Информации в сети о заветном маркетплейсе Envato.com достаточно много, но детально расписанный процесс подготовки проектов попадается очень редко. Я сам не раз обращался к успешным авторам, продающим на Themeforest.net, за советом и помощью. Благо есть люди готовые помочь безвозмездно. Я надеюсь, моя статья также будет полезна начинающим авторам или тем, кто собирается стать автором. Ну или, по крайней мере, прольет немного света на темопроизводство.
Как все начиналось
Как я рассказывал в своих предыдущих публикациях, уже несколько лет моя небольшая студия занимается диджитал продакшеном: разработкой web сайтов и мобильных приложений. А разработкой шаблонов мы занялись по рекомендации моего товарища. Однажды он сказал, что это отличный дополнительный заработок для небольшой студии, и, мол, усилий требуется совсем немного для этого. Идея иметь дополнительный заработок, используя ресурс студии, который не загружен по текущим проектам, мне понравилась. Но тогда я еще даже не представлял какое количество времени мы потратим до того момента, как в продаже на Themeforest.net появится наш первый шаблон. Нам для старта продаж понадобилось более полутора лет. Однако, это случай частный и не стоит на него ориентироваться. Я знаю примеры и более стремительного успеха. Но хочу более детально рассказать, почему мы так долго к этому шли и с какими трудностями столкнулись в процессе.
Ресерч и разработка стратегии
Как и положено, начав новый проект, мы приступили к ресерчу. Изучили все категории Themeforest.net. На тот момент категория Entertainment и подкатегория Restaurant & Cafe показалась нам самой привлекательной. Относительно небольшая конкуренция с достаточно большим количеством продаж.
Что касалось самого продукта, то мы ориентировались на WordPress темы, поскольку заработок на WordPress шаблонах намного больше нежели на HTML и тем более PSD. Поэтому мы решили сразу сконцентрировать свои усилия на разработке WP шаблона, а не делать макет сайта в Photoshop, хоть это один из необходимых процессов при создании сайта. Также мы не пытались заливать HTML шаблон, при том, что верстка также один из этапов. Хотя множество ресурсов говорило о том, что заэпрувленный PSD шаблон это зеленый свет на разработку HTML, поскольку снимается вопрос дизайна, а уже после верстки приступать к разработке WordPress шаблона. Мы все равно были настроены начинать продажу своих шаблонов сразу с вордпресса. Тем более по нашим данным, которые мы черпали из разнообразных блогов о разработке шаблонов, категория PSD шаблонов имеет более жесткую модерацию. Модераторы в этой категории повышают эстетические требования к качеству шаблонов практически ежедневно.
Если вы все-таки решитесь заливать шаблон в эту категорию, то ищите вдохновение на этих ресурсах:
- www.siteinspire.com
- flatinspire.com
- www.awwwards.com
- www.webdesign-inspiration.com
- www.thebestdesigns.com
- thedesigninspiration.com/category/websites
- onepagelove.com
Мы начали рисовать шаблон для ресторанов, кафе и баров. Процесс выглядел следующим образом: мы определились с количеством блоков необходимых для данного типа шаблонов, с количеством вариаций для каждого конкретного блока.
- Main Page
- Blog:
- Left Sidebar
- Without sidebar
- About us
- Dish Fullpage
- Event:
- Events Fullpage
- Events List 2 Columns
- Events List 3 Columns
- Events List
- Menu:
- Menu 1
- Menu 2
- Menu 3
- Menu 4
- Menu 5
- Menu 6
- Contacts
- Dish Page
- Page 404
- Reservation
На наш взгляд этого должно было хватить для эпрува. Позже мы планировали развивать тему и дорисовывать новые и новые страницы. Дизайн мы нарисовали достаточно быстро, за три-четыре недели. Над проектом работал один дизайнер, а сам проект мы делали в фоновом режиме, поскольку основная деятельность всегда оставалась в приоритете. После этого мы приступили к верстке, это заняло при тех же трудозатратах (один исполнитель) также три-четыре недели. Далее более сложный и трудоемкий процесс – проработка WordPress. Опять-таки один разработчик, только на этот раз back-end, в свободное от основной работы время справился с задачей за два-три месяца.
