ДИСКЛЕЙМЕР: Статья написана автором блога на основе интервью с А. Казаковым, основателем производства вывесок.

В 19 лет я переехал с маленького города на Урале в Москву с будущей женой.  

Два года проработал в найме на позиции ведущего менеджера, потом руководителя отдела. На мне были 60% продаж компании.

Решение открыть свой бизнес пришло, когда мы с женой переехали в другой район. Каждое утро я тащился через всю Москву на работу, и это меня полностью выматывало. Жена подогревала: 

Ты всё можешь сам, давай начинай свой бизнес.

Так я открыл компанию по производству рекламных конструкций.

У нас в цеху
У нас в цеху

С нуля до производства на 1200 квадратов

Начинал без производства — был просто агентом между заказчиками и типографиями. Находил клиентов через SEO и рекламу в Яндекс.Директе, договаривался с производственниками, делал наценку и жил на эту разницу.

Бизнес-модель работала по схеме: получаю крупный заказ на определённый тип продукции — создаю небольшой производственный участок под него.

На первом крупном заказе на рамки открыл микроскопическое производство в подвале — 20 квадратов, пара станков. Потом пришел заказ на меловые доски — расширил до 50 квадратов. По мере роста заказов расширялись: 100, 150, 200, 300 квадратов.

Несколько лет мы работали на площади 300 м², пока не получили огромный годовой контракт. 

Всю прибыль с него инвестировал в расширение и оборудование, переехал в цех площадью 1200 м².
Всю прибыль с него инвестировал в расширение и оборудование, переехал в цех площадью 1200 м².

Инвестиции в рекламное производство

Чтобы запустить полноценное производство с б/у оборудованием, понадобится около 14 миллионов рублей. Если брать всё новое — уже под 100 миллионов. Я шёл поэтапно, вкладывая прибыль в развитие.

Все станки покупал под конкретные заказы. Получил большой заказ на рамки — купил оборудование для их производства. Появились крупные заказы на лайтбоксы — докупил специальное оборудование для световых панелей. Каждый брал в кредит или лизинг на 2-3 года.

Преимущество подхода — отсутствие замороженных средств. Я не закупаю оборудование впрок и не храню громадные запасы материалов месяцами. Под крупный заказ получаю предоплату, на неё закупаю материалы, произвожу и сразу отгружаю.

Как работало производство до перехода на маркетплейсы

Мы создали производство с шестью участками: фрезеровкой, печатью, лазерной резкой, сборкой, столярным цехом и участком резки алюминия. Основной продукт – лайтбоксы, тонкие световые панели толщиной 2 см, но размером до 3 метров.

Делали 16 различных видов таких панелей.
Делали 16 различных видов таких панелей.

Кроме лайтбоксов производили вывески, рекламные конструкции, меловые и пробковые доски для бизнеса.

Вроде таких
Вроде таких

Как мы открыли для себя маркетплейсы в кризис

Когда начался ковид, рекламный бизнес резко упал. Магазины закрывались, новые не открывались, клиенты не приходили. Первые полгода нас штормило и мы искали, что делать. 

Сначала наш партнер-дилер предложил добавить производство средств защиты — защитных экранов. Мы начали их делать и на этом выжили в первую волну.

Параллельно я заметил бум маркетплейсов. Появилась идея: производить на том же оборудовании товары для дома и продавать их через маркетплейсы.

Как мы выбирали товары для маркетплейсов

Мой партнер, операционный директор компании, занимался исследованием и анализом данных.

При выборе товаров учитывали несколько ключевых факторов:

  • Объем продаж товара на маркетплейсах от 3 млн рублей в месяц

  • Положительная динамика роста продаж

  • Количество конкурентов в нише

  • Возможность производства на нашем существующем оборудовании

Так мы определили четыре основные категории товаров:

  • Рамки для фотографий разных размеров

  • Пробковые и меловые доски для дома и офиса

  • Коврики для защиты пола от стульев (круглые пластиковые)

  • Коврики для стола (тонкие пластиковые)

Пробковые доски разных размеров стали одним из наших хитов на маркетплейсах
Пробковые доски разных размеров стали одним из наших хитов на маркетплейсах

Тестирование товаров на маркетплейсах

Мы тестировали товары небольшими партиями. Для каждого товара производили ограниченное количество единиц, размещали на маркетплейсе и смотрели результаты.

Как перестроили производство

Мы использовали то же оборудование, тех же сотрудников и даже частично те же материалы, что и для рекламных вывесок. Просто изменили конечный продукт.

Фрезерный участок

Было: вырезали основы для лайтбоксов из композитного материала — крупные заготовки для рекламы. 

Стало: вырезаем заготовки для фоторамок и круглые пластиковые коврики для защиты пола. Вместо одной большой детали фрезеровщик размещал на листе 20-30 заготовок, оптимизируя пространство.

На ЧПУ-станке производим точную резку материалов под заготовки рамок, ковриков и других изделий.
На ЧПУ-станке производим точную резку материалов под заготовки рамок, ковриков и других изделий.

Печатный участок

Было: наносили специальную световую матрицу для лайтбоксов. 

Стало: печатаем изображения на пробковых досках и декоративные элементы на рамках.

Один из печатных станков. На нем мы наносим финальное визуальное оформление
Один из печатных станков. На нем мы наносим финальное визуальное оформление

Лазерный участок

Было: вырезали буквы и элементы для вывесок. 

