Возможность зарегистрировать свой бренд для свингерских вечеринок появилась даже на Госуслугах.
В новостях пишут, что Олимпийского мишку уже пытаются зарегистрировать для этих самых вечеринок.
Странное дело — давайте-ка расскажу, что происходит на самом деле, и что полезного можно вынести из этой истории предпринимателям.
Давайте сегодня посмотрим вот что:
как на практике работают сегодня товарные знаки в России (вкратце)
откуда взялись эти самые вечеринки
что сегодня стоит учитывать каждому, кто хочет стать владельцем собственного бренда
Коротко: как сегодня работают товарные знаки в России
Товарный знак — это обозначение, зарегистрированное в Роспатенте.
Чаще всего как товарные знаки регистрируют названия компаний и товаров, слоганы, логотипы, имена-псевдонимы и домены.
Сегодня в России охраняется больше 950 000 товарных знаков, и каждый год подают на регистрацию еще 130-140 тысяч. Найти классное и свободное название непросто, а вот случайно воспользоваться чужим — легко.
Санкции за использование чужого бренда немаленькие:
взыскание компенсации в пользу правообладателя — до 5 миллионов рублей, иногда больше (п.4 ст. 1515 ГК РФ)
штрафы в пользу государства за нарушение закона о рекламе и недобросовестную конкуренцию — тут от 100 до 500 тысяч, а там как повезет (ч. 2 ст. 14.33, ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ)
конфискация товара, на который незаконно нанесен чужой знак (п.2 ст. 1515 ГК РФ)
блокировка товаров на маркетплейсах, в интернет-магазинах и соцсетях
иногда ответственность вплоть до уголовной (до шести лет, ст. 180 УК РФ)
Предприниматели и компании регистрируют товарные знаки для того, чтобы получить монопольное право на свои названия и логотипы, и не дать получить его другим.
Пару лет назад возможность стать владельцем собственного бренда появилась и у самозанятых, и даже у обычных людей без какого либо делового статуса.
Как устроен товарный знак: два главных элемента
У каждого товарного знака есть две главных составляющих:
обозначение
перечень товаров и услуг
Обозначение — это то, ЧТО регистрируется как знак. Название, логотип, этикетка, а иногда даже голограмма или цвет.
Практически все, что может выделить товар на рынке, может стать товарным знаком. Если только не нарушает требования закона и не слишком похоже на уже существующие знаки.
Перечень товаров и услуг — это то, НА ЧТО регистрируется знак. Услуги кафе, разработка сайтов, кроссовки или аккумуляторы — да всё, что угодно.
Товарный знак защищает не просто само по себе название, а использование этого названия в бизнесе для конкретных товаров и услуг.

Откуда в заявках на товарные знаки появились свингерские вечеринки
Практически все существующие товары и услуги собраны в Международном классификаторе товаров и услуг — МКТУ.
МКТУ делит товары и услуги на 45 классов — одежда, образование, общественное питание и так далее. Каждый, кто хочет зарегистрировать свой бренд, выбирает нужные классы и конкретные товары по этому самому справочнику.
Сегодня к системе МКТУ (Ниццкое соглашение) присоединилось больше 90 стран, в том числе и Россия — еще в 1971 году.
Каждый год в мире появляются новые виды товаров. МКТУ тоже не стоит на месте и ежегодно обновляется.
Обновлением МКТУ занимается Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС) — это международная организация с главным офисом в Женеве.
В августе 2025 года МКТУ снова обновили.
Помимо умных чемоданов и роботов-гуманоидов в список товаров и услуг попала и та самая «организация свингерских вечеринок».

После перевода обновленного перечня МКТУ на русский язык, «организация свингерских вечеринок» пришла как вид услуг и к нам в Россию. И в том числе, попала на Госуслуги.