Настало время для релиза. Мы подготовили все файлы согласно требованиям envato, как минимум мы считали, что подготовили все правильно. Обычно ревью происходит приблизительно 5-8 дней. Зачастую это так и есть, но в нашей практике были случаи, когда проверка проходила более двух недель.
Теперь от нас ничего независело, нужно было пройти модерацию. Как оказалось это достаточно сложно, особенно для новичков. Ниже приведен алгоритм процесса рассмотрения шаблонов модераторами Themeforest.
Мы получили Hard Rejection.
Что такое Soft Rejection?
Когда вы получаете Soft Rejected это означает, что ваш продукт практически готов к продаже на маркетплейсе, однако требуются небольшие доработки. И список этих доработок попунктно описан в письме или в панели пользователя в разделе Hidden Items в пункте History.
Вам необходимо всего лишь внимательно прочитать их и исправить или доработать вашу тему.
Письмо при Soft Rejection
Что такое Hard Rejection?
Hard Rejected – это отклонение вашего шаблона без описания причины на то. Но не опускайте руки и продолжайте совершенствоваться. Мы получали Hard Rejection десятки раз. И каждый раз без объяснения причин. Каждый раз думали “может, ну его этот Themeforest”, но брали себя в руки и продолжали работать.
Письмо при Hard Rejection
Но ни в коем случае не отчаивайтесь, об этом пишут все. Да, конечно, трудно продолжать работать над шаблоном, если ты даже не представляешь в чем может быть проблема.
По нашему опыту причины хард реджектов могут быть следующими:
- Ваш шаблон не соответствует минимальным эстетическим требованиям маркетплейса или не является уникальным (для шаблонов категории PSD, HTML, WordPress)
- Проблемы с дизайном разного характера (для шаблонов категории PSD, HTML, WordPress):
- Неравномерные отступы
- Не совершенная типографика. Это достаточно частая проблема, на которую всегда обращают внимание модераторы. Внимание к деталям – это основной принцип при создании PSD шаблона.
- Прочее
- Отсутствие документации или документация несоответствующего качества. Можно делать документацию вручную, но лучше использовать сторонние сервисы, такие как documenter
- Проблемы с кодом. Это очень обширная часть, я расскажу те моменты, которые возникли с нашим шаблоном. Но в любом случае для проверки кода необходимо использовать валидаторы:
- Использование нелицензированного контента. Лучше всего пользоваться бесплатными стоками, но их необходимо перечислить в описании шаблона и в документации.
- Unsplash
- Designerspics
- Picjumbo
- и другие
- Использование неоптимизированных картинок. Компрессо изображений
Метания из стороны в сторону
После первого хард реджекта было еще штук пять. И мы приняли решение все-таки попробовать пошаговую стратегию: сначала PSD, потом HTML и только потом WordPress.
За все время наших неудачных попыток с шаблоном на ресторанную тематику, он порядком морально устарел. Поэтому мы немного его освежили, посмотрев на современные тенденции. Чтобы все наши старания с первым вариантом шаблона не остались незамеченными, мы подготовили бесплатный PSD макет, назвали его другим именем и выставили его на Behance.net. И, действительно, он не остался незамеченным: он попал в подборки популярных бесплатных шаблонов на ресурсах Fusionplate.com и CSSauthor.com.
После этого мы подготовили обновленный PSD файл к загрузке: организовали слои, назвали каждый слой своим именем. Нужно всегда помнить, что вашим шаблоном потом будут пользоваться люди, и это основной принцип, которым руководствуется envato. Все должно быть структурировано и очень удобно.
