Привет, жители Хабра, и с Новым годом вас! Это Иван Носков. Я работаю в телекоме больше 20 лет, 10 из них — в МТС. Недавно я рассказывал, как монтировал видеонаблюдение в грузовом порту и захватил паровоз, а сегодня поделюсь сразу несколькими историями из жизни монтажника. Узнаете, как клиенты пытаются обвести провайдеров вокруг пальца и почему в современной квартире телевизор сам переключает каналы. Спойлер: полтергейсты тут ни при чем.

Миссия: обмануть провайдеров

Весела и разнообразна монтажная жизнь. Помню, на заре развития нашей отрасли, в конце девяностых и начале нулевых, клиенты согласны были несколько недель ждать подключения. Времени точного абонентам никто не назначал, просто говорили дату — и человек с работы отпрашивался. Весь день ждали мастера, как небожителя!

Но прогресс не стоит на месте, и сейчас в среднестатистическом жилом многоквартирном доме минимум 3–5 операторов связи. В некоторых особо интересных зданиях количество провайдеров может превышать десяток. Это, конечно, хорошо и антимонопольно, но, как и у любой медали, тут есть обратная сторона.

Монтажники часто меняются и мигрируют между конкурирующими фирмами. Иногда одни и те же лица могут клиентов к разным операторам подключать. Был интересный случай, как один сообразительный пользователь довольно долго экономил на услугах ШПД вообще ничего не платил. Как такое возможно в наше цифровое время? Оказалось, иногда очень даже получается.

Был период, когда первый месяц услуга предоставлялась бесплатно. Где-то однажды эффективный менеджер такое придумал, а остальные фирмы подхватили — конкуренция, так сказать. Но вернемся к нашему сообразительному пользователю. Сначала он подключился к одной фирме, а через 25 дней расторг договор и законнектился с другой. Еще через месяц и со вторым провом расстался, а к третьему присоединился — и так почти год. Его жилище располагалось в хорошем районе, операторов там было много, и все по меди услугу предоставляли.

Временами этот клиент даже подключенцев в квартиру к себе не пускал. У него над дверью конец витухи висел RJ45 — обжатый, с муфточкой соединительной. По телефону давал им инструкции: «Вы, – говорит, – старый конец из муфты выньте, а свой засуньте. Роутеры ваши с вай-фаями и сим-картами мне не нужны, я сейчас проверю и к вам на площадку выйду, документы подпишу». Пользовался так всеми операторами по очереди и на второй круг шел — продажи всем нужны, план выполнять надо. Говорят, несколько кругов сделал, пока тарифы с бесплатным месяцем отменять не стали.

Все хотят экономить, но не у всех получается

Во многих домовых чатах и форумах прямо советы дают, как сэкономить на слаботочной квартирной сети: «Вызовите представителя телекоммуникационной организации. Подключение у всех бесплатное, и за материал основной денег не берут. К вам придет монтажник, прокинет витую пару с коаксиалом (в народе «коксом»), не крепя и не укладывая. А вы после его работы скажете, что еще подумаете и документы пока подписывать не будете. Ему не захочется витуху с коксом собирать — и у вас останутся готовые по размеру кабели для квартирной разводки».

Конечно, все мы люди, сэкономить хочется. Но как-то это некрасиво. И все-таки обитателя современного мегаполиса понять можно. Каждый день приходится сталкиваться с массой трудностей и возможностей — что из этого хуже, так сразу и не скажешь.

Про десяток операторов в доме я уже говорил. Особо весело, когда они в одной слаботочной части электрощита проходят, и все это в какой-нибудь старой хрущевке. Там дверцу от кокса и витух закрыть сложно, а разобраться, что и откуда растет, — квест для продвинутых.

Помню, когда в КТВ еще аналог был, пожилая женщина долго оплачивала услуги телевидения одному оператору, а по факту подключена была к другому. Выяснилось это, когда ретивый контролер пришел отключать ее как злостную нелегалку и требовать, чтобы погасила долг. А она ему в ответ: «Да ты что, внучек, регулярно плачу, ни разу не просрачивала».

Несанкционированное переключение каналов

В новых домах проблем тоже хватает. Слаботочка там — мечта старого монтажника. Можно лом к витухе привязать — пролетит со свистом семнадцать этажей. Но новые дома часто стоят очень близко друг к другу. Подвал с подземной парковкой один, а подъезды — отдельные «свечки», за соседями можно следить даже без бинокля. Посылают меня как-то раз в такой дом и по традиции наставляют:

— Клиент вредный. Раза три-четыре у него уже были. С ШПД все в порядке, а вот каналы на телевизоре сами переключаются.

— Как так?

— Смотрит телек вечером, а тот сам программу, так сказать, настраивает.

— Интересно…

Прибываю на место. Хозяин дома меня встречает, начинаем общаться. «Телевизор, — говорит, — исправен, уже чинили. Приставку вашу цифровую меняли раза три, но все равно каналы сами скачут».

Осматриваюсь. Небольшая однушка — вернее, студия. Толком и без ремонта, голые стены. В комнате старый стул, он же вешалка для одежды. На полу матрас, роутер и бук, а на подоконнике единственного окна — старенький тв-ящик и простейшая приставка. Изучаю все это хозяйство и случайно бросаю взгляд в окно. Примерно в 20 метрах вижу похожий соседский дом, окно и телевизор на подоконнике без шторок. И говорю:

— А давайте телевизор на пол переставим?

— Зачем?

— Попробуем на один день. Если до завтра не поможет, лично приду и обратно все верну.

 — Давайте.

Звоню клиенту на следующий день:

— Ну как дела?

