Посвящается всем выгорающим ИТ-менеджерам.

Так случается, что айтишники выгорают, да и само выражение «я выгорел» получило у нас широкое распространение в 10х годах именно в айтишной среде.

Обычно про выгорание говорится с придыханием и чувством глубочайшего самопожертвования. Видимо, это должно обозначать диалог вида: «Коллеги, я со своей стороны выгорел, теперь жду ответных шагов от вас».

Я уважаю чужой труд и необходимые переработки, но именно выгорание для меня – это не признак хорошего сотрудника, пашущего в поте лица на галерах, а признак выученной беспомощности человека, который не может защитить свои границы на работе.

При этом в таких «выгорающих» отношениях плохо всем: исполнители «выгорают», руководители, не получая обратки, не понимают, что поменять в процессах/подходах, и вся эта история крутится, не изменяясь, годами.

Я против таких безобразий на работе, потому решил написать про то, как можно работать, не выгорая, и что для этого можно сделать.

Статья обязательна к прочтению всем выгорающим ИТ менеджерам, но подойдет и для всех остальных участников ИТ команд – ведь главное в ней не должности, а подход. Просто манагерам посложнее на этой полянке.

Статья написана по мотивам публикаций в моем ТГ канале «Морковка спереди, морковка сзади», который полностью посвящен управлению в IT, а особенно той его части, которой толком никто не учит: софтскиллам. Если вам это интересно, заходите, читайте и подписывайтесь. Ну и читайте другие мои статьи на Хабре про управление в ИТ.

Так почему ...

Выгорание – это манипуляция?

Просто несколько вопросов:

  • Почему нельзя просто пойти в отпуск до выгорания?

  • Почему нельзя уйти с работы вовремя, если чувствуешь, что иначе завтра будешь непродуктивен (а завтра надо работать)?

  • Почему нельзя сказать «нет» руководителю (особенно если умеешь говорить «нет», когда все хотят слышать только «да» - писал про это раньше)

  • Почему некоторые сотрудники даже разговор о повышении зарплаты начинают с того, что они выгорели?

Да, многие ИТ компании называют «галерами», но это выражение фигуральное. Затыкают рот тут только баблом, никакого насилия нет. И получается, что заставляет себя работать сутра до ночи только сам исполнитель. А точнее его

  • перфекционизм (если не я, то кот),

  • угодничество (хочу чтобы хвалили)

  • и неумение ставить личные границы (ой, как неудобно отказаться),

которые вместе или по отдельности приводят к тому, что человек не говорит о том, что для него важно. Лучше человеку от молчания не становится, и в ход вступают намеки и манипуляции, чтобы получить то, что на самом деле нужно: отпуск, другие проекты, больше денег, уходить вовремя или уменьшить количество обязанностей.

М = манипуляция
М = манипуляция

Вопрос: почему надо обязательно выгорать, чтобы получить то, что нужно?

Ответ: потому что иначе не получается ?

Почему так: к сожалению, очень многих людей не научили говорить о своих потребностях и желаниях прямо, поэтому они героически упарываются, чтобы показать, что они заслужили. Многих так воспитывают.

Но заслуженного нет и нет, а значит, надо еще поработать. И еще. И еще. А потом надо обидеться, потому что не ценят, не уважают и вообще, «пойду-ка я обновлю свое резюме, и пусть меня оценят на новом месте».

А на новом месте все легко может повториться, ведь вопрос умения в защиту границ остался нерешенным.

Сюда же стоит добавить, что отсутствием ваших границ ловко пользуются некоторые начальники: иметь в команде "бессмертного пони" полезно. Пони всегда заткнет собой дыру в процессах, прикроет ошибку в оценке, да и вообще он перфекционист и не может уйти, не сделав как надо. И забесплатно.

Да, ребят, это цинично, и это использование, а кто говорил, что на работе должно быть иначе? Работа – это не психологический кружок, где все друг друга берегут, и тут главная цель не ваше душевное равновесие, а (о ужас) зарабатывание денег. И если вы помогаете компании заработать больше за счет вашего здоровья – компания не будет особо против, пока вы не соберетесь увольняться.

