Это начало цикла о том, что классический бизнес, что малый, что средний, что крупный корпоративный, должны взять из профессионального спорта. В первую очередь из игровых видов типа футбола, хоккея и баскетбола. Потому что по массе моментов спорт в своем развитии и глубине мышления давно и очень серьезно опережает даже очень известные корпорации. Что говорит, если в Agile из регби пришло такое понятие как «схватка», то есть "скрам". Правда, вайтишники и эффективные манагеры по дороге всё переврали и ни хрена не поняли, но это не тема данной статьи. Нас интересует, что из практик, схем и методологий можно взять из спорта как есть, частично или после необходимой адаптации под корпоративные процессы или под жизнь разработки и производства.
Однако, я не могу начать полноценный обзор практик и разбор их применимости в бизнесе без одной важной важной вещи. Сначала надо обозначить, чем профессиональный спорт отличается от типичного корпоративного бизнеса, и каковы есть условия и ограничения. В противном случае тем, кто со спортом не знаком и никогда им не увлекался (а таких людей много и в производственных компаниях и в IT-индустрии), будет не всегда понятно, о чем я говорю, и почему это ценно.
И наконец последнее лирическое замечание перед углублением в тему и контекст. Данный цикл – это результат наших мозговых штурмов в так называемом «кружке Щедровицкого». Поэтому большое спасибо моим коллегам по данному собранию – Алексею, Николаю, Марку, Олегу и Михаилу, и всем остальным, кто генерировал идеи и давал ценные замечания. Без вас и ваших рассуждений я бы эту тему не осилил бы.
Для тех, кому лень читать, есть видеоверсия на моем канале.
1. Обратная связь
В спорте гораздо быстрее обратная связь. 40-60-80-90 минут прошло – и счет на табло. Прошло 6-9 месяцев – и вот таблица в чемпионате и вашей в ней место. Медали есть или нет, кубок есть или нет. Результат известен, оценка качества работы при условии активной конкуренции на рынке видна ясно и наглядно. Однако, результатов своей деятельности в малом и среднем бизнесе, а уж тем более в типичной корпорации, не каждый сотрудник, управленец среднего звена и даже топ-менеджер сможет дождаться даже за два-три года своей работы. Как следствие, на данный момент в бизнесе заметно сложнее оценить качество работы компании как в целом, так и отделов, функций и сотрудников в частности.
Ситуацию спасает, когда в отрасли есть более-менее прозрачный и объективный отраслевой рейтинг – например, по выручке или по количеству проданных автомобилей, где рейтингом заведует относительно нейтральная сторона в виде представительства. Тогда можно завестись и зарядиться отдельным сотрудникам или всей компании целиком, чтобы занять или удержать позиции в рейтинге – и это бывает довольно действенной мотивацией, что я наблюдал лично в ряде компаний. Кроме того, данные по продажам от представительства позволяют местным дилерам держать себя постоянно в тонусе, так как статистика приходит регулярно – скажем, раз месяц, квартал, полугодие или год – и ты видишь свою динамику и динамику конкурентов. Что неимоверно заряжает на работу в отдельных случаях и заставляет искать эффективные пути по предложению новых продуктов, улучшению сервиса и увеличению продаж.
2. Записи игр и действий игроков
Для всех более-менее серьезных лиг по игровым видам спорта есть открытые записи матчей или как минимум хайлайты на том же Youtube. Чем выше лига – тем качес��веннее и подробнее запись. На базе подобных записей можно более-менее объективно оценить качество игры команды целиком и насколько она способна приблизиться к цели в чемпионате или кубке, и насколько хороши или плохи в реальности её игроки. Одновременно, игроки не смогут лепить нелепые отмазки про то, как всё было против них, если на записи отлично будут видны их индивидуальные и групповые действия.
В бизнесе открытых записей нет, и оценить уровень вменяемости отдельных управленцев и сотрудников можно разве что по публичным выступлениям в медиа или конференциях типа той же Product Sense – где невменяемых продакт-менеджеров иногда видно во всей красе. Но это если со стороны. А если внутри?
