Вчера, 29 мая 2025 года, Илон Маск представил обновлённый план марсианской программы SpaceX под названием «The Road to Making Life Multiplanetary». Презентация прошла в Starbase (Техас) и была посвящена ближайшим шагам компании по отправке миссии на Марс. Расскажу о ключевых моментах выступления.

Главная цель: SpaceX планирует отправить первый беспилотный корабль Starship на Марс в конце 2026 года, в период оптимального сближения Земли и Марса, который происходит раз в 26 месяцев. Но, честно, эти сроки очень оптимистичные. Вероятность реализации этой миссии в срок Маск оценил как «50 на 50», отметив, что многое зависит от успешной отработки ключевых технологий, особенно дозаправки на орбите.

Поговорим про технологии, которые помогут осуществить столь амбициозные планы.

Новое поколение корабля Starship (V3)

Корабль V3 не сильно изменится с визуальной точки зрения, по сравнению с текущий версий V2. Это будет очередная итерация с переходом на двигатели Raptor 3.

Starship (V3)
Starship (V3)
  • Высота: 52,1 м (без изменений).

  • Масса горючего: 1550 тонн (+50 т).

  • Тяга: 1600 тонн силы (+7%).

  • Двигатели: 3 Raptor 3 и 3 Raptor Vacuum 3.

  • Тепловой щит: более гладкий, унифицированный для посадок на Землю и Марс. Это один из главных инженерных вызовов — полноценный многоразовый тепловой щит.

  • Функциональность: грузовая версия с боковыми створками, заправщик с 4 точками стыковки.

  • Производство: цель — выпускать 1000 кораблей в год.

Первые испытания посадки Starship на башню — через 2–3 месяца. V3 дебютирует в конце 2025 года. Несмотря на визуальную схожесть с V2, V3 — важная итерация с переходом на двигатели Raptor 3 и серьёзными инженерными доработками.

Новый двигатель Raptor 3

По словам Маска это революционный двигатель, пришлось упростить много частей конструкции, включить вторичные жидкостные контуры и электронику в структуру самого двигателя, чтобы все было защищено. В итоге эффективность Raptor 3 превосходит эффективность любых ранее созданных ракетных силовых установок.

Двигатель Raptor 3
Двигатель Raptor 3

Основные отличия от Raptor 2:

  • Более высокая надёжность, тяга и удельный импульс.

  • Устраняет проблемы с утечками топлива, характерные для Raptor 2.

  • Уже проведено 300+ тестов, общее время работы на стендах — 16 000 секунд (почти 4,5 часа).

Super Heavy B18: новое поколение ускорителя

Первый ускоритель нового поколения, он же Super Heavy B18, уже находится в производстве. Эта версия ускорителя должна будет стать по-настоящему многоразовой и быстропереиспользуемой. Первые криотесты — летом 2025. Главная задача — выйти на быструю многоразовость с оборотом в 1-2 часа. Корабль также должен иметь возможность летать несколько раз в день.

Super Heavy B18
Super Heavy B18
  • Высота: 72,3 м (+1,3 м).

  • Горючее: 3650 тонн (+150 т).

  • Тяга: 8240 тонн силы (+22%).

  • Двигатели: всё ещё 33 Raptor 3.

  • Три сетчатых руля Т-образной конфигурации

  • Новая конструкция: регенеративное охлаждение двигательного отсека, асимметрия обтекателей, секция топливного разделения.

Но и это еще не все, есть планы на будущий Starship Super Heavy, который будет значительно больше.

Будущий Starship Super Heavy (справа) в сравнении с версией Super Heavy B18 (по центру)
Будущий Starship Super Heavy (справа) в сравнении с версией Super Heavy B18 (по центру)

Характеристики впечатляют :

  • Высота 142 (!) метра (это примерно как дом в 57 этажей);

  • Масса полезной нагрузки 200 тонн при полной многоразовости;

  • Двигатели: 33 Raptor 3.

