Это ведь машина. Тут понимать надо. (с) Торопыжка
Это ведь машина. Тут понимать надо. (с) Торопыжка

В почте нахожу очередное рекрутёрское письмо:

Родион, добрый день!
Меня зовут Юля, я HR компании Атом
Подробнее про нас и про то, чем мы занимаемся (ссылка).
Если коротко, то мы делаем собственный электромобиль с нуля. В 2025 году хотим встать на конвейер и для того, чтобы этот план стал реальностью, комплексно и очень активно укрепляем команды. Сейчас мы в поиске 
Ведущего Golang Developer`а. С описанием вакансии можно ознакомиться (ссылка)

Перехожу к описанию вакансии - текст можно найти под катом - но центральная фраза вот:

Мы ищем ведущего разработчика на Golang для работы над проектом "MQTT Cloud broker". Наша задача — разработка MQTT брокер-сервера, который обеспечит надежную передачу информации между нашими электромобилями и облачными сервисами.

В конце письма "confidentiality notice" на английском языке из которого следует что о нём не следует никому рассказывать. Что и сподвигло меня на эту краткую заметку.

Я написал ответ с ключевой мыслью что хотя идея создания отечественного электромобиля (очередного) встречает среди меня бурное одобрение, я катастрофически не согласен с мыслью что для "вставания на конвеер" электромобилю нужен магазин приложений, облако и MQTT-брокер для "надёжной передачи информации" в него.

А может я просто старый брюзга и чего-то не догоняю? Дальше несколько соображений - пожалуйста, скажите насколько я не прав. Простите, "наболело" как говорится :)

Подробности о вакансии

Вакансия к тому же опубликована в столице и удалённая работа не предлагается (я не там). Она на хедхантере поэтому вероятно несекретная и можно скопировать текст:

Мы — Атом. Разрабатываем электромобиль-гаджет и его версии для семьи, такси, каршеринга и службы доставки, а также собственный маркетплейс приложений и другие сервисы.

Наш проект направлен на создание инновационного решения в области транспорта, обеспечивая надежное и бесперебойное соединение между электромобилями и облаком. Использование протокола MQTT позволяет легко и быстро обмениваться сообщениями, поддерживая архитектуру publish/subscribe. Это оптимально для работы с устройствами, у которых ограничены ресурсы и требуется высокая производительность при низкой пропускной способности.

Мы ищем ведущего разработчика на Golang для работы над проектом "MQTT Cloud broker".

Наша задача — разработка MQTT брокер-сервера, который обеспечит надежную передачу информации между нашими электромобилями и облачными сервисами.

Чем предстоит заниматься:

  • Возглавить разработку MQTT брокера, являющегося ядром облачной экосистемы с повышенными требованиями к нагрузке, надежности и безопасности;

  • Формировать и улучшать процессы и стандарты разработки;

  • Нести ответственность за планирование, сроки и качество разработки;

  • Участвовать в формировании roadmap продукта с product owner.

Ну и требования-пожелания, это уже не так важно.

Подробности о компании и электромобиле

распашные двери без центральной стойки - важная фишка
распашные двери без центральной стойки - важная фишка

Я что-то об этом слышал конечно и раньше. Может и вакансии их видел. Погуглив, припоминаю:

  • проект начат в 2021 году, разрабатывается АО "Кама" (звучит солидно, серьёзно)

  • до него был проект Кама-1 (должен был быть запущен в 2021 году, гм)

  • будут варианты для семьи, для такси, для доставщиков и двухместный (странно, от Кама-1 якобы отказались в пользу бОльшего авто)

  • батарея на 77кВт*ч, запас хода 500км

  • проекционный экран, сенсорный экран в руле, магазин приложений и развлечений

  • Для электромобиля разрабатывается собственная операционная система и магазин приложений. Всеми системами автомобиля будет управлять «Атом ОС», в том числе развлечениями, проекционным экраном, системами помощи водителю

  • Предусмотрена телематическая система, позволяющая отслеживать местоположение и состояние электромобиля, а также удалённо обновлять его электронные компоненты. В базовой версии включён обширный набор ассистентов ADAS , среди которых адаптивный круиз-контроль, автоматический парковщик, мониторинг разметки и помех

  • Выпускать электромобили планируется на московском автозаводе «Москвич» с третьего квартала 2025 года

  • Насчет стоимости идеи туманные - где-то пишут "от 2 до 4 миллионов рублей" - но немало запчастей как минимум на первых порах будут китайскими и наверняка цена их привязана не к рублю.

