
Мне нравится изучать гегелевскую диалектику и смотреть как она может быть переосмыслена в свете современных знаний или применена к тем или иным областям науки. К сожалению, многое из того полезного, что есть в диалектической логике, оказалось искажено и замылено вследствие господства в нашей стране в прошлом веке определенной идеологии. И основой этой идеологии не был марксизм. Это был скорее всё-таки ленинизм-сталинизм. Недавно я подумал: а что если посмотреть чисто диалектически с позиции тезиса-антитезиса-синтеза на развитие нашего общества? Что мы увидим? Увидим ли что-то, что подтверждается современной практикой и опытом? Идем ли мы туда, куда, как предсказывает диалектика, мы должны идти? Давайте посмотрим вместе.
Применима ли диалектика к социально-гуманитарным наукам?
Диалектика есть учение о всеобщих законах развития. Говорят, что «в Гегеля тяжело войти, но еще сложнее выйти». Это означает, что если вы приложили достаточно усилий, чтобы проникнуться философией Гегеля, то вы начинаете видеть диалектику и ее элементы везде, вплоть до простых бытовых ситуаций, не говоря уже о чем-то глобальном и фундаментальном.
Некоторые философы считают, что диалектика неприменима ко всему. Например, по мнению А.Д. Власова, она неприменима к неживой природе, к физике. Марксисты же наоборот, полагают, что диалектика отлично подходит для описания всего Мироздания в целом. Наиболее ортодоксальные приверженцы Гегеля, равно, как и его критики, скажут, что диалектика – это учение о развитии и закономерностях мышления, поэтому она применима только к мышлению и к тому, что поддается творческой преобразовательной силе мышления.
Но, так или иначе, практически все сторонники идеализма Гегеля или материализма Маркса согласны, что диалектика работает в социально-гуманитарном познании, отлично описывает развитие общества и закономерности этого развития.
Так, с точки зрения диалектики, общество развивается по спирали, постепенно переходя от одной стадии ко второй, в рамках которой отрицаются элементы первой, а затем как бы возвращаясь к началу, но на новом уровне, где происходит синтез элементов первой и второй стадии. Яркое проявление этого закона мы видим в историческом движении европейского общества от эпохи Античности через Средневековье к Новому времени.
Диалектика европейской истории
Что представляла из себя культура Античности, какие ценности были ей присущи? Вспомните древнегреческих богов, статуи, Олимпийские игры. Это была языческая культура, для которой характерны эстетика человеческого тела, дух конкуренции и борьбы, философский и вообще в целом интеллектуальный плюрализм. При этом существовало рабство, которое даже такие великие умы человечества как Платон и Аристотель не считали чем-то из ряда вон выходящим, но наоборот, скорее признавали вполне нормальным и даже необходимым элементом общественного функционирования.
История мыслилась как движение по кругу. Всё циклично и всё повторяется, как писал древнегреческий историк Фукидид. Такой взгляд на историю был в целом характерен для традиционного общества, жизнь которого была тесно связана с цикличностью сельскохозяйственных работ.
В Средневековье ценности Античности были отброшены. Язычество и всё, что с ним связано категорически осуждалось. На смену духу конкуренции и борьбы пришло покорное смирение. Человеческое тело с его животным началом стало источником греха. Исчезла необходимость в каком-либо философском или интеллектуальном плюрализме, так как высшим авторитетом была теперь наделена одна единственная книга – Библия. Правовое неравенство между людьми сохранялось в виде сословной системы и крепостного права, однако люди были признаны равными, по крайней мере, перед Богом.
В Средние века был разорван круг исторического движения. На смену кругу пришла линия, а точнее вектор. История в понимании людей получила направленность – от Сотворения мира к Страшному суду и Второму пришествию. Начала зарождаться идея прогресса.
В эпоху Нового времени были пересмотрены ценности и установки Средневековья. Отброшен библейский догматизм, при этом христианство осталось господствующей религией, однако всё большее значение в познании мира придается разуму, снова становится возможным интеллектуальный, философский и вообще мировоззренческий плюрализм. Благодаря развитию капитализма происходит возвращение к духу конкуренции и борьбы, стремление к личному успеху. Центральное место в мировоззрении снова занимает человек, его переживания и искания, а не Бог. Живопись становится всё более реалистичной – возвращается интерес к эстетике человеческого тела. В первых Конституциях мира, принятых в США, Польше и Франции провозглашается правовое равенство между людьми. Конечно, люди по-прежнему неравны в реальности, но зато их юридическое равенство теперь было признано на уровне закона, в отличии от Античности, когда рабов и вовсе не считали за людей, а в Средние века юридически закреплялось сословное неравенство между людьми. Эти процессы шли неравномерно по миру и долгое время в той же России, например, крестьяне оставались на положении рабов. Но нас здесь интересуют не частности, а общие тенденции, макротренды.
Новое время начинается с эпохи Возрождения, которая так и называется потому, что в этот период происходит возвращение к античным ценностям. Возрождение плавно перетекает в Просвещение, когда снова свободно и активно начинают развиваться науки и философия, подобно тому, как это когда-то было в Греции.
И всё-таки Новое время – это не возврат к старому, не откат назад, так как возрождение интереса к античным ценностям всё-таки основывалось на христианской морали и капиталистической экономике, и все произведения искусства Нового времени – это не простое копирование искусства Античности, но его творческое переосмысление на новом уровне. Синтез античной культуры и христианского мировоззрения отлично сочетались с развитием новой капиталистической экономики.
Если раньше люди мыслили историю как круг, затем как вектор, то как они её стали мыслить теперь, в Новое время? Что есть синтез круга и направленной линии (вектора)? Их синтез и есть спираль. Благодаря Гегелю в Новое время и появилась идея спиралевидного развития общества, но почва для появления этой идеи была заложена всем предыдущим развитием.
Таким образом, отвечая на популярный вопрос о том, повторяется ли история или нет, с точки зрения диалектики можно сказать: и да, и нет. Да – потому что многие процессы цикличны и действительно многие события происходят по схожим сценариям. Нет – потому что мы всё-таки не ходим по кругу, мы идем вперед и даже то, что повторяется, не повторяется в точности, а происходит на новом уровне. Развитие человеческого общества идет по спирали через стадии тезиса и антитезиса к синтезу.