Да, конечно, умный руководитель, видя такого "героя", будет местами сам предлагать помощь и не будет уже полностью вас нагружать, но стоит помнить что:

  • далеко не факт, что вы на такого попадете;

  • если вы не будете меняться, ему тоже это рано или поздно надоест. Руководитель не нянька, у него KPI.

 Так что выгорание – это, в первую очередь, проблема того, кто начал выгорать.

 Как не выгорать и обходиться без манипуляций?

  1. Для начала надо учиться ставить границы вашему руководителю и самому себе.

    Для исполнителя тут изян: у вас есть задача, у вас есть срок и согласованный график. Если вы успеваете – какие вопросы?

    Для менеджеров посложнее, там в ход идут разные ухищрения, кому интересно, что надо делать ИТ менеджеру, чтобы им противостоять, читайте тут:

    1. Отношения на работе. Как говорить о том, что важно?

    2. Руководитель проектов: как говорить заказчику «нет», когда заказчик хочет слышать только «да»?

  2. Дальше я особо ответственным менеджерам всегда советую помнить, что один в поле не воин. Почти никогда вы не можете сделать серьезную задачу в одно лицо. Вы или играете командой, или нет. Разово, в порядке героизма, можно один раз в одно лицо затащить - чисто из принципа. Но в целом это – не норма. Всегда помните это. Ваш героизм – всегда следствие чьего-то факапа. Рекомендую брать за такое ответственность, только если вы точно понимаете, что вы получаете взамен, и насколько это вам нравится. Не спасайте всех, это никому не нужно, хуже - это вредит

  3. И последнее, но не менее важное, чем пункты выше: Забота о себе.

Как заботиться о себе

Для чего нужна забота о себе?

  • Во-первых, поддерживать концентрацию на максимуме все 8 часов сложно: переключение между десятком задач отжирает ресурс, а работа над новой и сложной задачей может просто выжать,

  • Во-вторых, поддерживать концентрацию на таком уровне месяцами и годами нереально.

Итогом попыток бесконечной концентрации становятся «тупняки» на работе, когда сидишь и глядишь в документ часами, пытаясь его понять, а в голове - пустота.

Если такое напряжение длится долго, то концентрация теряется, а дальше может начинаться пресловутое выгорание, от чего немедленно хочется уйти в отпуск и отдохнуть.

Проблема в том, что концентрироваться по работе надо 11 месяцев, а отпуск + праздники – это только 1 месяц в году. Так что подход "отдохну в отпуске" хромает на обе ноги: устаешь намного быстрее, чем наступает следующий отпуск. Про это есть очень много мемасиков в сети, возможно, вы даже их сами репостили:

потому логично не ждать отпуска, а восстанавливаться понемногу каждый день. Да, иногда это бывает сложно (дел дофига, отвлекаться некогда) но:

  • способы отвлечься, переключиться и выдохнуть есть разные, некоторые не требуют много времени.

  • если вы поймали тупняка часа на три, отключиться на час может оказаться эффективнее, чем долбиться в задачу. Часто достаточно отключиться на полчаса, чтобы нерешаемая задача решилась за 5 минут.

Как заботиться о себе?

Способы заботы о себе могут быть самые разные – это индивидуальная история. Кто-то может раскладывать паззлы, кто-то бегает, кто-то может выйти за кофе на 15 минут и выдохнуть.

На одном из проектных мероприятий я подцепил идею разделить эти способы по длительности – так их удобнее применять: короткие – можно делать прямо на работе. подлиннее – после работы или до, а то, что занимает много времени, оставить на выходные.

