50 лет назад был решен вопрос проблемы лунного грунта. Твердая поверхность Луны или покрыта толстым слоем пыли? Способен ли выдержать лунный грунт космический корабль и космонавта или они провалятся вглубь пыльного слоя?
Многие годы этот вопрос рождал гипотезы и научные споры. Нам сложно понять восхищение наших предков этой первой посадкой — мы ведь всегда знали что Луна твердая, а обратную сторону Луны можно легко найти в интернет. Точно также наши потомкам будет сложно понять то, что восхищает в наше время.
Пройдет каких-нибудь двадцать лет, и в космос станут летать по профсоюзным путевкам, люди достигнут ближайших планет — Луны, Марса, Венеры… Возможно, мы с вами не доживем — доживут дети. Но никто никогда не повторит того, что было совершено нами. Мы были первыми — и останемся ими уже на века! А это так трудно — быть первыми...

к/ф «Укрощение огня»

Предлагаю немного окунуться в начало космического века. Для полноты ощущений необходимо напомнить, что в отличии от современного Роскосмоса, в прессе чиновники не рассказывали о своих планах. И возможно прав в своем комментарии 22sobaki
Кажется, оттуда же взялась советская манера не сообщать о космических стартах до их завершения:
К временам стратосферной программы уходит и подход к освещению событий, характерный и для начального этапа развития космонавтики. Ведь столь масштабные для своего времени работы, как создание стратостатов «СССР-2», «СССР-3» и «Осоавиахим-2» удалось скрыть точно так же, как и много лет спустя лунную программу СССР. А начало этой секретности положено документом, вышедшим в январе 1934 г. после катастрофы стратостата «Осоавиахим-1», который гласил: «Запретить публиковать в ТАСС и нашей прессе какие-либо данные о полетах в стратосферу, а равно о самом стратостате впредь до особого на то разрешения СНК»


Так это или нет, но остается фактом, что советские успехи были для граждан СССР неожиданным, но приятным сюрпризом, а неприятные известия редко попадали в прессу. В статье Уроки космических аварий: жесткая дорога к мягкой посадке программы Е-6 lozga рассказывает о 12 запусках, начиная с 1963 года, из которых только один достиг поверхности Луны вечером 3 февраля 1966 года.

И утром 4 февраля аппарат начал передачу первой панорамы в Симферополь. Немедленно первую запись панорамы Королев отправил на Ту-104 в Москву. А сам аппарат, по командам с земли, продолжал передавать еще несколько панорам, пока не израсходовались химические источники тока. Благодаря тому, что снимки делались в разное время лунного дня, на панорамах прорисовывались тени камней и кратеров разного размера, а из-за возникшего небольшого смещения камеры удалось получить стеропары.

Принимались панорамы не только в Крыму, но и в Британии в обсерватории Джодрелл Бэнк Бернардом Лавелом, где он использовал для приема крупнейший в мире радиотелескоп. До этого момента у него были с СССР отличные взаимовыгодные отношения — СССР использовал его наблюдения для независимого подтверждения, что СССР действительно запускал корабли к Луне, Марсу, Венере, а Лавел купался в лучах славы, давая интервью, комментарии о космической программе Красных. СССР настолько был в нем и его радиотелескопе заинтересован, что он был приглашен в СССР в 1963 году, где ему показали Крымскую обсерваторию, и, специально для него рассекреченный, комплекс дальней космической связи «Плутон», представленный как сугубо гражданский научный комплекс.

Три года спустя Лавел, он как обычно, наблюдал и сообщал в СМИ о космической активности Красных. И весь мир, кроме самих советских граждан, следил за попыткой прилунить аппарат. В этот раз аппарат не замолк разбившись, а продолжил передачу и весь мир, опять же без большинства советских граждан, узнал о новом достижении Красных. На этом бы всё и закончилось, но в обсерватории опознали сигнал, найдя его очень похожим на факсимильную передачу. В газете Daily Express одолжили факсимильный аппарат и действительно получили снимки, как позже оказалось, с искаженными пропорциями. Для приличия Лавел попытался спросить в СССР разрешения на публикацию и решив, что «молчание знак согласия», опубликовал.

В СССР на следующее утро был скандал. И отношения с Лавелом были испорчены, он в свою очередь начал рассказывать, что КГБ пыталось стереть ему память во время его визита в СССР. У следующего лунного аппарата специально выбрали время передачи изображений, когда в Лондоне еще не взошла Луна, а после восхода передатчик переключал диапазоны частот — для замены облучателя другого диапазона Лавелу требовались часы, а в Симферополе антенна переходила в другой диапазон мгновенно.

Эта история хорошо описана, и для желающих прочитать её по новому рекомендую статью о Луне-9 хорошего иностранного автора Andrew LePage. И к слову как пример «неожиданного события» можно привести тираж Детской энциклопедии 1966 года. В её том был вклеен вкладыш о Луне-9.
Старые кинохроники о Луна-9




Я предлагаю прочувствовать сам момент с помощью научно-популярного фильма «Луна» 1965 года известного режиссера Павла Клушанцева. Фильм состоит из двух частей — научно-популярной и научно-фантастической.
Мастер спецэффектов создал картину будущего освоения Луны человечеством. Но сначала он рассказывает о современных знаниях о Луне, какие теории о Луне существуют и что может ожидать космонавтов на поверхности. Просто посмотрите фильм, как будто сейчас только 1965 год и Вам еще ничего не известно о поверхности Луны.