Что будет дальше с заявками на свингерские вечеринки
Ниццкое соглашение по МКТУ — это важное международное соглашение. Наша страна, как и все остальные, не могут отказаться от какого-то вида товара, даже если он нам не особо нравится.
C другой стороны, у Роспатента есть больше 15 оснований для отказа в регистрации бренда.
Одно из них — противоречие общественным интересам и нормам морали.
В ходе экспертизы Роспатент проверяет не только название или логотип из заявки, но и перечень товаров и услуг.
Например, Роспатент уже отказывал в регистрации товарного знака «Исповедальная» на водку. В регистрации знака «Веселая история» на услуги похоронного бюро тоже откажут.
Так и здесь: заявкам на «свингерские вечеринки» попросту будут отказывать в регистрации по причине противоречия нормам морали.
То есть из справочника их не уберут, но и знаки на них регистрировать не будут.
К слову, в заявке на Олимпийского мишку «свингерских вечеринок» сейчас уже нет.
Почему эта история касается почти каждого, кто хочет стать владельцем своего бренда
Казалось бы, ну кто в здравом уме будет пытаться зарегистрировать «Веселая история» для похоронного бюро или подавать заявку на «свингерские вечеринки»? Зачем вообще про это говорить?
А вот.
Дело в том, что в нашей стране принято подавать заявки не на отдельные виды товаров, а целиком на все позиции из нужного класса МКТУ.
Например, если компания занимается репетиторскими услугами, она выберет для регистрации целиком весь 41 класс МКТУ, связанный с образованием и мероприятиями.
Так сложилось, потому что есть страны, где госпошлина платится за каждый отдельный товар в перечне. У нас же пошлина платится не за товар, а за класс.
А сколько товаров внутри класса, один или сто — уже не важно. Поэтому многие добавляют весь перечень товаров из конкретного класса к себе в заявку.
В итоге заявка выглядит вот так:

Получается, у тех предпринимателей и юристов, которые не вычитывают свои перечни, так и попадают в них какие-нибудь странные позиции типа «выпуска голубей», или те же «свингерские вечеринки», про которые потом пишут в новостях.
3 главных совета для тех, кто хочет стать владельцем собственного бренда
На первый взгляд может показаться, что выбор товаров — это элементарное дело. Открыл МКТУ, классов накидал — готово.
На деле это не так. МКТУ — это только вспомогательный справочник. И «классовое мышление» в этом случае может круто навредить итоговой регистрации.
Вот три базовых совета на эту тему, на тот случай, если когда-нибудь соберетесь регистрировать собственный бренд.
Выбирайте товары с учетом перспективы. «Расширить» перечень товаров после регистрации знака уже нельзя. Если вы зарегистрировали знак на кафе, а потом вспомнили, что у вас будут еще и кулинарные мастер-классы — придется проходить регистрацию заново, снова платить и ждать экспертизу.
Проверяйте в перечне ваши продукты. Помню историю, как одна женщина хотела зарегистрировать знак на музыкальную школу, а горе-юрист получил регистрацию только на услуги по аренде аквариумов и ничего не сказал ей об этом. В итоге знака у нее словно и не было. А надо было, чтобы в ее перечне было конкретно прописаны виды товаров-услуг, которые она продает.
Убирайте из перечня мешающие товары и услуги. Даже случайное попадание каких-нибудь «свингерских вечеринок» в перечень может сильно осложнить и затянуть регистрацию товарного знака.
На все общие вопросы отвечаю в комментариях.
Если надо спросить что-то частное для себя или своей компании, например, ваше название или лого посмотреть-проверить по настоящим базам, разобраться с регистрацией товарного знака, патентом или судом — пишите мне в личку в телеграме @bchlf
Если вам в целом интересна тема защиты своих интеллектуальных прав — у меня есть небольшой телеграм-канал «Клуб правообладателей».
Недавно написал и опубликовал в канале небольшую методичку «Как теряют миллионы на компенсациях и штрафах» — без смс и регистраций собрал в табличку типичные ошибки, на которых теряют деньги, и расписал, что по моей практике стоит делать заранее, чтобы не влететь.
Комментарии (0)
interesting-cs-math
16.09.2025 12:37Их конец - погибель, их бог - чрево, и слава их - в сраме, они мыслят о земном.
MAXH0
Т.е. придя на вечеринку с заячьими ушками девушки НАРУШАЮТ?