Для каждого этот список будет уникален, но я советую его хотя бы написать – так у вас не будет отмазки, что вы не знали :)

Мой список, к примеру, такой:

Короткие

  • 5 минут попить чаю с самим собой на кухне в тишине

  • поболтать с коллегой (тут надо аккуратнее, коллеги и отвлекать могут)

  • круг вокруг офиса по улице без телефона, в тишине

средние

  • прогулка

  • турник

  • убраться (дома, можно для начала просто на столе)

  • приготовить поесть

  • почитать Хабр (или окунуться в каменты, но тут надо аккуратнее, затягивает)

длинные

  • бегать или гулять

  • сауна

  • тренировки 

Еще раз - этот список у каждого будет свой (у кого то таже была "комната-бесильня"), важно, чтобы он а) был б) им пользовались на ежедневной основе.

Мораль

Выгорают те, кто не способен установить границы на работе и позаботиться о себе. Выгорание - признак незрелости, даже если на вас серьезно давят.

Если вы помните про границы, помните, что героизмом в одно лицо компании (тем более не ваши) не спасаются и заботитесь о себе, вы перестанете ждать отпуска лишь бы выдохнуть.

А вот тогда отпуск можно будет оставить для перезагрузки, отхода от бесконечной операционки и стратегического планирования личных целей. Ну или просто чтобы с наслаждением потупить.

PS: кстати правильно выстроить процесс, чтобы вас не тревожили в отпуск, подготовив преемника - это тоже часть заботы о себе )

Комментарии (27)


  1. zartarn
    30.10.2025 05:53

    Кажется вы не совсем правильно пользуетесь термином 'выученная беспомощность' - это не выбор или решение, это такое же психологические состояние, проблема, после череды неудач.


    1. peterzh Автор
      30.10.2025 05:53

      окей, да, состояние. Бывает стресс, проблемы и все вместе. Это сложно.

      Просто мне не нравится называть это словом "выгорание". Я люблю называть вещи своими именами:

      • на работе на мне катаются, а я не могу их послать

      • я перфекционист и не могу остановиться

      • я не могу попроситься в отпуск

      • мне хочется больше денег, расти не хочу, работу искать страшно

      для меня "выгорел" - это общее описание, из которого неясно, что делать. А если ничего не делать, выгорать можно бесконечно, это как саможалость. Приятно, а толку ноль.

      Вот про это и хотелось сказать


      1. zartarn
        30.10.2025 05:53

        А я даже не про выгорание же. Выученная беспомощность =/= выгорание, и близко.
        Вы все в кучу смешали, и очень однобоко рассуждаете.
        у спортсменов есть понятие 'перетренированность' - вот 'выгорание' это +/- такое же, только не физическое, а психологическое. И если это щапускаешь, то оно так же сильно дает последствия. И какие тои2 недели отпуска, даже не заметишь на этом фоне. И как тут уже заметили, не всегда есть возможность решить это кромеикак ногами.
        Тут как и с депрессией, Это сложно как то воспринимать, осознавать, пока не столкнулся с этим, со стороны будешь думать 'какие то пиз**страдания у человека', потому что это все не ложится просто так на картину мировосприятия.
        Просто про это стали больше говорить, и применять определение не всегда там где надо, вот и восприятие такое


        1. peterzh Автор
          30.10.2025 05:53

          я с вами все же не соглашусь в части некорректности использования. Потому что мы явно говорим про +- одно и тоже.

          Выгорание - психологический стресс. Если его запускать, он приведет к проблемам - я также считаю. Решать ногами можно, это вариант.

          Но как и в любых отношениях тут простое психологическое правило: можно решать проблемы в отношениях, можно уходить, не пытаясь их решить. И тогда, с высокой вероятностью, все проблемы воспроизведутся на новом месте.

          Супруги плохие, начальники не те - и всегда виноват кто-то другой.

          Депрессия лечится в том числе заботой о себе, не входить в депрес позволяют здоровые психологические границы и тд (тут я могу много сказать, так как психологией занимаюсь почти 15 лет, но это за границами тематики сайта)


  1. SolidSnack
    30.10.2025 05:53

    Почему нельзя просто пойти в отпуск до выгорания?

    Вы думаете 2 недели хватает чтобы разгрузить мозг? Мнение вроде про менеджеров, а написано, как мне показалось, только как итшник этот выгорает надоедлевый, задачи не закрывает.