33 Raptor 3
33 Raptor 3
  • До 400 тонн в одноразовой конфигурации;

  • 9 двигателей на Starship: 3 Raptor и 6 RVac.

Общее число двигателей всей системы - 42 (ответ на все вопросы :-))
Общее число двигателей всей системы - 42 (ответ на все вопросы :-))

Дозаправка на орбите

  • Демо-полет двух кораблей с орбитальной дозаправкой — в 2026 году.

  • Соотношение компонентов при дозаправке: 80% кислород / 20% метан.

  • Орбитальная заправка — ключевой барьер для полёта на Марс.

Производственные планы

  • 1000 кораблей Starship в год — долгосрочная цель, если бы конструкция корабля была бы уже закончена, то они могли бы выпускать по одному Starship каждые 2-3 недели, но поскольку корабль постоянно дорабатывают, то возникает много задержек;

  • 5000 спутников Starlink V3 в год (сейчас около 2000 для V2) , далее — рост до 10 000.

  • Задержки вызваны отсутствием стабильной финальной конструкции.

Лунная программа

  • Лунная база с поселением Moonbase Alpha остаётся в планах.

Марсианская программа

Маск вновь озвучил цель — отправить первый беспилотный Starship на Марс к концу 2026 года, но как у уже писал, шанс оценивается как 50/50.

Tesla Optimus на Марсе
Tesla Optimus на Марсе

Ожиданий от марсианской программы много. Планируемая локация для первого поселения — равнина Аркадия благодаря потенциальным запасам водяного льда.

Космопорт
Космопорт

Мастерплан не был представлен — лишь очередной пересказ ранее озвученных намерений. Надо понимать, что текущий прогресс в программе заметно отстаёт от планов последних лет и даже более реалистичный таймлайн на 2028 год выглядит труднодостижимым.

Доставка грузов
Доставка грузов

Роботы Tesla Optimus станут основной рабочей силой для развёртывания и тестов инфраструктуры и основных исследований до прилёта людей.

Tesla Optimus
Tesla Optimus

Пилотируемые миссии начнутся не раньше нескольких успешных серий посадок

Марсианская станция
Марсианская станция

Для связи на Марсе будет использоваться система Marslink версия Starlink для Марса.

Развертывание системы Marslink
Развертывание системы Marslink

Планы по отправке кораблей на Марс

Для создания колонии необходимо отправлять не менее 250 000 тонн ресурсов каждое окно.

Планы по доставке грузова
Планы по доставке грузова

1-е окно: 5 кораблей

  • MVP-демонстрация возможностей и сбор данных.

  • Полезная нагрузка: до 10 т. на корабль

2-е окно: 20 кораблей

  • Развёртывание инфраструктуры, поиск ресурсов и подготовка площадок.

  • До 75 т полезной нагрузки на корабль.

3-е окно: 100 кораблей

  • Начало производства ресурсов, жилых модулей и выработка+хранение энергии.

  • До 150 т полезной нагрузки на корабль.

4-е окно: 500 кораблей

  • Постройка поселения, дорог, добыча ресурсов и организация связи.

  • До 300 т полезной нагрузки на корабль.

Заключение

Вне всякого сомнения, высадка на другую планету будет огромным достижением для человечества и продвинет нас в технологическом плане. Но работы предстоит еще очень много. Замечу, что Маск не представил никаких наработок по инфраструктуре, а это очень важный этап в колонизации Марса. Но важно другое: SpaceX продолжает двигаться, шаг за шагом, к созданию многоразовой инфраструктуры для выхода человечества за пределы Земли. В интересное время живем!

Подписывайте на мой телеграм канал, где я пишу про роботов https://t.me/bogdanchikov_news

Комментарии (19)


  1. positroid
    30.05.2025 12:54

    Может быть чего-то не понял, по финалу:

    1-е окно - 50 тонн на 5 кораблях
    2-е окно - 1500 тонн 20 кораблями
    3-е окно - 15000 тонн 100 кораблями
    4-е окно - 150000 тонн 500 кораблями

    Т.е. 10-кратный рост нагрузки при 5-кратном росте количества пусков.