Технически, можно использовать аудио- и видеозаписи созвонов с клиентами, либо диктофонную запись встреч проектных команд с представителями заказчиков. Это при условии, что вы включили диктофон в телефоне, а записи звонков регулярно отслушиваются руководителями соответствующих отделов и функций в компании. То есть записи или доступ к ним есть далеко не всегда. Но они критически нужны, чтобы получить непредвзятую оценку того, что на самом деле происходило на переговорах или в рамках первичных консультаций с потенциальным клиентом. Потенциально ещё можно записывать мозговые штурмы и отчетные мероприятия типа планерок (особенно созвоны на удаленке), но как показывает практика, это используется только для того, чтобы потом зафиксировать договоренности в письменном виде и иметь подтверждение, что договоренности были на самом деле. То есть данный подход и инструментарий бизнесом практически не используется.
3. Наличие великой цели
В профессиональном спорте всегда есть великая цель. Подняться лигой выше, выиграть кубок, выиграть чемпионат, выиграть международный турнир, выиграть чемпионат мира. В бизнесе очень часто с великой целью либо плохо, либо её наличие непостоянно, либо её непонятно откуда взять. Либо её поиском никто не занимался.
Да, в отдельных отраслях локальной великой целью могут быть допуски до оборудования и проектов классом выше. Например, вашу лифтовую компанию после возни с отечественными лифтами и мучительной переподготовки и аттестации могут допустить до монтажа топ-моделей OTIS, SIGMA, Schindler или Thyssen Krupp на очень вкусных строительных объектах типа топовых бизнес-центров или элитных жилых небоксребов. Другой пр��мер: вы всю жизнь были дилером LADA – и тут наконец вы смогли стать дилером KIA и Nissan. Это как будто в высшую лигу попасть. Да, ещё не премьер-лига, но уже круто и престижно, и вообще «красивый бизнес». Но, увы, далеко не в каждой отрасли и не на каждом рынке есть такая лестница прохождения от низшей лиги к топовой.
Иногда, конечно, случаются исторические события – и великая цель появляется извне. Например, работяги на Уралвагонзаводе пишут в разные телеграм-каналы, что ГОРДЯТСЯ тем, что пашут в три смены и чуть ли не без выходных, умирая на производстве, потому что парням на фронте нужны новые танки, и им надо помочь. Равно как в отдельных профессиях миссия спасения граждан являет собой великую цель, затмевающую всё. Будь-то органы правопорядка или медицина - особенно работа на скорой или в реанимации. Но далеко не в каждой отрасли и далеко не в каждой профессии находится такая великая цель легко и сразу, если вообще находится. И это серьезная трудность, с которой приходится иметь дело.
4. Открытая статистика
В игровых видах есть масса открытой статистики (помимо видеозаписей), которая позволяет детально оценить качество игры команды, качество её состава, качество тренерского штаба, вклад и качество действий отдельных игроков – и соответствуют ли те потраченным на них средствам и усилиям. То есть данная статистика позволяет относительно объективно оценить реальное положение дел внутри организации и определить, кто там слабое звено, а кто лидер и тянет весь процесс на себе. Относительно – потому что в открытом доступе вы не увидите информации по накопленным травмам, по схемам игры команд, по разногласиям между владельцами команды, генменеджером и тренерами - и так далее. Тем не менее, данных для комплексной оценки очень много. И они позволяют провести довольно достоверную инвестиционную оценку актива, то есть игрока на трансферном рынке – что критически важно для жизнедеятельности многих команд.
В бизнесе, можно сказать, что данных, тем более открытых, практически нет. Что создает, например, тот позорный бардак на рынке труда (соревнование лжецов и дешевых фантазеров с обеих сторон), который мы имеем перед глазами сейчас.
5. Открытые зарплатные ведомости
Во многих спортивных лигах есть открытые данные по зарплатам (либо через саму лигу, либо через СМИ). Вы будете точно знать, сколько игрок получает в год в качестве оклада и бонусов - и сможете довольно адекватно оценить соответствие его контракта реальной пользе для команды и рыночной стоимости игроков сравнимого уровня и того же амплуа. Равно как и игрок будет точно понимать, стоят ли его партнеры по команде своих денег, и сколько он может стоить сам, согласно его статистики и роли на игровом поле. Следствием из этого является резкое повышение ответственности генеральных менеджеров команд, качество работы которых теперь оценивается в том числе и сочетанию зарплатных данных и накопленной статы по игрокам и команде.