Но попытка с PSD макетом не оказалась успешнее, чем WP. Череда Hard Rejection и мы в отчаянии перебрасываем свои усилия на HTML шаблон, мол, жесткая модерация в этой категории не позволит нам пролезть. Но и с HTML нас не ожидал моментальный успех: более шести Hard Rejection. И мы делаем ход конем, решаем переключиться на другую тематику и начинаем все с нуля.
После года неудачных попыток залить хоть какой-то item на themeforest мы начинаем все с самого начала. В этот раз мы решили залезть в конкурентную категорию Corporate. Только на этот раз решение однозначное – акцент на HTML версию. Не тратить время на PSD, а WordPress делать только после того, как зальется HTML.
После года попыток эта стратегия казалась нам оптимальной.
Новый шаблон получился строгим и выдержанным. Исключительно заточенный под бизнес-тематику.
Но доработка данного HTML шаблона заняла около 5 месяцев и включала в себя 7 Hard и 8 Soft реджектов. Первый “софт” можно считать победой.
На Рождество 7 января наконец-то наш HTML шаблон получил Approved.
В первый же день продаж я получил с десяток писем от разных авторов с одним и тем же содержанием “хотим сделать WordPress шаблон на базе вашего HTML”. Это стандартная ситуация для большинства новых шаблонов. Многие авторы работают по данной схеме – делают WP на базе вновь появившихся HTML тем. Наш шаблон даже получил отметку за трендовость, но, к сожалению, через две недели мы ее потеряли.
После достижения первой небольшой цели HTML темы, мы незамедлительно приступили к разработке WordPress шаблона. Над проектом по-прежнему работал один back-end разработчик. В помощь ему был front-end разработчик, который достаточно сильно переделал HTML для того, чтоб он был совместим с WP. Ну и дизайнер на подхвате, поскольку постоянно необходимо было застилить какие-то новые элементы, которые появлялись с новыми виджетами WP, такими как элементы блога, календарь и прочее.
После того, как наш аккаунт имел уже успешнуо продающуюся тему, каждый новый наш продукт получал софт реджект с первого раза. Быть может мы набрались опыта и понимали требования themeforest, а может субъективно лучшее отношение экспертов envato к продающим авторам нежели к новичкам. WP шаблон на базе заэпрувленного HTML шаблона получил софт моментально, вернее, с первой попытки. А сама проверка заняла 16 дней! Поле этого последовали 6 софт реджектов с массой технических правок. Некоторые из них касались верстки и CSS, некоторые говорили о том, что необходимо застилить демо данные вордпресс, но большинство правок были исключительно по коду.
Два с половиной месяца нам потребовалось для работы над WordPress шаблоном. Половина этого времени ушла на ожидание ответов от ревьюверов. Конечно, мы не сидели перед экраном монитора и не ждали, мы работали над новым шаблоном. Но всегда нужно рассчитывать, что энное количество времени уйдет на ревью. Планируя дедлайны, не забывайте об этом.
Впереди много работы над новыми шаблонами, плюс ко всему добавляются дополнительные задачи по продвижению и поддержанию продаж залитых шаблонов. Но это отдельная тема для статьи.
Только зарегистрированные пользователи могут участвовать в опросе. Войдите, пожалуйста.
Комментарии (56)
damat
21.03.2016 14:13+2Я и не знал, что за свои $10-15 получаю столь жестко оттестированный продукт. Хотя по опыту в шаблонах довольно много детских ошибок, а количество кастомного js избыточно до безобразия.
Спасибо за статью и за ваше упорство. Удачи! Надеюсь, у вас получится заработать на этом.olegion
21.03.2016 15:49Спасибо!