Главная концепция
Но моя главная идея заключается в другом. А что если диалектически посмотреть на всё общество в целом, его путь в прошлом и настоящем и попытаться ответить на вопрос куда же мы идем теперь, что нас ждет в будущем?
Попытка марксистов
Посмотреть на историю общества в целом из прошлого в будущее уже попытались марксисты, в том числе советские, но у них получилась какая-то очень громоздкая и притянутая за уши «пятичленка», согласно которой сначала было первобытное общество, потом рабовладельческое, за ним феодальное, капиталистическое, а дальше будет коммунизм.
Еще в марксизме был так называемый азиатский способ производства, который также непонятно было куда пристроить. Постепенно выяснилось, что такие казалось бы незыблемые понятия как рабовладение и феодализм тоже очень условны и мало где вообще в реальной истории встречались в чистом виде. И практически нигде не было чистой смены формаций в строгом порядке от одной к другой.
Но идеи марксизма не хотелось бы отбрасывать полностью. В них было немало полезного и рационального. «Пятичленку» придумали уже в СССР при И.В. Сталине. Изначальный марксизм исходил из того, что есть лишь три (в лучших традициях диалектики) фундаментальных стадии общественного развития:
бесклассовое первобытное общество (тезис),
классовое общество (антитезис),
снова бесклассовое коммунистическое общество, которое есть не откат назад, но подъем по спирали на новый уровень (синтез).
Вот эту идею и хотелось бы развить.
Предварительные замечания
Всё, что связано с марксизмом и коммунизмом, вся терминология марксистского учения сегодня стала очень зашоренной и искаженной. Коммунизм неминуемо ассоциируется с сталинским тоталитаризмом и противопоставляется истинной демократии. В некоторых западных странах (Чехия, США) есть памятник жертвам коммунизма, но почему-то нет памятника жертвам капитализма. Плановая экономика и полный государственный контроль за всеми сферами жизни общества – вот, что порой думают о марксизме современные люди, при том что марксизм конечно же вообще не об этом. Абсолютно. Полностью.
Поэтому, чтобы не провоцировать лишний раз неприятные ассоциации у людей, интересующихся историей и философией, но не углублявшихся в марксизм, возьмем всё то лучшее и рациональное, что там было, отбросим сильно политизированную терминологию, применим диалектику Гегеля и посмотрим, откуда же и куда мы как социум идем?
Суть
Итак, согласно диалектике развитие есть возвращение к началу, но на новом уровне: нечто было одним, затем сало другим, противоположным, а на третьей стадии вернулось к себе же, но на новом уровне. Общество также пройдет эти стадии. Назовем эти стадии условно следующим образом:
Архаическое общество - первобытное общество, основанное на присваивающем хозяйстве,
Экономическое общество – классовое, цивилизованное общество, основанное на производящем хозяйстве, поэтому и называемое экономическим,
Постэкономическое общество – общество будущего, в котором вопрос заработка и физического выживания перестанет быть главным, поэтому это общество называется постэкономическим.
Сравним эти три типа, три стадии развития по следующим критериям и посмотрим, как происходит спиралевидное развитие по этим критериям:
Происхождение материальных благ,
Отношения с природой,
Социальные отношения,
Устройство системы образования,
Политические отношения,
Особенности духовной сферы.
Итак, рассмотрим подробнее каждый из указанных типов общества по этим критериям.
Архаическое общество
Это было первобытное общество эпохи палеолита, мезолита и неолита, основанное на присваивающем хозяйстве, которое постепенно начало сменяться производящим.
Происхождение материальных благ. Материальные блага производятся природой, человек в их производстве не участвует, а лишь присваивает, занимаясь охотой и собирательством. К концу данной стадии развития возникает производящее хозяйство и начинает постепенно утверждать себя, но так происходит потому, что история не дискретна, в ней нет жестко отделенных друг от друга этапов, одно плавно переходит в другое. Однако до тех пор, пока производящее хозяйство окончательно не утвердило себя, человек лишь присваивал то, что произвел не он, а природа.
Отношения с природой. Человечество, как видно из предыдущего пункта, было полностью подчинено природе и зависело от нее во всем.
Социальные отношения. Люди на этой первой стадии еще не делятся на антагонистические слои. На самых ранних этапах архаического общества нет никакой социальной дифференциации и стратификации. Постепенно люди начинают делиться на определенные группы, но это деление очень слабое и условное. Даже уровень жизни вождя мало чем отличается от уровня жизни простых членов племени, так как нет еще экономического базиса, способного обеспечить социальное неравенство.
Устройство системы образования. Образования как такового конечно же нет. Одно поколение передает свой практический опыт другому. Ближе к концу периода начинает постепенно оформляться более сложная культура, требующая большего усердия в освоении, однако даже на ранних этапах следующей, цивилизованной стадии образование – удел отдельных энтузиастов и элит, оно не нужно всем и носит весьма условный характер.
Политические отношения. Так как в этом обществе еще нет социально-экономического неравенства, то нет и публичной власти, отделенной от общества. Общество управляется демократически советом старейшин, племенным советом. Вождь есть, но он выполняет роль, прежде всего, военного лидера.
Особенности духовной сферы. В духовной сфере абсолютно господствует религиозно-мифологическое мировоззрение, традиции и обычаи, народная культура.
Далее постепенно, очень не дискретно и неравномерно происходит переход к экономическому обществу.
Экономическое общество
Это общество, полностью основанное на производящей силе человека. Это классовое общество, включающее в себя как древние, так и современные цивилизации. Это та стадия, на которой мы до сих пор находимся сейчас.
Происхождение материальных благ. Материальные блага больше не производятся природой. Они производятся человеком сначала в виде господства аграрного натурального хозяйства, а затем в виде промышленного производства, в рамках которого зарождаются основы уже для следующей стадии развития. Так произошло первое отрицание, движение по первому витку спирали – было присваивающее хозяйство, когда всё производила природа, а человек это присваивал, а стало производящее, когда человек сам производит всё то, что ему нужно.
