Привет, Хабр! Меня зовут Иван Носков, и я больше 20 лет работаю в телекоме. Начинал монтажником и потихоньку рос до старшего инженера. Много интересного было на этом пути, и сегодня я поделюсь еще несколькими историями.

В жизни всегда есть место подвигу, но лучше, чтобы это место находилось подальше. Я предпочитаю работать спокойно, уравновешенно, без рывков и замираний. По возможности максимально оградить себя и окружающих от форс-мажоров. Но внештатные ситуации все равно случаются, без этого никак… О них и будет эта статья.

Полтергейст

За пару дней до Нового года начинается самый аврал. Весь год жители терпели, чтобы в последние дни во что бы то ни стало все починить и отремонтировать.

В тот раз я получил заявку с жалобой на прерывание телевизионного сигнала. Интересуюсь:

— Это как? Поподробнее можно?

Техподдержка объясняет:

— Сигнал то есть, то нет. Когда семья клиента вечером собирается посмотреть телевизор, тот выключается. До тебя на этой заявке уже несколько человек было. Все грамотные и опытные монтажники, но ничего найти не смогли. Обзванивали соседей — все отвечают, что у них нормально, а этот абонент уже почти неделю ежедневно заявки пишет.

— А что рассказывают те, кто до меня ходил?

— Как один говорят, что все в норме: отличный сигнал и в стояке, и у телевизора. Последний раз парнишка часа полтора с хозяйкой сидел, ящик смотрел — ничего не прерывалось.

— Полтергейст, что ли?

— Да, очень похоже. Поезжай, разберись.

Полтергейстом у нас называют сложные заявки, где не так просто найти причину. Делать нечего, выдвигаюсь к абоненту. На месте измеряю сигнал в стояке — все хорошо. В коробе на лестничной площадке кабель цел. Захожу в квартиру:

— Здравствуйте. Что не так?

— Все не так. До вас никто ничего сделать не смог. За что мы платим! Вчера вечером опять все выключилось. Мы от вас уйдем!

— Ну, разрешите посмотреть.

На мою удачу дома вся семья: муж, жена, двое детей и бабушка. Хозяин — очень крупный мужчина. Два с копейками метра ростом и килограмм 160–180 весом. С таким особо не поспоришь.

Осматриваю разводку: коаксиал в коридоре ныряет в пластиковый плинтус и выныривает в комнате за шкафом, где в специальной нише стоит телевизор. Напротив расположился большой угловой диван.

Измеряю сигнал со штекера — все замечательно. Включаю ящик — все великолепно, ничего не прерывается. Смотрю, думаю, теряюсь в догадках. Начинаю разговаривать с хозяином:

— А вы когда ремонт делали?

— Года два уж как последний раз. Но причем здесь ремонт? Это что-то у вас, а у нас все в порядке. Прерывается уже пару месяцев по вечерам, когда все дома. Вчера без меня ваш работник больше часа с моей женой здесь сидели: при нем тоже было хорошо. А как я вернулся, так плохо стало. До этого другой ваш работник говорил, что с телевизором неполадки. Мы ремонтника вызывали: он сказал, что телеприемник исправен. Смотрите, ищите, думайте. Вы для этого и работаете.

Отвечаю:

— Я с вами не спорю, но и вы меня поймите. И сейчас со мной, и вчера при другом человеке все нормально показывало — не могу же я у вас жить остаться.

Хозяин еще что-то возмущенно кричит, размахивает руками, хлопает себя по телу и всем весом садится на диван. Бац! И картинка пропадает... Меряю сигнал со штекера — сигнала нет... Ломлюсь в подъезд к стояку — сигнал в полной норме.

Возвращаюсь в квартиру, вставляю штекер: все работает. На диване сидит вся семья кроме отца, все на меня смотрят. Хозяин уже гораздо спокойнее говорит:

— Ну что, видели прерывание?

— Видел.

— Вот, не вру и не вредничаю. Так каждый вечер. Меня, наверное, ваши уже сумасшедшим считают.

— Так, а не могли бы вы на диван сесть, причем именно туда, где обычно сидите вечером.

— Да пожалуйста!

Хозяин плюхается на диван, и изображение пропадает. Говорю:

— Ну что? Давайте диван двигать, других причин не вижу...

Кряхтя и немного ругаясь, передвигаем диван. И видим причину: люди решили сэкономить при ремонте и не стали там плинтус укладывать. Кабель лежал в свободном падении и каким-то образом попал под ножку. Сначала работал, но со временем перебился. Когда на диване сидели домочадцы и сервисники, телевизор показывал. Но как только сам хозяин приходил с работы и садился, изображение пропадало. Вот и вся проблема...

Поставил я клиентам муфту, задвинул диван на место, проверил, чтоб от ножки коаксиал был подальше. Посидели все вместе на диване, посмеялись.

Вот и весь полтергейст. Как и в 99,9% необъяснимых случаев — объяснение просто и обычно… Главное, не спешить, не нервничать и хорошенько обо всем подумать.

Как приручить дракона

Зачем убивать Дракона?
Дракон — это такая редкость!
Лучше попробовать договориться.
А потом его за деньги показывать.
Прибыль пополам с Драконом делить.
Так, мне кажется, и денег, и славы больше добудешь.