Мы в процессе работы над своими темами, покупали шаблоны для ресерча и скачивали бесплатные item также. По нашим наблюдениям, за последнее время требования к шаблонам увеличилось в разы, как в отношении эстетического вида, так и в отношении кода.damat
21.03.2016 15:58А в последнее — это сколько? Спрашиваю потому, что для сайта приложения, которое делаем с коллегами, заюзал Xlander: http://themeforest.net/item/xlander-premium-landing-page-template/9256425
Он хороший. Реально очень хороший, и мануал очень клевый, но там реально много чего пришлось выкинуть/передалать, т.к. на нашем контенте оно работало не очень хорошо. Если интересно, результат можно посмотреть тут: http://cloudshot.comolegion
21.03.2016 16:41Требования ужесточались не моментально, практически с каждым новым залитым нами шаблоном мы получали в ответ что-то новое, чего не было ранее (ну как минимум в тех темах, которые мы разбирали). Более того, требования растут постоянно: последний WP шаблон также получил комментарии с доработками, на которые мы не расчитывали.
Что касается вашего http://cloudshot.com вы очень хорошо адаптировали данный шаблон.
Дело в том, что в любом шаблоне много избыточности в силу того, что шаблон подразумевает широкую сферу применения. Адаптируя его вы отказываетесь от избыточного функционала.damat
21.03.2016 16:58Спасибо за похвалу, я очень старался =)
А как решали вопрос с выведением денег с площадки? Удалось сделать все напрямую в Россию? Можно в личку, если там секретно все. Спрашиваю под другой проект, там вывод денег в долларах с площадки. Прикинув все доступные варианты, решил выводить просто на физ лицо. Да 13%, но вообще никаких заморочек. Если не взлетит, ничего не надо делать, ни за что не надо платить ежемесячно, ничего не надо закрывать.
Mariik
21.03.2016 16:27+1С таким расходом человеко часов, возникает вопрос — это коммерчески оправданно?
olegion
21.03.2016 16:34Вполне ожидаемый вопрос. Постараюсь ответить на него максимально полно.
Как я описал в статье, на первоначальном этапе мы работали над шаблонами в фоновом режиме, что подразумевает работу в те часы, в которые не задействованы в основной коммерческой деятельности компании. Если такого времени не было, то разработка шаблона откладывалась на период работы над другими проектами. Условное соотношение потраченного времени на коммерческие проекты и на разработку шаблонов было 80% на 20%. На данный момент мы уделяем практически все свое время разработке шаблонов где-то в соотношении 20% к 80%. На этом этапе это коммерчески не выгодно.
TecHMeaT
21.03.2016 16:41Отличный пост!
Есть вопрос по экономике проекта:
На данный момент на html-шаблоне вы заработали ~$400 (после вычета комисси)? Какие ожидания от WP-шаблона, чтобы считать проект успешным?olegion
21.03.2016 16:43+1Спасибо!
Да, все верно. HTML это не цель, заработок на нем достаточно условный. Ставка на WP. Вордпресс шаблон может генерировать до 3000-4000$ в месяц. Подобных примеров масса. И я не говорю про самые успешные и нашумевшие шаблоны. Это достаточно частый случай.
TecHMeaT
21.03.2016 16:47Да, некоторые шаблоны действительно собирают такие суммы, что иногда хочется всё бросить и заниматься исключительно разработкой шаблонов на продажу ) Но это не просто, ваш пост это доказывает.
Но всё же, если это не коммерческая тайна, сколько нужно сделать продаж (в вашем случае), чтобы проект отбил затраты и начал приносить прибыль? Вы просчитывали эту границу?olegion
21.03.2016 17:51+1Мы планируем заниматься шаблонопроизводством на постоянной основе, именно поэтому мы не ориентируемся на продажу одного шаблона. Будут шаблоны более удачные и менее прибыльные. Главное довести прибыль на уровень безубыточности – это наша основная задача на ближайшие полгода.
