
Тема инстинктов у человека – пример того, как научные взгляды и терминология терпят поражение в публичном пространстве. Многие люди уверены, что в основе поведения лежат два основных инстинкта – самосохранения и размножения, приправленные налетом культуры и воспитания. У каждого человека этот налет имеет свою толщину.
Более продвинутые добавляют третий основной инстинкт, доставшийся нам от стайных животных. Третий инстинкт называют по-разному – инстинкт власти, иерархический инстинкт, социальный инстинкт, инстинкт самосохранения группы. Этот инстинкт обеспечивает стайным животным модели поведения в сообществе себе подобных.
Инстинкт – сильное понятие. По умолчанию люди считают, что противиться своим инстинктам, подавлять их – очень сложно или почти невозможно. Основные инстинкты служат оправданием и объяснением многим поступкам, которые принято осуждать.
Но дело в том, что с точки зрения науки инстинктов у человека нет.
В биологии инстинкт – совокупность врожденных потребностей и врожденных программ их удовлет��орения. Врожденная программа удовлетворения включает в себя ключевой стимул, общий у всех представителей данного вида, который всегда будет вызывать один и тот же фиксированный комплекс действий.
Ключевой стимул – это врождённый пусковой механизм, который проявляется непременно у всех представителей вида, даже если они росли изолированно от своих соплеменников.
В качестве ключевого стимула могут выступать самые разнообразные сигналы. Химические (например, феромоны), акустические, визуальные. Предъявление животному данного вида ключевого стимула влечёт за собой специфическую врождённую реакцию.
Рассмотрим два классических примера.
У рыбы колюшки в брачный период брюшко самца окрашивается в яркий красный цвет. Другие самцы с красным брюшком вызывают в этот период неизбежную агрессию самца, охраняющего свою территорию. Агрессию вызывают также различные предметы, например, куски пластика, у которых нижняя часть окрашена в красный цвет. Самцы с брюшком обычного цвета агрессии не вызывают.
Обезьяны, выращенные в изоляции, без материнской опеки, не способны осуществить акт совокупления самостоятельно. При этом самки противодействуют попыткам самцов осуществить спаривание.
В первом случае мы имеем классический с точки зрения биологии инстинкт. Во втором случае концепция инстинкта продолжения рода рассыпается под влияние внешних факторов.
Сказанное не отрицает биологическую природу человека. Ученые не сомневаются, что человек – существо биосоциальное, и его поведение определяется не только социальными факторами. Для объяснения биологического в поведении человека они оставляют первую часть из определения инстинкта – врожденные потребности.
Их наличие у человека не оспаривается. Врожденные потребности есть у обезьян и других высокоорганизованных животных. Только чем более высоко на эволюционной лестнице находится вид, тем меньше у него инстинктов в биологическом смысле. У приматов жестко фиксированных врожденных программ поведения нет. Изменение внешних условий способно менять поведенческие модели, казавшиеся ранее врожденными. Для человека внешние обстоятельства еще более значимы.
Эволюция предполагает борьбу за выживание и порождает потребность организма в самосохранении. Выживание человека на протяжении миллионов лет зависело от того, найдет ли он пищу. Наедаться до отвала при любой возможности – это заложенная в нас модель удовлетворения врожденной потребности в пище. Те, кто в первобытные времена так не делал, погибали с большей вероятностью и потомства оставляли меньше. Поэтому даже в условиях избытка еды человеческий организм воспринимает попытки ограничений как подавление врожденной потребности в пище и сопротивляется. Современная эпидемия ожирения – это в том числе эволюционное следствие голодной жизни наших предков.