Стало: создаем декоративные элементы для фоторамок, вырезали отверстия в ковриках.

Здесь режут и гравируют элементы декора, отверстия и мелкие детали из пластиков и акрила.
Здесь режут и гравируют элементы декора, отверстия и мелкие детали из пластиков и акрила.

Участок резки алюминия

Было: нарезали профили для больших рекламных конструкций. 

Стало: начали делать профили для фоторамок. 

Процесс тот же самый, только размеры меньше.
Процесс тот же самый, только размеры меньше.

Сборочный участок

Было: специалисты паяли светодиоды и собирали лайтбоксы. 

Стало: те же мастера собирают фоторамки и подготавливали товары к упаковке для маркетплейсов.

Здесь ведётся ручная работа с заготовками перед упаковкой или после печати.
Здесь ведётся ручная работа с заготовками перед упаковкой или после печати.

Столярный цех

Было: производил деревянные элементы для рекламных стендов. 

Стало: делаем деревянные подставки под телефоны, планшеты и другие аксессуары для дома.

Здесь изготавливаются мелкие изделия из дерева (например, подставки), которые позже поступают на сборку или упаковку.
Здесь изготавливаются мелкие изделия из дерева (например, подставки), которые позже поступают на сборку или упаковку.
Деревянные копилки — пример товаров для дома из нашего столярного цеха
Деревянные копилки — пример товаров для дома из нашего столярного цеха

Организация производства и управленческие решения

Главное преимущество нашего производства — гибкость. Мы можем быстро переключаться между мелкими и крупными заказами.

Вот как мы организовали процесс:

  1. Конвейерная система. Материал движется по кругу: точка входа, фрезеровка, печать, лазер, сборка, упаковка, выход. Это минимизирует перемещения ( в том числе персонала) и снижает риск повреждений.

  2. Работа с узкими местами. Если нужно срочно выполнить большой заказ, ставим дополнительных людей на подготовительные работы в ночную смену. Утром сборщики получают готовые детали и собирают изделия в 3 раза быстрее.

  3. Оптимизация загрузки станков. Фрезеровщик объединяет в один лист несколько разных заказов. На один лист помещают 5-6 мелких заказов, сокращая время и материалы.

  4. Система срочных заказов. За срочность берем двойную цену и организовываем круглосуточную работу. Был случай, когда за 24 часа сделали 18 световых панелей для мероприятия в Москве — заказ, на который обычно уходит 15 дней. Клиент заплатил 800 тысяч вместо 400, а сотрудники с удовольствием вышли, зная о повышенной оплате.

  5. Гибкий штат. У нас есть основная команда и пул фрилансеров, готовых подключиться к срочным проектам. Это позволяет легко расширять производство под конкретные нужды.

Как продвигали товары на маркетплейсах

Выходили на маркетплейсы поэтапно: сначала Ozon, потом Wildberries, затем СДЭК.Маркет. Для привлечения первых заказов ставили самые низкие цены и включали рекламу на площадках. После набора рейтинга постепенно повышали цены до рыночных.

Маркетплейсы стали для нас не только каналом продаж, но и маркетинговым инструментом. Клиенты находят нас через маркетплейсы и потом обращаются напрямую за оптовыми заказами. Раз в два месяца к нам приходят запросы: 

«Мы вас нашли на маркетплейсе, продайте нам 20-30 штук по оптовой цене».

Себестоимость товаров для маркетплейсов

Вот как выглядела экономика одного из наших самых популярных товаров — рамки размером 60×80 см:

Изначально мы делали эту рамку за 1000 ₽, а продавали за 1900-2100 ₽, что давало наценку в 90%.

В 2023 году направление маркетплейсов дало нам +70 миллионов рублей выручки.

К 2024 году цены упали до 1300 ₽ из-за роста конкуренции. При себестоимости 1000 ₽ этот бизнес стал почти нерентабельным.

С пробковыми досками ситуация была схожей. Крупные конкуренты начали закупать сырье напрямую из Китая фурами, что снизило их себестоимость до 100-150 рублей за единицу.

Почему пришлось уйти с маркетплейсов

К 2024 году ситуация кардинально изменилась:

  1. Комиссии маркетплейсов выросли в два раза

  2. Пришли крупные компании, которые работают с минимальной рентабельностью ради оборота

  3. Подорожали кредиты — ставки около 25%

  4. Взлетела аренда — в три раза дороже

Рентабельность упала с 40% до 3-5%. Чтобы делать такую рентабельность, нужно либо иметь большую оборотку, либо привлекать заемные средства под высокие проценты.

К началу 2024 года рынок рекламных конструкций начал восстанавливаться. Ковид закончился, деловая активность возобновилась. Клиенты стали открывать новые точки, обновлять оформление существующих магазинов и офисов. 

Мы решили снова сделать основной упор на рекламное производство — там все заказы предоплатные, что намного безопаснее в текущих условиях.

? Работа формата зависит от вашей поддержки, чтобы поддержать автора статьи, подпишитесь на канал "Упал, поднялся".

Расходы производства

Аренда помещений — 1,2 млн ₽

Аренда производственных помещений в Москве и Подмосковье выросла в 3 раза. Семь лет мы платили 400 тысяч за 1200 квадратов, а сейчас та же площадь стоит 1,2 миллиона.