В целом можно усмотреть немало параллелей с популярными моделями Tesla - как по части энергетической - так и по "ништякам".

Вопросы и сомнения

С одной стороны я понимаю что сейчас век инноваций и автомобили уже давно умеют и сами парковаться и с парковки самоподъезжать к подъезду где водитель их ждёт - и много всяких диковинных штук. Это удобно и модно.

С другой стороны электромобиль на своём заводе это не китайский электровелосипед "колхозник" с алиэкспресса - тут ещё технологических вопросов надо массу решать. И я так подозреваю что "Кама-1" не взлетела не из-за отсутствия MQTT-брокера.

  1. Почему бы не есть слона по частям и не заниматься разработкой итеративно? Неужели электромобили не будут продаваться без магазина приложений? На ходовые качества это не влияет, ясно - значит что, чисто маркетинг?

  2. Авто явно ориентировано на сравнительно "люксовый" сегмент (как и Тесла) - а это точно ли то что надо например для курьерской доставки и такси?

  3. Все пользователи точно-точно хотят не просто электромобиль а именно "электромобиль-гаджет"? От какого количества "опций" хотелось бы отказаться?

  4. Сейчас когда я это пишу, обсуждают "очередной сбой в рунете" - как ведет себя "автомобиль-гаджет" в таких условиях? Вообще, ему обязательно нужна SIM-карта и постоянное подключение к интернету? Наверное все же нет.

  5. Есть ли и такие "параноики" которые принципиально не захотят чтобы их автомобиль постоянно что-то сливал "в облако"? :)

  6. А чтобы он наоборот управлялся из облака? Помните историю про Кибертрак Рамзана Ахматовича? Корректно ли что производитель продав автомобиль покупателю как бы остаётся во владении машиной и может её превратить в недвижимость одной кнопкой?

  7. Что происходит с магазином приложений когда компания-производитель уходит с рынка?

Обуревают конечно и размышления по части не касающейся софта и "гаджетности" - но поскольку я лишь программист, я вряд ли что-то в этом понимаю, но всё же невозможно не задуматься хотя бы об инфраструктуре:

Планируется производить несколько десятков тысяч автомобилей в год, предзаказ составил более 100 тысяч. Сейчас в РФ вроде бы зарегистрировано 20-30 тысяч электромобилей - то есть производить якобы будут гораздо больше чем сейчас есть. С учетом массового распространения "электрозаправок" наверное актуальны будут прицепы с бензиновыми генераторами. Кстати - идея для стартапа!

Нужны и сервисы обслуживания вероятно. Почему-то есть подозрения что поломкам подвержены даже инновационные проекты.

И вот с инфраструктурной точки зрения опять же кажется выгодным начать насыщать рынок недорогими электромобилями без наворотов - пусть под них строятся "электро-заправки", станции техобслуживания - ну и законы пишутся по необходимости.

Подробнее о зарядке

Когда речь заходит об электромобилях, мы все примерно помним что процесс зарядки - это "слабоватое" звено в эксплуатации оных. Но какие конкретно проблемы с зарядкой и строительством "электрозаправок"?

Посмотрим повнимательнее на упомянутый параметр - заряд батареи в 77 кВт*ч. Много ли это? Сравнимо с тем сколько электричества расходуется на человека в квартире за месяц.

Насчет запаса хода в 500км - нетрудно пересчитать скажем при скорости 60 км/ч что речь идёт о 8 часах движения - то есть с мощностью 10 кВт (13 л.с.) в среднем. Наверное не по любой дороге эти 500км получатся и не при любой загрузке. Ну да ладно.

Как выглядит процесс зарядки? Вот купили вы Tesla или Atom, пригнали в свой гараж в частном доме. Воткнули в розетку провод со специальным переходником... И тут до вас дошло - обычная розетка выдаёт примерно 2-3 кВт (хороший электрочайник - один из самых мощных приборов в доме) и то обычно всё же не в постоянном режиме. Этак придётся заряжаться 40 часов! Ну или округлённо за час вы подзаряжаетесь на 10км поездки.