— Вы знаете, все отлично. Несанкционированные отключения прекратились…

Да, все скучно, снова никакой мистики
Да, все скучно, снова никакой мистики

Ничего не утверждаю, но вывод напрашивается сам. Когда сосед напротив переключал свою телевизионную приставку, сигнал долетал и до моего клиента.

Вот шутят все о человейниках. А получается, можно не только знать, что ест твой сосед напротив, но и какой канал он смотрит. А если тебе его выбор не по душе — возьми и переключи!

Креативная подпись

За годы работы случалось разное — это вы уже поняли. Однажды был у меня среди активируемых ну очень пожилой человек — так он крестики в доках вместо подписи ставил. Но дальше будет история не о нем и даже не обо мне. Записал ее со слов коллеги-подключенца — просто не мог не поделиться.

Выехал, значит, коллега на место. Все подключил, настроил, документы заполнил, отдал клиенту на подпись. А вот что ему вернулось:

Дальше диалог:

— Это шутка?

— Нет, что вы. Это моя подпись!

В доказательство показывает паспорт:

И вот когда перестаешь удивляться, начинаешь думать, что это вообще-то весьма необычно и креативно. Вот только подделать человечка будет легко.

Если бы я выбирал себе креативную подпись, она бы была такой:

Чем развлекаюсь, когда не монтажничаю
Чем развлекаюсь, когда не монтажничаю

Такую точно устанешь подделывать!

Еще мои байки:

Комментарии (10)


  1. randomsimplenumber
    05.01.2025 09:08

    А вы после его работы скажете, что еще подумаете

    А потом ваши рыжие кудри примелькаются ;)

    Я так понимаю, подключение - это кабель до роутера, а не разводка по всей квартире?


    1. brake
      05.01.2025 09:08

      Думаю, речь как раз о том, что монтажник оставит кабель «до роутера», а хитрец его потом снимет и заюзает в квартире.

      Кмк тут нет значимой выгоды, а только спортивный интерес.


      1. randomsimplenumber
        05.01.2025 09:08

        Ну да, 3-4 подхода - и кабеля будет достаточно;)


  1. JBFW
    05.01.2025 09:08

    Кто-то рассказывал что в Японии подобные рисунки в качестве подписи нередко встречаются...


    1. pae174
      05.01.2025 09:08

      Там не рисование ручкой а маленькая личная печать.


  1. kpen
    05.01.2025 09:08

    Я не сварщик... но вроде как фамилию клиента "с выдающейся подписью" есть смысл хотя бы частично "замикшировать" :-)


  1. woodiron
    05.01.2025 09:08

    Вот бы вы, операторы, собрались бы вместе и сговорились, что все будете размещаться в одном приличном коробе, а не в том деградивном ужасе, что сейчас. У меня в подъезде пять операторов и каждый просверлил межэтажные плиты и протянул свою пластиковую трубу. Безобразно смотрится.

    Когда у нас появился первый оператор с кабельным телевидением, его работники ходили и специально выводили коллективные антенны из строя, чтобы люди заключали договора на кабель. Потом владельца посадили, но не за это - полез в местную политику. Сейчас давно уже вышел и продолжает в телекоммуникационный бизнес.


    1. vadimk91
      05.01.2025 09:08

      Десяток лет назад как-то в наш городок пришел новый провайдер, нанял каких-то подрядчиков и те весело стали сверлить и стены и перекрытия в домах (а это почти все хрущевки, от 60 до 40-летней давности). Я как-то прихожу с работы, а в нескольких сантиметрах от моей двери дыра в перекрытии, спасибо хоть коронкой сверлили, а не кувалдой проделали) Но кабель с крыши завели в подъезд через такую же дыру, весной все таяло и текло по стене и по гофре в их же телекоммуникационный шкаф. В общем "хотели как лучше, а получилось как всегда". Провайдер тот просуществовал недолго, дыру с крыши все-таки заделали, а оставшиеся провайдеры больше дичи не творят и стараются друг другу не гадить, пользуясь построенной разводкой.


  1. Antohin
    05.01.2025 09:08

    Мои 5 копеек: наша биллинговая система тарифицирует абонентскую плату пропорционально - пользовался 20 дней из 30, а потом заблокировали за недостаток средств - вот 2/3 абонентки.

    Наши абоненты в основном в пригородах - интернет нужен только на выходные. Лайфхак - платим 50р (их хватит на пару выходных дней), потом инет блокируют и денег не берут... На следующие выходные повторить... Профит!

    А оператор как-то рассчитывает на стабильную абонентскую плату, им такие "хитрые" абоненты не очень интересны.

    Дальше начинаются варианты:

    А) Взять денег вперед. С этим с точки зрения биллинга не вопрос, но довеском идет - а если условия контракта (тарифный план) поменяются, то пересчитать пропорционально по-новому - гемор с перерасчетом.

    Б) Включим только когда будет сумма на счете будет больше абонентской платы. Легче реализовывается, засада в деталях - на какую дату считать будущие начисления (смена стоимости в середине месяца), учитывать ли заказанные будущим числом услуги и т.д.

    Отдельный разговор про интеграцию со сторонними платформами (в основном IP-tv) - у нас в годе 360 дней, потомучто в каждом месяце 30 дней - продление подписки на год +360 дней. Чо вы там курите, календарь видели???

    Извините, наболело, вывалил стену текста


    1. Antohin
      05.01.2025 09:08

      ЗЫ: В обратную сторону все аргументы так же работают - вот у вас стоимость 100р в месяц - а почему с меня берут в день столько, а потом вот столько - ну, блин, количество дней разное! Обратно - а вот я столько в день плачу - в том невисокосном феврале получилось меньше чем в марте... А календарным месяцем что считать - от числа до числа (срубая лишние если нет таких дат) или 30 дней? А может 31? А может возьмем за отправную точку дату заказа услуги и посмотрим сколько дней в том месяце? Вот все это при интеграции повидал