Недавно ко мне в руки попал робот-пылесос iRobot Roomba 876. Девайс отличный, у меня самого почти такой же — модель 880. Устройство отдали знакомые, зная мою любовь к DIY и желание чинить все, что не работает. У меня в доме целая мастерская, включая набор паяльников, паяльных станций и прочего ремонтного оборудования. Но давайте вернемся к пылесосу. Как оказалось, он не включался и не заряжался, поэтому я решил им заняться вплотную. Забегая наперед, скажу, что iRobot стал большим и очень грязным сюрпризом. В прямом смысле.

Что за устройство

iRobot Roomba 876 — робот-пылесос для сухой уборки помещений. Есть система очистки AeroForce и HEPA-фильтр, который, как уверяют производители, улавливает мелкие частицы пыли и помогает улучшить качество воздуха. Роботу уже лет 10, но свои функции он выполняет отлично. Экземпляр, который попал ко мне, «помер» совсем недавно. Но с моим 880 никаких проблем нет и не было. 

Технические характеристики:

  • Тип уборки: сухая.

  • Система очистки: AeroForce.

  • Фильтр: HEPA.

  • Уровень шума: 58 дБ.

  • Аккумулятор: Ni-MH, 3 000 мА·ч.

  • Время работы: до 90 минут.

  • Время зарядки: около 3 часов.

  • Диаметр: 35 см.

  • Высота: 9 см.

  • Вес: 3,8 кг.

В целом это рабочая лошадка, надежная, без особых изысков.

Тот самый 876

Как уже сказал выше, мне отдали его знакомые. Говорят, не заряжается и не включается. Починишь — хорошо, не получится — что ж, хоть на запчасти пригодится.

Вот фотографии робота сверху и снизу:

Ничего подозрительного. Заметно, что эксплуатировали его много и часто, но в целом все окей.

Подключил к зарядной станции — ничего не произошло: робот не включался и не заряжался. Часто такие устройства, даже при сильной поломке, проявляют хоть какие-то признаки жизни. Но не в этом случае. Что ж, решение — разбирать и смотреть, что внутри.

Честно говоря, я грешил на цепь питания материнской платы, с которой относительно часто возникают проблемы. В пылесосах, которые я разбирал раньше, именно так и было. Еще вариант — «умершая» батарея. У iRobot прежних поколений они Ni-MH, не сказать, что это особо надежные аккумуляторы.

Поехали, разбираем

Дальше расскажу, что и в какой последовательности нужно разбирать. На случай если у вас робот-пылесос от iRobot и вы не прочь узнать, что у него под капотом.

Сначала нужно извлечь корзину для пыли. В нее встроен электромотор, помогающий всасывать всякий мусор:

Потом можно приступать к снятию «поддона». Но прежде — отвинтить ту желтую щеточку для подметания в верхнем левом углу. Тут она выглядит неприглядно — кто-то оторвал у нее две «кисточки». После можно приступать к снятию нижней крышки. Она крепится к роботу четырьмя винтами, на фотке они выглядят несколько ржавыми.

Уже на этом этапе у меня закралось подозрение, что с роботом что-то не так. Но я решил, что ржавчина появилась из-за мокрого пола, на который, возможно, ставили пылесос раньше. И оказался прав на все 100500%. Пол был очень мокрым.

Но продолжим. После снятия поддона открывается батарея. Ее вынимаем за те зеленые «ушки», что предусмотрительно оставил производитель.

Не замечаете ничего подозрительного в районе батареи? А вот тот же пылесос после извлечения аккумулятора:

Тут уже заметнее, что один из контактов ржавый, есть белесые разводы. Такое впечатление, что раньше здесь была вода, точнее МНОГО воды — в каком потопе побывал робот, расскажу в конце поста.

Батарею я снял, чуть почистил и на всякий случай вставил в очень старый робот-пылесос, который хранился у меня со времен царя Гороха. Оказалось, с аккумулятором все хорошо — он начал заряжаться.