В стандартном режиме на станции подзарядки мощность (для Теслы, если не ошибаюсь) 11 кВт - это значит можно зарядиться часов за 8 (часть энергии теряется в любом случае).

Точек где можно подзарядиться, как утверждают некоторые источники в Санкт-Петербурге уже штук 70. Из них большинство позволяют "быстрый" режим (т.е. подают мощность аж до 50кВт если ваше авто столько может принять) - грубо говоря "полбака" можно зарядить минут за 40. Правда быстрая зарядка не самый щадящий вариант для аккумулятора (но капитальную замену аккумуляторов обсуждать мы здесь не будем).

Вроде бы - инфраструктура есть! Но сколько электромобилей можно зарядить таким образом за сутки, даже в "быстром" режиме? Одна точка обеспечит 4 "полузаряженных" авто за 3 часа - или 32 в сутки. Это если люди будут выстраиваться в организованную очередь и подключаться друг за другом без перерыва. При планируемом выпуске в 30+ тысяч машин в год кажется что это маловато. Если потенциально в городе половина легковых машин станут электрическими (это около миллиона) - потребуется около 10 тысяч точек зарядки (считая что заряжаться будут раз в три дня). Они будут потреблять постоянно 500 МВт энергии - это больше 10% от того что весь город расходует в пике.

Плюс кто-то захочет заряжаться в стандартном, а не ускоренном режиме и займёт точку зарядки на всю ночь...

Кстати, насколько электричество дешевле бензина - в текущих реалиях? Автомобили заряжаются по гораздо более дорогому тарифу чем работают наши квартирные электроприборы - около 20р за кВт*ч, если не ошибаюсь - умножьте на ёмкость батареи (77) и поделите на предполагаемый пробег - у меня выходит около 300р за 100 км. Экономия есть, но конечно выгоднее заряжаться дома, хоть и медленнее (и никому об этом не рассказывать).

Эти соображения впрочем приведены не для того чтобы "очернить" электромобильную идею - но чтобы пояснить почему развитие инфраструктуры гораздо важнее для потенциальных пользователей электромобилей чем "магазин приложений" :)

Заключение

Вполне вероятно что я не прав, но м.б. чуточку "наболело" следить за всеми этими инновационными проектами которых потом и названий не вспомнить. Давеча был на выставке Политехнического Музея в Манеже - там "макет" автомобиля Marussia был - без окон, без дверей, без раскраски - вероятно для аэродинамической трубы просто. Макета Ё-мобиля не было (вроде).

При входе стоял красиво восстановленный "Руссо-Балт" 1911 года выпуска. У них интересная история была - вообще-то купили уже готовое производство автомобилей Фрезе в Санкт-Петербурге. А Фрезе начал с того что изготавливал обычные пролётки - но в кооперации с заводом двигателей Яковлева начал делать и автомобили. К сожалению Яковлев умер в 1898 и двигатели пришлось закупать за рубежом.

Электромобили по проектам Ипполита Романова тоже у Фрезе делать пробовали. По объективным причинам состояния технологий на то время, как вы догадываетесь, эта тема не далеко ушла.

Электро-повозки начала ХХ века кстати присутствовали в экспозиции. Так что я хочу сказать - почему-то на тот момент никому не приходило в голову оснастить их опциональными "ништяками" - понятно что сенсорных экранов не было - но ни багажников для велосипедов, ни чехлов для снаряжения игры в лапту (а что, устал, остановился, погонял мячик) - ни чего-то подобного. У большинства даже кузов-то без боковых стёкол. Ребята прямо скажем были сосредоточены на основной функции - автомобиль должен ездить. На Руссо-Балте их собрали штук 600 с чем-то, участвовали в гонках и в дальних заездах. Скорости 100+ км/ч для этих кажущихся допотопными автомобилей не были чем-то неслыханным.

Вот к этому и вспомнился упомянутый в заголовке диалог из книжки про Незнайку:

-- Потом я ждал, когда сделают бормотограф. Вы знаете, как мастера любят тянуть и задерживать. В особенности этим отличается Шурупчик. Представьте себе, он два с половиной года только обдумывал, как сделать этот прибор. (...) Конечно, бормотограф - сложный прибор, но зачем усложнять и без того сложную вещь?

