
Type-level программирование в контексте TypeScript - это набор приемов и паттернов, позволяющих решать задачи уже на этапе компиляции, опираясь на возможности системы типов. Если описывать коротко:
- TypeScript умеет вычислять определенные конструкции во время компиляции, используя Generics, Conditional Types, Template Literal Types и другие механизмы. 
- Результаты таких вычислений не попадают в итоговый JavaScript-код, но активно влияют на валидацию и безопасность кода при написании (editor/IDE support) и при компиляции (tsc). 
Зачем это нужно?
- Чёткое моделирование бизнес-логики - Сложные доменные правила (разрешённые значения, обязательные поля и т.п.) можно выразить на уровне типов, чтобы ошибки ловились ещё при компиляции. 
- Улучшенное документирование - типы становятся живой документацией, упрощая понимание и поддержку кода без дополнительных комментариев. 
- Унификация на уровне всей команды - при согласованном использовании type-level приёмов все участники проекта работают с единообразным кодом и легко понимают структуру данных. 
- Оптимизация времени отладки - Ошибки, пойманные во время компиляции, решаются быстрее и не доходят до runtime, сокращая цикл отладки. 
- Более широкие сценарии автогенерации - на базе типовой конфигурации можно генерировать не только API-клиенты, но и валидаторы, схемы и прочие инструменты без ручного дублирования. 
Ключевые кирпичики Type-level программирования
Условные типы (Conditional Types)
Синтаксис:
T extends U ? X : YПозволяет на уровне типов ветвить логику. Например:
type IsString<T> = T extends string ? true : false;
type A = IsString<string>; // true
type B = IsString<number>; // falseРаспределительные условные типы (Distributive Conditional Types)
Когда T - это union-тип (string | number), условный тип применяется к каждому элементу union:
type WrapInArray<T> = T extends any ? T[] : never;
type MyType = WrapInArray<string | number>; 
// MyType: string[] | number[]Mapped Types (отображенные типы)
Дает возможность пробежаться по всем ключам интерфейса или типа и трансформировать их. Классический пример - сделать все поля необязательными:
type MakeOptional<T> = {
  [P in keyof T]?: T[P];
};
interface User {
  name: string;
  age: number;
}
type PartialUser = MakeOptional<User>;
// { name?: string; age?: number; }Шаблонные литералы типов (Template Literal Types)
Разрешают склеивать строковые литералы на уровне типов:
type IdType<T extends string> = `ID_${T}`;
type UserId = IdType<"user">; // "ID_user"
type PostId = IdType<"post">; // "ID_post"Пример 1: Проверка совместимости интерфейсов
Представим, что у нас есть два интерфейса, которые, как мы хотим убедиться, совместимы на уровне типов (чтобы, например, гарантировать, что поля одного присутствуют и в другом). Используем условные типы для проверки в compile time:
type EnsureCompatibility<A, B> = A extends B 
  ? true 
  : false;
interface IUser {
  id: number;
  name: string;
}
interface IPerson {
  name: string;
}
type Result = EnsureCompatibility<IUser, IPerson>; 
// true (IUser содержит все поля IPerson)
type Result2 = EnsureCompatibility<IPerson, IUser>; 
// false (у IPerson нет поля id)Компилятор не выдаёт полноценную ошибку в консоли при несоответствии типов - однако вы можете использовать такие конструкты для условной генерации новых типов или, например, для выброса ошибочного типа через never, что уже приведёт к ошибке компиляции.  
Пример 2: Генерация API методов на основе конфигурации (type-safe роутинг)
Допустим, мы хотим описывать роуты нашего приложения в виде типа-конфигурации, а затем автоматически создавать функции для обращения к ним.
// Каждая запись описывает метод (GET, POST и т.д.) и путь.
// Для простоты пусть путь содержит ID-часть.
interface RouteConfig {
  path: string;
  method: "GET" | "POST";
  hasIdParam: boolean;
}
type Routes = {
  getUsers: RouteConfig;
  getUserById: RouteConfig;
  createUser: RouteConfig;
};
// Опишем конкретную конфигурацию
const routes = {
  getUsers: {
    path: "/users",
    method: "GET",
    hasIdParam: false,
  },
  getUserById: {
    path: "/users",
    method: "GET",
    hasIdParam: true,
  },
  createUser: {
    path: "/users",
    method: "POST",
    hasIdParam: false,
  }
} as const satisfies Routes; Зачем «комбинация» as const satisfies Routes?  
