Хакер Джордж Хоц, которого большинство из нас знают под ником Geohot, в декабре прошлого года собрал в своем гараже беспилотный автомобиль. По словам создателя и тех, кто новинку опробовал, самодельный автопилот работает не хуже, чем автопилот Tesla. Седан Acura ILX отлично ездит по шоссе, вписываясь в повороты. Сам проект стартовал в октябре 2015 года, и уже в декабре автор обучил систему управлять авто, причем не только в обычных, но и в сложных условиях — например, на дорогах с малозаметной разметкой.
Для удобства переключения с пилотного на автономный режим был добавлен джойстик, кнопка которого и активирует систему автопилота. На крыше этого автомобиля установлен лидар.
По словам Хоца, его не слишком интересуют деньги в этом проекте, больший интерес вызывает возможность совершить революцию в транспортной сфере.
Про деньги, скорее всего, правда, поскольку Geohot работал в Google, SpaceX, Facebook. Предлагала ему работу и компания Tesla Motors, обещая бонусы размером в несколько миллионов долларов США. Хакер отказался, поскольку собирался развивать собственный проект — что у него и получилось, в итоге.
Бардачок его Acura заполнен вот такими элементами
Система автоматического пилотирования работает на основе обучаемой нейросети, где для обработки данных используются GPU и шесть недорогих видеокамер. Плюс установлены мощные процессоры Intel, составляющие основу вычислительного блока системы.
Интересно, что Tesla Motors опубликовала официальный ответ на заявление Geohot-а о создании собственного робомобиля. В ответе компания утверждает, что существование такого проекта крайне маловероятно. «Мы считаем чрезвычайно маловероятным, что один человек или даже маленькая компания, у которой отсутствуют обширные возможности по инженерной проверке систем, способна изготовить систему автономного пилотирования, пригодную для массовых автомобилей, — заявляет Tesla Motors. — Она может работать как ограниченная демонстрация на известном участке дороги — у Tesla была такая система два года назад — но потребует огромных ресурсов для отладки на миллионах километров сильно отличающихся дорог».
Похоже на то, что в проект Хоца поверили и венчурные фонды. Так, один из наиболее известных фондов Кремниевой Долины, «Andreessen Horowitz», вложил $3.1 млн в этот проект. Деньги нужны для найма команды инженеров, которые смогут превратить гаражную сборку в унифицированный продукт.
Хоц основал собственную компанию Comma.ai, которая занимается разработкой недорогих систем машинного обучения на основе дешевых сенсоров. По словам Geohot, он планирует довести стоимость системы автономного управления автомобилем до $1000, что вполне приемлемо для большинства покупателей. Такие системы можно будет устанавливать практически на любое авто, расширяя возможности автомобиля.
Комментарии (100)
Kanut79
04.04.2016 14:12+11«Вполне сносно» ездить по шоссе и вписываться в повороты, это далеко не всё что требуется от полноценного беспилотного автомобиля :)
Такие системы вполне себе создаются в рамках студенческих-дипломных работ.marks
04.04.2016 14:13-6Судя по отзывам, система работает не хуже автопилота Tesla Motors, над которой работал целлый коллектив специалистов пару лет.
Kanut79
04.04.2016 14:19+15"Не хуже работает судя по отзывам" это фраза, которая ничего не говорит и ничего не объясняет. И специалисты Теслы правы: если отзывы делались по тестам, сделанным при поездке по "известному участку дороги", то грош цена таким сравнениям. При желании можно откатать поездку по относительно небольшому участку до идеала, а пусти потом эту машину на другой участок и она 100 метров не проедет.
marks
04.04.2016 14:39-1Отзывов не так много, но есть полная публикация в Bloomberg.
Kanut79
04.04.2016 15:00+1И эта публикация тоже ничего особо не проясняет. Поэтому остаётся ждать либо каких-либо дальнейших более полных отзывов, либо появления готового продукта на рынке.
И в моём понимании происходящего готовый продукт появится на рынке однозначно позже чем то, что выпустит Тесла.R4ABI
04.04.2016 18:22-5Тесла то выпустит, но кто ее купит? Пара олигархов-технофанов? Тесла уже сделала электромобиль и где он? Тоже самое сделали китайцы и в 20 раз дешевле. Так и тут — вариант за 1000$ будет куда популярнее чем эпически крутая Тесла за 10 000$, а судя по их политике ценник будет явно больше.
Sleepwalker_ua
04.04.2016 18:42+6Ну как бы 200 000 предзаказов они собрали уже, да. И до этого пару сотен тысяч машин кому-то все-таки продали, да. Это как бы не "пара олигархов-технофанов" уже.
За 1000 не получится ну никак — один лидар хороший больше стоит. Не говоря уже об остальном обвесе + софт + аккуратный внешний вид, а не километр лапши и соплей в бардачке и под капотом.Eeegrek
04.04.2016 19:55Ну народным автомобилем с автопилотом теслу тоже не назовешь никак!
Sleepwalker_ua
04.04.2016 20:19смотря где. У нас 100к согласен, заоблачная сумма, простому инженеру недоступная. В америке… ну, скажем так — это чуть повыше, чем может себе позволить простой работяга, но простой хороший работяга — в принципе может и купить, особенно если это парень 20-30 лет, и он еще не обзавелся женой, тремя детьми и собакой… (ну или барышня с похожими характеристиками)
beeruser
04.04.2016 23:53>> но простой хороший работяга — в принципе может и купить
О каких роботягах идёт речь?
Сборщик на сферически-вакуумном заводе? Верится с трудом что он сможет себе позволить Mercedes S-Class, например. https://www.mbusa.com/mercedes/vehicles/class/class-S/bodystyle-SDNSleepwalker_ua
05.04.2016 00:38Смотря где и как жить. Если задаться целью, то имея 100к годовой зарплаты, вполне можно взять Теслу в кредит на три-четыре годика, пожив не в восьмикомнатных хоромах с тремя санузлами, а — кошмар-кошмар — в аналоге нашей двухкомнатной хрущевки-сталинки-брежневки.