Отношения с природой. Если раньше человек был подчинен природе полностью, то теперь он всё больше и больше подчиняет её себе, что приводит, в конечном счете, даже к экологическим проблемам. Зависимость человека от природы практически полностью преодолена.
Социальные отношения. Люди разделились на антагонистические слои: сначала на сословия, а затем на классы и иные неравные в положении социальные группы. Возникло довольно жестко и очевидное социально-экономическое неравенство.
Устройство системы образования. Медленно, но верно образование становится всё более и более всеобщим, системным и стандартизированным. Пиком это процесса является индустриальное общество, когда стандартизированное машинное производство потребовало в большом количестве людей с таким же строго стандартизированным образованием. Так и распространилась постепенно современная система с партами, уроками, предметами, экзаменами и т.п.
Политические отношения. Вследствие формирования жесткого социально-экономического неравенства появляется и публичная власть, отделившаяся от остальной части общества.
Особенности духовной сферы. Религиозное мировоззрение постепенно вытесняется светским, в рамках которого уже не так важно у кого какой бог. Всё более прочное и важное место в духовной сфере жизни общества занимает наука. Постепенно возникает и развивается массовая культура.
В ходе 5000-летнего развития цивилизации постепенно вызревают предпосылки для новой стадии развития, к которой мы уже начали переход в XXI веке. Назовем эту стадию постэкономическим обществом.
Постэкономическое общество
Это общество будущего, в котором человеку уже не надо будет всю жизнь работать на нелюбимой (а может и любимой) работе, чтобы прокормить себя и семью.
Происхождение материальных благ. Человек снова не участвует в производстве материальных благ, как и на первом этапе, но не потому что мы откатились назад, а потому что материальные блага теперь производятся автоматизированными системами. Человеческий труд больше просто не нужен, в нем нет необходимости. Я долго думал, кто же возьмет на себя роль организатора такого производства, кто будет просчитывать необходимое количество материальных благ для производства, чтобы спрос соответствовал предложению, ведь государство не должно этим заниматься, так как самого государства уже не должно быть. И я понял. Этим займется Искусственный Интеллект. Современные информационные технологии уже позволяют настолько тонко и точно просчитывать все необходимые экономические показатели для эффективного планирования, что большевикам с их Госпланом и не снилось.
Иногда говорят, что такое общество, где всё строго запланировано и нет конкуренции просто деградирует снова как СССР при Л.И. Брежневе. Друзья, окститесь. Конкуренции в капитализме нет уже со второй половины XX века. Это давно показал американский экономист Дж. Гэлбрейт. Роль ТНК только увеличивается в мире. 80% того, что вы видите на рынке (в широком смысле) производится 1-3 корпорациями: еда, напитки, мыльные принадлежности и даже модные бренды типа Дольче и Габбана, Гуччи и Лакост – всё это принадлежит одной компании под названием Procter & Gamble. Так что рыночная экономика уже давно сама по себе стала плановой и конкуренции в ней нет. Если вы торгуете китайскими трусами на Wildberries, то да, вы конечно конкурируете с такими же мелкими перекупами, но если мы говорим об экономике капитализма на системном уровне, то никакой конкуренции там уже давно нет, зато есть план, только данный не государством, а разработанный самой корпорацией.
Отношения с природой. Люди перестают нещадно эксплуатировать природу, развивается синтез и гармонические взаимоотношения. Господствуют eco-friendly технологии и eco-friendly города, где человеческое и природное бытие гармонично сосуществуют. И эти процессы тоже уже начались в XXI веке.
Социальные отношения. Люди больше не делятся на антагонистические слои при сохранении разнообразия в уровне и стиле жизни. Никто не будет ходить в сером и одинаковом, как писали антиутописты. Будет мода, будет возможность жить так, как хочешь ты и там, где хочешь ты, а не где скажет государство. Просто за счет технологий будут закрыты базовые потребности и не надо будет выживать. Это очень важный момент, на нем остановимся поподробнее.
Капиталисты и рабочий класс, если говорить на языке марксизма, перестанут существовать как два антагонистических слоя не потому что один истребит другой в результате революции и гражданской войны, а потому что отпадет объективная необходимость в обоих. Как? Тут нужно немного экономики.
Производство строится на основе сочетания основного и оборотного капиталов.
Основной капитал – это то, что переносит свою стоимость на произведенный товар не сразу полностью, а очень постепенно: здания, машины, оборудование и т.п. Допустим, станок на заводе стоит 1 млн. рублей. Изделие, произведенное на станке, не стоит тоже сразу 1 млн. рублей. Обычно нужно произвести и продать очень много изделий, чтоб отбить стоимость станка. Но и станок постепенно изнашивается в процессе производства – так он постепенно переносит свою стоимость на созданные товары.
Оборотный капитал сразу и полностью переносит свою стоимость на произведенный товар. Оборотный капитал – это сырье, материалы и рабочая сила. Если ткань для одной пары джинс стоит 1000 р., то и джинсы произведенные из этой ткани не могут стоить меньше 1000 р. - они сразу включают в себя всю стоимость сырья. То же самое касается и труда. Если труд рабочего стоит 500 р. в час и за час рабочий сделал ту самую одну пару джинс, то эти джинсы не могут быть проданы менее, чем за 1500 р., иначе компания будет работать в 0 или в убыток.
Произведенные джинсы в конечном счете продаются с наценкой самим же рабочим, которые их и произвели (если смотреть не на конкретный завод, а на всё общество в целом, то так и происходит). Поэтому в марксизме считается, что прибыль капиталиста – это "недооплаченный" труд рабочего. Приведем простой пример, абстрагируясь от налогов и других издержек: час труда рабочего стоит 500 р., джинсы, им произведенные за час – 1000 р. По факту рабочему платят за час не 500 р., а 300 р., а потом еще этот же рабочий покупает себе джинсы в магазине, но не за 1500 р., а за 1700 р. Реальная экономика работает по этому же принципу, но с большим количеством деталей и переменных.