- satisfies Routesдаёт проверку, что объект routes корректно реализует структуру Routes. Если что-то пойдёт не так (например, опечатаетесь в имени- methodили укажете неверную строку), TypeScript сразу же скажет об ошибке.
- as constфиксирует все значения в объекте как литералы. То есть- hasIdParamстановится типом- trueили- false(не просто boolean).
Так мы одновременно и получаем строгую проверку типа всего объекта, и сохраняем дискриминацию (true/false), нужную для определения формы функции в зависимости от hasIdParam.
Генерация функции на уровне типов
Представим, мы хотим создать клиент - объект, где для каждого ключа из Routes будет метод, который принимает параметры, соответствующие роуту (например, ID, если hasIdParam = true), а возвращает Promise с результатом, имитируя HTTP-запрос.
type ClientFunction<T extends RouteConfig> = T['hasIdParam'] extends true
  ? (id: number) => Promise<string>
  : () => Promise<string>;
type Client<T extends Record<string, RouteConfig>> = {
  [K in keyof T]: ClientFunction<T[K]>;
};
// Создадим фабрику, которая сделает реальный объект со всеми методами:
function createClient<T extends Record<string, RouteConfig>>(
  config: T
): Client<T> {
  const entries = Object.entries(config).map(([key, route]) => {
    const fn = route.hasIdParam
      ? (id: number) =>
          Promise.resolve(`${route.method} ${route.path}/${id} was called!`)
      : () => Promise.resolve(`${route.method} ${route.path} was called!`);
    return [key, fn];
  });
  return Object.fromEntries(entries);
}
// Пример использования
const apiClient = createClient(routes);
apiClient.getUsers().then(console.log);
// "GET /users was called!"
apiClient.getUserById(123).then(console.log);
// "GET /users/123 was called!"
apiClient.createUser().then(console.log);
// "POST /users was called!"Что здесь интересно:
- На уровне типов мы вычисляем: если - hasIdParam == true, то в сигнатуре метода ожидаем аргумент- id: number. Иначе - пустой список аргументов.
- В коде - createClientTypeScript подсказывает, где есть несовпадения типов, если мы вдруг попытаемся внести логику, несовместимую с нашей type-level декларацией.
Таким образом, мы избавляемся от дублирования: один раз объявили конфигурацию - и получили гарантированно согласованные методы клиента.
Пример 3: Генерация сообщений об ошибках валидации (Template Literal Types)
Шаблонные литералы типов позволяют склеивать строковые литералы на этапе компиляции, создавая более удобные и читаемые типы. Допустим, у нас есть условный тип, который проверяет, является ли поле обязательным, и возвращает строку ошибки:
type ValidateRequired<T, K extends keyof T & string> = undefined extends T[K]
  ? `Error: Field "${K}" is optional, but is required.`
  : true;
interface FormData {
  name: string;
  age?: number;
}
type ValidateName = ValidateRequired<FormData, "name">;
// true
type ValidateAge = ValidateRequired<FormData, "age">;
// "Error: Field \"age\" is optional, but is required."На практике это можно использовать во внутренних утилитах, где, если условие валидации не проходит, мы на уровне типов получаем строку с конкретным указанием на ошибку. Это помогает во время разработки, ещё до выполнения кода.
Пример 4: Программирование на типах со сложными условиями
Допустим, у нас есть протокол - мы хотим определить тип Flatten<T>, который "расплющивает" вложенные массивы в одномерный массив. Реализуем (упрощённую) версию через рекурсивные условные типы:
type Flatten<T> = T extends (infer U)[]
  ? U extends any[] 
    ? Flatten<U> 
    : U
  : T;
// Проверим:
type A1 = Flatten<number[][][]>;  // number
type A2 = Flatten<string[]>;      // string
type A3 = Flatten<boolean>;       // boolean (не массив, значит остаётся как есть)- T extends (infer U)[]- классический способ «выдернуть» тип из массива.