к тому же можно жить вообще в каком-то микрогородке с парой-тройкой тысяч человек населения (и соответствующими ценами на жилье), фрилансить, поднимая 100+к зелени в год.
К тому же никто не мешает воспользоваться программой лизинга — от 700 до 1700 у.е. в месяц в зависимости от предполагаемого пробега и модификации. А потом ее можно выкупить по остаточной стоимости, получается вроде как кредит. но заморочек с переоформлениями и продажей после эксплуатации меньше.beeruser
05.04.2016 01:49+1Ну вот и пошли ограничения. Забытый богом городок в Северной Дакоте. Фриланс.
Только вот зачем там нужна Тесла чтобы за неё отдавать ползарплаты*? Лучше велосипед купить.
*100к значит ~70к «чистыми» = ~6к / месяц
100к / 3 года = ~3к (с учётом условных процентов)Sleepwalker_ua
05.04.2016 03:08+1Вы забываете, что у нас так полстраны фордфокусы покупает. Причем даже не на ползарплаты, а почти на всю зарплату, а потом выжить на дошираках пытаются… Только есть разница между фордфокусом (условным, сюда вписать любое авто стоимостью 10-20 тысяч долларов) и теслой, которая все-таки практически s-класс.
bfcmyxa
05.04.2016 14:03Окей, давайте цифрами. Немецкие реалии.
Начем с того, что в Германии из-за низкиой стоимости кредитов купленных машин относительно мало. Большинство людей берут машину в кредит/лизинг (или таки ездят на велосипеде, но не о том речь). Поэтому будем рассматривать именно этто вариант.
Дальше надо учесть, что мы берем обычного работягу (парня 20-30 лет без особых обязательств. Что, впрочем, вполне реально, так как, например, высшее образование тут бесплатное).
Тесла с 20% взносом и кредитом на 3 года обходится 16к (сумма, скажем так, не сильно большая) и 600 евро в месяц.
Дальше я привожу зарплаты в год/брутто и месяц/нетто. Начальная зарплата после универа — это где-то 40-50к (2-2.5 нетто). Зарплата специалиста (5-10 лет опыта) — 60-80к (3-3.6 нетто).
Зарплата специлиста в Швейцарии, например, 100-130к брутто (6-7 нетто).
То есть при всем этом, для бывшего студента тесла это год экономии + 25% зарплаты (упорото, но для исполнения мечты можно). Для обычного специалиста 15-20% зарплаты. Для специалиста в Швейцарии около 10% зарплаты.
Как вывод — да, обычный работяга вполне себе может позволить теслу. Ну а с выходом новой теслы 3, можете все коэф. делить на 2.Sleepwalker_ua
05.04.2016 14:29Спасибо, что расписали мою мысль :)
Я примерно про то же самое говорю. Ради идеи самой купить теслу просто потому, что это тесла, можно и поморочиться. По опыту небольшому, опять же, если некоторое время после учебы жить с родителями или договориться на пару-тройку человек снимать квартирку (а в 20-25 лет это в принципе нормально), то проживание вполне укладывается в 100евро\неделя питание + 300-400 евро жилье + некоторые расходы на проезды, одежду, прогулки… В 1200 можно легко вписаться и выплатить кредит вдвое быстрее за S или вчетверо быстрее за model 3.bobermai
05.04.2016 14:37А если, как некоторые гости столицы, покупать одну машину на 4 (старую, убитую, зато пафосную!) — то еще быстрее.
Но как по мне, тратить четверть месячной зарплаты на транспортное средство — это какой-то мазохизм. А половина — за гранью понимания. Особенно при том, что за 16 тысяч начального взноса можно купить даже новое авто с ДВС, не говоря уже о выборе б/у. Хотя если подходить с т.з. «Тесла радиМаскапафосаТеслы» — да, можно, наверное.Sleepwalker_ua
06.04.2016 10:05за 16 начального новое авто с ДВС, которое стартует со светофора до сотни за 6 секунд и при этом заправка на 300 км обходится в стоимость чашки дешевого кофе из автомата? Серьезно?
четверть месячной зарплаты в течении двух лет на довольно-таки крутую машину — вполне себе нормальный вариант. Собственно, если зарплата повыше прожиточного минимума (европейского конечно), то реально на излишек можно себе позволить либо блага нематериальные (выставки-симпозиумы-туризм), либо материальные (коллекционирование чего-то не очень дорогого, хобби вроде моделизма или же покупку машины из среднего сегмента вместо убитой десятилетней развалюхи, на которую ежегодный налог обойдется в месячную зарплату, если не больше).bobermai
06.04.2016 11:04Вы сейчас всерьез думаете, что я не замечу передергивания с учитыванием только начального взноса и игнорирования ежемесячных платежей? Мелко.
Кстати, что полагается по законам Германии или Швейцарии за «до сотни со светофора за 6 секунд»?
И да, «десятилетних развалюх» я в европе каждое посещение наблюдал куда больше, чем новых пафосных машин. Вероятно, отличие менталитета.bfcmyxa
06.04.2016 13:38>> Кстати, что полагается по законам Германии или Швейцарии за «до сотни со светофора за 6 секунд»?
Пока вы не нарушаете закон — ничего не полагается. Есть куча светофоров, после которой следует 100км/ч зона. Разгоняйтесь на здоровье :)
Sleepwalker_ua
06.04.2016 14:35нет, я вас практически процитировал — вы ведь сказали, что такое можно купить лишь за начальный взнос, я решил уточнить, что имелось в виду — городской хэтч с литровым экобустом и никакой динамикой, или же что-то универсальное — и под 5 пассажиров, и шустрое, и потенциально даже полноприводное.
