Теперь взять кредит сможет житель любой деревни, где нет банка, но есть интернет




Минкомсвязи России приступило к разработке механизма онлайн-кредитования. После его внедрения можно будет получить кредит не выходя из дома по простому алгоритму.

1. Подаётся заявка через интернет-банк (есть и сейчас).
2. Банк запрашивает данные о доходах из Пенсионного фонда.
3. Гражданин получает SMS, предлагающее дать согласие на запрос сведений о состоянии его лицевого счета в Пенсионном фонде.
4. Банк получает данные о доходах из фонда по системе межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ).
5. Банк одобряет заявку.
6. Средства зачисляются на счёт или карту клиента.

Таким образом, физическое посещение банка не требуется вообще.

Сейчас такую практику используют микрофинансовые организации, которые раздают кредиты «до зарплаты» под гигантские проценты, загоняя в долги финансово неграмотных, зависимых от азартных игр и алкоголя россиян. Официальные банки тоже хотят получить это конкурентное преимущество, пишут «Известия».

Как сообщается, процедуру онлайн-кредитования Минкомсвязи обсудит на закрытой встрече с представителями банков.

В пресс-службе Минкомсвязи пояснили, что для реализации механизма вносятся поправки в правила применения простой электронной подписи, положение об использовании ЕСИА (Единая система идентификации и аутентификации, созданная в рамках исполнения закона о госуслугах), положение об инфраструктуре электронного правительства.

Механизм получения банками данных из ПФР с помощью портала госуслуг тестируется с июня 2015 года.

Банки получат множество преимуществ от выдачи ондайн-кредитов: это экспансия в регионы, где присутствие банков ограничено, возможность роста уровня кредитования лояльных клиентов, которые не обращаются за займами из-за нехватки времени, а также возможность оптимизации штатов за счёт автоматизации процесса.

Для государства новая банковская схема кредитования тоже выгодна, потому что позволит массово зарегистрировать россиян на портале госуслуг и в системе ЕСИА (Единая система идентификации и аутентификации). В будущем ЕСИА станет универсальным средством идентификации и аутентификации россиян, в том числе на сайтах в интернете.

Комментарии (64)


  1. LoadRunner
    11.05.2016 12:41
    +3

    То есть теперь на телефон будет спам не «Вам предварительно одобрен кредит, придите в отделение», а «Просто отправьте „ДА“ в ответном сообщении»?


    1. oleg0xff
      11.05.2016 12:52
      +6

      Причем никаких методов что Вы «ДА» не отправляли доказать у Вас нету


      1. Idot
        12.05.2016 12:47
        +1

        Вариант:
        — на компьютер Васи посадили троян,
        — от имени Васи взяли кредит
        — деньги сразу же перевели на другой счёт
        как теперь Васе доказать, что всё это проделал не он сам?


  1. aezhko
    11.05.2016 12:44

    Тиньков же по сути и сейчас удаленно одобряет те же кредиты, разве нет?
    А если рассматривать деревни, то как быть с подписанием договора?


    1. Desiderio
      11.05.2016 14:49
      +1

      Тинькофф — это банк-исключение. Он почти идинственный в России, кто наладил удалённую работу с клиентами как по кредитам, так и по депозитам.
      А что касается подписания договора, то в этой статье как раз про это и упоминается: для реализации механизма вносятся поправки в правила применения простой электронной подписи, положение об использовании ЕСИА, положение об инфраструктуре электронного правительства.


  1. Saffron
    11.05.2016 12:45
    +3

    Трындец. Это сколько же спама возникнет и телефонного мошенничества. И если раньше у людей уводили симки и через них отбирали хостинг, то теперь можно будет таким же нехитрым образом сразу забирать деньги. У нас сотовые сети не умеют в безопасность клиентов и личных данных. Они оставляют как технические уязвимости, так и социнженеринговые. И доверить им ещё банкинг?

    Я вот наоборот был бы крайней рад, если бы появилась обратная возможность — отказаться от мобильного банкинга и сопутствующих навязанных услуг. Чтобы можно было только звонить по телефону и в интернет ходить, и нельзя было ничего оплатить — никаких подписок и платных номеров. Кому надо — пусть пользуются, а мне вот это лишние заботы.


    1. PlayTime
      11.05.2016 12:53
      -1

      а в чем собственно проблема? купить отдельную карточку, на нее привязать банкинг, карточку спрятать «под матрас».


      1. lexnekr
        11.05.2016 14:09
        +4

        в выпуске дубликата сотрудниками сотового оператора?


      1. Ksoo
        11.05.2016 14:22
        +3

        Через полгода контракт на нее закроют, и номер уйдет.


      1. BIanF
        11.05.2016 14:50
        +2

        Я так делал. Два месяца карта полежала и её разделегировали…


        1. PlayTime
          11.05.2016 17:21

          У кого какие условия. В Украине уже давно срок действия номера составляет 1 год с момента предоставления любой платной услуги. То есть достаточно раз в год позвонить кудато или отправить СМС.


