Привет, жители Хабра, и с Новым годом вас! Это Иван Носков. Я работаю в телекоме больше 20 лет, 10 из них — в МТС. Недавно я рассказывал, как монтировал видеонаблюдение в грузовом порту и захватил паровоз, а сегодня поделюсь сразу несколькими историями из жизни монтажника. Узнаете, как клиенты пытаются обвести провайдеров вокруг пальца и почему в современной квартире телевизор сам переключает каналы. Спойлер: полтергейсты тут ни при чем.
Миссия: обмануть провайдеров
Весела и разнообразна монтажная жизнь. Помню, на заре развития нашей отрасли, в конце девяностых и начале нулевых, клиенты согласны были несколько недель ждать подключения. Времени точного абонентам никто не назначал, просто говорили дату — и человек с работы отпрашивался. Весь день ждали мастера, как небожителя!
Но прогресс не стоит на месте, и сейчас в среднестатистическом жилом многоквартирном доме минимум 3–5 операторов связи. В некоторых особо интересных зданиях количество провайдеров может превышать десяток. Это, конечно, хорошо и антимонопольно, но, как и у любой медали, тут есть обратная сторона.
Монтажники часто меняются и мигрируют между конкурирующими фирмами. Иногда одни и те же лица могут клиентов к разным операторам подключать. Был интересный случай, как один сообразительный пользователь довольно долго экономил на услугах ШПД вообще ничего не платил. Как такое возможно в наше цифровое время? Оказалось, иногда очень даже получается.
Был период, когда первый месяц услуга предоставлялась бесплатно. Где-то однажды эффективный менеджер такое придумал, а остальные фирмы подхватили — конкуренция, так сказать. Но вернемся к нашему сообразительному пользователю. Сначала он подключился к одной фирме, а через 25 дней расторг договор и законнектился с другой. Еще через месяц и со вторым провом расстался, а к третьему присоединился — и так почти год. Его жилище располагалось в хорошем районе, операторов там было много, и все по меди услугу предоставляли.
Временами этот клиент даже подключенцев в квартиру к себе не пускал. У него над дверью конец витухи висел RJ45 — обжатый, с муфточкой соединительной. По телефону давал им инструкции: «Вы, – говорит, – старый конец из муфты выньте, а свой засуньте. Роутеры ваши с вай-фаями и сим-картами мне не нужны, я сейчас проверю и к вам на площадку выйду, документы подпишу». Пользовался так всеми операторами по очереди и на второй круг шел — продажи всем нужны, план выполнять надо. Говорят, несколько кругов сделал, пока тарифы с бесплатным месяцем отменять не стали.
Все хотят экономить, но не у всех получается
Во многих домовых чатах и форумах прямо советы дают, как сэкономить на слаботочной квартирной сети: «Вызовите представителя телекоммуникационной организации. Подключение у всех бесплатное, и за материал основной денег не берут. К вам придет монтажник, прокинет витую пару с коаксиалом (в народе «коксом»), не крепя и не укладывая. А вы после его работы скажете, что еще подумаете и документы пока подписывать не будете. Ему не захочется витуху с коксом собирать — и у вас останутся готовые по размеру кабели для квартирной разводки».
Конечно, все мы люди, сэкономить хочется. Но как-то это некрасиво. И все-таки обитателя современного мегаполиса понять можно. Каждый день приходится сталкиваться с массой трудностей и возможностей — что из этого хуже, так сразу и не скажешь.
Про десяток операторов в доме я уже говорил. Особо весело, когда они в одной слаботочной части электрощита проходят, и все это в какой-нибудь старой хрущевке. Там дверцу от кокса и витух закрыть сложно, а разобраться, что и откуда растет, — квест для продвинутых.
Помню, когда в КТВ еще аналог был, пожилая женщина долго оплачивала услуги телевидения одному оператору, а по факту подключена была к другому. Выяснилось это, когда ретивый контролер пришел отключать ее как злостную нелегалку и требовать, чтобы погасила долг. А она ему в ответ: «Да ты что, внучек, регулярно плачу, ни разу не просрачивала».
Несанкционированное переключение каналов
В новых домах проблем тоже хватает. Слаботочка там — мечта старого монтажника. Можно лом к витухе привязать — пролетит со свистом семнадцать этажей. Но новые дома часто стоят очень близко друг к другу. Подвал с подземной парковкой один, а подъезды — отдельные «свечки», за соседями можно следить даже без бинокля. Посылают меня как-то раз в такой дом и по традиции наставляют:
— Клиент вредный. Раза три-четыре у него уже были. С ШПД все в порядке, а вот каналы на телевизоре сами переключаются.
— Как так?
— Смотрит телек вечером, а тот сам программу, так сказать, настраивает.
— Интересно…
Прибываю на место. Хозяин дома меня встречает, начинаем общаться. «Телевизор, — говорит, — исправен, уже чинили. Приставку вашу цифровую меняли раза три, но все равно каналы сами скачут».
Осматриваюсь. Небольшая однушка — вернее, студия. Толком и без ремонта, голые стены. В комнате старый стул, он же вешалка для одежды. На полу матрас, роутер и бук, а на подоконнике единственного окна — старенький тв-ящик и простейшая приставка. Изучаю все это хозяйство и случайно бросаю взгляд в окно. Примерно в 20 метрах вижу похожий соседский дом, окно и телевизор на подоконнике без шторок. И говорю:
— А давайте телевизор на пол переставим?
— Зачем?
— Попробуем на один день. Если до завтра не поможет, лично приду и обратно все верну.
— Давайте.
Звоню клиенту на следующий день:
— Ну как дела?