я не предлагал жить на дошираках. Более того, я точно знаю, что на 50 евро\неделя (т.е. в районе 200 евро\месяц) в той же Чехии можно замечательно жить, вот примеры цен на продукты, если следить за акциями и скидками — то можете от указанных цен еще процентов тридцать отнимать.
Аренда квартиры — двушку в «спальном» районе можно снимать примерно за 500-600 евро, это уже с учетом коммуналки цена выходит, если однушка-студия, то можно уложиться даже в 400, если повезет. Добавляем социальщину — страховка, одежда, развлечения — на круг около 250-300 евро\месяц, если не гнаться за дольчегабанами свежей коллекции и не болеть каждую неделю. И еще на транспортные расходы — у чехов есть замечательная универсальная карта ценой порядка 1500 крон, что в пересчете по курсу как раз около 50 евро.
что в итоге? На круг получается в районе тысячи евро\месяц, +- в зависимости от региона — чем дальше от столицы, тем дешевле будет жилье и питание.
При этом зарплата учителя, например, чистыми на руки 1300-1800 евро. Врач может получать около 1500 евро. Водитель-междугородник от 1000 до 2000 евро на руки, смотря на чем и сколько ездить. Строитель — 1400-1600 евро.
Вы все еще думаете, что за три-четыре года нельзя себе позволить взять теслу за 35 тысяч?
а десятилетняя десятилетней рознь. Знаю через вторые руки человека, который убивает машины за 3-4 года, просто культуры обращения с техникой нет. Убил-продал-купилновую-убил-продал… Благо, ему небольшой бизнес позволяет жить по такой схеме.
а в германии на некоторых автобанах вообще лимита скорости как такового нет. Сколько можешь, столько и едешь. В Чехии с этим культурнее, но после некоторых светофоров есть зона до 80 км\ч, да и в целом фразы «со светофора» и «до сотни» не нужно воспринимать в буквальном смысле — имелось в виду сравнение динамических характеристик.bobermai
06.04.2016 16:29Так Model3 и есть городской хэтч. Точнее, бодрый городской хэтч. Ни разу не полноприводный. Ну и упреки от фанатов «зеленого будущего» в сторону машин «с литровым экобустом и никакой динамикой» звучат примерно как от Чурова «так что ж вы, оппозиция, выборы не выигрываете?».
Только вы все же определитесь — я могу и за 16 купить что-то не хуже по показателям (не новое), и тратить на бензин и обслуживание меньше, чем на Тесловский кредит. Или за 42 (средняя заявленная Маском стоимость бони) купить что-то нужное, не хуже по показателям :)
И да, по вашим цифрам получается, что эти люди не могут взять себе за 3-4 года Теслу за 35 (даже не 42). Потому что если не пользоваться кредитом, на это нужно от 730 до тысячи долларов свободных денег в месяц. Не знаю ставок на кредиты в Чехии, но не думаю, что они там отрицательные. Из ваших примеров такими деньгами могут похвастаться усердный врач и усидчивый дальнобойщик, и это их верхние пределы. То есть никуда не ходить, не ездить и т.д. Что я и называю «на дошираках».Sleepwalker_ua
06.04.2016 19:1835+5 тысяч за полный привод доплата, об этом писалось на ГТ уже раза три.
если иметь 500 баксов с зарплаты в месяц, за год это 6 тысяч. Три года — 18 тысяч + столько же стартовый взнос = 36 000 + процентная ставка на 18 тысяч… получается, иметь нужно 600 баксов в месяц свободных при условии кредитования на три года. Не заоблачно. И кстати, я говорил о съемной квартире, если она личная — то на коммуналку оставляйте 100-200 евро максимум, значит, даже с минимальной зарплаты учителя будет оставаться 500 евро\месяц, а с зарплаты хорошего строителя или хорошего врача, в зависимости от специализации — более тысячи евро.
И при этом нет строжайшего запрета на «никуда не ходить, никуда не ездить» — в 200 евро\месяц на питание еще и пара походов в ресторанчик или 4-5 вечеров в кафе вписываются, театр-кино тоже весьма недороги, так что превращаться в растение в четырех стенах не придется.
Более чем подъемная сумма для среднего среднего класса в итоге, особенно с перспективой получать налоговые льготы и «заправляться» вдвое-втрое дешевле (15кВтч на 100км будут стоить около 3-4 евро, в то время как залить 5-7 литров бензина в чехии стоит до 10 евро, не считая отсутствия таких расходников, как масло, фильтры и свечи.bobermai
06.04.2016 19:2418 — стартовый взнос, и еще столько же — остаток. Или получаем ситуацию «три года копили на стартовый взнос, еще три выплачиваем кредит».
Я читал про опциональную возможность установки доп. мотора и получения полного привода, да. И это не база за 35.
В общем, не ясно, о чем спор.
ankh1989
06.04.2016 11:18Вот так сначала покупаем подержанный фиат ради экономии, потом покупаем маленький подержанный домик в кредит ради экономии, а потом оказывается, что жизнь прошла и не понятно ради чего всё это экономилось.
bobermai
06.04.2016 11:30Хотите выяснить главный вопрос жизни, вселенной и всего такого? :)
Я, если честно, не встречал людей, которые бы экономили ради экономии, обычно это делается из каких-то других соображений.
Не то, чтобы я осуждал человека, готового два года не выходить из дома и питаться дошираками ради того, чтобы купить пафосную машину, просто я его не понимаю.
5araon
05.04.2016 23:33Погодите, погодите, зарплата после универа в какой области? Переводчики вон например, выпускается дофига, но нафиг никому не нужны особо) После универа беспроигрышно расчитывать штуки на полторы. И то порой это оптимизм, ибо может не сразу получиться фолльцайт работой) Ещё и хату снимать)
Sleepwalker_ua
06.04.2016 10:01Да лаадно? Даже тупо устроившись водителем на развозку продуктов, можно получать в месяц на руки под 2 килоевро ( с учетом переработок по выходным). Не рекордно, конечно, но там и ВО близко не нужно — достаточно не быть алкашом, нарком, не иметь судимостей и иметь открытую категорию водительскую и мало-мальский опыт, то бишь доступно чуть ли не выпускнику школы.
bfcmyxa
06.04.2016 13:42В любой инженерной/исследовательской области. Информатика, машиненбау, форшунг, химия, физика, строительство.