          1. rfvnhy
            11.05.2016 17:31

            В РФ сейчас у большинства ОПСОСов стоит в договоре 3 месяца.
            Раньше было 6 мес…
            Причем насколько я понял изменения коснулись и старых номеров…


    1. VaalKIA
      11.05.2016 13:15

      Давно принят закон о разделении счёта, и он — работает. Похоже, что это то, что вам нужно.


    1. Desiderio
      11.05.2016 14:55

      Я вот наоборот был бы крайней рад, если бы появилась обратная возможность — отказаться от мобильного банкинга и сопутствующих навязанных услуг. Чтобы можно было только звонить по телефону и в интернет ходить, и нельзя было ничего оплатить — никаких подписок и платных номеров.
      Обратитесь с этим вопросм к своему оператору сотовой связи. Вот, например, у моего Билайна уже несколько лет существует бесплатная услуга «отключения сервиса коротких номеров». При активации этой услуги как раз и пропадаёт всё то, что Вам не нравится. Я в своё время не активировал её только потому, что тогда и с банкингом не смог бы работать, а ещё вместо звонков на короткие сервисные номера Билайна пришлось бы общаться с ними только через USSD-запросы.


      1. Saffron
        11.05.2016 16:21

        Так оператор периодически обратно включает запросы. И какое ему может быть доверие вообще после подмены трафика? Я предпочёл бы, чтобы такое поведение можно было закреплено правилами предоставления услуг сотовой связи — взял бланк, по форме написал заявление на отказ, одну копию себе — одну оператору сотовой связи. Так чтобы без письменного заявления никаких платных услуг подключить нельзя было. При попытке снять деньги — достаёшь копию и требуешь через потребнадзор вернуть деньги на счёт.


    1. tmin10
      11.05.2016 16:00

      Я так и сделал у МТС и у Билайна: подключил всевозможные запреты платных услуг, подписок, рассылки сообщений оператора и прочее. Теперь у меня всякие подписки просто не могут подключиться, а звонки на короткие номера просто не работают.


      1. rfvnhy
        12.05.2016 10:53

        Буквально дней 5 назад для родителей подключил 2 SIMки в Мегафоне…
        При подключении сразу сказал что главное условие — полный запрет всех «услуг», «гудков», рекламы от оператора и тд и тп
        Сейчас SIMки пока все еще у меня. На днях пойду ругаться и писать жалобы.
        Через сутки после подключения стали сыпаться SMS с предложениями включить «гудок» на «бесплатно, аж на 1 неделю», «сообщите свой номер друзьям — беспл. на 6 мес»(причем это 2 SMS, во второй только метод подключения(причем не написано чего), в первой только рекламный текст)
        Зачем то подключили мне MMS и видеозвонок, при том, что я сразу предупреждал при подключении что будет «телефон-звонилка»
        К сожалению другие операторы в том месте принимают крайне плохо…


    1. vikarti
      12.05.2016 11:41

      В отношении подписок и платных номеров — техподдержка Yota в ответ на прямой вопрос, есть ли у них эти подписки и платные номера — ответили что нет не поддерживается.


  1. oleg0xff
    11.05.2016 12:48
    +3

    1. Подаётся заявка через интернет-банк (есть и сейчас).
    2. Банк запрашивает данные о доходах из Пенсионного фонда.
    3. Гражданин получает SMS, предлагающее дать согласие на запрос сведений о состоянии его лицевого счета в Пенсионном фонде.
    4. Банк получает данные о доходах из фонда по системе межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ).
    5. Банк одобряет заявку.
    6. Средства зачисляются на счёт или карту клиента.


    А где проверка личности? Так то кредит можно на кого угодно повесить. И узнаете Вы о том что на Вас кредит повесили тока когда колекторы прийдут.

    Гражданин получает SMS, предлагающее дать согласие на запрос сведений о состоянии его лицевого счета в Пенсионном фонде
    А смс которые ничем и никак не защишены, в качестве юридически значимой подписи, это вообще просто сказка.


    1. chupasaurus
      11.05.2016 12:51

      0. Вход в интернет-банк (со всеми тремя А в процессе)


      1. oleg0xff
        11.05.2016 12:56

        Если получение логина к интернет-банку по физическому появлению в офисе банка с паспортом, то как бы ничего и не меняться, все равно ножками топать в банк. А если нет, если как почту можно зарегать без паспорта, то понятно что из этого выйдет.


        1. Leo7777
          11.05.2016 14:18

          Для начала надо открыть счет в банке, а уже после этого можно получать на него деньги. Т.е. если в банке счета нет, то одобрить онлайн и перечислить деньги они не могут


          1. rfvnhy
            12.05.2016 10:55

            Вы учтите, что сейчас очень «популярны» зарплатные и пенсионные карты, у которых естественно есть счет… (не знаю сейчас для сберкнижки счет делают или нет)
            Так что «счет в банке» сейчас есть у 99% взрослого населения…
            Так что и одобрят и перечислят… ;-(((((


            1. TheCoreFactory
              12.05.2016 11:30

              Сберкнижки кстати уже давно формальность. Делали они это для того, что бы не пугать тех кто к ним привык. Мне как то с открытием счета ее выдали, при этом через личный кабинет можно было переводить/зачислять средства. Логично, что чуда не происходило и книжка не соответствовала счету.