— Вы знаете, все отлично. Несанкционированные отключения прекратились…
Ничего не утверждаю, но вывод напрашивается сам. Когда сосед напротив переключал свою телевизионную приставку, сигнал долетал и до моего клиента.
Вот шутят все о человейниках. А получается, можно не только знать, что ест твой сосед напротив, но и какой канал он смотрит. А если тебе его выбор не по душе — возьми и переключи!
Креативная подпись
За годы работы случалось разное — это вы уже поняли. Однажды был у меня среди активируемых ну очень пожилой человек — так он крестики в доках вместо подписи ставил. Но дальше будет история не о нем и даже не обо мне. Записал ее со слов коллеги-подключенца — просто не мог не поделиться.
Выехал, значит, коллега на место. Все подключил, настроил, документы заполнил, отдал клиенту на подпись. А вот что ему вернулось:
Дальше диалог:
— Это шутка?
— Нет, что вы. Это моя подпись!
В доказательство показывает паспорт:
И вот когда перестаешь удивляться, начинаешь думать, что это вообще-то весьма необычно и креативно. Вот только подделать человечка будет легко.
Если бы я выбирал себе креативную подпись, она бы была такой:
Такую точно устанешь подделывать!
Еще мои байки:
Ослепительная вспышка, закон кармы и изощренная диверсия: три истории от старшего инженера КВТ
Как я прошел через замогильный холод и адское пекло — и вернулся с дарами. Байки монтажника
Управляющая компания, у нас проблема! Как за жителями хрущевок следят по кабелям провайдера
Как я чинил телевизор и почти довел до обморока трех человек. Новая монтажная байка
Комментарии (10)
JBFW
05.01.2025 09:08Кто-то рассказывал что в Японии подобные рисунки в качестве подписи нередко встречаются...
kpen
05.01.2025 09:08Я не сварщик... но вроде как фамилию клиента "с выдающейся подписью" есть смысл хотя бы частично "замикшировать" :-)
woodiron
05.01.2025 09:08Вот бы вы, операторы, собрались бы вместе и сговорились, что все будете размещаться в одном приличном коробе, а не в том деградивном ужасе, что сейчас. У меня в подъезде пять операторов и каждый просверлил межэтажные плиты и протянул свою пластиковую трубу. Безобразно смотрится.
Когда у нас появился первый оператор с кабельным телевидением, его работники ходили и специально выводили коллективные антенны из строя, чтобы люди заключали договора на кабель. Потом владельца посадили, но не за это - полез в местную политику. Сейчас давно уже вышел и продолжает в телекоммуникационный бизнес.
vadimk91
05.01.2025 09:08Десяток лет назад как-то в наш городок пришел новый провайдер, нанял каких-то подрядчиков и те весело стали сверлить и стены и перекрытия в домах (а это почти все хрущевки, от 60 до 40-летней давности). Я как-то прихожу с работы, а в нескольких сантиметрах от моей двери дыра в перекрытии, спасибо хоть коронкой сверлили, а не кувалдой проделали) Но кабель с крыши завели в подъезд через такую же дыру, весной все таяло и текло по стене и по гофре в их же телекоммуникационный шкаф. В общем "хотели как лучше, а получилось как всегда". Провайдер тот просуществовал недолго, дыру с крыши все-таки заделали, а оставшиеся провайдеры больше дичи не творят и стараются друг другу не гадить, пользуясь построенной разводкой.
Antohin
05.01.2025 09:08Мои 5 копеек: наша биллинговая система тарифицирует абонентскую плату пропорционально - пользовался 20 дней из 30, а потом заблокировали за недостаток средств - вот 2/3 абонентки.
Наши абоненты в основном в пригородах - интернет нужен только на выходные. Лайфхак - платим 50р (их хватит на пару выходных дней), потом инет блокируют и денег не берут... На следующие выходные повторить... Профит!
А оператор как-то рассчитывает на стабильную абонентскую плату, им такие "хитрые" абоненты не очень интересны.
Дальше начинаются варианты:
А) Взять денег вперед. С этим с точки зрения биллинга не вопрос, но довеском идет - а если условия контракта (тарифный план) поменяются, то пересчитать пропорционально по-новому - гемор с перерасчетом.
Б) Включим только когда будет сумма на счете будет больше абонентской платы. Легче реализовывается, засада в деталях - на какую дату считать будущие начисления (смена стоимости в середине месяца), учитывать ли заказанные будущим числом услуги и т.д.
Отдельный разговор про интеграцию со сторонними платформами (в основном IP-tv) - у нас в годе 360 дней, потомучто в каждом месяце 30 дней - продление подписки на год +360 дней. Чо вы там курите, календарь видели???
Извините, наболело, вывалил стену текста
Antohin
05.01.2025 09:08ЗЫ: В обратную сторону все аргументы так же работают - вот у вас стоимость 100р в месяц - а почему с меня берут в день столько, а потом вот столько - ну, блин, количество дней разное! Обратно - а вот я столько в день плачу - в том невисокосном феврале получилось меньше чем в марте... А календарным месяцем что считать - от числа до числа (срубая лишние если нет таких дат) или 30 дней? А может 31? А может возьмем за отправную точку дату заказа услуги и посмотрим сколько дней в том месяце? Вот все это при интеграции повидал
randomsimplenumber
А потом ваши рыжие кудри примелькаются ;)
Я так понимаю, подключение - это кабель до роутера, а не разводка по всей квартире?
brake
Думаю, речь как раз о том, что монтажник оставит кабель «до роутера», а хитрец его потом снимет и заюзает в квартире.
Кмк тут нет значимой выгоды, а только спортивный интерес.
randomsimplenumber
Ну да, 3-4 подхода - и кабеля будет достаточно;)