Ну и есть вообще интересные личные примеры, как то, одна знакомая после универа пошла в ивент-менеджмент (40к на начальном этапе), один хороший знакомый выйграл выборы в местном Gemeinde и стал мэром (бюргермайстером).
С хорошими оценками можно идти в большие производственные предприятия, фарму, автомобильную индустрию — там и 60к на начальном этапе бывает.
В общем, абсолютно реальные цифры.
idiv
04.04.2016 21:13+2И до этого пару сотен тысяч машин кому-то все-таки продали, да.
Я понимаю, сейчас все Маском восхищены до предела, но 100 с лишним тысяч машин как-то уж резко превратились в "пару сотен тысяч".Sleepwalker_ua
04.04.2016 21:35Да, тут я чуть-чуть погорячился, виноват. Но даже 100+ к электромобилей тоже не сочетаются с "парой олигархов-технофанов", тем более что компания новая и без вековой истории..
DagothNik
04.04.2016 20:00А, вы из тех, кто «зачем мне Apple/Samsung/Nexus, если я могу купить китайца с такими же характеристиками в три раза дешевле»? Ну так если телефон помрет в процессе набора сообщения или у него вздуется аккумулятор, вы это переживёте. А вот если у машины автопилот уйдёт в аут на скоростной магистрали или рванет аккум, это уже не факт.
N0Good
05.04.2016 06:51Не удержусь. Да, я из тех, кто см. выше. Да с тем же успехом у того же самсунга/эпл/нексуса вздуваются аккумуляторы (а как по мне у самсунга даже чаще), ибо собирается он из тех же и того же качества деталей на том же заводике в Китае. Только стоит оно больше. Единственное отличие тех самых "китов" ныне — это качество ПО. Хотя, опять же, самсунг, в последнее время, имхо, не лучше делает.
Kanut79
04.04.2016 20:18Ну вообще-то у Теслы сейчас заказов в два-три раза больше чем они могут произвести автомобилей. Так что с продажей у них проблем в обозримом будущем не предвидится.
Кроме того если Тесла выпустит свой автопилот на два-три-четыре года раньше, то у них будут эти самые два-три-четыре года на то чтобы сделать свою систему дешевле. А мы знаем как быстро могут дешеветь подобные технологии.
Ну и в третьих цена это на мой взгляд далеко не самый важный фактор, по которому будут выбирать автопилоты. Думаю намного важнее будет насколько более безопасным является или даже просто ощущается такой автопилот для пользователя. А убеждать и продавать Маск умеет, уж этого у него не отнять.
EndUser
04.04.2016 15:00Если нейронная сеть полностью «съест» тестовую выборку из-за своей избыточной ёмкости.
Но это, вроде лабораторный анонс ещё без официального тестирования (хотя вряд ли официальное тестирование разработано само по себе). У нас выглядит как прогон штудента по городу без создания коллизий, но это вряд ли полное покрытие тестами ;-)
Опять же не ясно, будет ли сеть открыта для дообучивания в режиме нормальной эксплуатации и насколько эксплуатация будет нормальной для благопристойного дообучивания…
В общем, вопросов много. Надеюсь, они получат соответствующие ответы.
ed007
05.04.2016 10:54Судя по количеству плюсов народ всерьез верит, что инвесторам не пришла в голову та же мысль и они вложились в проект на основе «отзывов» в прессе.
Kanut79
05.04.2016 11:02Естественно это не так. Вот только не факт что они вложились именно в автопилот в том виде, в котором его описывает этот парень. То есть возможно у них уже есть свои наработки и им не хватало того что есть у этого парня, для того чтобы каким-то образом улучшить/завершить свой продукт.
Кроме того возможно что их интересует вообще не автопилот, а какая-то из наработок этого парня и они хотят её себе заполучить.
Ну и кроме того "выписали чек на три миллиона" на самом деле не означает что парень получит все эти деньги сразу. И что он вообще их получит целиком. Обычно делается план разработок и очередные выплаты "привязываются" к достигнутым целям: не достиг очередной цели и инвестор имеет право прекратить финансирование и захапать себе все сделанные до этого разработки.
То есть выгоду для себя инвесторы видят однозначно. Вопрос только в чём....
BelBES
05.04.2016 12:48Учитывая повышеный интерес инвесторов к теме беспилотников и не поражающие воображения размеры инвестиций в проект Геохота, инвесторы могли просто на удачу вложиться в стартап.
sprutspb
04.04.2016 14:20Если так, то этот парень мега крут. через пару лет поглядим что выйдет из этого проекта.
Zavtramen
04.04.2016 15:02+3Именно поэтому есть большие сомнения, что все обстоит действительно так, как рассказывает автор системы. Я сильно сомневаюсь, что тесла держит команду разработчиков просто так. Как известно, зачастую весьма просто решить задачу на 99%, оставшийся процент — вот где самая засада. В любом случае поживем — увидим.
Mort
04.04.2016 16:54С интересом бы посмотрел на эти работы. Можете привести примеры, пожалуйста?
Kanut79
04.04.2016 17:05+1Я точно знаю что дипломная работа на эту тему была в университете Эрлангена в соавторстве с институтом Фрауенгофера. Правда там всё было на эмуляторах и настоящую машину студенту естественно не доверили. К сожалению ссылку на саму работу дать не могу. Не уверен что она вообще доступна для скачивания.
Но я думаю что она далеко не единственная по этой тематике.
