Колосс Родосский (греч. ???????? ??? ?????) – самый амбициозный и масштабный памятник эпохи эллинизма, воздвигнутый в 280 г. до н. э. жителями греческого портового города Родоса в Эгейском море в знак благодарности его покровителю — богу Солнца Гелиосу за победу над 40 000 войском Деметрия Македонского (305 – 304 г. до н. э.). Частично гигантская статуя была построена на средства от продажи фрагментов осадных орудий, оставшихся после отступления Деметрия. А создателем Колосса Родосского, согласно сведениям, отраженным в хрониках стал скульптор Харес, ученик самого Лисиппа — любимого скульптора и художника Александра Македонского.
Строительство статуи достигшей в высоту около 33 метров (110 футов) длилось 12 лет и было завершено около 280 г. до н. э.
Не намереваясь отступать, Деметрий строит другую осадную башню “Helepolis” весом в 160 тонн, высотой в 150 футов и 75 футов в основании. Башня перемещалась на гигантских металлических колесах, а на вершине ее были размещены катапульты и невероятные по своим размерам резервуары для воды на случай пожара от горящих стрел. Непредвиденным препятствием стал не столько ров вокруг крепостной стены, сколько флот, прибывший из Египта на помощь островитянам. Деметрий, оценив ситуацию и расстановку сил вынужден был прекратить наступление, бросить гигантские осадные башни и заключить с Птолемеем, правителем Родоса мирный договор.
В честь победы и своего покровителя бога Гелиоса жители Родоса решили воздвигнуть гигантскую статую, а в качестве материала для нее предложили использовать оставленные на поле боя бронзовые фрагменты конструкции осадных машин. Деревянные части монументальных конструкций впоследствии использовались в качестве лесов для проекта. Отдельные части множества осадных машин были проданы, а вырученные средства пошли на оплату работ скульптору Харесу.
По словам греческого историка Плиния Старшего, жившего несколько столетий после возведения Колосса, строительство продолжалось 12 лет и было завершено к 280 году до нашей эры. Воплотить коллективный замысел родосцев взялся ученик Лесиппа, скульптор Харес, принимавший активное участие в обороне города. Согласно первоначальному проекту высота статуи должна была десятикратно превысить человеческий рост, т. е составить порядка 18 метров. Несколько позже, удвоив первоначально выплаченную Харесу сумму родоссцы пожелали видеть своего Колосса, вдвое выше, чем задумывалось первоначально. Отказываться от первоначального замысла было поздно и Харес оказался в ловушке, поскольку для воплощения пожеланий заказчиков и увеличения роста статуи вдвое объем материала, требуемого для сохранения пропорций, должен был быть увеличен восьмикратно. Так скульптор, 12 лет создававший одно из чудес света, статую Колосса Родосского высотой свыше 30 метров оказался в глубокой долговой яме, был полностью разорен и покончил жизнь самоубийством.
Ограниченность в средствах и материалах заставила Хареса проявлять чудеса инженерного искусства. Основание было изготовлено из белого мрамора. На металлический каркас статуи была нанесена глина, поверх которой – бронзовое покрытие. На сооружение грандиозного изваяния ушло 500 талантов бронзы и 300 талантов железа, (1 талант = массе 26.027 л воды, т. е. ? 26 кг (при + 4°C)), т. е., порядка 13 и 8 тонн соответственно. Общий вес статуи, заполненной каменистой породой, согласно источникам, достигал в пересчете 160 тонн. Сегодня эти цифры выглядят просто смешно, но не в то время.
Согласно некоторым источникам, вместо лесов Харес использовал поэтапно насыпаемую по периметру возводимой статуи и после тромбуемую земляную насыпь. После окончания работ насыпь была устранена и взглядам изумленных родоcсцев предстал бронзовый юноша с венцом из лучей на голове на белом мраморном постаменте, вглядывающийся в безбрежную морскую даль. Статуя была установлена у входа в гавань Родоса и издали просматривалась с подплывавших судов и соседних островов.
Прощание с Колоссом
Простояв на страже острова шесть с половиной десятилетий на рубеже 222 – 226, 227 г. до н. э. Колосс Родосский пал, поверженный землетрясением преломившись в коленях и рассыпавшись на куски на земле. «Даже, падший», — пишет Плиний, — "… он вызывает удивление и восхищение. Далеко не многие люди могут обхватить его большой палец на руках. В сломанных надвое конечностях зияют обширные пещеры и массы уложенных скульптором камней горных пород".
Обломки статуи пролежали на земле более тысячелетия и впоследствии, как повествуют некоторые хроники, были проданы арабами, покорившими Родос в 977 году. По свидетельству хроник, на вывоз фрагментов потребовалось, без малого, 900 верблюдов. Какие-либо дальнейшие свидетельства о судьбе “останков” Колосса Родосского отсутствуют, как отсутствует и единое мнение о том, как доподлинно он выглядел и в какой позе стоял.