-- А он разве усложнял? - сочувственно спросил Винтик.

-- Конечно, усложнял! Стал делать не просто бормотограф, а какой-то комбинированный бормотограф с пылесосом. Скажите, пожалуйста, зачем мне пылесос? На это ушло лишних полтора года.

Комментарии (14)


  1. IgDem
    15.01.2025 06:09

    Конечно, "диагностика по фотографии" - дело глупое и неблагодарное, прогнозировать провал (или бурный успех) проекта, не изучив технические, маркетинговые, экономические, кадровые, финансовые детали даже диванные аналитики должны с оговорками "мне кажется", "наверно", "возможно", но...

    Зная состояние и ближайшие перспективы экономики РФ, отсутствие возможности надежных, бесперебойных и экономически выгодных поставок высокотехнологических деталей и агрегатов в западного рынка, соотношение себестоимости производства в РФ и Китае, практическое отсутствие (даже в жирные 2000-е и 2010-е) примеров чего-то технически сложного, дорогого и массового, разработанного и произведенного в РФ, я бы не вложил в этот проект и пары личных тысяч долларов, а тем более свое время, труд и ум.

    Да и простое соображение: электромобилей в РФ реально мало. Почему? Неужели из-за того, что нет предложения и поставщики не справляются с спросом?.. Ох, вряд ли..


  1. Wicron
    15.01.2025 06:09

    То, что тут изображено и описано - этот поезд ушел...
    Неэффективно прыгать в последний вагон
    Делать нужно летающее авто.
    В целом последнее время Xpeng показывает , куда надо двигаться.


    1. kenomimi
      15.01.2025 06:09

      Летающее надо беспилотное делать - доверять кожаному управление в тридэ слишком опасно, он не справляется даже в двадэ. Плюс нет батарей, на которых эта поделка с полезным грузом будет летать более часа, и не будет - качественный предел батарей достинут. Ну либо делать гибрид...


  1. randomsimplenumber
    15.01.2025 06:09

    развитие инфраструктуры гораздо важнее для потенциальных пользователей электромобилей чем "магазин приложений"

    Магазин приложений, mqtt и всякое такое - это тоже часть инфраструктуры. Кому нужен смартфон, способный только ездить звонить? ;)


    1. SpiderEkb
      15.01.2025 06:09

      Тут речь о том, что никому не нужен смартфон на колесах, который не умеет ездить.

      И пока что основной вопрос всех без исключения "электричек" - запас хода и процесс зарядки.

      По удельной (на единицу веса) энергоемкости АКБ очень сильно уступают жидкому топливу. И также уступают по скорости заправки. А еще требуют более сложной инфраструктуры. Намного более сложной, чем условная бочка, зарытая в землю + насос, куда периодически нужно заливать жидкое топливо, привезя его в другой бочке на колесах. Тут требуется строительство линий электропередач, трансформаторных подстанций и т.д. и т.п. И не только в крупных городах, но и по всему пространству нашей необъятной.

      Представьте что живете вы за городом. В собственном доме. И к нему подведена мощность 15кВт. На все (больше - это уже отдельный проект, "если позволяет подводимая мощность", и совсем другие деньги). И если у вас нет газа (а его много где нет), то у вас все на электричестве - отопление, плита, горячая вода и т.п. В 15кВт уложиться можно. Но если у вас еще и электромобиль с 11кВт зарядкой (тут такие цифры озвучивались), то запросто может возникнуть ситуация, что за ночь вы не сможете зарядить машину настолько, чтобы пользоваться ей на следующий день. Просто электричества не хватит.

      Так что автор совершенно прав - все эти облака и прочее - далеко не первая проблема электромобилей.

      И нельзя сказать, чтобы у нас был какой-то очень сильный неудовлетворенный спрос на электромобили. Что-то не видно очереди желающих покупать тот же Москвич-3Е (которые уже не первый год стоят в салонах - приходи и бери). Берут, конечно, но сильно меньше чем его бензиновую версию.


      1. randomsimplenumber
        15.01.2025 06:09

        запас хода

        Неоднократно пережевывалось. Если машина ездит 100-150 км в день - какого запаса ей не хватает?