Потребность в самосохранении – это не только поиск пиши, но и избегание угроз жизни. За миллионы лет этот вариант потребности породил у людей множество страхов. Страх темноты – а вдруг в темной пещере лев? Страх высоты – а вдруг сорвусь с этого дерева или этой скалы? Испуганная реакция на неожиданные громкие звуки или быстрые движения. Большинство людей научились с этими страхами спокойно уживаться. Но для кого-то они превращаются в фобии, а жизнь с фобией – в постоянный стресс.
Эволюция предполагает размножение, потребность в продолжении рода. Продолжение рода у многих видов зависит от успехов в брачных играх. Их многообразие в живой природе поражает. У простых видов брачные игры происходят в рамках классических инстинктов (пример с рыбой колюшкой). У высших животных брачные игры усложнялись, трансформируясь под влиянием внешних обстоятельств. Стайные животные внесли в брачные игры социальную составляющую.
Человечество модернизирует на основе брачных игр культуру и традиции, порождая самые причудливые формы. Мощный человеческий интеллект и творческое воображение позволили создать бесчисленное количество шедевров, воспевающих Любовь.
Циник может сказать, что в основе любовной лирики лежит исключительно потребность в продолжении рода. Зигмунд Фрейд считал, что неудовлетворенные сексуальные желания сублимируются в творческую энергию. К счастью, врожденные и приобретенные потребности человека – сложная система. В ней есть место потребностям в признании и самореализации, которые гораздо больше влияют на творчество.
В заключении рассмотрим третий блок потребностей, доставшихся нам от наших предков, живших сообществами. Это потребности в общении с себе подобными.
Чтобы быть устойчивой, такая жизнь должна строиться в соответствии с определенными правилами. Неупорядоченные отношения в рамках сообщества животных приводили бы к постоянным конфликтам, снижая шансы членов сообщества на выживание.
Любое сообщество животных строится на иерархических принципах. Каждая особь занимает в иерархии конкретное место, которое определяет ее «права и обязанности».
Во главе сообщества животных чаще всего находится альфа-самец – наиболее сильная и агрессивная особь мужского пола. Ему достаются лучшие самки, лучшая еда и право наказывать всех остальных членов сообщества. Остальные животные распределяются по иерархии сверху вниз, вплоть до изгоев, которыми помыкают все остальные члены сообщества. Чем выше место особи в иерархии, тем больше у нее шансов и возможности оставить потомство.
В природе есть интересное исключение – обезьяны бонобо, маленькие шимпанзе. Во главе сообществ стоят альфа-самки. При этом обезьяны бонобо наиболее при��лижены к человеку по строению, набор их генов на 98% совпадает с набором генов человека.
В блоке социальных потребностей можно выделить две составляющие. Во-первых, для особи важно встроиться в жизнь сообщества хоть в какой-то роли. Остаться вообще вне сообщества – хуже и опаснее, чем занять в иерархии самую нижнюю ступеньку. Во-вторых, особи стараются занять в иерархии как можно более высокое место. В идеале – место альфа-лидера или брачного партнера альфа-лидера. Эту потребность иногда называют инстинктом власти.
В иерархии животных – одна лестница для пути вверх или вниз. Человек – существо интеллектуальное и творческое. Для удовлетворения социальных потребностей он придумал много лестниц-иерархий. На одних лестницах успех связан с интеллектом, на других – с физическими возможностями, на третьих – с талантами и усердием, на четвертых – с «инстинктом власти» и беспринципностью.
Понимание своих потребностей – важный шаг в адаптации к окружающему миру. Понимание позволяет перейти к следующим шагам – структурированию собственных потребностей, выстраиванию приоритетов, выбору наиболее эффективных и адекватных способов удовлетворения.
Комментарии (10)