Согласно последним археологическим исследованиям, Колосс мог стоять на холме с видом на залив, где сегодня возвышается средневековый замок. Именно там во множестве были обнаружены тесанные камни, которые, по мнению археологов, заполняли вместе с глиной пустоты статуи.
Колосс Родосский причислен к одному из Семи чудес света, наряду с Александрийским маяком, Мавзолеем в Галикарнасе, Храмом Артемиды, Висячими садами Семирамиды и Статуей Зевса в Олимпии. Из перечисленных Семи чудес до наших дней сохранилась лишь Великая пирамида в Гизе — она же пирамида Хеопса.
Возрождение
Сегодня, когда экономическая ситуация в Греции оставляет желать лучшего, успешная реализация проекта по воссозданию прообраза Колосса Родосского за счет средств крупных греческих меценатов и международных инвесторов помогла бы раскрыть для жителей острова новые перспективы, создать сотни рабочих мест, обеспечить приток многих миллионов евро в туристическую инфраструктуру. И кое-что в этом направлении уже успели предпринять.
Согласно первоначальному плану, работы над которым стартовали на рубеже 2008 года, воссоздавать Колосса намеревались в виде самой большой в мире светотехнической инсталляции, высотой в 60-100 метров, которая была бы постоянно видима как в дневное, так и в вечернее и ночное время. По предварительным оценкам бюджет проекта оценивался в 200 миллионов евро и должен был профинансирован международной группой инвесторов, в частности, на пожертвования из личных средств немецкого филантропа и деятеля искусств Герта Хофа (Gert Hof). У проекта нашлись и противники из числа греческих историков и археологов, утверждавших, что любая современная интерпретация статуи не возродит, а осквернит культурное наследие страны. Впрочем, сами родоссцы, за неимением альтернативы, восприняли на тот момент новость вполне позитивно.
Спустя 7 лет с начала подготовительных работ, ведущихся с переменным успехом, в свете событий, происходящих в государстве и разногласий по ключевым организационным и этическим вопросам вышеописанный проект так и не получил продолжения.
Проект Ари А. Палла
Сегодня у жителей Родоса, похоже, снова появился шанс дождаться воплощения их многовековой мечты в реальность. В 2015 году команда молодых ученых и специалистов, куда вошли архитекторы, инженеры-строители, экономисты и археологи из Греции, Испании, Италии и Великобритании представила детализированный план проекта восстановления Колосса Родосского муниципалитету Родоса. По замыслу разработчиков проекта 150- метровый гигант станет не только окном в историю и памятником культурно-историческому наследию всей Греции, но и своего рода символом возможностей современных технологий и серьезным источником дохода, как для частных инвесторов, принявших участие в проекте, так и для городской казны.
Cтатуя греческого бога Солнца через 3-4 года может снова подняться во весь рост в устье гавани городе Родос
Внутри статуи расположится просторный музей, библиотека и культурный центр. Сверху, в поднятой руке прообраза бога Солнца задуман маяк, огни которого можно будет заметить с расстояний в 34 мили, смотровая площадка и ресторан для туристов.
Возвышаясь на 150 метров на уровнем океана, Колосс будет выполнять функции маяка, огни которого можно будет увидеть на расстоянии 34 миль от берега.
“Мы не преследовали цели создать монстра, внушающего тем, кто смотрит на него впервые чувство опасности и угрозы, как это имело место с оригиналом более 2200 лет назад – говорит руководитель разработки, архитектор из Родоса Ари А. Палла на сайте проекта… – Мы заняли принципиально другую позицию, предложив новую концепцию маяка и музея уникальных артефактов. Энергия возобновляемых источников позволит полностью покрыть энергетические расходы всей инфраструктуры. В отличие от своего древнего предка, наш Колосс не боится землетрясений и повышенной ветровой нагрузки.
Мы надеемся, что наша работа поможет Родосу восстановить свою историческую ценность, как культурного моста, соединяющего три континента, центра туризма, привлекающего огромное количество посетителей ежегодно.
Мы планируем строить современную конструкцию технологичную конструкцию, не подражая мотивам оригинальной скульптуры, но чтобы сделать свой небольшой вклад в мировую страницу истории и экономический рост Родоса и Греции.
Мы рассчитываем, что наш проект сможет предоставить рабочие места, в которых Родос, как и вся Греция сегодня остро нуждаются и позволит стимулировать развитие всей местной экономики. Именно поэтому в состав нашей группы, помимо архитекторов и инженеров включены эксперты экономисты. И они убеждены, что Колосс в его современной интерпретации принесет в казну острова поток инвестиций и продлит туристический сезон до 12 месяцев”.