Таким образом реальный источник дохода капиталиста – оборотный капитал, а точнее его часть - живая рабочая сила. Но дело в том, что капиталист, стремясь к увеличению прибыли, ищет новые технологии позволяющее производить больше и быстрее – так он начинает внедрять в производство и развивать основной капитал.
Но основной капитал не может приносить прибыль, ибо сколько бензина вы залили в машину, столько она и проедет. Нельзя залить в машину бензина на 100 км, а проехать 150. Нельзя на сломанном станке продолжать делать товар. А с рабочим человеком можно! Человеку можно не доплатить и он всё равно продолжит работать! Человек будет болеть, но всё равно выйдет на работу!
Получается удивительная диалектическая ситуация: капиталист, стремясь к прибыли, увеличивает долю основного капитала в производстве, уменьшая со временем долю оборотного. Но именно оборотный и приносит прибыль. Сначала, в первые периоды развития индустриального капитализма, никаких проблем с этим нет, всё хорошо. Но постепенно технологии (основной капитал) достигают такого уровня развития, что человек в производстве больше просто не нужен. Но технологии и не приносят прибыль, потому что им нельзя недоплатить, зато их нужно содержать. Поэтому и капиталисту такое производство становится неинтересным. И капиталист и рабочий исчезают как антагонистические классы просто за ненадобностью! А производство содержится теперь за счет общества и в интересах общества в целом.
Частная собственность на средства производства точно также отмирает просто за ненадобностью, а не потому что ее отнимет очередной злобный Сталин. Частная собственность на средства производства станет не нужна, подобно тому, как стала не нужна собственность на видеомагнитофон, чтоб посмотреть кино (всё можно скачать в Интернете, «видик» и кассеты к нему больше никому не нужны). Точно также с развитием каршэринга постепенно отмирает необходимость в частной собственности на автомобиль. Каршэринг – это очень удобно: нет трат на страховку, техосмотр, ремонт и мн. др. Можно ездить на дорогой машине, не покупая ее за миллионы. Вот грубо говоря примерно также отпадет и необходимость в частной собственности на средства производства.
Да, просто так никто не захочет отдавать своё социальное положение и источники богатства. Поэтому мы наблюдаем сегодня попытки сдерживать прогресс. И революция, о которой писали Маркс и Энгельс, случится именно тогда, когда тормозящий прогресс характер капитализма станет уж слишком очевидным для всех, когда массы людей поймут, что все материальные условия для того, чтобы жить качественно лучше, жить по-другому уже есть, надо лишь убрать тех, кто мешает дать зеленый свет новому высокотехнологическому прогрессивному строю. Революция будет направлена на то, чтобы открыть дорогу прогрессу, а не на то, чтобы "отнять и поделить".
Устройство системы образования. Благодаря развитию Интернета образование уже сейчас в наши дни снова перестает быть основой благополучия и высокого дохода. Даже школьное образование становится всё более факультативным, либеральным и вариативным. Высшее образование уже и вовсе дошло до того, что к моменту окончания вуза те знания, которые человек получил, устаревают. В постэкономическом обществе образование перестанет быть всеобщим, стандартизированным и системным. Люди будут получать знания, но в гораздо более свободной и либеральной форме, чем сейчас. И этот процесс тоже уже запущен.
Политические отношения. Государств и публичной власти больше нет. Согласно данным Аналитического института при ЦРУ уже к 2025 г. роль ТНК в принятии международных политических решений станет гораздо большей, чем роль государств (факт взят из книги Е.Ф. Чеберко "История предпринимательства"). Государства отмирают. Хоть и медленно, но верно. Общество управляется демократически всеми своими членами на основе информационных технологий. Не спешите говорить, что это утопия и невозможно. В XV веке унитаз в каждый дом и горячая вода тоже были утопией и невозможностью. Уже сейчас технологии блокчейна позволяют реализовать абсолютно прямую и прозрачную демократию, просто общество еще не готово к этому. Пока не готово. Но всё к этому идет. Наш мир становится всё более децентрализованным, а социум – всё более инициативным и ответственным.
Особенности духовной сферы. Люди больше не видят жестких различий между наукой и религией. Наука и религия понимаются как два разных пути к одной истине. Зачатки такого мировоззрения видны в современной религиозной толерантности развитых стран, в спокойном сосуществовании религиозных и нерелигиозных людей, а еще четче тенденция к этому прослеживается в трудах таких выдающихся философов, как Поль Фейерабенд и Эрих Фромм.

* * *
Приведенная выше концепция может напомнить внимательному читателю концепцию трех типов общества Элвина Тоффлера (традиционное, индустриальное и постиндустриальное), однако обе концепции (моя и Тоффлера) далеко не идентичны. Тоффлер рассматривает лишь эпоху цивилизации с древнейших времен до наших дней, а постиндустриальное общество – это наша современная стадия, а не будущее. У Тоффлера нет архаической стадии и постэкономической. Его три типа – это этапы лишь внутри экономической стадии развития общества, а постиндустриальное общество – это по сути вообще не самостоятельный тип, а переходная стадия от экономического к постэкономическому обществу.
Таким образом, на этих нескольких примерах мы видим как общество пройдет по спирали, как через отрицание отрицания изменятся и эволюционируют все элементы общественных отношений. Конечно же не всё будет так схематично, конечно же реальный мир всегда сложнее и многообразнее любых схем. Не смотрите на эту схему как на что-то жесткое. Мир и общество не дискретны. Одно очень плавно и постепенно переливается в другое со множеством внутренних отклонений и дополнительных этапов, однако именно через череду случайностей и пробивают себе дорогу закономерности. И помните: когда-то и сосиски на завтрак были утопией и невозможностью. Возможно всё, нужно только время.
Комментарии (12)

Emelian
28.10.2025 13:48Диалектика общественного развития: откуда и куда мы идем?
Вы так, толком, и не ответили на свой вопрос. Кроме того, я не понял, чем, по-вашему, «идеализма Гегеля» лучше «материализма Маркса».