dkom
13.12.2025 04:17У всех живых существ основной инстинкт это размножение. Сохранение вида и передача эволюционной модифицированных генов, которые могли возникнуть в процессе жизни существа, следующему поколению.
Для того чтобы размножаться- надо самосохраниться. Второй инстинкт это следствие и необходимость для первого.
Инстинкт власти или стаи - это следствие первых двух. Альфа-самец собирает стаю по инстинкту размножения. Воюя с соплеменниками. А эти соплеменники потом к ней примыкают на основе инстинкта самосохранения. В надежде также размножиться
Человек в отличие от животных, которые живут только в текущем моменте, может планировать будущее. Поэтому он может контролировать инстинкт размножения. Мол успею позже. А от этого и зависит его остальное поведение в текущий момент времени.

qwe101
13.12.2025 04:17Как-то очень оптимистично. Масса антропоморфных ...организмов, живущих в текущем моменте и не могущих контролировать инстинкт размножения.

LeToan
13.12.2025 04:17Всяко лучше, чем всё откладывать, откладывать, да и отложить. Мир будет за их генами, что бы там не считали обладатели высокого "ICQ", кои сами убирают собственные великолепные гены из пула.

fujikiriku
13.12.2025 04:17Альфа-самец собирает стаю по инстинкту размножения
В 1947 году после наблюдения за десятью волками в зоопарке Базеля швейцарский зоолог Рудольф Шенкель пишет статью "Expressions Studies on Wolves", которая становится основой для понимания поведения волков на десятилетия. Основные выводы статьи: в стае есть жесткая иерархия, "альфа-самец" доминирует через агрессию, идет постоянная борьба за статус, кроме альфа-самцов существуют бета-волки и омега-волки.
В 1970 году биолог Дэвид Мич популяризирует эту теорию в своей книге «The Wolf: Ecology and Behavior of an Endangered Species». Книга становится бестселлером, ее изучают в университетах, термин альфа-самец становится общепринятым.
Но выясняется, что эта теория не выдерживает никакой критики. Волков в зоопарке собрали из разных мест, они не были родственниками и никогда не жили вместе. Волки ютились вместе на небольшой площади в 200 м² и были вынуждены конкурировать за пространство и каждый кусок. В дикой природе территория стаи - 200-1000 км² и волки всегда охотятся вместе - кооперация выгоднее агрессии.
Это как изучать человеческое общество, наблюдая за тюремными бандами, а потом утверждать, что люди по природе агрессивны и всегда борются за доминирование. Homo homini lupus est.
В реальности волчая стая - это семья, в которой нет постоянной борьбы. Старшие обучают младших и все сотрудничают друг с другом. Агрессия между членами стаи очень редка. Молодой волк или ждет своей очереди или уходит и ищет партнера из другой стаи. Волк становится "альфа" не победив кого-то, а найдя партнера и родив детенышей. Множество важнейших решений в стае принимает самка - где устроить логово для щенков, когда начинать охоту, куда двигаться. В Йеллоустоунском национальном парке наблюдали, как стая кормила старого волка с артритом. Из-за волчицы с переломанной лапой стая замедляла темп перемещения, чтобы она не отстала и т.д.
Интересно, что в 1999 году биолог Дэвид Мич признал свою ошибку и опубликовал статью "Alpha Status, Dominance, and Division of Labor in Wolf Packs". Он пытался отозвать свою книгу 1970 года из печати, но издатель отказался и книга продается до сих пор.

GoodCat88
13.12.2025 04:17Всё дело в крайне низком интеллекте этих "организмов". Чем выше уровень интеллекта, тем проще человеку контролировать свои древние программы поведения

StjarnornasFred
13.12.2025 04:17В сущности так и есть. Возможно, это и есть определение разума: способность контролировать свои биологические потребности.
В сущности, неразумное животное - это такой биоробот с прошивкой, основанной на алгоритмах if-then-else, несколькими датчиками и контроллером обработки входящих данных. Пришла весна - у самки по таймеру выделились феромоны, у самца газоанализатор обнаружил феромоны в воздухе, навигатор проложил дорогу в направлении самки, коннектор выдвинулся в рабочее положение и после ввода в стыковочный узел самки передал генетические материалы. Самке больно и неприятно, она визжит и выдирается, её контроллер определяет происходящее как нападение, но прошивка самца активировала захватное устройство в головной части корпуса, чтобы обеспечить непрерывность стыковки. Ну и так далее во всём.

liutas4x4
13.12.2025 04:17Тезис не раскрыт. Повторен многократно, но, кроме вывески, внутри многословная пустота. Или я не догоняю?
Fedorkov
Вопрос исключительно терминологический. У большинства людей вполне адекватное представление о том, что они называют инстинктами, просто они используют название, попавшее в общеупотребительную лексику где‑то во времена Фрейда.