    Со статьёй если честно не согласен много где, у вас как программиста было выгорание хоть раз? Когда вы прыгаете выше головы, у вас получается, но на это ушли все силы, а вам так же надо работать 5/2 и 2 недели тут не помогут. Ещё и чаще не просто 5/2, а надо срочно, заказчики ждут, помножаем на ужасное проектирование приложений, и вот вам выгорание на год через год работы.

    Про галеры это отдельная история, если вы думаете что это миф, либо вы молод и не застали этого, либо не сталкивались варинципе.


    1. peterzh Автор
      30.10.2025 05:53

      слушайте, а прочитал ваш камент, перечитал... Я же с вами солидарен во всем, а вы статью дочитали?

      Там вывод в том, что галеры/не галеры, начальники не начальники но главное - помнить про границы, помнить, что в одно лицо проекты не вывозятся и заботиться о себе.

      Тогда отпуск будет уходить не на то чтобы прийти в себя (не хватит), а на смену курса стратегию или просто на то, что хочется.

      Где вы тут видите противоречие?


      1. SolidSnack
        30.10.2025 05:53

         Так что выгорание – это, в первую очередь, проблема того, кто начал выгорать.

        Прочитал этот вывод, вы думаете что в компании все решается простыми разговорами (как мне кажется).

        Да вы пишите про отпуск, но у вас совет это просто каждый день не уставать, отдыхать, не перегружаться) Звучит замечательно конечно, но как-то магически, опять же потому-что в реалиях никто (из тех кто работает, а не делает вид) не сидит расслабленно без дела, а мозг штука такая, если его раскрутишь, сложно просто остановить и идти заниматься своими делами, растерять фокус чтоли)

        Да и если по биохимии посмотреть, сколько мозг потребляет энергии при активном пользовании? Могу предположить что не мало)


        1. peterzh Автор
          30.10.2025 05:53

          то что рассказывают популяризаторы науки - вроде специалисты - ровно столько же, сколько и в покое. Он все время работает и от концентрации больше не тратит (исследований не видел, если что).

          я понимаю, о чем вы. да, мой выход в том, что мозг надо принудительно переключать. Я много фиксировался на задачах и болся потерять тот самый фокус. Мой опыт (не только мой, но исследований нет, так что я от себя скажу) в том, что важно не бояться его потерять.

          Надо правильно отфиксировать точку, где остановился и переключиться. А потом вернуться, и оно потом решается часто быстрее.

          Но моему контролю сложно это объяснить.

          Ну и еще, давайте уже добавлю: если я (вы, кто угодно), не может отключить мозг во внерабочее время от рабочих задач, от этого устает и говорит, что выгорел, это не проблема работодателя же. Это перфекционизм исполнителя , я считаю :)


      1. akod67
        30.10.2025 05:53

        Вы меня извините, но статья совершенно однобокая и не раскрывает и 30% факторов выгорания на айтишной работе, что бы на неё ссылаться. На хабре были десятки статей о причинах выгорания, что бы их повторять. И тупая бесмысленная работа, от которой можно уйти только ногами, а не словом НЕТ, причём уйти в другое болото с аналогичным суповым набором - лишь только один из факторов.

        Из недавних подобных статей - обсуждений, была хорошая статья, почему люди получают больше удовольствия от работы, где результаты труда можно буквально пощупать руками. А вы про тикеты...


        1. peterzh Автор
          30.10.2025 05:53

          а я считаю, что все что есть в других статьях, тут есть.

          И базовый фактор - это неумение давать обратную связь. Да, иногда можно и уволиться. Но если везде одно и тоже и кругом нехорошие люди, то это не в рынке проблема, а в личных границах, перфекционизме и неумении заботиться о себе.

          Все.

          Вот это и хотел сказать статьей.

          Если вы базово подкинете какой то антитезис - было бы хорошо, я допускаю что могу быть не прав.

          Статей про выгорание и правда миллион, а вот по ключу "Забота о себе" нет ни одной. Мне видится, что это неправильно


          1. akod67
            30.10.2025 05:53

            Вот это и хотел сказать статьей.

