
Меня зовут Александр, я развиваю проект Cheaper - это сервис поиска лучших цен на нужный товар на маркетплейсах и в интернет-магазинах. Подробнее про наш проект писал раньше на Habr. Но рассказать я хочу не про нас, а про "благотворительность" Озона. Почему благотворительность в кавычках? Читайте ниже.
Так получилось, что мы очень плотно общаемся с разными продавцами на маркетплейсах, а раньше помогали им выстраивать продажи на различных площадках. С некоторыми поддерживаем отношения до сих пор. Один из них занимается продажей средств реабилитации для инвалидов на Озоне и рассказал нам о том, что происходит на маркетплейсе в последнее время.
Буквально за месяц Озон поднимал комиссии для продавцов три раза. Сейчас, в зависимости от типа средства реабилитации, комиссия маркетплейса составляет 41-44% от цены продажи. Комиссия не включает в себя эквайринг (прием оплаты), доставку, возвраты, затраты на продвижение и рекламу, штрафы от маркетплейса и прочие накладные расходы. Реально, минимальная комиссия получается не менее 50%. Только вдумайтесь, маркетплейс забирает себе половину и больше от цены продажи!
Чтобы не быть голословным, вот ссылка на свежие тарифы от Озона, которые начнут действовать с 26 ноября и это далеко не первое повышение.
Сколько же должен накрутить продавец на себестоимость, чтобы не продавать в убыток?
И в этот самый момент, когда продавец считает свои копейки оставшейся маржи или даже зачастую убытки, Озон навязчиво так предлагает пожертвовать процентик-другой на благотворительность. Фонды есть разные, можно, например, пожертвовать в помощь тем же самым инвалидам.
Тут надо сделать оговорку, что инвалиды, как правило, люди совсем небогатые, многие из них живут на пенсию по инвалидности, а средство реабилитации для них - это не развлечение, не удовольствие, а жизненная необходимость.
И меня возникает вопрос к Озону. Нет, я не призываю вас заняться благотворительностью также как вы призываете селлеров, куда уж там, но проявите хотя бы социальную ответственность. Сейчас ваша комиссия на средства реабилитации для инвалидов одна из самых высоких среди всех товарных групп. Так не должно быть, нельзя наживаться на этой категории людей! Да и в целом комиссии запредельные, об этом говорят почти все селлеры.
Сейчас активно обсуждается тема контроля маркетплейсов на законодательном уровне.
Я сам предприниматель и крайне негативно отношусь к вмешательству государства в бизнес, но в данной ситуации, когда маркетплейсы по сути монополизируют рынок ecommerce, я поневоле задумываюсь, что для этого есть причины, хотя и все равно не одобряю. А вы что думаете? Нужно регулировать маркетплейсы?