Колосс спроектирован с учетом риска землетрясений и ветровой нагрузки
В соответствии с планом проекта внутри сооружения будет расположен музей, библиотека и культурный центр
Внутри сооружения разместятся сотни артефактов, пылящихся сегодня в кладовых жителей острова
Успешная реализация проекта принесет в местную экономику миллионные инвестиции
Предполагается, что проект удастся завершить за 3-4 года при сумме инвестиций в 240-260 млн. евро, полученных в рамках единой европейской инициативы финансирования и за счет возможностей краудфандинга.
Особо отмечается, что финансовая нагрузка, связанная с реализацией проекта никоим образом не отразится на уровне благосостояния населения. Музей, в соответствии с проектом, займет большую часть полезного пространства сооружения. Кроме экспозиции исторических артефактов предусмотрена библиотека и культурный центр, смотровая площадка и ресторан для туристов в самой высокой точке. Все инженерные службы комплекса энергонезависимы от внешних городских сетей, поскольку Колосс, как и полагается богу Гелиосу будет «питаться» солнечной энергией.
Проект уже получил одобрение мэра Родоса Фотиса Хацидиакоса, что увеличивает его шансы стать успешным.
Источники:
colossusrhodes.com
unmuseum.org
dailymail.co.uk
ancient-origins.net
Уважаемые читатели, мы всегда с удовольствием встречаем и ждем вас на страницах нашего блога. Мы готовы и дальше делиться с вами актуальными новостями, обзорными материалами и другими публикациями, и постараемся сделать все возможное для того, чтобы проведенное с нами время было для вас полезным. И, конечно, не забывайте подписываться на наши рубрики.
Другие наши статьи и события
Комментарии (17)
ivanych
07.01.2016 12:22+1окажется почти впятеро выше своего знаменитого потомка,
Помощь в компании за вознаграждение ему оказали эгейские пираты.
Сплошные ошибки. Срамота.VoiceDao
07.01.2016 15:29The war was long and painful. Demetrius brought an army of 40,000 men. This was more than the entire population of Rhodes. He also augmented his force by using Aegean pirates. — возможно автор ссылался на этот фрагмент по тексту. Пираты были всегда.)
окажется почти впятеро выше своего знаменитого потомка 33 х 5 = 165 м — ну почти) Хотя если придраться к округлению, и мерять борзыми щенками, а не лягавыми, конечно, точнее будет 4,5)
pehat
07.01.2016 15:17+5Но зачем? Электричество уже изобрели. https://habrastorage.org/files/7c2/a54/1c3/7c2a541c324e4f8d94387d53e3edf0c8.png
VoiceDao
07.01.2016 17:57Если вы о высоте статуи, то не все так однозначно, что касается Гиганта, тут по абсолютному большинству вопросов (начиная от размеров в холке, в груди и пр. и методов строительства и оканчивая местом расположения, точной датой падения и пр.) даже историки и археологи бодаются не одно десятилетие, не то что доступные нам разношерстные Вики, на каждом шагу противоречащие друг другу). В большинстве доступных источников называются цифры о 98 до 110 ft, причем 110 встречается действительно чаще.
stalinets
07.01.2016 18:10+3Идея хорошая, но вот честно говоря, именно то, что я вижу на презентационных картинках — чисто эстетически не нравится. Не хватает реалистичности, живости, мастерства архитектора. Ведь в те времена в скульптуре как раз царствовал реализм, вот и надо делать что-то в технике знаменитой скульптуры Давида, с большей проработкой деталей. Блестящая «бронзовая» краска, даже если это солнечные панели, тоже как-то не очень смотрится.
olegkrasnov
07.01.2016 21:42+5Шары отлить из колокольной бронзы, и чтоб звенели на ветру :)
hmpd
07.01.2016 23:40+1«Уважаемые пассажиры, мы проплываем под седьмым чудом света — Колоссом Родосским. Его высота — 150 метров. Колокольный звон, который вы слышите, знаменует победу греков на захватчиками. Слабонервных, беременных и детей просим временно не смотреть вверх».
nevmenandr
08.01.2016 00:56+1Зашёл в комментарии посмотреть, кто и как обыграл эту тему. Спасибо!
Но почему беременным нельзя? Они про это что-то должны знать всё же и без колосса.
vilky
08.01.2016 15:26Это не Гелиос, это Кен какой-то (на заднем фоне должен звучать сокрушённый комментарий Алана Рикмана)!
extempl
Не совсем понятно, как сам корпус не сломается от землетрясения — там же нет эластичных материалов.
extempl
Нет, правда. В видео указывается что скелет состоит из двух независимых частей (да, я читал статью и видео даже смотрел), а вот что будет с самим корпусом коий, вроде как, жёсткий?