Сейчас, многими принято, что: «Философия – это не наука, а форма мировоззрения». У Гегеля, Канта и Фейербаха была своя философия, у Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина, Мао Цзэдуна и Ким Ир Сена – своя. Попробуйте им сказать, что прав только Гегель, а их «Коммунизм – это не догма, а руководство к действию», всего лишь, заблуждение!
Мировоззрение, как и политика – склоны изменяться. То, что вчера казалось абсолютной истиной, сегодня, в лучшем случае, истина – относительная.
Интересно, но диамат и диалектическую логику вы не трогаете, только истмат. Он, типа, проще?
В общем, статья так себе, не впечатляет.
Мне пришлось дважды полностью «проходить» в дневных советских ВУЗах (Политех и мехмат МГУ) полный цикл гуманитарных наук, в том числе политэкономию и «Научный Коммунизм». Не скажу, что я был в сильном восторге от советской идеологии, в силу её навязчивости, однако, особых противоречий я там не видел. Больше всего удивляло, что в Брежневском «застое» был негласный запрет на слово «реформа». СССР нужны были реформы, для выживания. Андропов, со своим: «Мы не знаем общества, в котором живём», пытался что-то делать, но, как-то, подозрительно рано ушёл из жизни, продержавшись у власти всего тринадцать месяцев. Далее, уже началась «хня» полная. Вместо него – престарелый Черненко, закончивший, заочно, на посту первого секретаря обкома КПСС, учительский институт. Вы представляете себе картину? Профессор звонит ему и говорит: «Товарищ Черненко, у вас не найдется пары минут, чтобы я поставил вам зачет?», «Нет, я занят! Принесите мне зачетку со всеми оценками «отлично», после экзаменационной сессии!». Потом пришел «мутный» Горбачев – идейный предатель, его заменил Ельцин – вынужденный предатель. Кстати, с последним я общался на расстоянии вытянутой руки, а от его жены Наины, впервые услышал, что он собирается стать Президентов РСФСР. Как бы там ни было, Ельцин свою вину искупил – поставив у власти В.В. Путина. Поговаривали, что он сказал Бушу-старшему, в день рождения которого установил «День Независимости России (от СССР)»: «Болт вам, а не Россия! Получите Путина и распишитесь!». Билу Клинтону (тот, у которого не было секса, по словам его жены, с Моникой Левински) заявил на очередной плевок в свою «морду лица», что: «Вообще-то, у России есть ядерное оружие!». После чего прожил недолго, операция на сердце – такое дело. А своим подопечным он кричал: «Что мы делаем! Да нас за это надо расстрелять!». Егора Гайдара, правда, обожал, как «очень умного» и Хасбулатова с Руцким, за что и поплатился. Ну, да речь не об этом. Хотя, совесть у Ельцина, явно, была и это главное. По крайней мере, оправдывает существование «Ельцин-Центра».
По теме, есть определение Капитализма и Коммунизма:
«Коммунизм – это высокоразвитое, высокообильное, высокоморальное общество».
«Капитализм – это высокоразвитое, высокообильное, аморальное общество».
Как говорится, найдите три отличия!
И почему, второй может существовать, а первый – нет? «Социализм-1.0 в СССР-1.0» он, ведь, «не ушёл в прошлое, а растворился в будущем!». Будет вам еще и «Социализм-2.0 в СССР-2.0». Главный маркер – смотрите, кто будет «третьим» в Союзном Государстве: «РФ + Беларусь». Может быть, Франция? :)
Эта моя форма мировоззрения. Философская или не очень, не важно. Как говорил один мудрец: «И вы правы и вы правы!» – «Но, как же так? Они же противоречат друг другу?» – «И вы тоже правы!».

xirahai
28.10.2025 13:48«Коммунизм – это высокоразвитое, высокообильное, высокоморальное общество». «Капитализм – это высокоразвитое, высокообильное, аморальное общество».
Высокоразвитость общества в чем заключается? Практика показывает что при капитализме не все равны перед законом. Был небольшой период истории, когда в самых развитых кап. странах у богачей была хоть какая-то ответственность, но как видим он довольно быстро завершился (по историческим меркам). Да и законы в странах буржуазной демократии (что в переводе каг бэ означает "власть народа" LOL) - в свете нового мирового порядка сильно поменялись, и далеко не в пользу, мягко говоря, их коренного населения.
Изобилие в буржуазном мире лишь для меньшинства, а большинство находится в зависимом положении, серьезного улучшения которого властьимущие вряд ли допустят. Общий уровень жизни населения конечно вырос относительно прошлых веков, но это в массовой культуре не создало каких-то более высоких смыслов, чем выживание и потребление.
Про мораль нет смысла говорить, т.к. это продукт социально-экономического строя. А работать надо с причиной, а не со следствием. Капитализм себя изжил, больше чем полностью с конца прошлого века, когда к власти пришли представители финансового капитала. Если эпоху промышленного капитализма еще можно назвать прогрессивной, помня о непомерной цене которую заплатили народы в войнах и колониальной эксплуатации. То нынешняя власть финансового капитала - это закат технологической цивилизации, в котором человечество сгорит в ядерной войне, или угробят выпущенные из лабораторий вирусы.

Emelian
28.10.2025 13:48Высокоразвитость общества в чем заключается? Практика показывает что при капитализме не все равны перед законом.
В смысле, высокотехнологичное. Из этого отнюдь не следует, что блага цивилизации и её технического развития доступны всем. В этом и состоит аморальность: «Минимуму (людей) – максимум (благ) и, наоборот, максимуму (людей) – минимум (благ)».
При Социализме – общество более морально. Распределение благ остаётся неравномерным, но, более щадящим к неимущим. Сносная жизнь – обеспеченна всем и с голода вы не умрёте, но, для получения большего количества благ надо больше напрягаться: учиться и работать.
При Коммунизме возможно материальное изобилие, «почему бы и да». Материальные блага потеряют свою самоценность, в силу их бесплатности. На первое место выйдут духовные ценности: любовь, миролюбие, справедливость, сострадание (сердечные функции), взаимопомощь, развитие и саморазвитие.