            Повторюсь, статья - однобокая. Лишь фактору "беру на себя много работы" уделено внимание. Есть много других факторов, давящих на мозг. Немаловажны факторы - 1) необходимость постоянно учиться, знания быстро устаревают, легко вылетаешь из струи (особенно на фоне молодёжи) 2) Проекты, в которые вкладываешь много сил и эмоций - часто через несколько лет помирают тем или иным способом. Смотришь своё CV - а там кладбище. 3) Результаты своего труда сложно кому-то показать, особенно бекендеру. И прочее.. Всё это демотивирует.

            Добавлю новомодное 4) чуствуешь, что времена меняются, время исполнителя проходит, конкурировать с другими всё сложнее, все с ИИшкой вдруг превратились в продуктивных экспертов, позиции сокращаются в том числе и из-за этого.


  1. akod67
    30.10.2025 05:53

    Почему нельзя сказать «нет» руководителю (особенно если умеешь говорить «нет», когда все хотят слышать только «да» - писал про это раньше)

    Ну да, сказать руководителю - убери из беклога весь этот тупой унылый бесперспективный мусор и он с радостью это сделает.


    1. peterzh Автор
      30.10.2025 05:53

      о кстати, забыл ссылку поставить, чтобы таких каментов не было , поставлю ща.

      И да - так сказать можно по смыслу, просто формулировка должна быть чуть чуть другая.

      Спросите:

      • "а зачем в беклоге вот эти задачи, какой экономический смысл?

      • считали ли ROI на эти фичи?

        но есть и нюанс: иногда, когда из беклога убирают кучу мусора, становится ясно, что штат раздут и его надо подсократить)


      1. akod67
        30.10.2025 05:53

        Потому что клиенту надо и клиент ПЛАТИТ. Вот и весь экономический смысл. Отправите беседовать на счёт ROI к клиенту?


        1. peterzh Автор
          30.10.2025 05:53

          Разумеется. Команда должна понимать смысл и цели реализации, а уж Менеджер команды - обязан такое спросить. Формально - это не его компетенция. Но если хочется долгосрочной работы, надо учиться понимать бизнес клиента, чтобы помогать ему, а не просто исполнять хотелки в режиме "чего изволите?"

          Сам заказчик часто не любит простого исполнения, он хочет экспертизы.


          1. akod67
            30.10.2025 05:53

            Никто никому ничего обязан, кроме зарабатывани денег компании => себе. Заказчик часто сам просто пилит бюджет, ему вообще по барабану часто. Несколько таких проектов видел, галерные особенности. Даже продуктовые команды со временем часто деградируют до уровня "плодим фичи лишь бы было, так как у конкурентов они есть, бабла как грязи". В общем остаётся только ногами голосовать, что не тривиально.


            1. peterzh Автор
              30.10.2025 05:53

              Никто никому ничего обязан, кроме зарабатывани денег компании => себе

              Угу. А вы понимаете, что зарабатывать надежнее и дольше, если вы понимаете бизнес клиента? У меня опыт развития аккаунтов есть, большой. И в госах и не в госах и этот принцип общий.

              У вас лично есть схожий опыт биздева, чтобы обсудить в деталях?

              Дегарадация команд - это, в моем опыте, скорее не следствие того, что заказчику не нужно, а что миддл менеджмент на галерах херней заниматься начинает. Это проблема крупных системных интеграторов. И это же - отличный шанс для молодых и небольших.

              И тут я тоже отлично знаю о чем говорю, я много занимаюсь биздевом последние 10 лет

              Так что да: понимать биз заказчика важно. Если вы попали туда, где похеру - конечно надо уходить. А сменить работу норм профи сейчас (как и всегда последние 20 лет) может. Вопрос упорства и времени. 3 месяца, обычно, достаточно


              1. akod67
                30.10.2025 05:53

                Не понимаю, из каких моих фраз вы сделали вывод, что во всех этих проблемах нет понимания бизнеса клиента. Если вы утверждаете, что при этом просветлении из бэклога вдруг исчезают скучные унылые задачи - то утверждение заведомо странное.