Рост цен связываю со строительным бумом и сносом промзон под жилые комплексы. Складов и производственных помещений становится меньше, а стоимость аренды растет.

Коммунальные платежи — 60 тыс. ₽

Производство не особо энергоёмкое, большинство станков работают от обычной сети.

Фонд оплаты труда — 2-2,5 млн ₽

В команде около 35 человек, многие работают с нами 3, 5, 7 и даже 10 лет. Сотрудники универсальны и могут подключаться к разным участкам производства.

  • Разнорабочие и упаковщики: 55-70 тысяч ₽

  • Операторы станков (печатники, фрезеровщики): 90-120 тысяч ₽

  • Мастера-сборщики: 120-180 тысяч ₽

  • Координатор производства: 300-350 тысяч ₽

Был случай, когда пришлось взять кредит на 2 миллиона рублей, чтобы выплатить зарплаты сотрудникам.

Маркетинг рекламного производства — 150-260 тыс. ₽

Эти цифры относятся к продвижению основного рекламного производства (не маркетплейсов):

  • SEO (поисковое производство): 50-60 тысяч в месяц

  • Яндекс.Директ: 100-200 тысяч в месяц

Стоимость привлечения одного заказчика для рекламного производства выросла с 300 рублей до 1000-1500 ₽. При конверсии от 15% это окупается благодаря высокому среднему чеку заказов.

Материалы — 4-5 млн ₽

Работаем по системе: что привезли, то сразу используем. Не делаем больших закупок впрок. Исключение — комплектующие из Китая, их берем на 1-2 месяца вперёд.

Сколько зарабатывает рекламное производство?

Ежемесячно выполняем 2-3 крупных заказа с чеком более 500 000 ₽ и 150-180 мелких заказов примерно по 50 000 ₽. Это могут быть лайтбоксы для салонов красоты, вывески для магазинов и другие рекламные конструкции.

Когда производим рекламные конструкции

Когда производили для маркетплейсов

Рентабельность напрямую зависит от загрузки производства. Аренда и зарплата команды — фиксированные расходы. Наша задача — сделать так, чтобы за месяц прошло как можно больше заказов с минимальной себестоимостью по материалам.

Бизнес легко расширяется. При добавлении второй смены и оптимизации процессов можно увеличить производительность в 5 раз на том же оборудовании и производственных площадях.

Партнерство с китайским заводом  

2024 год начался с кассового разрыва — каждый месяц приходилось докладывать по 1-1,5 миллиона, чтобы поддержать команду и платить аренду.

Я активно общался с инвесторами, презентовал бизнес, искал новые направления. В итоге нашёл партнёра в лице крупной китайской компании, желающей выйти на российский рынок. 

Для них наши активы не представляют особой ценности — у них 50 тысяч квадратов, новый технологичный цех со всем новым оборудованием. И нужна готовая команда, клиентская база, склад и рынок сбыта, куда можно поставлять продукцию.

Я продал им долю в бизнесе и получил аванс. Сейчас мы в процессе оформления партнерства и продажи доли. 

Теперь продаем:

Светодиодные видеоэкраны, лайтбоксы, LED-модули для подсветки, видеодисплеи для витрин. 

Мы поставляем компоненты в Россию и делаем локальную сборку. Это выгоднее, чем привозить готовую продукцию или собирать всё с нуля в России.

Выводы

За 12 лет я понял одну вещь: самое страшное в бизнесе это цепляться за то, что перестало работать. Когда рухнул рекламный рынок, мы быстро перестроились на маркетплейсы. Когда маркетплейсы стали убыточными — вернулись к рекламе, но уже с новым партнёром.

Я держался за производство даже в самые сложные кризисы, и в благодаря этому привлек китайского инвестора.

В ближайшие 2-3 года планирую выйти минимум на 500 миллионов оборота.  

ДИСКЛЕЙМЕР: Статья написана автором блога "Упал, поднялся" на основе интервью с А. Казаковым, основателем производства вывесок, лайтбоксов и неона. За подготовку материала спасибо Долматович Стефании. 

Живой Слава Рюмин взял интервью по зум у живого Андрея Казакова, чтобы написать эту статью.
Живой Слава Рюмин взял интервью по зум у живого Андрея Казакова, чтобы написать эту статью.

Уже больше года я раз в неделю беру интервью у предпринимателей про реальный бизнес, а не этот ваш успешный успех.

Может показаться, что «Упал, поднялся» — это весёлые истории о том, как пожарить косточки, насушить листья, склеить картон, чтобы заработать миллионы на маркетплейсах. Но на самом деле в блоге уже больше 50 статей из разных ниш с подробными выкладками по цифрам.

Подписывайтесь на блог «Упал, поднялся – интервью про бизнес».

Комментарии (50)


  1. prst_media
    26.05.2025 14:55

    Жизненно.


  1. tharsedX
    26.05.2025 14:55

    дизлайк за кликбейт в заголовке


    1. dTi
      26.05.2025 14:55

      Да как бы тут цель не лайки собрать, а движуху вокруг. Чтобы потом написать на своём сайте "Наши статьи вызывают живую дискуссию в сообществе. 100000 просмотров, 200000 комментариев". А то, что из 95% комментариев это недоумение, что это за статья - умолчим.