TecHMeaT
21.03.2016 16:53Пример — этот шаблон заработал своим разработчикам ~$6М, вполне неплохой бизнес
olegion
21.03.2016 17:48Это самый популярный шаблон, но я бы на него не ориентировался, поскольку он стал инструментом для рекламы самого Envato. Но есть масса других успешных примеров с реальными цифрами.
oxojeck
21.03.2016 18:26Так вроде за 3,5 года уже более 10 млн$ судя по статистике. Я сам как покупатель всегда выбираю только Multi-Purpose Theme, ибо на них можно все слепить, а по отдельности дорого выходит :(
TecHMeaT
21.03.2016 18:28Там комиссия очень высокая. Для тех кто уже много заработал — комиссия 50%, а для новичков 70%. По крайней мере раньше так было, сейчас не уверен.
olegion
21.03.2016 20:03+3Для новых авторов комиссия составляет 50%, и с увеличением продаж она уменьшается до 30%.
form3
21.03.2016 21:21На какую сумму нужно продать, что бы комиссия уменьшилась до 30%?
olegion
21.03.2016 21:23Статус Elite Author присваивается при продаже на сумму $ 75 000. В этом случае комиссия уменьшается до 30%
dom1n1k
21.03.2016 16:57Мне кажется, тут большое значение имеет фактор удачи — выстрелит или нет.
Примерно как со шрифтом Lobster — в нём же нет ничего особенного, но пару лет он был просто везде.olegion
21.03.2016 18:01Фактор везенья, к сожалению, основной в данной сфере. Однако трендовость темы и внимание к деталям при разработке никогда не будет лишней.
Stark_Nonym
21.03.2016 17:47Было написано что есть кому обратиться и помочь, можете сказать кому, я тоже туда стремлюсь
olegion
21.03.2016 17:54Как я поступил, когда мне понадобилась помощь: я написал в форму обратной связи нескольким десяткам успешных авторов с просьбой посмотреть на мой шаблон и дать фитбек. Процент ответов был низкий, но он был. Среди них были даже рускоговорящие авторы.
olegion
21.03.2016 18:00Также на многих блогах активно отвечают на вопросы. Например, группа в Вконтакте themeforesthelp.
А вот, например, на Тостере в подобном сообществе ответы были достаточно оптикаемыми и совсем мало.
Но расчитывать на расширенный фитбек все-таки не стоит, поскольку каждый шаблон индивидуален, вы сможете получить максимум общие рекоммендации, ну или ответ на очень конкретный вопрос. И это вполне оправданно, поскольку никто не обязан тратить свое время на расширенный фитбек, тем более что он может быть очень обширным в связи с тем, что ошибок на первоначальном этапе может быть масса.
vasya-ves
21.03.2016 17:47интересная статья, спасибо! и так же интересно было бы почитать о способах продвижения и поддержания продаж
olegion
21.03.2016 18:03Спасибо!
На данный момент еще не использовал никаких способов продвижения и поддержания продаж, если не считать эту статью. Но как правило выхлоп от бесплатных публикаций очень формальный, но требует достаточно много трудозатрат. Но я обязательно буду исследовать эту тему и в ближайшее время напишу статью об этом.
vytya
21.03.2016 18:03+2извиняйте за небольшой оффтоп
но по моему 90% сайтов на земфоресте и темплейтмонстре выглядят так http://adventurega.me/bootstrap/
ydim
21.03.2016 18:06Покупал на themeforest несколько шаблонов (HTML) для сайтов/админок. Во всех них была одна особенность, которая немного раздражает при использовании. Каждый автор пытается втиснуть в свой шаблон максимальное количество сторонних библиотек и плагинов. И по началу кажется, что их все можно безболезненно оттуда вынуть. Однако, потом оказывается, что даже мелкие особенности верстки базируются на каком-нибудь jQuery плагине. И вот лэйаут для простой страницы весит уже несколько мегабайт.
olegion
21.03.2016 18:08Да, вы правы. Можно делать проще и использовать меньше плагинов. Однако современный веб диктует такие условия. Если избегать сторонних плагинов, то можно банально не выдержать конкуренции.
vytya
21.03.2016 18:24про вордпресс
в таком случае надо допиливать шабл так, чтобы части плагина грузились только в тех частях, где используется этот плагин.
к сожалению очень мало разработчиков плагинов "из коробки" включают такой функционал.