Gorynych23
04.04.2016 14:56+7Может, у него под капотом сидит пилот-карлик! Неспроста нам показывают только бардачок.
magamos
04.04.2016 16:56-5Тирион Ланнистер очевидно. И через 20 дней как раз начнется 6-й сезон «Игры престолов». ))
vandiemen
04.04.2016 16:22Возможно ли управлять ЭУР электронно? (по CAN, например)
kababok
05.04.2016 13:57А что вы понимаете под аббревиатурой ЭУР? (дабы говорить об одном и том же)
По CAN в современных автомобилях передаются как текущие состояния наиболее важных процессов, так и задания на изменение этих процессов.
Например, текущий момент силы, развиваемый на оси двигателя — и одновременно расчитанный по состоянию нагрузок на оси, положению педали газа и т.д. момент силы, требуемый от двигателя в следующий момент времени головным управляющим устройством.vandiemen
05.04.2016 14:01Электро усилитель руля. Ищу материалы по управлению ЭУРом по централизованным стандартным шинам автомобиля.
kababok
05.04.2016 14:48Ну, во-первых это именно CAN — ищите именно его, и не отвлекайтесь на LIN, FlexRay и т.п.
А во-вторых: вам на каком иностранном языке удобно, если что-то найдется? :)
плюс, имейте в виду, что контроллер рулевого управления (как и большинство других контррллеров в авто) — это полноценнный микрокомпьютер с операционной системой реального времени и кучей внутренних функций.
И они могут отличаться даже на одной и той же модели двух соседних годов выпуска.
Sleepwalker_ua
04.04.2016 18:12+3Гмм… до тысячи у.е.? Но погодите, лидар, камеры, какой-то специализированный проц (ASIC или что-то на базе CUDA, например), ЦП, экран, связь с CAN-шиной, потенциально еще всякие УЗ-датчики для паркинга и радиомодули для интернетов-GPS — даже без аккуратного упаковывания и красивого внешнего вида все это в куче стоит явно больше, чем 1000 долларов! Или я где-то ошибся?
R4ABI
04.04.2016 18:24-6это меньше 1000$ если ты закупаешь приличным оптом. 1000 — вполне себе реальная продажная цена, только появится еще пара русских перекупов-барыг и накинут 400-500% своей прибыли.
Vasyutka
04.04.2016 18:28теоретический путь может быть следующий: использовать всю доступную информацию (лидары, радары), чтобы получить размеченные по ним обучающие материалы. А в последствии использовать несколько дешевых камер + вычислитель от nvidia. Это как-то бьется с профилем деятельности " Comma.ai, которая занимается разработкой недорогих систем машинного обучения на основе дешевых сенсоров". Очень на грани, но влазит в 1000долларов. Лидар пока не лезет, но придет время и его больших серий и малой цены.
vandiemen
04.04.2016 18:31Tesla не использует лидар. В чем преимущество лидара?
Vasyutka
04.04.2016 18:40+1прямые измерения окружающего объема. По камерам лишь косвенное. Даже если не удалось классицировать препятствие/внешнюю обстановку, понятно куда можно ехать, а куда точно нельзя. Ну самый простой пример — в солнечную погоду из-за слабого динамического диапазона камер можно запросто не увидеть бордюр и позволит автопилоту налететь на него. Лидар не позволит. второй пример — те же тени разнообразные от объектов на дороге. Лидар совершенно спокойно даст картинку, а по камере может классифицировать как угодно.
Sleepwalker_ua
04.04.2016 18:45использовать всю доступную информацию (лидары, радары), чтобы получить размеченные по ним обучающие материалы. А в последствии использовать несколько дешевых камер + вычислитель от nvidia
И тогда любой новый и незанесенный в базу объект на дороге (АКА пьяный бомж, мертвый песик или упавшее дерево необычной формы) создатут многосотметровую пробку из автопилотов, так что ли? Я уж молчу про наши "идеальные дороги", на которых и живой опытный матерый водила порой напарывается на открытые люки до отрыва колеса и пробивает салоны насквозь арматуриной, торчащей из куска кирпича.Vasyutka
04.04.2016 18:55"упавшее дерево необычной формы, пьяный бомж" — в общем неплохой повод остановиться автопилоту. мертвый песик — аналог ямы или неклассифицированного препятствия, которое безусловно стоит объехать. Но еще не корректно все-таки говорить, что то, что не было в обучающей выборке, то обязательно не будет распознанно (как пример, см. автоенкодеры, где в при обучении используют параметры объекта или окружающий среды, за счет этого удается узнать объект и новый контекст, к котором он находится, хотя раньше никогда сетке не показывали в этом сочетании параметров именно этот объект). А дороги да — надо просто делать хорошими, с разметкой, с освещением, с актуальными знаками, с пешеходными переходами хотя бы отмеченными, а не стихийными. И тогда автопилот реальная вполне вещь.
dron_k
04.04.2016 19:48Проще говоря он не собирает базу «что где находится» а учится понимать «что где находится» основываясь на большой базе «признаков».
Kanut79
04.04.2016 20:23При всём том насколько сейчас продвинуты НС они всё ещё могут нахватать кучу ошибок при обучении и ты никогда не знаешь что за ошибки там накопились и когда и в каком виде они всплывут.
lksdfj89
04.04.2016 21:19Я думал над подобным вопросом и вот что получилось. Надеюсь вы поможете найти ошибки в данной идее.
Мне кажется проблема решается сертификацией. Она, как и экзамен на права для человека, может состоять из двух частей:
1 НС откатывает большое число км в виртуальной среде
2 после первого этапа выпускают автомобиль под управлением этой НС на реальные дороги, где она откатывает гораздо меньшее число км под наблюдением экзаменатора
В случае успеха — получает права.