Вы считаете это невозможным? Да, половину всего этого уже было при Социализме-1.0 в СССР-1.0. А при Социализме-2.0 в СССР-2.0 будет уже две трети и так далее, постепенное приближение КПД моральности к 100%. Другое дело, что для этого итерация Социализма может иметь очень высокий номер. Однако, ближайшие лет сто будут веком России, и, на несколько итераций Социализма в России или СССР-N.0, мы вполне можем рассчитывать.
Про мораль нет смысла говорить, т.к. это продукт социально-экономического строя.
Не уверен, что именно так. Мораль, на две трети, рождается в генах. Остальная треть впитывается, на уровне подсознания, от родителей (из их образа жизни, образа мышления и жизненной энергетики) и окружающего общества.
В принципе, есть два полюса Морали. На Западе можно встретить термин: «Параллельные человечества». Это именно про моральную полярность. Главный критерий: миролюбие – воинственность. Иногда это выражается в религиозной полярности, но суть та же. Вы либо признаёте право других на равенство с вами, либо нет. Причём во всём. В праве на жизнь, справедливость, собственные интересы, взгляды, образ жизни и т.д. и т.п. Но, если вы допускаете ущемление чужих интересов только ради собственной выгоды, типа, «без лоха – жизнь плоха», то это уже аморальность.
Да, жизнь – это: «и нашим и вашим». Может быть: «моральная аморальность» и «аморальная моральность». Однако, с тем, сколько в вашей «бочке мёда» – «ложек дёгтя» – разбирайтесь сами. Либо читайте классиков, вроде, произведений: «Герасим и Муму» или «Преступление и наказание». Только, ничего это моральную полярность не отменяет. Скорее, она похожа на действительные числа, половина из которых – положительные, а, половина – отрицательные. Ну, и ноль – это «моральная нейтральность», можно даже сказать, безразличие ко всему.

VladZ_82
28.10.2025 13:48При Коммунизме возможно материальное изобилие, «почему бы и да». Материальные блага потеряют свою самоценность, в силу их бесплатности. На первое место выйдут духовные ценности: любовь, миролюбие, справедливость, сострадание (сердечные функции), взаимопомощь, развитие и саморазвитие.
Но ведь если материальные блага потеряют свою самоценность в силу их бесплатности, то и духовные ценности человека также претерпят изменения.
Возьмем для примера любовь - молодой человек ухаживает за девушкой и дарит ей подарки. Например, цветы. Для нее этот подарок ценен также и с той стороны, что эти цветы он ей купил, а не нарвал, скажем, на клумбе. Также, и при выборе спутника в семейной жизни у женского пола определенную роль играет материальная составляющая - может ли мужчина обеспечить ей кров, безопасность и т.п. И поддерживать это состояние в будущем.
Боюсь, что все мечты идеалистов всегда разбивались о суровую реальность: человек - существо материальное, мыслящее животное, если угодно, и духовные потребности - это более утонченные и развитые материальные потребности

Emelian
28.10.2025 13:48Как по мне, это слабые возражения. Как говорится, дорог не подарок, дорого внимание. Когда, в пионерском детстве, первая любовь обратила на тебя внимание, то там о подарках (в пионерском лагере) речь вообще не шла, в принципе. Внимание, она обратила на меня внимание, сказала пару слов, улыбнулось, и это запомнилось на всю жизнь.
И, наоборот, есть люди, которым хочется дарить не просто подарки, а миллионы (если бы они, конечно, были), причем, просто так, без желания какой бы то ни было взаимности, особенно, если есть кто-то не только у неё, но и у тебя, и ты не хочешь ни вмешиваться в её судьбу, ни менять собственную, только проявление своего отношения, абсолютно без взаимности. Это, чистая правда, взаимность здесь не нужна от слова совсем, только проявление своих чувств – не более.
человек - существо материальное
Я бы сказал по-другому: «Человек – существо надматериальное!». Материальное – это базис для духовного, ибо так устроен этот Мир. Главное, что материальное насыщаемость происходит (у нормальных людей), а духовная жизнь – не имеет предела.

nach-jhre
28.10.2025 13:48интересная теория, есть над чем задуматься и подумать в общем

autoanswerzzz
28.10.2025 13:48тк неспособные к размышлению думают всякую фигню продолжая ею себе врать так и не прийдя к откровению перед собой тк на это надо усилие да непредвзятость ко всему а это утеря уже надуманного что считают профитом мозга

Korrektor-mk2
28.10.2025 13:48Поскольку вы тоже использовали ИИ для написания стать, тоже использую ИИ для написания комментария на вашу статью. :) Самому написать это будет долго сложно и много букв, так что краткий синтез от "нарративного калькулятора - ИИ" ChatGPT на основе мое собственной модели "Философия истории":
Критика онтологических оснований статьи (в духе α↔Ω)
Статья на Habr (edstar) — аккуратная, культурно и исторически насыщенная популяризация диалектического взгляда на историю. Автор красиво разворачивает спиральную модель (тезис → антитезис → синтез) и предлагает типологию «архаическое — экономическое — постэкономическое». С точки зрения классической философии истории — это знакомая и плодотворная парадигма. Но если смотреть под микроскопом онтологии и динамики, как это делает α↔Ω, то по крайней мере семь существенных проблем в аргументации и в основном онтологическом допущении статьи оказываются некорректно прояснёнными или прямо уязвимы.
Ниже — пункт за пунктом: сначала — чему статья опирается (и почему это заманчиво), затем — почему это недостаточно с точки зрения α↔Ω, и, наконец, — как альтернативная онтология α↔Ω переосмысливает те же явления и что предлагает вместо упрощённой «стадийной» схемы.
1. Проблема статичных стадий вместо потоков и диссипативности
Что делает статья. Автор описывает три стации (архаическое → экономическое → постэкономическое) как типы обществ и отправляется от исторической типологии к ожиданию направления развития.