    Почему в 1 окне 10 тонн на корабль понятно, нужно обкатать технологию. Но почему во второе окно корабли будут по 75 тонн брать, если смогут везти по 200 (если речь о новой версии ко 2 окну)? Или все же каждые 2 года собираются поднимать грузоподъемность в 2 раза (очень небольшой срок для запуска новой версии корабля даже с учетом времени Маска)?


    1. DmtryBogdanchikov Автор
      30.05.2025 12:54

      Хороший вопрос, в этих цифрах и правда есть некоторая нестыковка, которую Маск прямо не объяснил. Starship V3, который будет дебютировать к концу 2025 это по сути «тот самый корабль», предназначенный для выполнения марсианских миссий. Для него заявлена полезная нагрузка 200 тонн при полной многоразовости, и до 400 тонн в одноразовом варианте. Во втором окне почему-то планируется грузоподъёмность 75 тонн на корабль, что в 2.5 раза меньше, чем у V3 в режиме полной многоразовости. Какие могут быть варианты?
      1) Консервативная стратегия по загрузке. По идее, на ранних этапах в приоритете — надёжность миссии и минимизация рисков. Поэтому грузоподъёмность занижается. Думаю, первая и вторая волны это, скорее, обкатка логистической цепочки, а не грузовые рекорды.
      2) Инфраструктурные ограничения. Нет системы полной орбитальной заправки, а это ключевой элемент для полной загрузки на траекторию к Марсу. Далее, возможны ограничения при старте — например, не все версии кораблей или ускорителей готовы поднимать полную массу при безопасной возвращаемости. Наконец, ограничение наземной инфраструктуры на самом Марсе — нельзя быстро разгрузить корабль с 200+ тоннами груза, тем более роботами, тут вообще отдельный квест.
      3) Сжатые сроки. От второго до третьего окна всего 2 года. За это время радикально апгрейдить ракету (с V3 до условного V4) маловероятно, если только не предполагается параллельная разработка уже сейчас. Скорее всего, речь идёт о модульном наращивании возможностей: в каждом окне чуть лучше топливная логистика, отлажен теплозащитный экран, более надёжная дозаправка и т.д.
      4) Традиционные завышенные обещания Маска. SpaceX может сознательно занижать оценки, чтобы не давать обещаний, которые потом будут сложно выполнить. История с планами на 2026 это хорошо иллюстрирует. К 2030 могут просто не успеть развернуть массовое производство Super Heavy/Starship, чтобы на каждом корабле летело 200 тонн.

      В общем, вы правы, что грузоподъёмность растёт быстрее, чем количество пусков, что наводит на мысль либо о резком техническом прогрессе, либо о недосказанности в презентации. Более логично, если второе окно будет с V3, но с ограниченной заправкой, и в полную грузоподъёмность выйдут ближе к третьему окну. Или же SpaceX рассчитывает, что второе окно — это переходный этап: часть кораблей летят в щадящем режиме, часть с бОльшим грузом — и в среднем это даёт 75 тонн.


  1. Zenitchik
    30.05.2025 12:54

    Про систему стыковки молчат как партизаны. А там и новые требования по несущей способности стыка и до сих пор не существовавшая система передачи через стык криогенных компонентов топлива.

    Если она уже есть, то не понятно, почему они ей не хвастаются.


    1. DmtryBogdanchikov Автор
      30.05.2025 12:54

      Вы имеете ввиду стыковку для дозаправки? В прошлой презентации были некоторые подробности. На текущий момент система орбитальной дозаправки находится на стадии разработки и испытаний. Информация на данный момент такая:
      1) Первый орбитальный тест с передачей топлива намечен на 2026 год. Это официально подтверждено в презентации.
      2) Ведутся наземные тесты отдельных узлов: клапанов, насосов, топливопроводов, стыковочных узлов. Прототипы кораблей-заправщиков уже строятся.
      3) Стыковка и перекачка топлива в невесомости выглядит сложной инженерной задачей. Жидкий метан и кислород должны перекачиваться в условиях микрогравитации и вакуума, где возникают проблемы с кавитацией, слоением, температурными градиентами. SpaceX должна обеспечить контроль фаз, давление, герметичность, автоматику, всё это в условиях длительного пребывания на орбите. Плюс NASA требует от SpaceX успешной демонстрации этой технологии перед тем, как использовать Starship в миссиях Artemis для доставки людей на Луну.