  1. alextrof94
    26.05.2025 14:55

    70 прихода без учёта расходов в 60 - это не "делал 70" - это "делал 10".


    1. Dmitry_604
      26.05.2025 14:55

      Так вы статью не продадите, чистая прибыль уже мало кого впечатлять будет в заголовке :)


    1. Wesha
      26.05.2025 14:55

      «Да сдалась мне твоя рентабельность! Ты лучше посмотри, какие у меня обороты!» ©


      1. boo4a
        26.05.2025 14:55

        Китайцы: годно, берем.


  1. Magestik
    26.05.2025 14:55

    Достойно )


    1. Flammmable
      26.05.2025 14:55

      Ник: Magestik
      Дата регистрации: 23 октября 2011
      Комментарии: 1 штука

      Подобная активность одинаково необъяснима как в том случае, если это живой человек, так и в случае, если это бот-консерва.


  1. chnav
    26.05.2025 14:55

    Я делал вывески, а потом...

    пришёл Тони LC SIGN ))


  1. DMGarikk
    26.05.2025 14:55

    Вполне реалистично, я тоже занимался чемто подобным когда у меня было рекламное агентство, но у меня не было 13 млн на оборудование и еще кучи бабла чтобы не обанкротится когда бывает "делаем заказ только после оплаты, но в процессе нас кидает субподрядчик и мы прое.. сроки"


    1. Sarymax
      26.05.2025 14:55

      Звучит все слишком гладко, кроме ковида. Как будто бери и открывай бизнес, всем тут рады


  1. iliamsk
    26.05.2025 14:55

    В этой статье забыли про самое главное - предысторию героя. Вот прям взял и переехал с женой в другой город, сразу нашел работу и через 2 года открыл свой бизнес. Ну да, все просто.


    1. Yuriy_krd
      26.05.2025 14:55

      Еще более интересно, что он переехал в 19 лет с семьей из маленького уральского городка и как-то умудрился стать ведущим менеджером. Т.е. деньги на первое время нужны немалые. А стать в таком возрасте ведущим менеджером - это прям интересно, что там за компания была.


      1. GarfieldX
        26.05.2025 14:55

        Ну почему же. Человек старался. Потому, если контора была вменяемая, то и занять позицию соответствующую не проблема. Ведь именно этот человек открыл свое дело. А его бывшие коллеги так и работают на дядю.


      1. uuger
        26.05.2025 14:55

        умудрился стать ведущим менеджером

        Номенклатура должностей в каждой конторе своя. Даже в рамках холдинга в каждой "дочке" в одно и то же название вкладывают одним им известный смысл. Индусы, вон, в своих конторах кличут senior'ами всех, кто просидел три года жопочасов, без какой либо оглядки на технические компетенции.


        1. DuckyMomo
          26.05.2025 14:55

          Номенклатура может быть и разная, но его сбережений и зарплаты хватило на аренду производственного помещения, какое-то время по жить без дохода и начальную покупку оборудования т.е. если даже при старте от вложил 10% от 14 млн. руб., то это уже 1,4 млн + аренда как минимум 100к + на семью, аренду квартиры и пр. бытовые расходы 200к - даже при таком раскладе это 1,7 млн. руб., которые у него должны были быть. Скока там в Москве в 2018 году получал начальник отдела? 200к было? Я уже не помню.

          Это не говоря уже о том, что стратегия построения бизнеса у него максимально рискованная - покупать оборудование под единичные заказы без расчётов по его загрузку не очень умная стратегия т.о. у него либо были жирные длинные заказы, либо ему ппц как фортило. :)


    1. alexnik197
      26.05.2025 14:55

      Зачем указывать такие небольшие нюансы как богатые родители/наследство и т.д. Только воды в тексте добавляет


    1. Censoredpro
      26.05.2025 14:55

      Нормальная предыстория. Сказал же: два года проработал в найме на позиции ведущего менеджера, потом руководителя отдела. На мне были 60% продаж компании


      1. iliamsk
        26.05.2025 14:55

        Вся статья про успехи в бизнесе, но мне интереснее самое начало - почему так вообще сложилось.


      1. Zara6502
        26.05.2025 14:55

        и как много руководителей компаний вы знаете которые ставят 19-летнего нонейма в руководители отдела и еще и продажи почти все на него сваливают? в 19 лет люди дай бог таблицу умножения выучивают, а у вас новый стив джобс какой-то. в 17 закончил школу, год в армии, образования никакого, и вдруг - руководитель отдела, смешно. Не вынимая серебряной ложки...


    1. YAKOROLEVAZAMKA
      26.05.2025 14:55

      есть такой сайт - print-forum где сидели полиграфисты, так вот там есть один старожил - KalPak с историей 1-в-1 - приехал с женой в Москву в 18-19 лет, год отработали в РА (рекламное агентство), потом открыли своё РА, потом типографию (только у него не наружка, а календари + упаковка)

      кажется что в определённый период (20 лет назад) это была типовая история +-


  1. ManulVRN
    26.05.2025 14:55

    Раз за разом повторяется история, прекрасно описанная у Носова в "Незнайке на Луне". Когда Пончик начал торговать солью и процветал, а потом пришли крупные производители, опустили цены и бизнес кончился.


    1. igrushkin
      26.05.2025 14:55

      там вообще почти вся наша жизнь описана


    1. Astroscope
      26.05.2025 14:55

      Раз за разом повторяется история, прекрасно описанная у Носова в "Незнайке на Луне".