Главный дракон для сервисных инженеров — это работники жилищно-коммунального хозяйства. Они могут попить крови, потрепать нервы и другие жизненно важные органы. Так, управдомы часто отказывают в доступе на технические этажи, где располагается все телекоммуникационное оборудование.

При небольшой локальной аварии (отсутствие электропитания, выбитый автомат, умерший вектор) клиенты строчат жалобы, начальство ругается, а бедные монтажники слышат: «Ключей нет и не будет, они у начальника (сантехника, электрика), он уехал, не знаю, когда вернется, и вообще, вы мне не нравитесь, идите отсюда в длительное эротическое путешествие…». Я не утрирую и не преувеличиваю, все это случалось и случается постоянно.

С управляющими компаниями на вверенной мне территории я стараюсь дружить и не ссориться по пустякам. Уступаю, если сильно напирают, и по возможности помогаю. Хорошие отношения складываются из мелочей.

Звонит мне как-то раз мастер одной УК и говорит:

— Ты ведь у нас в МТС работаешь?

Отвечаю:

— Так точно. МТСовец я.

— Тут у нас неприятность. Ваши на новом доме сети прокладывали и электрощит на верхнем этаже сломали. Жильцы коллективную жалобу написали и требуют возмещения, возмездия и отмщения. Ты бы подъехал, а то до беды недалеко. Один крикун обещал вырезать все кабеля…

— Ладно, подъеду, Вы-то подойдете? Авось вместе разберемся.

— Буду конечно.

Договариваюсь о времени, приезжаю и нахожу взломщиков. Спрашиваю их:

— Чьи вы, хлопцы, будете?

— Дык из МТС, сеть строим.

— Неправда. Я всех монтажников в МТС знаю, а вы от субподрядчика и отвечать должны за свою организацию, а не МТСом прикрываться. Че сломали, орлы?

— Ничего мы не ломали, вообще ничего не трогали.

— Ну, пойдем посмотрим, как вы ничего не трогали.

Поднимаюсь на этаж и вижу: заводили парни пятидесятипарную линию с чердака в слаботочку. Прямой шахты на техэтаж не было, поэтому линия шла в трассе для силового кабеля. Электрический щит же был закрыт на амбарный замок и укреплен металлическим уголком. Парни ткнулись в квартиры за ключом, не нашли (правильно — все ж на работах) и выгнули верхнюю автоматную крышку. К их чести надо сказать, что они пытались дверцу отрихтовать, но закрыть обратно не сумели. Хозяин пришел с работы и увидел помятые дверцы и распахнутый щит.

Рассказываю я этим орлам все как было. Они сначала спорили: «Нет, не так, мы белые и пушистые», — но потом успокоились. Мастер ругался и грозился их выгнать, а как увидел, что ребята вину свою признали, так и остыл. Пойдемте, говорит, с жильцами проблему решать. Эх, про себя думаю, вот это самое страшное.

Выходит к нам жилец, который поломку обнаружил и жалобу в УК накатал. Внешне человек с очень твердой жизненной позицией. И говорит:

— Щит мне уже дважды вскрывали, требую его заменить.

Мастер начинает заполнять акт, и вижу, как ему это не нравится. Тут подключаюсь я, а все остальные замолкают. Мне даже показалось, что они у меня за спиной в шеренгу выстроились.

— Да, сломали. Виновные уже найдены, только вариантов у них не было. Ключ найти не могли, так как дома никого на лестничной площадке не было.

— Вечером все дома.

— Вечером у людей семьи, а монтажники тоже люди.

— И что? Щиты ломать?

— Ломать, конечно, нельзя. Давайте мы его аккуратно поправим и закроем?

— Нет! Требую замены электрощита, а если будете себя плохо вести, могу кабеля вырезать или подать в высокое напряжение!

Вижу, что жильца сильно задело и спорить бессмысленно, поэтому соглашаюсь и продолжаю:

— Не вопрос, меняем так меняем. Весь щит или только дверцу?

Он видит, что люди поддались и победа за ним, и успокаивается:

— Дверцы достаточно будет.

Нормально, думаю, пошел на контакт:

— Дверцы должны быть нулевые или можно б/у?

— Насколько б/у?

— Нормальные. Мы сначала вам покажем. Если одобрите, то их и поставим.

— Договорились.

Подхожу к мастеру, шепчу:

— Я у вас в ТПУ такой же щит видел, а там все равно никто кроме электриков не бывает. Если добро дадите, то быстро дверцы перекинем — комар носу не подточит.

Мастер шепчет:

— Меняй! А то я уже представляю эту волокитищу: акт с претензией в МТС отправь, ответ дождись.

Я хватаю парней, быстро снимаем дверцы и показываем их жильцу. Тот смотрит и одобряет:

— Нормально. Оперативно, ребята, нашли, молодцы.

Эпилог. Жилец доволен, потому что все вышло так, как он и хотел. Мастер рад, так как избежал писанины и волокиты с жалобой. Субподрядчики вообще счастливы! Я же получил хорошие отношения с ними всеми и очередной дом на обслуживании.

История реальная, рядовая и на звание великого подвига не претендует. Таких «драконов» пару-тройку за рабочую смену «убивать приходится». Это, может, и мелочь, но, как говорил Микеланджело: «Совершенство складывается из мелочей. Мелочи создают совершенство, а совершенство не мелочь».

Комментарии (0)