Привет, Хабр! Хочу сегодня сделать небольшой пост-гипотезу и обсудить с сообществом разработчиков ее правильность. По роду занятий мы очень много общаемся с продакшенами, занимающимися заказной разработкой (мобайл, веб и пр.). Обсуждаем проблемы, перспективы, ну и все такое.

Так вот, за последние два года все чаще я слышу следующее:

  • Мобайл-продакшены: «Терехов, нам российский рынок сейчас вообще не интересен, мы работам (/стараемся/хотим) с западными заказчиками в долларовых ставках».

  • Веб-продакшены: «Андрей, крупных заказов на российском рынке стало меньше, конкуренция обострилась. Где бы нам взять новых клиентов? А еще мы очень хотим работать на западный рынок по долларовым ставкам, как бы нам это организовать?».

Мы вчера выпустили очередной рейтинг мобильных разработчиков, и в случае мобильного рынка обнаружили – в первой десятке только 4 компании с головными офисами в Москве. Остальные — Питер и регионы. Ну и далее по списку тот же расклад. Казалось бы, в чем связь с предыдущим тезисом?

Отсюда пара мыслей мысль и вопрос к вам:

Мысль первая. Запад и российские регионы


Довольно очевидная, но все же.

* Не буду говорить, о том, что привлекательность для зарубежного клиента работы с российским подрядчиком выросла за последнее время в 2-3 раза – все понимают.

При условии ориентации на западный рынок, заказчику абсолютно фиолетово, сидите вы в Башне Федерации в Москве или в деревне на Дальнем Востоке – все равно с вероятностью 99% он работает с вами удаленно и в гости в Россию не собирается. А в этом случае производство в регионе позволяет сократить издержки – и получить преимущество перед московскими продакшенами. Поэтому, видимо, и растет количество даже крупных мобайл-продакшенов из регионов.

Мысль вторая. Веб и мобайл


На рынке заказной веб-разработки / веб-дизайна мы так явно этот тренд не наблюдаем. Скорее всего, это связано со следующими факторами:

  • Рынок веб-продакшенов гораздо более взрослый и устоявшийся. В отличие от маленьких мобайл-команд, им сложнее сменить формат работы с российского заказчика на западного. А крупными российскими клиентам – хочется общаться очно в Москве.

  • В отличие от мобайла, огромный технологический кусок веб-разработок (особенно по разработке несложный сайтов и магазинов) привязан к нашим коммерческим CMS (Битрикс, ЮМИ, Неткат). Очевидно, что западному заказчику они совершенно не уперлись в 99% случаев, а на других платформах тысячи российских веб-студий просто не умеют.

  • Большое количество веб-продакшенов обросло за годы работы услугами по маркетингу – SEO, контекст, SMM и пр. А их продавать на Запад на два порядка сложнее по понятным причинам. Таким образом, теряется цепочка «продал сайт, допродал маркетинг и аналитику».

Но, тем не менее, даже в вебе мы видим по общению с агентствами этот тренд. Пусть и менее явно, чем с мобильными разработчиками.

А теперь, собственно, вопрос – прав ли я, и как дела обстоят у вас – и в веб-разработке, и в мобильной?

Комментарии (56)