      Не знаю, что курил задумывал автор, но получился один из лучших учебников по экономике и предпринимательству.

      Когда Пончик начал торговать солью и процветал, а потом пришли крупные производители, опустили цены и бизнес кончился.

      Все верно. Пончик по всей трилогии отличался деловым талантом и смог полноценно раскрыться лишь на Луне с ее рыночной экономикой и свободой предпринимательства, но из-за недостатка опыта упустил момент, когда можно было выгодно продать свой стартап венчурным капиталистам, а заработанное нерационально растратил на повышенный уровень потребления, ошибочно решив, что такой уровень доходов сохранится всегда. Поучительная история.


      1. Dmitry_604
        26.05.2025 14:55

        Я вообще обалдел когда начал дочке читать ее. Книга вообще не детская Естественно ей стало скучно быстро, а я сам потом прямо до корки прочитал, так там все жизненно и иронично.. (в детстве то ли бросил то ли не читал эту часть тоже сам.)


        1. Wesha
          26.05.2025 14:55

          Покажите дочке вот это.

          Дети любят комиксы


      1. ManulVRN
        26.05.2025 14:55

        Пончик мне вообще нравился) Незнайка захотел есть - зашел в ресторан и поел, понятия не имея о деньгах. А Пончик, понимая, что попал в чужое окружение, решил сначала понаблюдать и заметил, что местные за еду какие-то бумажки и кружочки отдают.


    1. ru1z
      26.05.2025 14:55

      Там сложнее было и другие люди (лунные коротышки) быстро сообразили и сами начали собирать соль, и земля принадлежала кому-то еще. Имхо, там высмеивание лодырей, вроде Пончика происходило, а экономических дел маловато. По тексту Пончик сам стал (да и изначально был не очень рабоче-крестьянским коротышкой) сферическим купи-продай капиталистом и не пытался ничего делать.


      1. Astroscope
        26.05.2025 14:55

        Там сложнее было и другие люди (лунные коротышки) быстро сообразили и сами начали собирать соль, и земля принадлежала кому-то еще.

        Так в реальности зачастую и происходит. Кто-то что-то придумал, открылся и начал "подниматься". Пока ничего особенного, масштабы уровня самозанятого постепенно перерастают лишь в микроскопическое предприятие с несколькими работниками, но дело идет - примерно как было у Пончика. Это видят другие и тоже пытаются. Поначалу как будто места хватает всем, но скоро, очень скоро, становится очень тесно. И примерно в этот момент на новый бизнес, переставший быть курьезом и ставший обыденностью, обращают внимание корпорации - кого-то скупают, кого-то раздавливают, но так или иначе подминают под себя. Все, конец истории.

        Кто успел выйти на плюсах - тот молодец. Пончик не успел - как и многие реальные бизнесмены, кто не сумел своевременно сбросить когда-то очень прибыльный, а теперь внезапно тянущий вниз балласт. Возможно потому, что Пончик не учился экономике и, оказавшись в качественно новых для себя условиях и в целом правильно действуя по наитию, все же оказался не готов своевременно реагировать на меняющиеся обстоятельства. Поэтому Пончика жаль, он честно пытался, у него честно получилось - он заработал все своим трудом, а прогорел он на тщетной попытке удержаться на плаву там, где удерживаться на плаву стало невозможно.

        Имхо, там высмеивание лодырей, вроде Пончика происходило, а экономических дел маловато.

        Пончика пытались изобразить лодырем, коим он не являлся и близко. Он не очень хорошо вписывался ни в первобытно-общинный коммунизм первой книги трилогии, ни в технократически коммунизм второй книги. Тогда как в условиях свободного рынка его талант начал раскрываться. К сожалению, как и в реальности, не все предприниматели всегда успешны, много бизнесов прогорает вовсе не из-за бесталанности или лености основателя, а из-за других ошибок, необязательно прямо критичных, избегать которых и наука - ей учатся, и искусство, которому научиться уже никак нельзя, только иметь врожденные наклонности. Просто обстоятельства непредсказуемо сказываются иногда в полюс, но чаще в минус.

        Экономические дела там показаны в избытке. Спекулятивные стартапы, выходящие на IPO, не обеспеченные ничем, кроме идеи™ - вам это ничего не напоминает в реальности? Нет, они не мошенники, ни в коем случае нет! То есть мошенников среди них тоже хватает, но я не о них, а про тех, кто вполне искренне верят в свою собственную идею и в то, что это взлетит. Верой в эту идею заражаются что венчурные капиталисты (те на веру мало что принимают, но и там в конце концов люди, которые могут ошибаться и ошибаются), что частные акционеры. Биржевая стоимость растет, а ликвидности как не было, так и нет. Как вы считаете, ассоциация с раздуваемым мыльным пузырем здесь уместна? Особенно на том отрезке жизни пузыря, когда он, чрезмерно раздутый, лопается?

        По тексту Пончик сам стал (да и изначально был не очень рабоче-крестьянским коротышкой) сферическим купи-продай капиталистом и не пытался ничего делать.