Да, она по прежнему может совершить ошибки. Но и человек сдавший экзамены совершает ошибки, так что тут нет особой проблемы. А если она будет совершать много однотипных ошибок, то права отберут, НС отправят на доработку и добавят подобные ситуации в экзамен. Ну или если ошибки не особо серьёзные, то права не будут отбирать, но в определённый срок НС нужно будет переобучить.Kanut79
04.04.2016 21:53Я думаю сертификация однозначно будет и будет она гораздо сложнее и само тестирование будет гораздо обширнее. Но это применимо ко всем автопилотам и процесс сертификация для всех будет одинаковый.
Но вот если ошибки вдруг будут обнаружены, то исправить их в "обычном" автопилоте будет проще чем в автопилоте, сделанном на основе НС.
Да и вообще в моём понимании НС как раз относительно легко научить "вполне сносно ездить по шоссе". Подчеркну ещё раз слово "относительно" в моём "относительно легко" :)
А вот научить их везде ездить лучше чем средний водитель будет гораааааздо сложнее. А для того чтобы автопилот прошёл сертификацию и был принят покупателями он должен будет ездить намного лучше среднего водителя.lksdfj89
04.04.2016 22:27> то исправить их в «обычном» автопилоте будет проще чем в автопилоте
Разве? Автопилот от гугл обучается в виртуальном мире, добавить туда ситуацию при которой возникает проблема, обучить и ок.
И я не слышал ничего об автопилотах для автомобилей основанных не на НС. Они есть?
> А для того чтобы автопилот прошёл сертификацию и был принят покупателями он должен будет ездить намного лучше среднего водителя.
Разве? Уже сейчас пользуются автопилотом теслы, хотя он гораздо хуже среднего водителя.Kanut79
04.04.2016 22:47Разве? Автопилот от гугл обучается в виртуальном мире, добавить туда ситуацию при которой возникает проблема, обучить и ок.
Если просто "добавить ситуацию", то нет никакой гарантии что кроме исправления этой ошибки, не будет ещё добавлена какая-нибудь другая. А если верить этому парню, то его автопилот должен обучаться "глядя" на действия нормальных водителей, а не в виртуальном мире. И как тогда должно выглядеть "исправление ошибок"?
И я не слышал ничего об автопилотах для автомобилей основанных не на НС. Они есть?
Мне ничего неизвестно о том как конкретно устроены автопилоты Гугла или Теслы, но даже если там и используются НС, то как минимум в комбинации с "обычными" алгоритмированными системами.
А опять же, если верить этому пареньку, то его автопилот это исключительно нейрональная сеть имеющая всего "около 2000 строк кода".
Разве? Уже сейчас пользуются автопилотом теслы, хотя он гораздо хуже среднего водителя.
Насколько мне известно ни один автопилот(именно автопилот, а не система сопровождения водителя) пока не получил полноценную сертификацию на автономное вождение.lksdfj89
04.04.2016 23:31> нет никакой гарантии что кроме исправления этой ошибки, не будет ещё добавлена какая-нибудь другая.
Что бы лучше понять мою точку зрения представьте две команды, которые делают автопилоты. Первая использует НС, вторая — «обычный» код.
И у той и другой команды один из первых этапов: представить все возможные и не очень ситуации в которых может побывать автомобиль и определить какое поведение допустимо, а какое нет. И обе команды будут проверять автопилот в каждой из этих ситуаций в виртуальном окружении.
Вторая команда будет писать код и тестировать в данных ситуациях. А первая, грубо говоря, не только будет тестировать, но ещё и обучать НС на них.
Что-то не так? Добавился новый кейс? Изменились ПДД? Второй команде неизвестно сколько придётся менять в коде. Первой — просто добавить новую ситуацию и переобучить НС. При этом гарантируется, что автомобиль будет вести себя корректно во всех учтённых ситуациях.
Если же какая-то ситуация была не учтена, то с чего вы взяли, что «обычный» код её корректно отработает?
> А если верить этому парню, то его автопилот должен обучаться «глядя» на действия нормальных водителей
Вот это меня тоже смущает. Но его автопилоту далеко до выхода на рынок и позже будет видно, что стало с этой идеей. Возможно так будет проходить первичное обучение НС, а потом — дообучение и тесты в виртуальной среде.Kanut79
04.04.2016 23:50Ну во первых "просто добавить новую ситуацию и переобучить" на самом деле не так просто как это звучит. Для обучения одной новой ситуации обычно нужно добавить не один новый пример.
Во вторых переобучение с добавлением одного нового кейса не даёт само по себе гарантии что во всех старых ситуациях поведение останется таким же как и было. И в этом как раз заключается та самая неприятная "изюминка" НС.
То есть грубо говоря у нас есть девять "работающих ситуаций", мы выясняем что есть еще десятая. Разрабатываем для неё сценарии для обучения, добавляем их к нашему набору, обучаем и внезапно выясняем что поведение в ситуации номер два стало не совсем корректно. Добавляем сценарии, обучаем и внезапно не работают ситуации три и четыре. И т.д. и т.п. Оно конечно не обязательно будет так происходить, но чем сложнее сеть и чем больше разноплановых задач она должна решать, тем больше вероятность что такое может произойти.
Меня в заявлениях этого парня слишком многое смущает чтобы я смог ему вот просто так поверить на слово. Одно заявление про чистую НС в 2000 строк кода уже многого стоит. Это получается что он в 2000 строк кода запихнул ИИ, который может самостоятельно научится водить машину лишь "глядя" как это делает обычный водитель. Если такое возможно, то это не просто какой-то автопилот, а настоящий переворот в разработке ИИ.lksdfj89
05.04.2016 00:16> обычно нужно добавить не один новый пример.
Именно это и подразумевается. Ещё тесты не должны содержать в точности те же ситуации.
> во всех старых ситуациях поведение останется таким же как и было.
Тесты помогут убедиться, что во всех придуманных случаях поведение в рамках допустимого.
