
Привет! Я Рома Авдонин, Head of QA в KTS.
На Хабре уже выходили посты о том, как тяжело найти работу QA в 2024–2025 годах, но мало кто взвешивает сразу две позиции — и кандидата, и нанимателя. Я побывал по обе стороны и решил поделиться наблюдениями.
Пару слов обо мне: за последние полгода я провел больше сотни собеседований, а ранее сам активно проходил их как соискатель. Совсем недавно я полностью перестроил процесс найма тестировщиков в нашей компании (если будет интересно, пишите в комментах, расскажу об этом отдельно) и теперь хочу поговорить о том, что изменилось на рынке QA, почему собеседования стали такими сложными, как к ним адаптируются компании и что с этим делать соискателям и нанимателям, чтобы не свихнуться.
Оглавление
Почему собеседования сегодня — это не то, что было раньше?

Сфера обеспечения качества меняется довольно стремительно. Если в 2015 году для успешного прохождения собеседования было достаточно вызубрить виды тестирования и техники тест-дизайна, а в 2020 — владеть парой инструментов автоматизации и иметь хороший словарный запас профессиональной лексики, то сегодня требования сильно изменились:
Кандидатов стало в десятки раз больше, конкуренция усилилась, поэтому наниматели усложняют отбор.
Качество подготовки к самим собеседованиям выросло: кандидаты обучены проходить собесы, появились коучи и менторы для прохождения собеседований.
Активно используются нейросети и другие технологии для помощи в прохождении собеседований, что вынуждает компании усложнять этапы и задавать более глубокие вопросы.
Теперь подробнее разберем ключевые проблемы собеседований, с которыми я так или иначе сталкивался сам за последнее время.
HR не отвечает не потому что плохой, а потому что захлебывается

Главная причина молчания — огромное количество откликов. Представьте, что на одну вакансию за пару дней откликается 500+ кандидатов. Если компания ищет джуна, то может быть и более 1000 откликов за один день, особенно если условия вакансии привлекательные. HR не способен качественно обработать каждый отклик.
Добавим к этому модную сейчас практику оформлять резюме на английском. С одной стороны, в этом нет ничего категорически плохого. С другой стороны, ты изучил резюме на русском, потом на английском, потом несколько на русском, потом на английском, а потом из ушей стремительно начинает вырываться пар. Как вы понимаете, скорости обработки откликов это не добавляет. Даже если резюме классное, HR может его не заметить — просто потому, что физически не успевает обработать поток.
Если же найм происходит не через централизованную платформу типа hh, то смело можно применять попарное тестирование:
Формат резюме: xls, doc, pdf
Объем: от 1 страницы до 5
Язык: русский/английский
Наличие или отсутствие интересующих HR блоков: общий опыт работы, гражданство, текущее место жительства, ключевые навыки, желаемая зп
Сортировка опыта работы: от последних мест к старым или наоборот
Оформление: с финтифлюшками, строгий формат, индивидуальный подход
Такое разнообразие совсем не помогает быстро и качественно отбирать резюме.
Тестовые задания: работа или проверка?

Споры вокруг оплаты тестовых заданий идут уже давно. Соискатели справедливо замечают, что тратят свое личное время и хотят компенсации. Наниматели же парируют: тестовые задания — это не работа, а инструмент проверки навыков.
Не буду надолго останавливаться на этом пункте, так как моя позиция довольно простая. Если тестовое задание:
Реальная задача компании, которая пойдет в продакшн или принесет явную пользу компании — оплата обязательна. Иначе для соискателя это неоплачиваемый труд.
Специально созданная задача для оценки навыков (кейсы, баги, чек-листы, автотесты) — компания не получает никакой реальной выгоды, поэтому требовать компенсацию за выполнение этого задания было бы странно.
У нас в KTS есть тестовое задание для QA, мы его сделали специально для одного из этапов собеседований. На вопрос “а мне за это заплатят?” я сразу отвечаю “нет”: таким образом отсеиваются кандидаты, которые воспринимают любое задание как попытку эксплуатации.
Многоэтапные собеседования — это защита, а не издевка

Количество этапов собеседования выросло не потому, что компаниям так захотелось или hr нечего делать, а по необходимости. Кандидаты стали намного лучше готовиться к интервью, есть сервисы и курсы, которые буквально учат проходить собеседования. Работодателям необходимо отличать умение красиво рассказывать от реальных скилов.
Типичная многоступенчатая структура выглядит так:
Скрининг резюме (от HR или нейросети).
HR-звонок (общие вопросы, soft skills).
Технический скрининг (краткие вопросы, теория).
Практическое задание или кейс (проверка реальных навыков).
Техническое интервью (углубленная проверка навыков).
Финальный этап (знакомство с командой и руководством).
Раньше действительно все было проще и быстрее. Получить оффер за две недели с подачи отклика, пройдя два этапа собесов, было вполне нормальной ситуацией. Сейчас же, с учетом отличной подготовки кандидатов к собеседованиям, у компаний есть только два варианта:
Переносить часть этапов на испытательный срок. В таком случае в компании будет довольно большая текучка среди новичков, и не все работодатели к такому готовы. Кандидатам тоже будет не особо приятно снова оказаться на рынке труда после пары месяцев работы, на которую они устроились относительно легко.
Усложнять собесы и увеличивать количество этапов. В таком случае страдают не только кандидаты, компания тоже тратит много сил и времени на поиск подходящего сотрудника.
Да, всем хочется пройти два этапа и получить оффер. Но 2025 год — это не 2015. Сейчас интервью — это уже не просто фильтр, а многоступенчатая защита от ошибок найма.
Читерство, микронаушники и использование нейронок