В бизнесе же открытые зарплаты – большая редкость. Хотя в свое время я имел дело с компанией, где зарплаты были открыты и соответствовали позициям, должностям и грейдам – и как-то всем было норм. Никто не умер, никто не устроил бунт или саботаж. В позднем СССР были открыты зарплаты в массе профессий и тарифные сетки – и это тоже мало кого напрягало. Предметом срача тогда было другое - недостаточные в массе своей размеры выплат и отсутствие реальных быстрых социальных лифтов за трудовые подвиги, инновации, оптимизацию процессов или разработку новой продуктовой линейки.
Как следствие, когда в бизнесе ты не можешь явно собрать стату в связке «показатели – зарплата», то ты либо считаешь рыночной зарплату ниже курьера и ведешь себе как идиот на рынке труда (как это произошло с массой профессий – от бухгалтера и инженера до маркетолога – где рашнбизнис отказывается их ценить дороже). Либо ты просто не можешь оценить реален ли запрос интересного кандидата в плане зарплаты, а сам кандидат не может четко оценить, сколько он стоит на рынке. Что в итоге ведёт к проблемам с наймом на самые разные позиции в компании и на производство. Стоны о кадровом голоде в стране и одновременно про огромную безработицу идут уже не первый год.
6. Конкурентность среды
В игровых видах спорта во множестве чемпионатов есть реально жесткая высококонкурентная среда - в отличие от множества рыночных сегментов для типичного корпоративного бизнеса неважно какого размера. Увы, но на массе рынков в России (и не только) все одинаково плохие: одинаково посредственные продукты, одинаково плохо отрабатывают цикл сделки, одинаково плохой сервис и так далее. Поэтому зачастую достаточно быть чуть лучше и быстрее, чем остальные, чтобы сразу сделать мощный рывок по рыночным позициям и по оборотам. За исключением разве что ритейла, где в России идёт настоящая мясорубка и бойня, включая уничтожение смежных сегментов типа кофеен и сервисов доставки готовой еды.
Для сравнения, в любом приличном чемпионате любая осечка или серия осечек способна резко уронить тебя в турнирной таблице, после чего неизбежно последует неприятный разбор полетов с руководством клуба или его собственниками. Свидетельством тому постоянные увольнения тренеров, стремительные обмены и расторжения контрактов игроков, а также периодически случающиеся тотальные зачистки менеджмента команды, включая гендира и генменеджера. Как следствие, цена ошибки гораздо выше, а реакция на ошибку происходит гораздо стремительней и гораздо больней. В принципе, что-то подобное по уровню драмы есть, наверное, только в наркобизнесе.
7. Проектный подход
Необходимо учесть, что профессиональный спорт – это в чистом виде доминирование проектного подхода. Кубок – это проект, чемпионат – это проект, олимпиада – это проект, и каждая игра – это тоже проект, только поменьше. Но при этом есть и заметная процессная часть - то есть тренировки и предсезонка. Которые нацелены на то, чтобы подойти к моменту реализации проекта с готовыми процессами и подготовленной, понимающей что делать командой. Это значит, что в первую очередь практики из спорта максимально нативно подойдут для организаций, заточенных под проекты – например, для IT-интеграторов или производствам с заказной разработкой изделий либо с проактивной разработкой товарной линейки. Либо это подойдет в случае процессной или сервисной организации, когда процессы ради улучшения тех иных показателей надо пересобрать или придумать заново – и это фактически отдельная проектная деятельность.
Итого, как видите, существенных отличий профессионального спорта достаточно много и эти отличия ставят тот же футбол или хоккей выше по необходимым навыкам и уровню мышления, чем множество бизнесов разной степени размерности. Даже очень крупному бизнесу зачастую не удается так же быстро и лихо создавать и реализовывать проекты, как это происходит в спортивных командах и лигах. И именно поэтому бизнес должен многому поучиться у футбольных, хоккейных и баскетбольных клубов. Чем мы в следующих частях и займемся, когда я вам покажу какие практики и в каких случаях применимы в рамках торговых, производственных или IT-компаний.
P.S. Больше и чаще про управление можно прочесть в моем ТГ-канале, к подписке на который я вас также призываю.