> внезапно выясняем что поведение в ситуации номер два стало не совсем корректно
Да, из такой ситуации возможно будет не просто выбраться, особенно если уже известные трюки не сработают. Возможно тут будет пробегать специалист по нс и расскажет насколько это вероятно.
> Одно заявление про чистую НС в 2000 строк кода уже многого стоит.
Да это не так уж удивительно. Реализация нс занимает не много строк, простейшую можно в 50-100 уложить вместе с учителем и комментариями.
Самое сложное в них: подобрать подходящий тип, обучить как следует, не допустить overlearning и т.п.
Видать нашёл правильное сочетание нужных вещей.Kanut79
05.04.2016 00:38Если мои знания о НС не являются безбожно устаревшими, а я сомневаюсь что это так, то чем больше разноплановых задач мы пихаем нашей НС, тем сложнее ей научиться правильно себя вести в каждой отдельной ситуации. А вождение автомобиля это очень много задач разного плана. Очень-очень много.
Кроме того если для решения некоторых из этих задач НС является лучшим вариантом чем алгоритмы(например различное распознавание объектов), то для других задач ситуация прямо обратная(например вычисления по формулам). И в результате если мы имеем смесь задач разных типов(а вождение это именно такая смесь), то чистая НС или чистый алгоритм будут проигрывать смешанной системе, состоящей из НС и алгоритмов.
И самое главное: ясное дело что НС в 2000 строк написать возможно. Но создать самообучающуюся систему, которая может сама научиться водить машину, да ещё и на базе всего 2000 строк кода это далеко не тривиальная задача. Более того если такую систему удалось создать, то она может научиться делать кучу других вещей, которые до сих пор машины делать не научились. И это, как я уже писал выше, настоящий переворот в разработке ИИ. То есть если такое произошло, то надо не на автопилоте внимание концентрировать, автопилот тогда вообще дело вторичное, а на самой НС.
Это как если бы создали философский камень и рекламировали его как идеальный способ создавать удобрения :)
bobermai
05.04.2016 10:46Разве? Уже сейчас пользуются автопилотом теслы, хотя он гораздо хуже среднего водителя.
И пользоваться им по этой причине запрещено.
BelBES
04.04.2016 22:01Сертификация и без того есть. Неужели вы думали, что парктроникам, ABS-ам, ГУР-ам и тд и тп на слово верят?:-)
dron_k
04.04.2016 18:53>>>Comma.ai, которая занимается разработкой недорогих систем машинного обучения на основе дешевых сенсоров.
1) Сегодня дорогой лидар,
завтра ПО прокачали и стало достаточно дешевого лидара,
послезавтра еще прокачали ПО и стало достаточно копеечной камеры.
2) Ну и востребованные железяки со временем массовеют и удешевляются.
3) Оптовые закупки.
NiPh
04.04.2016 18:32+2Вопрос в том, кто будет виноват, если машина решит срезать пробку через пешеходный переход с кучей людей. У Теслы и Гугла есть штат юристов, которые готовятся дать ответ на этот вопрос. Что сможет выдать Geohot? Если мне за 0,5 секунды до аварии напишут "Необходимо ручное управление" и активируют джойстик, передав всю ответственность за происходящее, это будет, ну, не очень круто.
Kanut79
04.04.2016 20:37Пока за всё отвечает человек, который сидит на месте водителя. Вне зависимости от того кто управляет автомобилем: он или автопилот. Но это пока. Насколько мне известно в большинстве стран под это дело готовятся изменения в законах. Если я не ошибаюсь то как минимум в Европе на такую машину надо будет делать специальную страховку и в случае чего все выплаты будут идти за счёт этой самой страховки. Это если мы говорим о возмещении ущерба.
Уголовная ответственность за ошибки автопилотов пока не планируются.
exfizik
04.04.2016 21:45Геохот ничего еще не может выдать, так как он ничего не продаёт. Вот когда выйдет продукт в продажу, то будут и юристы, и лицензионное соглашение, снимающее с него ответственность, и пр.
merl1n
04.04.2016 21:21Машина с управлением на основе нейронной сети скорее всего будет иметь местами непредсказуемое поведение. Замучают их потом исками, когда начнется реальное использование.
NikitaE
04.04.2016 23:33Подозреваю, что 1000 долларов — это планируемая цена только «коробки с ИИ». И да, всё равно это круто: возможность установить в обычную машину автопилот имеет все шансы продвинуть системы автоматического управления лучше, чем любые новые тачки, в которые он уже встроен.
thatisme
05.04.2016 13:56Когда я был маленьким и о компьютерах можно было только мечтать, а о компьютере в автомобиле писали только в фантастических книгах, мой отец во время движения по прямому участку трассы снимал руки с рулевого колеса — проверить, ведет ли машина в сторону.
Приблизительно это же я сейчас наблюдаю в видеоролике выше. Подозреваю, что инженеры Теслы правы.
texder
05.04.2016 13:56Конечно все это интересно, но дело не только в инженерии, но, по большей части в испытаниях и бюрократии.
Вряд ли ему просто так вот выдадут сертификат и разрешат ездить по дорогам. А вот Тесле и Гуглмобилю дадут.
Но проект мне очень нравится
12sunflowers
05.04.2016 13:57-1В одиночку сделал то что делает целая компания! Молодец! И еще молодец, что отказался от покупки его Теслой. Может это будет эдакий OpenSource ответ Тесле? Ну по крайней мере конкуренцию он Тесле уже составляет, пусть не расслабляется Тесла. А конкуренция всегда хорошо.
BelBES
06.04.2016 17:58Где вы тут OpenSource разглядели?))
Ну и на рынке есть игроки и покрупнее Tesla… типа того-же Daimler, Google...
emmibox
08.04.2016 16:45+1Господа. Я могу вас уверить что любая «недорогая система на основе дешевых сенсоров» была есть и будет всего лишь демонстрацией принципа и никогда не будет стоять на реальном автомобиле.