        Капиталист - это от слова капитал. Свой или заемный. Чем больше вложил, тем (при благоприятных обстоятельствах) больше заработал. Вкладывать можно в себя - в собственные средства производства, например, а можно в кого-то - скупая акции, доли или предприятия целиком. Еще можно кредитовать кого-то, это тоже возможный вариант для капиталиста использовать капитал для его, капитала, приумножения. Нередко этим занимаются банки как частный случай дачи взаймы не своего собственного, а заемного же капитала собственных вкладчиков.

        Купи-продай это чуть совсем другой род деятельности, пытаться высмеивать который глупо, потому что этот самый купи-продай - неотъемлемое звено логистической цепочки от производителя товара до потребителя этого же товара на всех этапах движения и промежуточного хранения товара. Вполне естественно, что за свои услуги они рассчитывают получить вознаграждение, превышающее их вполне объективные издержки. Вы можете попытаться обойти их и выполнить их работу самостоятельно за свой счет, но вот незадача - довольно нередко вы столкнетесь с тем, что ни производитель непосредственно, ни его дилеры, не станут с вами работать, а отправят к вашему местному купи-продаю. Потому что им невыгодно обслуживать вас напрямую, даже за более высокую цену - услуги по обслуживанию вас, которые они не хотят оказывать в принципе, они перекладывают на других, а эти другие за свои услуги хотят видеть свои комиссионные, поэтому ваша розничная цена за одну единственную единицу товара оказывается несколько выше, чем EXW в партиях минимум по стопицот штук.

        В отличие от всего этого, Пончик открыл собственное производство, в котором сначала кустарно работал сам, а потом смог прибегнуть к механизации и использованию наемного труда. Здесь Пончик не капиталист, а будущий промышленник, которого "съели" капиталисты.


        1. ru1z
          26.05.2025 14:55

          Он не очень хорошо вписывался ни в первобытно-общинный коммунизм первой книги трилогии, ни в технократически коммунизм второй книги. Тогда как в условиях свободного рынка его талант начал раскрываться.

          Пончик открыл собственное производство

          Интересная идея. Насколько я помню, Пончик как в первобытно-общинном набирал товаров без нужды (ой не похож он был на талантливого предпринимателя), а в новых условиях рынка максимум сумел собрать готовую соль и ее продать. Ну и кроме того, какая-то технологическая возможность с "ноу-хау" это, имхо, альтернатива капиталу (возможность этот капитал получить с минимумом усилий, что Пончик успешно продемонстрировал).

          Купи-продай тоже делают много чего (больше чем хрестоматийный Пончик), но это не делает их автоматически особыми "производителями", имхо. Пончик сколотил начальный капитал на продаже соли, а потом нанял других коротышек, фокус в том, что Пончик сам работать не хотел, а не в том, что он горел предпринимательством. Для меня здесь вывод из книги, что хоть в первобытно-общинном коммунизме, хоть в технократическом коммунизме, хоть в условиях свободного рынка - лодырь везде остается лодырем (книжка ведь детская, вряд ли особый подтекст про капитализм, который призвал «душить» прибывших промышленников).

          В детстве я очень любил "Незнайку на Луне", перечитывал множество раз - только особой финансовой грамотности, на мой взгляд, эта книга меня не научила. В 60-е годы, когда вышла книга, имхо информации в библиотеках о экономических теориях тоже было достаточно. Для детей про акции - отлично, но даже в 1960-е они все-таки знали о деньгах больше, чем Незнайка (он до луны не видел). Первобытно-общинный коммунизм и технократический коммунизм для детей и тогда был гораздо большей сказкой, чем аллюзия на капитализм.


          1. Astroscope
            26.05.2025 14:55

            Насколько я помню, Пончик как в первобытно-общинном набирал товаров без нужды

            Это не сказать, что прямо таки редкое поведение. Многие тащут в дом все, что по их, возможно ошибочному мнению, когда-нибудь пригодится. Иногда пригождается, иногда бессмысленно занимает место - чаще второе, но из-за реальных случаев первого расстаться со вторым они психологически не в состоянии. Тем не менее, спросите вы у такого человека, а есть ли у тебя %странная_хрень%, как он откуда-то из своих кладовых вам это достанет.

            а в новых условиях рынка максимум сумел собрать готовую соль и ее продать

            Но это же невероятный прорыв. Никто другой это сделать не смог по любой причине, например не догадался, а даже догадавшись - не смог сделать из этого работающий бизнес. Мне кажется, вы напрасно недооцениваете.

            Ну и кроме того, какая-то технологическая возможность с "ноу-хау" это, имхо, альтернатива капиталу (возможность этот капитал получить с минимумом усилий, что Пончик успешно продемонстрировал).

            У Пончика так и не появился капитал в том смысле, который подразумевают капиталисты - он не вышел на IPO, в отличие от Общества Гигантских Растений, не привлек инвесторов иными способами, а исключительно рос сам - естественно рос медленно, потому что был ограничен в возможностях.

            Купи-продай тоже делают много чего (больше чем хрестоматийный Пончик), но это не делает их автоматически особыми "производителями", имхо.

            Никто не говорит о том, что перепродавцы это производители, нет. Перепродавцы - по сути обязательное (формально необязательное, но фактически таки да) звено в доставке и временном хранении кем-то произведенного товара на пути к конечному потребителю.

            Пончик сколотил начальный капитал на продаже соли, а потом нанял других коротышек, фокус в том, что Пончик сам работать не хотел, а не в том, что он горел предпринимательством.