- Если - Uснова массив (- U extends any[]), мы вызываем- Flatten<U>, пока не дойдем до конца. Иначе возвращаем- U.
- В итоге мы получаем глубоко расплющенный тип, но это работает лишь на этапе компиляции. 
Пример 5: Выборка только readonly-полей
Представим задачу: у нас есть интерфейс, где некоторые поля помечены как readonly. А мы хотим создать новый тип, в котором только неизменяемые (readonly) поля остались, а изменяемые - убрали. .
// 1) Определяем равенство типов (IfEquals)
type IfEquals<X, Y, A = true, B = false> = (<T>() => T extends X
  ? 1
  : 2) extends <T>() => T extends Y ? 1 : 2
  ? A
  : B;
// 2) Проверка является ли поле, K, readonly?
type IsReadonlyKey<T, K extends keyof T> = IfEquals<
  Pick<T, K>,
  Readonly<Pick<T, K>>
>;
// 3) Собираем объектный тип из только readonly-полей
type OnlyReadonly<T> = {
  // Перебираем все ключи T
  // С помощью оператора 'as' оставляем только те,
  // у которых IsReadonlyKey<T,K> = true
  [K in keyof T as IsReadonlyKey<T, K> extends true ? K : never]: T[K];
};
interface MixedInterface {
  readonly id: number;
  name: string;
  readonly createdAt: Date;
  updatedAt: Date;
}
type Result  = OnlyReadonly<MixedInterface>;
/*
  {
    readonly id: number;
    readonly createdAt: Date;
  }
*/- 
IfEquals<X, Y, A, B>утилита, проверяющая, действительно ли типXравен типуY.- Если равны (по структурной проверке TypeScript), вернёт тип - A.
- Если не равны, вернёт тип - B.
 
- 
IsReadonly<T, K>проверяет, было ли полеKв типеTобъявлено какreadonly. Для этого условно снимает модификаторreadonlyи смотрит, изменится ли тип.- Если при снятии - readonlyтип не меняется, значит поле изначально не было- readonly.
- Если меняется - значит было - readonly.
 
- ReadonlyOnly<T>перебирает все ключи и оставляет только те, для которых- IsReadonly<T, K>вернуло- true(то есть поля действительно- readonly).
Это пример type-level логики, решающей задачу выделения полей по определённому критерию (readonly, optional, never и т. п.).
Обзор расширений для type-level программирования в TypeScript
Команда TypeScript непрерывно совершенствует систему типов. Ниже — несколько ключевых возможностей и оптимизаций, которые появились (или получили значимое развитие) начиная с версий 4.0–4.5.
Оптимизация условных типов
Начиная с TS4.5, были внесены улучшения в обработку сложных условных типов, что позволило ускорить компиляцию в случаях, когда в коде есть большие union-объединения.
Пример: популярная утилита Simplify ниже не является встроенной в TS, а считается "комьюнити-паттерном" для упрощения выводимых типов.  
type Simplify<T> = T extends infer U ? { [K in keyof U]: U[K] } : never;
type Test = Simplify<{ a: string } & { b: number }>;
// Test: { a: string; b: number }Глубокие рекурсивные условные типы
Ранее TypeScript мог упираться в лимиты глубокой рекурсии быстрее. Начиная с версий около 4.5, эти лимиты увеличены, и многие типовые конструкции (например, многократное “расплющивание” массивов) работают корректнее без досрочных ошибок компилятора.