2 китайских хаба с 9-ю разъемами USB — это до первой хорошей ямы на дороге! При попадании правого колеса в яму от вибрации ширпотребных разъемов происходит деаттач N-ного количества USB в этой связке на картинке. И если яма оказалась на повороте (значительный угол колес) а управление идет так же по одному из USB — то через 2-3 секунды машина оказывается или в бордюре-стене-другой машине… Таким образом тут явно видно, что даже принцип, можно демонстрировать только на идеальной сферической дороге в вакууме и желательно без других машин…
На деле USB 2.0 в такой системе просто не применима как класс — она просто не пройдет по тестам на электромагнитную совместимость. Нужно что то медленное 10-ти мегабитная сеть или can,lin, из быстрого годится только оптика. И в итоге мы приходим к НЕ ДЕШЕВЫМ компонентам — те же камеры всяко уже не с али уже будут от компов…
Далее — устройство в сборе и вся его обвязка должны работать в определенных диапазонах по климатике. Если взять скажем стандарт BMW GS 95024 (которому обязан удовлетворять любой электронный блок стоящий на любой БМВ, что в приницпе базируется на общих ISO стандартах и мало отличается от машин вообще) то это значит, что устройство должно работать в диапазоне -40 +105, с влажностью 80%, а при тестировании проработать в течении 6ти подряд следующих циклов: «15 минут в атмосфере с температурой 130 градусов Цельсия — 1 час в атмосфере с температурой 110 градусов Цельсия». Там много разных тестов — есть например шоковое охлаждение ледяной водой после 15 минут работы при 105 градусах… Я не представляю, на каких CPU+GPU из ныне существующих для коммерческого применения можно обеспечить работоспособность в этих условиях без активного термостатирования (по сути — кондиционера встроенного в устройство) — огромный комп на интеле с кондиционером внутри, увы плохо совместим с ценой в $1000…
Специализированные процессоры которые сейчас можно использовать и которые способны это выдержать без активного охлаждения c теплопереносом в заведомо более горячую среду — откровенно слабы. т.е. это уровень 0.3-0.5 от современного атома по производительности, при цене наоборот в 3-5 раз больше, чем у атома… Можно ли на подобных CPU без всяких GPU реализовать целевые алгоритмы !? — думаю вряд ли… Вот лет через 15 когда они подтянутся, тогда — пожалуйста… Только вот тогда оно само по себе отрастет у каждого производителя авто…kababok
08.04.2016 18:01+1фактически со всем согласен
добавлю только, что ключевые компоненты железа должны быть официально сертифицированы для применения в automotive — иначе систему просто не допустят на рынок злые контролирующие органы общих стандартов (ISO) и госстандартов.
И ещё кой-чего: CPU в автомобильной промышленности всё-таки чаще всего не требует активного охлаждения — так что этот вопрос не настолько важен.
Но зато там жёсткие требования по работе на отказ, тряске/вибрации и т.д.
texder
10.04.2016 18:14Согласен, ни один производитель, конечно, не будет ставить разработку в автомобили. Но ему ничего не помешает продавать это отдельным комплектом, а потом пойдут клоны на Ali.
А потом и штрафы введут в дополнение к превышению скорости и непристегнутому ремню еще за несертифицированное оборудование. Будут на техосмотре проверять что это там такое стоит.emmibox
10.04.2016 23:50Не будет такого. Даже по нашему современному законодательству (достаточно либеральному) вы не можете изменить в автомобиле любой элемент, так или иначе указанный в «Одобрении Типа Транспортного Средства» — это требует прохождения всей процедуры получения ОТТС заново, а на такое сейчас способны только заводы. Т.к. как минимум будет вмешательство в рулевое управление и тормоза — в ОТТС четко указано каким образом они действуют.
sprutspb
ну прям вообще сказочно… хотя парень молодец с интересом слежу за его работой.
DrSavinkov
Интересно, что будет делать нейросеть в случае попадания на вход нештатных данных? Надеюсь, в таком случае автомобиль не уйдёт в разнос, а потребует ручного управления/остановится в случае отсутствия реакции водителя.
BelBES
Понять бы, что делает нейросеть хотя бы в штатных ситуациях)
Вот эта фраза, по моему, просто набор умных слов не отражающих сути:
Причем на картинках GPU'шек не видно, только IntelNUC + куча инфраструктурной переферии… а без серьезеых CUDA/ASIC-ускорителей не понятно, как можно боле-мене большие сетки с приемлемым FPS считать.
Да и на чем чувак обучался не понятно… достаточно большие размеченные датасеты для диплернинга в паблик никто не выкладывает. А на маленьких вряд ли получится приблизиться по точности к state of the art решениям.
ZlodeiBaal
Кашу из топора тоже варили начиная с воды и топора;)
Сначала он сделал "рабочий" прототип каши. Вот, сейчас, инженеров наняли. Потом пяток лидаров поставят.
А лет через двадцать либо осёл помрёт, либо заказчик.
Vasyutka
Но с другой стороны приятно было бы увидеть и у нас такого же умельца с раскуроченным личным авто, а еще лучше нескольких. Хоть видна "отвага и ...". В конце концов и так тоже каши варят, главное — начать.
beeruser
>> приятно было бы увидеть и у нас такого же умельца
Пока что есть две проблемы
Abiboss
Эти две проблемы вечны и будут всегда
BelBES
Авто, пригодное для раскурочивания и запиливания туда беспилотного управления, в России стоит слишком дорого, чтобы его портить)
Но, если решитесь раскурочить свое авто, то пингуйте — поучавствую в проекте ;-)
Vasyutka
Кстати. есть IntelNUC со встроенной видео-картой, которую можно с OpenCL использовать. Не очень модный сейчас вариант, но теоретических 300-400гфлоп имеет, чего с натяжкой, но может хватать на какие-то сверточные сети в почти реальном времени. Правда не думаю, что использовалось — весьма нынче экстровогантное решение