      1. Zenitchik
        30.05.2025 12:54

        Киньте ссылку, где про это почитать.



      1. novoselov
        30.05.2025 12:54

        Не проще ли тогда сделать модульный бак. Первый startship поднимается с малым топливным отсеком (топлива чисто до орбиты) и максимумом полезного груза, второй в качестве полезного груза поднимает большой отсек топлива. На орбите они меняются отсеками целиком.


        1. Zenitchik
          30.05.2025 12:54

          Это не решает проблему стыковки. Просто стыковка двух кораблей заменяется на стыковку корабля с баком. А требования к стыку остаются те же.


          1. novoselov
            30.05.2025 12:54

            Это решает проблему перекачки топлива.
            Вообще надо считать, может будет эффективнее не отцеплять малый топливный отсек, а просто прицепить целиком большую ступень с двигателями и топливом (дополнительное железо на Марсе пригодится).


      1. rPman
        30.05.2025 12:54

        интересно, почему не обсуждается вариант с раскруткой сцепки кораблей для искусственной гравитации, уйдут большая часть проблем.


  1. MxMaks
    30.05.2025 12:54

    Про защиту от радиации не сказано.


    1. DSSilver
      30.05.2025 12:54

      У Зеленого кота не так давно вышло интересное видео «Защита от космической радиации». Вроде как не все так страшно, если говорить о перелете. А вот если о пребывании на Марсе, то другое дело


      1. ubpskh
        30.05.2025 12:54

        Принципиально задача решаемая - просто слой воды или грунта

        На практике, возникнет проблема: как закопать Старшип. Потому что какое-то строительство - это сложно и дорого, а здесь готовая среда обитания

        Ну, либо придется разбираться, сколько мешков с песком можно на него навесить без риска разрушения


    1. DmtryBogdanchikov Автор
      30.05.2025 12:54

      Вообще Илон Маск почти не затрагивает тему радиации. В планах упоминается использование топлива и грузов в качестве радиационного экрана, но достоверных наработок или прототипов не представлено.


      1. almaz1c
        30.05.2025 12:54

        Вообще Илон Маск почти не затрагивает тему радиации.

        Видимо, по приоритетности этот вопрос находится в конце списка. Вначале туда нагонят роботов копать и строить:

        Роботы Tesla Optimus станут основной рабочей силой для развёртывания и тестов инфраструктуры и основных исследований до прилёта людей.

        Пилотируемые миссии начнутся не раньше нескольких успешных серий посадок

        Не нужны скафандры, туалеты, вода, провизия. Если роботы еще и -60 градусов будут выдерживать, так вообще красота, - прямо с корабля на стройку в открытом поле будут выгружать грузы и роботов.

        И только лет через 10-15, можно будет подумать как отправить живого человека на ПМЖ на готовую марсианскую базу.


  1. DSSilver
    30.05.2025 12:54

    Поселения на поверхности с куполами, конечно, большой вопрос


    1. DmtryBogdanchikov Автор
      30.05.2025 12:54

      Мне больше верится в размещение жилых модулей под землей для максимальной защиты, тут проект Маска The Boring company как раз подойдет ))


      1. DSSilver
        30.05.2025 12:54

        Согласен) картинки только не перерисовали)

        Но вот что мне зашло, это идея с человекоподобным Оптимусом в первой посадке. Это прям хорошо)


  1. AnatolyEmelin
    30.05.2025 12:54

    Пусть у него получится.