупателей.



  1. kinall
    03.01.2025 16:12

    Когда я был в похожей ситуации, нас, инженеров, в первые же дни работы жёстко дрессировали: если в вопросе клиента хоть как-то упоминаются деньги, время или дополнительная работа - изображать идиота и в ужасе тыкать пальцем на любого менеджера. Работало безотказно)


    1. mlnw
      03.01.2025 16:12

      в первые же дни работы жёстко дрессировали: если в вопросе клиента хоть как-то упоминаются деньги, время или дополнительная работа - изображать идиота и в ужасе тыкать пальцем на любого менеджера. Работало безотказно)

      Вообще, обычно так дрессировали, чтобы народу и в голову не пришлось левачить напрямую на клиента, а не с благими намерениями защитить программиста)


      1. randomsimplenumber
        03.01.2025 16:12

        Ну логично как бы. Если для договаривания есть специальный человек - с ним и договаривайтесь. Тем более что вы уже о чём то договорились.


      1. kinall
        03.01.2025 16:12

        Нет, тут скорее для того, чтобы не испортить поляну продажникам. Они строили отношения с клиентами буквально годами, так что там довольно сложные конструкции из взаимных обещаний, уступок, намерений и прочего. И лезть туда инженеру - всё равно что менеджеру фиксить баг на проде=)


  1. jmnemonik
    03.01.2025 16:12

    При чём тут автоматизация??

    Я сразу подумал о промышленной автоматике, которая по глупости подключена напрямую к интернету.


    1. mlnw
      03.01.2025 16:12

      При чём тут автоматизация??

      При том, что в те давние времена программные комплексы звали "АСУ", да и слова типа "ПЭВМ" ещё вполне себе были в ходу.


  1. MaFrance351
    03.01.2025 16:12

    О чём подумали, прочитав заголовок?

    Скорее, об ИБ и о "хоть чём-то" в безопасности.

    Некоторые заказчики брали с собой программиста в магазин, чтобы помог выбрать флешку или компьютер для сына.

    Вспомнилось сразу, как в ходе такого выбора товарищ предложил покупателю книжку в духе "Самоучитель пользователя ПК", на что тот ответил: "Ээй! Ты кого это тут чайником возомнил? Ты давай лучше сразу расскажи, какие кнопки жмякать!".


  1. SemyonVyatskov
    03.01.2025 16:12

    >Смотреть в интернете – опасно. Вас ведь «продали», как специалиста, и услышать «ну, в интернете мы и сами могли найти, бесплатно» - как раз плюнуть.

    Честно говоря, в интернете на сегодняшний день информации — горы. Ценен уже тот, кто способен не утонуть в этом всем, и добиться ненулевого результата.


    1. randomsimplenumber
      03.01.2025 16:12

      ну, в интернете мы и сами могли найти, бесплатно

      Я бы и сам разъем поменял, просто у меня паяльника такого нет (ц). Конечно, существуют люди, уверенные, что нужно платить 1$ за удар кувалдой, а не $999 за знание куда ударить.