К сожалению для судьбы фильма, он потерял политическую актуальность с высадкой американцев на Луну через 4 года и исчез из проката.
После вступления, описывающего Луну и основные сведения о её геологии, на основе наблюдений с Земли, с 9:35 в фильме поднимается проблема лунного грунта — проблема №1 для будущих экспедиций.

В фильме снимаются настоящие астрономы, изучающие Луну различными методами, и каждый из которых знакомит зрителей с результатами своих научных наблюдений.

Чем интересен этот эпизод для истории космонавтики? В 1963 году, начав запускать аппараты Е-6, С.П. Королев уже думал дальше — о луноходах (E-8) и дальше к лунным базам.

Вскоре он нашел, тех кто мог бы решить проблему внеземного транспорта — ВНИИ-100. По воспоминаниям инженеров, ища ответ на вопрос о лунном грунте, они были именно у этих астрономов, ведущих советских специалистов по исследованию Луны. Им пришлось ездить в Пулково, Харьков, Горький. По их воспоминаниям, только радиоастроном В.С.Троицкий твердо и уверенно сказал, что Луна твердая и не покрыта слоем пыли. Это позволило отбросить экзотические виды движителей и приступить к выбору между колесами и гусеницами.
image
Рама установки «Искусственная луна», на которой он проводил исследования Луны и планет, до сих пор еще видна в Крыму в Карадагском заповеднике, как памятник тому «так трудно — быть первыми...».

В 1967 году было полностью закончено шасси и в НПО Лавочкина на нем начали собирать Луноход, который к сожалению не долетел 19 февраля 1969 года.

Комментарии (6)


  1. 2morrowMan
    05.02.2016 21:16

    Отличный фильм про Луну! Не могу поверить что он 1965-го года… И почему за треть века я его ни разу не видел! :(


    1. Rumlin
      05.02.2016 21:38

      Фильму не повезло, что через год первая часть фильма стала «исторической» после посадки КА Луна-9 и Луна-13, а вторая часть стала неинтересна прокатчику после высадки американцев.

      Рекомендую посмотреть и другие фильмы Павла Клушанцева — «Дорога к звёздам», «Планета Бурь», «Марс» (ищите с несильно выцветшим цветом).


  1. igruh
    05.02.2016 21:16

    Как-то на полуслове всё оборвалось. Будет продолжение?


    1. Rumlin
      05.02.2016 21:22

      Слишком обширно, тем более найти продолжение не проблема и я взял интересные моменты, малоупоминаемые. Например этот же Всеволод Сергеевич Троицкий, он непосредственно касается и Луны-9. К концу 50-х годов он уже уверено представлял себе что «Луна твердая».

      Про Луну-9

      «Коллеги Всеволода Сергеевича часто и с неизменным восхищением рассказывают легендарную историю, как в Москве на совещании, возглавляемым С. П. Королёвым, которое проходило в здании Совета Министров, жёстко встал вопрос о характеристиках лунного грунта, необходимых для конструирования лунохода. Столкнулись две точки зрения: первая, что Луна покрыта мощным слоем рыхлой космической пыли; вторая, что поверхность Луны твёрдая. С. П. Королёв должен был принять решение, а дискуссия не прекращалась. Сергей Павлович нашёл оригинальное организационное решение: пустил среди участников лист бумаги, разделённый на две части. Нужно было подписаться (для истории) под одной из точек зрения. И на листе появилась только одна подпись В. С. Троицкого. После этого С. П. Королёв поставил свою резолюцию: „Луна твёрдая!“».


      Луна-13
      Первые прямые определения физико-химических свойств поверхностного слоя Луны были выполнены станцией «Луна-13». Было определено, что в месте посадки «Луна-13» на поверхности, залегает слой зернистого материала с плотностью не более 0,8 г/см?, состоящий из зерен и гранул из пористого минерального вещества, слабо связанных между собой в местах контакта. Станции подтвердили выводы советских радиоастрономов — поверхность Луны была твердая, это сплошное пористое вещество с плотностью около 0,5 г/см?.


      Про Луноход:
      На 70-летнем юбилее Всеволода Сергеевича мне запомнилось эмоциональное выступление главного конструктора Советского Лунохода. Он вспоминал, что получив правительственное задание на конструирование аппарата, конструкторское бюро не могло приступить к работам, поскольку не были известны тогда параметры лунного грунта и микрорельеф Луны. И он случайно узнал, что единственный человек в мире, кто может ему помочь в этом + это В. С. Троицкий. Только после того, как В. С. познакомил его с результатами своих исследований, луноход был сконструирован и успешно и долгое время потом работал на Луне, тем самым полностью подтвердить изначально заложенные данные при его конструировании.


      P.S. у меня о Венерах большая статья застряла в черновиках — «разрослась» и надо то ли делить на части, то ли закругляться.


  1. wireless_mousetail
    06.02.2016 10:04

    Немедленно первую запись панорамы Королев отправил на Ту-104 в Москву.
    Эээ… Если я ничего не путаю, Королев умер 14 января того же года. Т.е. примерно за 3 недели до описываемых событий.


    1. Rumlin
      06.02.2016 10:07

      Да, точно, попутал. Факт использования самолета был, но уже не Королевым (
      В мыслях было упомянуть, что «Именно здесь прошли последние рабочие дни Королева перед трагической гибелью».