С развитием технологий соискатели все чаще используют подсказки на интервью, начиная от банального гугления на скринингах и заканчивая подсказками через наушники и запросами к нейросетям прямо во время интервью. Кто-то не поверит, но, к сожалению, я сам часто с таким сталкиваюсь на тех этапах, где хотя бы в теории кандидатам может помочь гугление.
Было много случаев, когда после моего вопроса я слышу характерные щелчки механической клавиатуры, вижу, что лицо человека освещается белым сиянием фона странички гугла, а глаза бегают по строкам в поисках нужного ответа. Естественно, кандидат в этот момент молчит или тянет время фразами: “ну… как бы это своими словами объяснить”, а потом выдает красивейшее определение из вики, которое, к сожалению, не особо связано с заданным мной вопросом.
Почему это неэффективно?
Опытный интервьюер всегда отличит реальный ответ кандидата от заготовленного или нагугленного. Если вы до сих пор думаете, что учителя и преподаватели не видели, как вы списывали и подглядывали на экзаменах и контрольных, то срочно передумывайте обратно. Все видно.
Если кандидату все же удалось «проскочить» этап с гуглом, то некомпетентность быстро вскроется на следующих этапах или на испытательном сроке.
Вероятно, у читателя может возникнуть закономерное возражение: на работе-то мы постоянно гуглим, невозможно знать все, и это нормально. Полностью с этим согласен, но есть два важных момента:
Гугление, микронаушники, помощь друга/зала на собесе — это обман. Наниматель ожидает увидеть и услышать знания кандидата на собесе, а не вкачанную в 100+ ловкость.
Вопросы должны соответствовать вакансии. Если компания ищет ручного тестировщика на фронт, то не надо его мучать вопросами по SQL или модели OSI, а лучше спросить про структуру сайта, dom, макеты. В ситуации с читерством отчасти виноваты и компании, которые халатно составляют вопросы для собесов, и кандидаты перестают верить в возможность честно к ним подготовиться.
Таро, гороскопы и прочая псевдонаука

Иногда компании используют не совсем привычные методы оценки, вроде анализа натальных карт, раскладов таро, соответствие знаков гороскопа или чего-то подобного. Казалось бы, чем бы дитя не тешилось, но не все так просто.
У такого подхода есть огромный минус и ни одного плюса. Компания полагается на мистику (а по факту, тыкает пальцем в небо) вместо рационального подхода к оценке навыков. Чем это плохо для компании: риск найма некомпетентных сотрудников и отказы действительно клевым кандидатам, у которых месяц рождения в доме Нептуна.
Для самих кандидатов такой подход — это тоже весьма серьезный повод задуматься. Если вы прошли испытание гороскопом — поздравляю. Дальше, возможно, будут корпоративные жертвоприношения. Но не факт.
А камеру включать обязательно?

Если кратко, то да, обязательно. Где-то начиная с ковида собесы массово перешли в онлайн, и наниматели потеряли возможность смотреть на кандидатов в реальной жизни. Несмотря на то, что ковид уже давно прошел, почти все собесы сейчас продолжают проходить онлайн в зуме, мите, тележке и прочих аналогичных сервисах.
Оценивать кандидата по невербальному общению в таких условиях довольно тяжело, остается только 2D-картинка. Если же и камеру убрать, то вместо живых людей останутся только голоса. Мне как нанимателю все же важно видеть лицо человека, которого я принимаю в компанию. Также и кандидату должно быть интересно, кто будет его руководителем и с кем ему в дальнейшем работать. Игнорировать этот момент — все равно что прийти на оффлайн-собес в шапке-невидимке.
Чек-лист для соискателя: как не вылететь с первой минуты
Четкое, релевантное резюме, без «трудолюбивый и пунктуальный».
Будьте честны, даже если правда не глянцевая.
Готовьтесь заранее. Импровизация — это не синоним профессионализма.
Задавайте вопросы сами, лучше с подготовленным списком.
Регулярно поддерживайте актуальность знаний и стека.
Составьте себе чек-лист «грин флагов» и «ред флагов», он поможет сделать выбор быстрее, чем десяток офферов.
Чек-лист для нанимателя: найм — это тоже диалог
Будьте прозрачны и понятны, честно и однозначно объясняйте кандидатам этапы и сроки.
Давайте обратную связь. Даже короткий, но справедливый фидбек формирует положительный имидж компании.
Регулярно пересматривайте и улучшайте процесс отбора, адаптируйтесь под изменения рынка.
Надеюсь, эта статья поможет обеим сторонам баррикад лучше понять, что по ту сторону тоже находятся реальные люди. Если и не удастся упростить всё, то хотя бы получится начать разговаривать, а не стрелять вопросами и молчанием.
А напоследок предлагаю почитать статьи моих коллег о тестировании — там вы найдете и общие рекомендации, и практические кейсы. Чем больше знаешь, тем проще собеседоваться:
Удачных поисков и собеседований!
Комментарии (3)
bySawko
16.05.2025 15:05Замени qa, на любое другое слово и ничего не поменяется.
Я думал, будут какие-то интересные кейсы из найма
Inna_liz
16.05.2025 15:05А зачем все вакансии смотреть? Отбирает первые 5-10, из них полюбому будет подходящий. Закрываешь вакансию, всё. При желании это можно сделать за день)
freeExec
Все так же, нам нужен человек закручивать гайки, но слишком много соискателей, давайте будем их спрашивать еще про шурупы, дрель и гвозди.