            Пончик смог наладить работу так, что его личное участие стало почти не нужным. Дальше все зависит от конкретной личности - кто-то в это время открывает новый бизнес, а кто-то отходит от дел и просто живет за счет своего собственного предприятия, уже не работая в нем руководителем. Не вижу ничего постыдного во втором варианте, ровно наоборот.

            Для меня здесь вывод из книги, что хоть в первобытно-общинном коммунизме, хоть в технократическом коммунизме, хоть в условиях свободного рынка - лодырь везде остается лодырем

            Если лодырь сначала трудится сам, потом трудится сам и одновременно дает работу другим, а еще потом, добившись устойчивой работы своего предприятия, нанимает профессионального бизнесмена (управляющего) и отходит от дел, то я просто принимаю, что ваше определение лодыря несколько отличается от моего.

            книжка ведь детская, вряд ли особый подтекст про капитализм, который призвал «душить» прибывших промышленников

            Книжка совершенно очевидно описывала вымышленный капитализм примерно так, как его описывали коммунисты - ложно и пугающе, гиперболизируя немногочисленные реальные издержки и "забывая" обо всех многочисленных достоинствах капиталистической системы. То есть юному читателю подавался вымышленный страшный мир, в который прилетели инопланетяне и враз построили коммунизм, после чего всем сразу стало хорошо. Махровая пропаганда, однако между строк читается совсем другое и хочется стать одним из тех "плохих" капиталистов, что ездили на дорогих автомобилях - в отличие от вообще никаких, разве что вам удалось встать на очередь, кутили в ресторанах - в отличие от всегда закрытых на спецобслуживание, и вообще жили своими жизнями, а не были винтиками большого механизма, не ходили строем, не прославляли вождя и так далее. Совершенно парадоксальный диаметрально противоположный эффект от антикапиталистической пропаганды.

            В детстве я очень любил "Незнайку на Луне", перечитывал множество раз - только особой финансовой грамотности, на мой взгляд, эта книга меня не научила.

            Я тоже очень любил и перечитывал множество раз. Если считать то, что я не догадался открыть свое МММ или прокрутить какую-то еще аферу, которые на отлично прокатывали по заповедникам бывшего совка, то да, меня финансовой грамотности тоже книга не научила.

            В 60-е годы, когда вышла книга, имхо информации в библиотеках о экономических теориях тоже было достаточно. Для детей про акции - отлично, но даже в 1960-е они все-таки знали о деньгах больше, чем Незнайка (он до луны не видел).

            Вы пытаетесь обвинить детскую книгу в том, что она по ряду критериев не соответствует хрестоматийному учебнику для взрослых? Что ж, похоже вы полностью правы.

            Первобытно-общинный коммунизм и технократический коммунизм для детей и тогда был гораздо большей сказкой, чем аллюзия на капитализм.

            Про коммунизм тогда рассказывали из каждого утюга, что вот-вот и его построят, а пока что ради светлого будущего нужно потерпеть и затянуть пояса. Ничего не напоминает? А тем временем сказочные персонажи на Луне просто жили свой жизнью, со своими радостями и горестями - какой невероятный контраст! Некоторым везло и они добивались совершенно немыслимого для любого советского человека (а что вы знаете бóльшим успехом, чем Волга и ведомственная двушка?) - у них было почти все, потому что они могли это просто купить, а не "доставать" убогие дефициты. Некоторым не везло и они скатывались на дно - как будто при вот-вот наступящем коммунизме никому не удавалось скатиться на дно. Но знаете, вы снова правы. Ни первобытно-общинный, ни индустриальный коммунизм из трилогии не были и близко похожи ни на реальность, ни на сказки о том, что коммунизм вот-вот наступит. Коротышки просто беззаботно жили и получали удовольствие от жизни в первой книге, и фактически имели безусловный доход во второй, когда каждый, кто хотел - работал как хотел, а кто не хотел, в общем-то мог ничем не заниматься. Просто потому, что люди не склонны в основной массе бесцельно просиживать штаны бесконечно и, дай им возможность не бояться потерять работу, как побездельничав какое-то время, они все равно придумают себе занятие. Не все будут ходить на работу в режиме 996, некоторые вообще не будут ходить на работу в традиционном смысле, а будут работать у себя на огороде или играть в гаражной группе, например. Но тупо бездельничать дольше какого-то короткого времени на выдохнуть после предыдущей работы смогут не только лишь все.


  1. iliamsk
    26.05.2025 14:55

    Еще вот что заметил - а причем тут ИТ?

    Бизнес-модели *
    Предпринимательская деятельность в IT


    1. Newbilius
      26.05.2025 14:55

      Автор делал вывески. Вывески передают информацию. Информационные технологии, всё верно)


      1. iliamsk
        26.05.2025 14:55

        Так это про производство, а не про улучшение навигации (и передачу информации).


      1. Dennvo
        26.05.2025 14:55

        =) как мне сказал один владалец конторки по производству веб-сайтов, учившийся почему-то в институте Печати «дизайн, это Язык»


        1. dragonesis
          26.05.2025 14:55

          А где он не прав? Дизайн это язык, с помощью которого можно много чего сказать и донести.


  1. tsp1000
    26.05.2025 14:55

    Ураа, снова статья из серии, которую бессмысленно читать, зато весело открывать комментарии под ней! Продолжайте, мне нравится.