        Представьте что живете вы за городом. В собственном доме. И к нему подведена мощность 15кВт

        Электромобиль в этой схеме лишний. Вычеркиваем ;)

        нельзя сказать, чтобы у нас был какой-то очень сильный неудовлетворенный спрос на электромобили. Что-то не видно очереди желающих покупать тот же Москвич-3Е

        Вы хотите сказать, что нет неудовлетворенного спроса на Москвич-3Е? ;)


        1. SpiderEkb
          15.01.2025 06:09

          Неоднократно пережевывалось. Если машина ездит 100-150 км в день - какого запаса ей не хватает?

          Тут вообще вопрос - а нужна ли в личном пользовании машина, которая ездит только в пределах города по 100км в день?

          У меня достаточно много знакомых, которые живут в крупных городах, имеют машину, но пользуются ей только для дальних поездок (на дачу, в отпуск и т.п.) А в городе используют общественный транспорт, такси или каршеринг.

          Электромобиль в этой схеме лишний. Вычеркиваем ;)

          А это тот самый случай, когда действительно нужна машина в личном пользовании. Я вот живу в ближнем пригороде. И ежедневные поездки как раз укладываются в те самые 100км. При этом общественный транспорт или каршеринг не вариант. Остается только такси, но каждый день это дорого (туда-сюда от 1тр в день будет стоить). И, вроде бы, электромобиль самое, казалось бы, то что доктор прописал, но... 15кВт на дом с электроотоплением, водоподогревом и плитой. Зарядка электромобиля сюда уже не вписывается, по крайней мере в зимний период. И увеличить мощность никто не даст потому что это упирается в мощность подводящих к поселку линий и установленных в поселке ТП. Т.е. чисто технические проблемы Россетей.

          Вы хотите сказать, что нет неудовлетворенного спроса на Москвич-3Е? ;)

          А вы хотите сказать, что он есть? Я вот видел их в шоурумах, но в наличии на складах не держат (у нас по крайней мере) - нет спроса. Везут под конкретный заказ.

          И, кстати, в городе видел зарядки для электромобилей. Стоят пустые. За все время ну может один-два раза видел чтобы кто-то заряжался. В отличии от количества машин на обычных АЗС.


      1. Tonatos
        15.01.2025 06:09

        А почему он непременно не должен уметь ездить то, по вашему? Машину делают одни люди, брокер - другие.

        А что касается, "кому нужны электрички" — то это определенно холивар о вечном, и Атом как таковой тут не причем. Как мы видим, спрос есть (да, плавающий, сейчас снижающийся, в РФ — низкий в принципе, и прочая куча оговорок, но он есть). Очевидно, это машина не для вас, не для меня (я вот вообще за 5-литровых американцев). Все знают каких-то людей, которые живут загородом, или ездят только загород и так далее. Но есть широкая категория людей, которая передвигается преимущественно в городе, со своим паркингом (где можно иметь зарядную станцию), для которых это будет комфортно и дешево.

        Ну и как заметил один комментатор ниже, есть же b2b сегмент - карши, такси, деливери, там вообще золотая жила)


        1. SpiderEkb
          15.01.2025 06:09

          А почему он непременно не должен уметь ездить то, по вашему? Машину делают одни люди, брокер - другие.

          Речь о том, что брокер - это дело десятой важности в данном случае. Сделайте машину, поставьте ее на конвейер, начните продавать. А дальше уже будете развивать сервисы для нее.

          Но есть широкая категория людей, которая передвигается преимущественно в городе, со своим паркингом

          Вы уверены, что это действительно широкая категория людей? На мой взгляд как раз достаточно узкая. просто по уровню дохода (крупный мегаполис, собственный паркинг, достаточный уровень дохода чтобы иметь более одной машины в семье и т.п.).

          Я вам точно также могу заявлять что "достаточно широкая категория людей" переезжает из города в собственные дома в пригородах (таунхаусы, коттеджные поселки и т.п.). Потому что это качественно иной уровень жизни.

          А еще более широкая категория людей в купных мегаполисах машиной в городе не пользуется вообще.

          А есть категория людей, с достаточным уровнем дохода, кстати, которая вообще удаленно работает.

          И если все свести воедино, то и получится что больше людей используют машину для дальних поездок, нежели для только для езды по городу.