Armozlo
21.03.2016 21:35+1Человек, который знает слова «плагин», «библиотеки» — это не целевая аудитория.
Купил тему для вордпресса — прочитал мануал, залил картинки и поменял текст. Сайт грузится, сайт работает — вот это цель.
Flex25
21.03.2016 20:19Вопросы платным плагинам для wordpress-темы на Evanto:
1. Обязательно ли пичкать свою тему кучей плагинов? К примеру, я вижу, что почти все используют такие плагины, как «Slider Revolition», «Visual Comoser» и т.д. Это уже почти стандарт для Themeforest. Но может ли тема быть заапрувина без всех этих попсовых плагинов?
2. Если для своей темы использовать платный плагин, например «Visual Comoser», который стоит $34, то как это делается? Нужно напрямую договариваться с автором плагина, чтобы выкупать его по специальной заниженной цене? Или есть какой-то стандартный алгоритм использования платных плагинов и стандартная методика рассчета их стоимости?
3. Какие платные плагины вы планируете использовать в своей теме?olegion
21.03.2016 21:33- Не обязательно вставлять платные плагины в тему, однако шаблоны позволяющие костюмезировать максимально имеют больше шансов быть заэпрувленными.
- Для того, чтобы продавать темы с платными плагинами, необходимо покупать extended license (расширенную лицензию) на плагин. Например, для Visual Composer extended license стоит $170
- Мы используем Visual Composer и js библиотеку Green Sock ($135).
- Не обязательно вставлять платные плагины в тему, однако шаблоны позволяющие костюмезировать максимально имеют больше шансов быть заэпрувленными.
Extremum
22.03.2016 01:18Что удивительно — вроде и жесткий отбор и модерации, но иногда как купишь шаблон, а там верстка такая, что хочется заплакать. Реально кривой и корявый код попадается, я раз вообще весь шаблон переверстал, просто не вынес издевательства.
olegion
22.03.2016 11:39Хочу отметить, что очень большая доля субъективного фактора проверки шаблонов! Это может повлиять как в положительную сторону на качество шаблона, но не исключены случаи, когда пролазят некоторые не качественные шаблоны из-за халатности ревьювера.
CdkComp
22.03.2016 11:35+1Я обязан поблагодарить вас за эту статью, она хорошо описана, все показано как есть, без скрытности. Это многого стоит… Так же хочу отметить вашу преданность делу… Удачи вам!!!
P.S. Хотелось бы и дальше наблюдать за развитием вашей работы с Envato…
Pakhomova_D
22.03.2016 14:28Я как-то спрашивала на тостере про отношение к русскоязычным продавцам. Скажите, вы выходили на рынок как зарубежная команда (то есть скрывали, что вы русские) или нет? Я понимаю что там важно качество, а не цвет кожи или страна, но хочу понять так ли это?
firya
Спасибо за статью!
Как раз заинтересовался таким методом побочного заработка.
olegion
Спасибо! Я рад, что моя статья для кого-то полезна.
— На данный момент еще нет. Но обязательно буду исследовать эту тему и в ближайшее время напишу статью об этом.
— Английский обязателен: для написания документации, для ответа ревьюверам, для оформления фьючерсов, для сапорта. Для каждого из вышеперечисленных участников значение языка индивидуально: для ревьюверов главное понять ваш основной посыл ответа. Для всех остальных это важно в той мере, в какой важно для вас. Кривой английский – это лицо вашего акааунта и рано или поздно это скажется на продажах: оформление темы очень важно на стартовом этапе продаж, поддержка важна для поддержания продаж. Поэтому делайте вывод сами, на сколько важен английский. Но скажу, что он непосредственно влияет на успешность ващих шаблонов на Envato.
— Он существует. Единственное, что мы с этим еще не сталкивались, поскольку в основном это касается WP, наши продажи только стартовали.
— Да, конечно. Все что не ваше, вы заявляете об этом.