    1. Dennvo
      26.05.2025 14:55

      Ну почему же, можно поглядеть на фотографии и немного понастальгировать по былым временам, когда и солнце ярче светило и Форт Баярд с Что Где Когда были интереснее)


  1. Dennvo
    26.05.2025 14:55

    Немного своего (у кого что болит, тот о том и говорит, верно?)

    Первое: 19 лет, без высшего образования достигнуть такого — большого стоит. Вы крутой.

    Я в 19 лет после получения среднего специального только начинал свой путь как дизайнер.

    Помню был случай, касаемо вывесок.

    Иду и гуляю, вижу ВУЗ «Художественно промышленная академия имени Мухиной» и висит объявление: нужен дизайнер. А я тогда «не на помойке себя нашел», знал чем отличается $50 от $300 и сколько стоят брендовые ботинки (сарказм). Так вот, прихожу я к этому человеку (дело было в Питере, он снимал какую-то полуподвальную комнату с ободранными стенами на Моховой улице, и еще хвастался, что вывеску магазина сантехники «Афоня» он сделал) на деле он был просто менеджер и договаривался с производителями и главными архитекторами города (чтобы те согласовали вывеску на размещение). В общем сделал я ему один заказ — вывеску для Бистро, он мне заплатил $50 (а я хотел $300 был наивный юноша), а после проходя мимо этого бистро я увидел свою вывеску (ведь я же подбирал шрифт, делал логотип, и подбирал цвета). В общем после этого мне перехотелось далее работать с ним. А так нужны были деньги (жил без отца, маме нужно было помогать). Но оказывается я просто не с теми людьми работал (ну где-то 2003—2004 год) а вы миллионы зарабатывали, о-еть. Вы в первую очередь организатор, а не исполнитель и всегда найдете деньги, в отличие от нас «талантов».


    1. ManulVRN
      26.05.2025 14:55

      Э-э-э, что? К какому "этому человеку"? Автору заметки))?

      Ну и не понял сути претензий к нему. Он заказал вам вывеску для бистро, вы сделали, он заплатил, а потом вы неожиданно узнали, что эту вывеску используют в бистро? Вот подлецы!


  1. nulovkin
    26.05.2025 14:55

    Уважуха человеку, построившему успешный бизнес.
    Но оба человека на фото выглядят, как треш-стримеры. Забавно


  1. Daddy_Cool
    26.05.2025 14:55

    Что мы видим, за всё время рентабельность не повышалась выше 20%. А точнее 15, думается. Резюме - всё продать, деньги положить в банк и поехать на Мальдивы. Телодвижений меньше, а результат тот же.
    Ну на самом деле это не так - когда работаешь с предоплатой, то по сути отщипываешь свои %% от чужих денег.


  1. pashagoroshko
    26.05.2025 14:55

    То есть было производство, а потом стал перекупом(китайским партнёром).

    Ну что сказать, "круто"

    Не понимаю к чему такие статьи, разве что почитать комментарии, как уже выше подметили.


    1. Dmitry_604
      26.05.2025 14:55

      Ну если это возможность подстроится под мир, то что делать? Ситуация так себе, конечно, но по-вашему надо было держать производство и работать в убыток?


    1. Flexits
      26.05.2025 14:55

      Это реалии рынка. Отечественное производство очень дорогое, особенно если это действительно производство, а не закручивание винтов в привезённые из Китая модули. А если ещё и из отечественных компонентов/материалов, там вообще тушите свет.

      Как-то упустил момент, в каком именно году автору было 19 лет, но если это был, скажем, конец нулевых - начало десятых, то лайтбокс стоил каких-то совершенно несуразных денег, как для ящика с лампочками. Я знаю, я узнавал, как раз свой мелкий бизнес был в то время. У нас в провинции такие вещи покупали в основном "жирные" местные бизнесы и федеральные сети.

      Сейчас же, лайтбокс или светодиодную вывеску может себе позволить любой ИПшник, именно благодаря китайцам. Но былое производство выродилось до "отвёрточного" уровня.

      Вопрос, вам важнее получить продукт сегодня и дешевле, или вы готовы ждать и переплачивать за "отечественность"? Причём, мы говорим о переплате не в какие-то 5%, а в разы. Вопрос риторический, можете не отвечать – ответ общеизвестен.


  1. jbourne
    26.05.2025 14:55

    Интересная история. Часть ваших моментов по поводу гибкости производства и перестраивания напоминают книги про "Гибкое производство TOYOTA", "ДАО TOYOTA" и т.д.


  1. fossfusion
    26.05.2025 14:55

    Сколько еще статей вида "продавал X на маркетплейсах и сделал Y лямов, но потом случилось M и я потерял N" нас ждет на хабре?


  1. AndrewAndrew15
    26.05.2025 14:55

    Вернулся бы интервьюируемый через год. Что-то мне подсказывает что выкачав из него базу данных клиентов китайские братья помашут ему ручкой. Доля в бизнесе можно себе на память оставить. Им свою ооошку открыть 10 минут делов.


  1. SK36
    26.05.2025 14:55

    В 19 лет я переехал с маленького города на Урале в Москву с будущей женой.  

    Два года проработал в найме на позиции ведущего менеджера, потом руководителя отдела. На мне были 60% продаж компании.

    Вот это кул-стори) на каких лопухов это рассчитано? Успешный успех?