Одна из наиболее востребованных и горячих тем, связанных с дизайном — это, конечно же, трудоустройство, портфолио, собеседования и все, что связано с профессиональной реализацией. На Youtube такие видео набирают просмотры даже на небольших каналах.
За год изучения вопроса и погружения в тематику посмотрел большое количество текстов и видео. Если все эти материалы сжать в одну эмоцию, то это однозначно будет «страдание». Дизайнеры страдают… Недавно попалось видео в котором молодая дизайнерка рассказывала трагическую и поучительную историю своего трудоустройства, сравнимую по накалу страстей ни много ни мало с самим Гамлетом. Фабула: заказчики дураки, а я в белом пальто стою красивая. Ну, и конечно, не обошлось без советов космического масштаба и космической же глупости…
Высокая конкуренция — это всегда стресс, но это не значит, что действовать нужно наугад в надежде, что в итоге количество перейдет в качество… может не перейти. Про графический дизайн не берусь судить, но в дизайне интерфейсов, UX/UI главная задача — сделать удобно, понятно и эстетично. Ровно эти же требования предъявляются и к хорошему портфолио т.е. умелый UX/UI дизайнер вынужден подходить к своему портфолио «юиксово», но к сожалению так бывает далеко не всегда.
Я задумал написать серию небольших статей в жанре «что такое хорошо и что такое плохо» в отношении портфолио UX/UI дизайнера. Надеюсь, эти скромные труды хотя бы немного снизят градус страданий от отказов и игнора со стороны потенциальных работодателей.
Связанные материалы:
Если вас попросить угадать результат от подбрасывания монетки, то ответом будет «герб» или «решка». Независимо от ответа, мы имеем дело с мнением, с догадкой: есть мнение, что выпадет «герб», а есть противоположное ему — «решка».
На подбрасывание монеты можно посмотреть с иной стороны — сказав, что вероятность выпадения каждой из сторон равна 50%. Это уже не мнение, а знание. Спорить с ним в отличии от мнения бессмысленно. Мнение имеет значение только до тех пор, пока нет объективного знания.
Для того, чтобы предметно говорить о насмотренности важно понимать, что она относится не к знанию, а к мнению. Если точнее, то насмотренность — это способ повысить качество мнения. Необходимость в насмотренности часто появляется в тех областях, где со знанием сложно и приходится руководствоваться мнениями. Дизайн — одна из таких областей. Если не верите, спросите у Джона и Федора по поводу логотипа их бургерной…
Зачем прокачивать насмотренность? Для того, чтобы принимать более удачные дизайнерские решения, основанные на мнении. В нашем случае для того, чтобы спроектировать нормальное портфолио.
Если у всеведущего Гугла поинтересоваться что такое насмотренность и как ее развить, то вылезет много всякого. Вот некоторые из топовых ответов.
Викисловарь. «Опыт, приобретённый в результате просмотра большого количества произведений искусства (картин, скульптур, спектаклей, фильмов и т. п.)»
Яндекс.Практикум. «2. Внимательно подходить к анализу работ. Не просто просматривать, а вникать, почему дизайнер выбрал именно такое решение для этого проекта. Что сработало, а что можно улучшить — как это сделать? Выделять конкретные шаги»
UxJournal. «Способ 7. Перенимайте больше опыта: запрыгивайте на курсы, чтобы перенять опыт и подметить фишечки в процессе других творческих, а также набирайте обратную связь и конструктивную критику своей работы»
UX-специалист, стаж 8 лет. «Окружать себя и общаться с творческими людьми. Окружение играет огромную роль для любого человека, но в творчестве в нем есть особая ценность — во время разговора или обсуждения может быть найдено неочевидное решение или случайно брошен дельный совет.»
Habr. «Четвертое - не просто смотреть/читать, а анализировать. Попутно развивайте свое критическое мышление. Будет круто закрепить нейронные связи, обсуждая с коллегами новые интересные кейсы. Наводящие вопросы: как именно эта стратегия выделяется? Могу ли я улучшить какой-то из моих нынешних проектов? Чем эта история цепляет?»
Все выше описанное напоминает набор заклинаний / молитв, которые должны сработать если в них по настоящему верить, но это не точно… Почему это должно сработать — не понятно.