          Ну и как заметил один комментатор ниже, есть же b2b сегмент - карши, такси, деливери

          И мне почему-то кажется для этого сегмента все эти навороты с брокерами в машине нафиг не нужны...


          1. Tonatos
            15.01.2025 06:09

            Речь о том, что брокер - это дело десятой важности в данном случае. Сделайте машину, поставьте ее на конвейер, начните продавать. А дальше уже будете развивать сервисы для нее.

            А вы откуда знаете, какой важности это дело? Как маркетинговая стратегия выглядит, кто клиент, кому ее продавать будут, что будет в качестве уникального торгового предложения, на чем зарабатывать планируют?

            Вы уверены, что это действительно широкая категория людей?

            Она не должна быть большой, она должна быть достаточной для того, чтобы продукт был окупаем. Не понимая смысла в ваших конторпримерах. Никто никогда не гонется за "всеми", все делают автомобили под сегмент. Люди в таунхасы еще лет 100 будут переезжать, а пока у нас 75% населения живут именно в городе.

            И мне почему-то кажется для этого сегмента все эти навороты с брокерами в машине нафиг не нужны...

            Для них то, как раз, это базовая и необходимая история. Не важно, штатное или стороннее. Это ведь механизм получения телеметрии для анализа поездки во-первых, во-вторых - механизм удаленного управления (разблокировать тачку через приложения в телефоне).


      1. konst90
        15.01.2025 06:09

        если у вас нет газа (а его много где нет), то у вас все на электричестве - отопление, плита, горячая вода и т.п. В 15кВт уложиться можно. Но если у вас еще и электромобиль с 11кВт зарядкой (тут такие цифры озвучивались), то запросто может возникнуть ситуация, что за ночь вы не сможете зарядить машину настолько, чтобы пользоваться ей на следующий день

        Смотрите не на пиковую мощность, а на среднюю.

        Каково среднее потребление дома в самых печальных условиях ночью? Иными словами - сколько энергии мы можем безболезненно отдать на зарядку машины?

        Если дому нужно 14 кВт - то это одна ситуация. Если достаточно 7 кВт - радикально другая. В первом случае за восемь часов ночи мы зальем в батарею меньше 8 кВтч - может быть хватит, чтобы доехать до города. Во втором - около 60 кВтч, то есть полный заряд батареи.


    1. Mishootk
      15.01.2025 06:09

      "Магазин приложений" вполне можно развивать и для уже выпускающегося серийного автомобиля с ДВС. Равно как и прочую интеллектуальную часть, которая общается с другими автомобилями и инфраструктурой. Электромобильльная тележка для этого не обязательна. Как и обратная ситуация - этой тележке вполне реально существовать с самой примитивной панелью приборов и ШГУ. Конкуренцию зарубежным электричкам наша разработка может составить только ценой и доступностью сервиса с запчастями. Но никак не салонными и компьютерными наворотами (ибо это сразу задирает цену в неконкурентный диапазон).


  1. baldr
    15.01.2025 06:09

    У Атома есть блог на хабре - они там пытаются заниматься своим промоушеном и рассказывают о каких-то идеях. Однако, в комментариях к своим же статьям стараются не появляться. А стоило бы - довольно очевидные вопросы люди задают. Вот и эта статья тоже.


  1. NickDoom
    15.01.2025 06:09

    Это явно срисовано с кикшеринга. Там MQTT во главе угла. Знакомые даже меня просили покодить, даром что я предельно далёк от (пользуясь моментом, спрошу ваще оффтопную вещь: существует ли занедорого силовой трёхполюсник, управляемый по модбасу? Допустим, случайный ID с завода, исток, сток и вместо затвора — линия модбаса. Да-да, умное освещение коммутировать). На каршеринг ориентируются? Ну, это хотя бы какие-то шансы сбыта. Неплохой ход котом конём. Собственно, на службу шеринга и возлагается в такой ситуации весь ЭБИТЭС с зарядками, пардон за мой французский. Сомненья смутные меня терзают, но с таким планом это хотя бы не совсем заведомая «работа в стол».

    Ребята прямо скажем были сосредоточены на основной функции - автомобиль должен ездить.

    Именно это рассуждение меня давеча привело к нанолитражке, но по случаю суперпятницы я решил не останавливаться на здравом смысле и довести эту парадигму до суперпятничного абсолюта :-D