Почему это проблемно (α↔Ω). Таксономия стадий рисует общество как набор «режимов» (discrete states). α↔Ω же исходно утверждает: общества — это метастабильные диссипативные конфигурации поддерживаемые потоками (энергетическими, информационными, вниманием). В таком ключе «стадия» — это лишь локальный, временный паттерн в пространстве состояний; важнее не «какая стадия сейчас», а какие потоки и какие границы потоков поддерживают эту конфигурацию. Практический вывод: моделирование должно начинаться не с ярлыков (архаика/экономика), а с учёта потоков и производств негэнтропии. Это направление опирается на классическую теорию диссипативных структур (I. Prigogine) и её современную математизацию. (scirp.org)
Альтернатива α↔Ω. Вместо дискретной стадии — поле аттракторов с параметрами (U, Capture, attention flux), где переходы происходят как бифуркации или перколяции. Диагноз: не «мы движемся по спирали», а мы перемещаемся по ландшафту аттракторов, и изменение траекторий управляется потоками и структурой сети, а не только «идеями» или «моральными переменами».
2. Телологическая риторика vs. имманентная телеология
Что делает статья. В тексте чувствуется идея направленности истории (спираль — имплицитно телеологичная). Автор допускает, что развитие «идёт куда-то», что предполагает смысловую направленность.
Почему это проблемно (α↔Ω). α↔Ω разделяет две вещи: телеологию как внешний замысел и эмерджентную телеологию как свойство динамики систем (Emergent Teleology). Утверждать внешний преднамеренный «путь истории» — философски рискованно и эмпирически неопределимо; утверждать, что определённые динамики системой приводят к появлению множества (\Pi^*) стратегий (имманентный telos) — это корректно и формализуемо: telos = множество стратегий, максимизирующих долгосрочную жизнеспособность (J(π)). Фиксация на «спирали» как на универсальную телос-формулу игнорирует множественность локальных teloi и масштабную рекурсивность. См. теоремы α↔Ω (Emergent Teleology). (ScienceDirect)
Альтернатива α↔Ω. История — это поле возможных teloi; некоторые локальные условия позволяют одному набору teloi доминировать (например, инженерное снабжение порождает индустриальный telos), другие — иной набор. Наблюдаемая «направленность» — результат коэволюционного отбора на множестве уровней, а не априорного закона.
3. Игнорирование сетевой структуры и перколяции инноваций
Что делает статья. Автор объясняет сдвиги через «макротренды», не обсуждая, каким образом локальные инновации становятся глобальными — он подразумевает некую постепенную «эволюцию» без структурной механики распространения.
Почему это проблемно (α↔Ω). Преобразование локальных новаций в глобальные сдвиги — это percolation-/network-проблема: существует критический порог связности (p_c), и только при его преодолении локальная «искра» превращается в глобальное изменение. Это не описывает диалектическую «схему», а математическое свойство сетей (см. Grimmett по перколяции). Невнимание к этому факту приводит к ошибочным предположениям о линейности и универсальности стадий. (SpringerLink)
Альтернатива α↔Ω. Включать в онтологию сетевую топологию: density, clustering, bridging ties, translation hubs — и моделировать вероятность перколяции. Эмпирически — измерять p_c и следить за «component size vs p».
4. Недооценка перформативности теорий и моделей
Что делает статья. Автор утверждает смену ценностей как внутреннюю логику общества; роль моделей и экспертиз сведена к отражению исторических изменений.
Почему это проблемно (α↔Ω). Теории и модели не только описывают мир — они его перформируют (Callon, MacKenzie, Espeland & Sauder): экономические модели, институты измерения и пр. создают условия для их собственной реализуемости или разрушения. Игнорировать performativity — значит игнорировать механизм, через который epistemic field Ω активно меняет физическое поле E. Это центральный компонент α↔Ω (Performativity & Capture). (IDEAS/RePEc)
Альтернатива α↔Ω. Включать в анализ «эффект модели» — оценивать PRS (performative risk score), MDI (model dependence index) и учитывать, что релизы/инструменты меняют quasi-potential.
5. Упрощение роли институциональной памяти и переводимости
Что делает статья. Автор говорит об изменении институтов и «кодификации» ценностей, но не формализует, как переводимость между регистрами (науки ↔ практика; локальное ↔ глобальное) поддерживается.
Почему это проблемно (α↔Ω). α↔Ω вводит переведимость (translation capacity) как инфраструктурный ресурс: если (C_{\mathrm{trans}}) ниже порога (C^*), плюрализм ведёт к фрагментации, иначе — к адаптивности. Упрощённое видение институтов игнорирует критические инфраструктурные ограничения (APIs, education, cross-disciplinary hubs). Это — практический, измеримый фактор, влияющий на устойчивость и переходы. (См. Clark & Chalmers о распределённом познании). (alice.id.tue.nl)
Альтернатива α↔Ω. Ставить в центр диаграмм: (C_{\mathrm{trans}}), codification rate (M), institutional longevity (N), и тестировать систему на пороги (C^*).
6. Исторический универсализм vs. контекстная множественность
Что делает статья. Предлагает широкую универсальную классификацию — как будто все общества проходят те же «витки».
Почему это проблемно (α↔Ω). Исторические траектории сильнее зависят от локальных constraints (ресурсы, сети, noise, capture), масштабной рекурсивности и path dependency. α↔Ω даёт формальную аппаратуру для понимания «почему» пути различаются: разные initial conditions, разные quasi-potentials, разные перколяционные пороги. Простая «пятичленка» исторического марксизма или триада в статье — хорошая схема, но не объяснение для всех случаев. С этой точки зрения критика марксистской детерминированной схемы — не только политическая, но и методологическая. См. исследование критики телеологии в марксизме (Sayers). (SAGE Journals)
Альтернатива α↔Ω. Описывать ансамбли сценариев, диапазон параметров и вероятностные переходы, а не единую «линейную» или «спиральную» траекторию.
7. Отсутствие формальной диагностической методики (EWI, Price, VL)
Что делает статья. Предлагает общие признаки перехода (культурный, экономический), но не диагностирует ранние предупреждающие индикаторы и не предлагает процедур проверки гипотез.