Например, что имеется в виду под «Внимательно подходить к анализу работ»? Как должно помочь «окружение из творческих людей» — не понятно. К счастью с рекомендацией «запрыгивайте на курсы» все предельно ясно — это скрытая реклама.
Если обобщить все эти замечательные рекомендации и многие другие, которые появляются в выдаче, мы не узнаем ничего нового — да, количество каким-то таинственным образом переходит в качество, но как именно пёс его знает. Короче, рекомендация сводится к знаменитой фразе «пилите Шура, пилите».

На основе анализа нескольких сотен материалов, касающихся проектирования портфолио UX/UI дизайнера, десятков разобранных кейсов и личного педагогического опыта, я выделяю следующие уровни прокачки насмотренности:
Пассивный просмотр
Анализ: выделение сильных и слабых сторон, конспектирование
Сопоставление — сравнение конспектов
Решение задач — наработка практического навыка применения результатов сопоставления
Пассивный просмотр. С ним все понятно — это тайна покрытая мраком в которой Паниковский и Балаганов пилят чугунные гири. Совершенно бесполезное занятие, к которому тем не менее продолжают призывать различные авторитеты, имена которых с легкостью приходят на ум.
Анализ. Суть анализа — разложение сложного объекта на составные части. Просматривая портфолио необходимо:
фиксировать структуру кейсов
фиксировать свои оценки относительно сильный и слабых сторон кейса
фиксировать свои предположения относительно того, зачем тот или иной структурный элемент / блок присутствует в кейсе
По сути анализ сводится к выделению составных частей, попыткам понять зачем они нужны и конспектированием всего этого добра. Скорее всего многие из догадок окажутся неверными, но это станет понятно только тогда, когда вы перейдете на следующий уровень.
Сопоставление. Если анализ работает с единичным объектом, то цель сопоставления в сравнении массива. Соединение конспектов, заметок позволяет перейти к дереву решений -- структуре, которая связывает задачи с удачными и неудачными вариантами решений.
Например, скриншоты интерфейсов в кейс стади можно представить по-разному. О том, как этого делать не стоит я писал в предыдущей статье. Собственно говоря, выводы, которые там предложены — это не что иное, как один из результатов сопоставления.
Решение задач. Закрепление понимания происходит только в результате осмысленного действия. Именно поэтому важно не только проводить сопоставление, но и пытаться действовать. Стандартное действие при обучении — это решение задач.
Как сказал бы Николай Чернышевский — это все прекрасно, но что делать? Как прокачать насмотренность? Есть по меньшей мере два с половиной варианта.
Вариант 1. Определить на каком уровне прокачки вы находитесь и пробовать переходить на следующий:
если на первом, то добавлять элементы анализа, оценки и конспектировать свои результаты;
если на втором, то сопоставлять части конспекта, фиксировать свои заблуждения, выводить лучшие варианты;
если на третьем, пробовать корректировать недостатки выявленные в процессе анализа;
если на четвертом, то нужно обобщать накопленный материал и переходить от мнения к знанию, но это уже совсем другая история (в этом месте знакоки пошли гуглить мем с Леонидом Каневским) и тема для отдельной статьи.
Вариант 2. Тренажер. Я планирую за год записать 100 разборов портфолио для прокачки насмотренности. На сегодняшний день есть 20. Поработав их, можно приподнять свой скилл. Для этого необходимо:
просмотреть видео (первый уровень прокачки — пассивный просмотр)
законспектировать сильные и слабые стороны (второй уровень — анализ)
после просмотра всего массива свести воедино все конспекты (третий уровень — сопоставление)
решать задачи (четвертый уровень — решение задач)
Вариант 2,5. Экспериментальный курс по насмотренности
В идеале навык, полученный на тренажере или от самостоятельной проработки, необходимо применить на практике, усилив собственное портфолио.
Если соберется какое-то количество интересантов, можно будет организовать небольшой практический курс по насмотренности и дальнейшей коррекции портфолио. Предполагаемая дата начала — середина июЛя — начало августа. Подробности будут в ТГ @ux_square в конце июня — начале июля.