type Flatten<T> = T extends (infer U)[]
  ? Flatten<U>
  : T;
type DeepArray = number[][][][][];
type Result = Flatten<DeepArray>; 
// numberVariadic Tuple Types (Вариативные кортежи)
Позволяют изменять структуру кортежа на уровне типов, добавляя или убирая элементы:
type AppendArgument<Func, Arg> = 
  Func extends (...args: infer Args) => infer R
    ? (...args: [...Args, Arg]) => R
    : never;
type MyFunc = (a: string, b: number) => void;
type ExtendedFunc = AppendArgument<MyFunc, boolean>;
// (a: string, b: number, args_2: boolean) => voidОграничение глубины вычислений
TypeScript не предлагает официальной настройки для максимальной глубины рекурсии в условных типах. Однако под капотом у него есть внутренние лимиты (например, счётчик итераций для хвостовой рекурсии и ограничение instantiationDepth). Если вычисления заходят слишком далеко, компилятор выдаст ошибку вида:
Type instantiation is excessively deep and possibly infiniteВ редких случаях, когда нужна действительно большая глубина, можно обойти это ручными счётчиками или разбить вычисления на несколько шагов. Например, с помощью типов BuildArray и Subtract можно ограничивать глубину рекурсии:  
type LimitDepth<T, Depth extends number, C extends 1[] = []> =
  Depth extends C['length']
    ? T
    : T extends (infer U)[]
      ? LimitDepth<U, Depth, [...C, 1]>
      : T;
type Limited = LimitDepth<number[][][][], 2>; 
// Limited: number[][]Если ваши типы не выходят за разумные пределы, TS сам попробует оптимизировать хвостовую рекурсию. Но при слишком сложных (или бесконечных) вычислениях вы можете столкнуться с лимитом и либо упростить логику типов, либо прибегнуть к подобным паттернам с подсчётом глубины.
Подробнее про ограничение максимальной глубины рекурсии можно почитать тут
Плюсы и минусы Type-level программирования
Плюсы
- Меньше ошибок на этапе runtime. Многие проблемы ловятся компилятором. 
- Меньше дублирования, т.к. часть логики шаблонизируется типами. 
- Ясная архитектура: сложные API становятся самодокументирующимися. 
Минусы
- Крутая кривая обучения. Сложные условные типы и рекурсии в типах могут быть тяжелыми для понимания. 
- TS может выдавать громоздкие сообщения. 
- Несмотря на постоянные улучшения, иногда приходится сталкиваться с лимитами системы типов и обходить узкие места. 
Заключение
Type-level программирование в TypeScript - это не просто страшные условные типы, а целая парадигма, позволяющая:
- Строить динамические системы, где конфигурация (описанная в виде типов) формирует реальную логику на этапе компиляции. 
- Избегать множества ошибок за счет статического анализа. 
- Автоматизировать рутинные задачи (например, генерацию роутов, DTO, клиентских методов, валидацию и многое другое). 
Если вы видите, что в вашем проекте много повторяющихся паттернов, а типы растут и усложняются - осмотритесь в сторону Type-level техник. Может оказаться, что многие вещи можно вычислить еще на этапе компиляции и тем самым упростить себе жизнь (и жизнь ваших коллег) на этапе runtime.
Остается только пожелать удачи в освоении TypeScript - и помните, что в вопросах метапрограммирования на типах горизонты постоянно расширяются с каждой новой версией!
А если вам интересно посмотреть, как декораторы в TypeScript помогают инкапсулировать сквозную функциональность (логирование, кеширование, валидацию и т.д.), рекомендую заглянуть в мою статью Мощь декораторов TypeScript на живых примерах. Декорирование методов класса.
Там вы найдете реальные примеры того, как декораторы упрощают код, избавляют от дублирования и делают ваше приложение более гибким и поддерживаемым. Приятного чтения!
 
           
 
hardtop
Ну не знаю... как по мне - открыли ящик Пандоры. Теперь логику размазываем и в коде и в типах.
orion_76
Т.е. декомпозиция.
При правильном использовании делает код проще и надежнее.
hardtop
При правильном... Вот мы в конкретном примере видели, как простой массив action обрастает сложностью сразу и быстро. А ведь это просто /user/get-by-id - а мы так всё усложнили. Чего ради? Вместо 10 строк кода нам надо написать 150+ и помнить о наследовании, юнификации... А чтобы изменить-расширить - придётся делать наследование или юнион. Через год разобраться в этом будет нереально, а ведь именно для этого вроде всю историю с абстракциями затеяли.
А у нас просто страница. Просто обычное действие. Но мы сделали сложно, что развалится через 3 года,. Да-да... вы всё равно всё перепишите. Просто возьмите историю с 95 года - ничего не осталось.
dom1n1k
Декомпозиция ли? Больше смахивает на сильное зацепление.