Почему это проблемно (α↔Ω). α↔Ω требует operational tools: EWI (variance, autocorrelation, NPR, Capture), Price(a;W), Verification Labs. Без таких инструментов онтология остаётся описательной, не предсказывающей и не управляемой. Авторская статья полагается на интуитивные маркёры, что делает её полезной в популяризации, но мало ценной для политической или институциональной верификации.
Альтернатива α↔Ω. Ввести ensemble modelling, parameter sweeps по U, λ, Capture и публиковать Price distributions и EWI ROC curves как часть анализа.
Философские интерпретации — как α↔Ω переосмысляет выводы статьи
Не «стадия», а «паттерн». То, что статья именует «архаикой/экономикой/постэкономикой», α↔Ω прочитает как устойчивые паттерны P1–P5, поддерживаемые спецификой потоков и сетей. Вместо истории-линии — ландшафт аттракторов. (см. Prigogine). (scirp.org)
Не одна телеология, а множество teloi. Исторические «направления» — локальные teloi; глобальная историческая «схема» — результат коагрегации множества таких teloi через scale-compatibility и перколяцию. (см. α↔Ω Theorem — Emergent Teleology). (ScienceDirect)
Знание — активный агент изменений. Модели и экономические теории — участники истории, а не зеркала её течения. Это меняет роль интеллектуалов: они не только интерпретируют, но и (нечаянно или сознательно) трансформируют конфигурации потоков. (см. Callon; Clark & Chalmers). (IDEAS/RePEc)
Ключ — сеть, не «массовая просветлённость». Парадигмальные сдвиги случаются через percolation в сетях переводимости; массовая «просвещённость» не гарантирует перехода к синтезу, если сеть раздроблена. (см. Grimmett / percolation theory). (SpringerLink)
Конкретные указания на научную литературу (для подкрепления критики)
Ниже — список ключевых работ, которые помогают оперировать аккуратно и научно в аргументах:
Prigogine I., «Dissipative Structures, Dynamics and Entropy» — для процессной/диссипативной онтологии. (scirp.org)
Laukkonen, Friston, Chandaria, «A beautiful loop: An active inference theory of consciousness» — для формализации распределённого эпистемического поля и performative updates (α↔Ω использует эту линию). (ScienceDirect)
Clark A., Chalmers D., «The Extended Mind» — для аргумента о распределённом когнитивном поле и переводимости. (alice.id.tue.nl)
Callon M., «What does it mean to say that economics is performative?» — чтобы аргументировать роль моделей как акторов социальных изменений. (IDEAS/RePEc)
Grimmett G., «Percolation» — математическая основа перколяции и фазовых переходов в сетях. (SpringerLink)
(это — 5 наиболее нагрузочных ссылок; см. веб-список выше).
Практические рекомендации для автора статьи (и для читателей)
Сделать шаг от типологии к динамике. Вместо фиксировать «три стадии» — показать, какие потоки (энергия, внимание, информация) определяют переходы.
Включить сетевой анализ и percolation-метрики. Измерять связность, bridging ties и оценивать p_c.
Рассматривать модели как перформативные акты. Добавить раздел о том, как формулы, индексы и медиа (в том числе научпоп) становятся участниками истории.
Предложить диагностический набор (EWI, Price). Это даст читателю практически применимый метод, а не только философскую метафору.
Смягчить телеологию и говорить о множественности teloi. Заменить «мы идём туда» на «возможные траектории…» и описать их вероятностно.
Заключение (философский ракурс)
Статья edstar — полезный культурный синтез и хорошая точка входа для широкого читателя. Но с онтологической точки зрения она остаётся в плоскости категорий, а не процессов: она рисует карту «что» (архаика, экономика, постэкономика), но не объясняет «как» (потоки, перколяция, performativity, scale-recursion). Metastable Physico-Cognitive Theory — α↔Ω предлагает именно тот формализм и ту методологию, которые позволили бы превратить метафору спирали в проверяемую, предсказательную и институционально полезную теорию.

edstar Автор
28.10.2025 13:48В этой статье нет ИИ ни в одной букве.

Korrektor-mk2
28.10.2025 13:48Но вы же поняли что именно я хотел сказать? У вас редукционизм, а современные научные работы показывают намного более сложную картину.
ИИ совершенно верно сослался на "A beautiful loop: An active inference theory of consciousness" и выделил Performativity & Capture. Еще пожалуй это: https://arxiv.org/abs/2508.11423
Другими словами, современное научное знание предполагает совсем другое представление о реальности.
VladZ_82
Очень много произвольных допущений, на основании которых делаются умозаключения.
Но я бы хотел остановиться на понятии "собственность", как ключевом для данной статьи и рассматриваемых в ней социально-экономических отношений. У разных философов встречал трактовки этого понятия. Есть они у Маркса, есть они и у Юма. В природе этого понятия не существует, животные присваивают себе какой-либо продукт, потому что у них существует внутренняя потребность (в пище, в укрытии и т.п.). У человека изначально понятие собственность формировалось аналогичным образом - я первым занял эту пещеру, значит, она моя ))
далее, опять по Марксу - труд создает стоимость. Но кто определяет эту стоимость? Если опять идти к истокам - то это некий баланс между тем, на что я могу потратить свое время для добычи ресурсов, необходимых мне для выживания, или продать это время работодателю в обмен на некий эквивалент (деньги), на которые я могу приобрести ресурсы, необходимые мне для выживания. Опять истоки во внутренних потребностях человека.
По сути, законы развития Общества - это законы развития внутренних потребностей индивидуума и взаимодействия между этими индивидуумами, усложнение потребностей, связей между индивидуумами и способов удовлетворения потребностей. А феодализм, капитализм, коммунизм - это оболочки. Как мне кажется, переход из одной формации (термин Маркса, кажется) в другую возникает не по причине законов диалектики, а потому что накапливается некая критическая масса - возникает понимание, что можно что-то делать более эффективно. Скажем, можно заставлять работать крестьянина из-под палки (феодализм), а можно замотивировать его мотивационным пакетом (капитализм). Во втором случае крестьянин работает более эффективно.