Следующий шаг — снятие модуля щеток, которые отвечают за уборку пыли и разных всяких мелких объектов. Тут уже все стало ясно:

Модуль явно побывал в воде, да что там — он в ней плавал, может быть, даже не один день. Чувствуете мои сомнения в возможности починки? Но я решил не отчаиваться сразу, продолжил разборку. Еще шаг — извлечение колес. Вот что остается после выполнения этих нехитрых операций:

Дальше откручиваем все винтики по периметру бампера (на фото они на пластиковой дуге, блестят). Снимаем сам бампер и видим остатки чудесной высохшей грязи или глины под ним. В моей практике это впервые — роботы-пылесосы бывают замызганными, конечно, но чтобы до такой степени!

Продолжаем разборку. Сначала — пластиковый диск,. На фото как раз он, с разводами от грязи:

Затем под ручкой находим еще пару винтов и откручиваем их. Если что, я иду по обычному алгоритму разборки iRobot.

Потом откручиваем вообще все винты, которые остались в пределах видимости.

Грязи, конечно, море. Впечатление, что пылесос в этом самом море и купался. Спойлер: как оказалось, так и было! Ну что, снимаем все пластиковые детали с верхней части пылесоса и ручку: на нее нужно надавить в сторону петель, и она легко снимется. После этого открывается вот такая красота:

До этой секунды у меня были надежды на починку пылесоса, но здесь я их просто похоронил. Вот еще немного красоты:

Уберите детей от экранов!

Почти вся грязь, которую вы видите, находится на защитной пленке. Ее в этой модели оставляют, чтобы при проникновении капель влаги не закоротило материнку. Но если пылесос плавает, то пленка уже не помогает. Снимаю ее и вижу вот что.

В большинстве моделей iRobot две платы. Одна — управляющая, с кнопочками и LED-индикатором. Вторая — отвечающая за движение колес, зарядку и другие функции. К сожалению, тут чинить нечего. Вот еще немножко фотографий плат.

Управляющая как будто бы в неплохом состоянии. Забегая вперед, скажу, что она еще и работает. Я промыл ее — и водой, и изопропиловым спиртом — плюс искупал в ультразвуковой ванне, которая припасена у меня для таких случаев. Сработало!

А вот основная — это печаль. Хочется сказать: «Ганс, неси огнемет».

Ну и наконец — шасси без плат. Оно выглядит хуже, чем все остальное.

И все части этого «трупа» вместе:

Что все-таки случилось с пылесосом

В заголовке не просто так указаны «стихийные бедствия». Не знаю, слышали ли вы, но в Валенсии (Испания), городе, где как раз жили владельцы пылесоса, несколько месяцев назад произошло катастрофическое наводнение. Погибли люди, уничтожены десятки домов, автомобилей и так далее. Уборка последствий выглядела примерно так:

Источник: BBC
Источник: BBC

Узнаете? Да, та самая грязь, мы ее видели на фотографиях разобранного робота. Оказалось, он у нас утопленник. А владельцы об этом не сообщили, просто отдав мне девайс (безвозмездно, то есть даром). К ним претензий, конечно, никаких. Но если бы я знал, что этот робот стал водолазом, я бы его не брал.

Что еще? Оказалось, батарея работает. Окислился один из контактов, но влага внутрь самого аккумулятора не попала. Плюс в рабочем состоянии оказалась корзина для мусора. У 876 и 880 одинаковые запчасти, так что мне повезло.

Все остальное, конечно, на выброс. Колеса — ржавые, электромоторы — уничтожены влагой. Пластик, правда, в хорошем состоянии, так что тоже можно оставить на всякий случай.

Теперь вы знаете, как выглядят роботы-пылесосы после стихийных бедствий. Если у вас есть советы по теме материала, пишите в комментариях. В своем следующем посте разберу еще один девайс, так что до встречи!

Комментарии (2)


  1. molnij
    20.01.2025 07:32

    *всплакнул по утерянным технологиям высоких цивилизаций*

    Как же приятно было со старыми айроботами. Вечноживущие, изначально разработанные для простой блочной замены..


  1. ArkadiyMak
    20.01.2025 07:32

    А опыта в ремонте моющих Braava у вас случайно нет?