        1. chieftain_yu
          12.05.2016 11:14

          А вот почта может быть привязана к госуслугам…


  1. Kanut79
    11.05.2016 12:59

    А всевозможные неустойки и просрочки по выплатам коллекторы тоже по интернету собирать будут? :)


  1. lizarge
    11.05.2016 13:21

    Просто оформлять и выдавать кредит «до зарплаты» при рождении нужно.


  1. SnowLoKu
    11.05.2016 13:34
    -1

    Забыли еще в конце дописать:… и наступит мир во всем мире!


  1. PaulMaul
    11.05.2016 13:49
    +1

    > 3. Гражданин получает SMS, предлагающее дать согласие на запрос сведений о состоянии его лицевого счета в Пенсионном фонде.

    То есть, теперь отправленная SMS сродни подписи и может служить юридическим доказательством?


    1. chesterset
      12.05.2016 00:49

      Сбербанк Онлайн при перезаключении договора (выкатили какие то новые функции для веб банка) смской подписал новый договор. Не очень безопасно, но удобно.


      1. rfvnhy
        12.05.2016 11:02
        +1

        Я бы сказал «крайне небезопасно»…

        У кого есть маленькие дети — часто играют со смартфонами родителей…
        На работе часто вижу не заблокированные смартфоны на столах сотрудников, ушедших минут на 15 «покурить»…
        Телефон могут украсть, а заметить вы это можете только через часы.
        Вашу SIM-карту могут «восстановить» через оператора (вариантов много — от ксерокопии паспорта (а уж ее можно и подделать легко и найти готовую — а мы сейчас много где вынуждены оставлять копии паспорта), доверенности (подделать проще чем паспорт), сговора с людьми у оператора (а SIMку сейчас в любом киоске подключения вам восстановят… это лет 10 назад надо было ехать только в центральный офис)…

        В общем мошенники вполне могут воспользоваться данной услугой и потом будет крайне сложно что-то доказать…


  1. PaulMaul
    11.05.2016 13:55

    Когда уже появятся «Работные дома», как у Диккенса, в которые будут попадать фатальные должники по кредитам?


  1. Avitale
    11.05.2016 14:10
    +1

    В принципе, идея интересная, но правильно выше сказали — нужно решить проблему с авторизацией. Буквально пару недель назад я брала кредит на телефон через интернет. Довольно удобно: после заполнения кучи полей два банка уже через две минуты выдали свое решение, а кредитный договор для подписания мне привез курьер. Но с этим методом затык в плане деревень — курьеры ездить туда не будут. Впрочем, если подавать заявку на кредит можно будет через сайт госуслуг, то, возможно, это неплохо. Главное свой пароль беречь как следует.


    1. lorc
      11.05.2016 15:10
      +1

      Ну если бы у каждого был паспорт-смарткарта и аналогом подписи был бы ввод PIN2, как это сделано в Эстонии — всё было бы замечательно. Думаю, всем можно объяснить, что когда ты вводишь на сайте PIN2 от своего пасспорта — это то же самое, что ты ставишь подпись под документом своими руками. А все эти игрища с SMSками — ни до чего хорошего не доведут.


      1. tmin10
        11.05.2016 16:06

        Я бы побоялся, если бы моя личность подтверждалась всего несколькими цифрами, хотя и ввести их можно всего 10 раз неверно…


        1. lorc
          11.05.2016 16:16

          Несколькими цифрами + физическим паспортом (пусть и в формате карты ISO/IEC 7810). А так как подписывает собственно смарт-карта, то да после третьего неудачного ввода PIN надо вводить PUK. А после десяти попыток угадать PUK — менять карту. Довольно безопасно, как по мне. Опять же, никакой сотрудник ОПСОСа/банка/гос.учреждения не сможет подписаться за вас.


          1. tmin10
            11.05.2016 19:12

            Меня несколько смутило «ты вводишь на сайте PIN2 от своего пасспорта». Вводить пин-код от смарткарты где-то кроме локального компьютера (а лучше отдельного устройства) чисто для подписи несколько странно, вот поэтому и написал про то, что я бы поостерегся такой идентификации.


            1. lorc
              11.05.2016 19:24

              Ну да, сказать «на сайте» не совсем корректно. Я имел в виду плагин для браузера, который с одной стороны умеет доступ к смарт-карте, а с другой — к серверу. Вроде бы именно так работают электронные выборы в Эстонии (и всякие другие государственные услуги).


              1. tmin10
                11.05.2016 19:26

                Да, это хорошая штука. У нас тоже хотели подобное внедрить в рамках УЭК, но что-то не взлетело.
                В плане защищённости лучше бы вообще отдельное устройство с пинпадом и подключением по USB, которое бы подписывало отправленный компьютером файл, чтобы пинкод смарткарты даже теоретически не мог быть перехвачен.


                1. lorc
                  11.05.2016 19:33

                  Это да. Можн пойти ещё дальше, учитывая что сейчас технологии позволяют встроить экран и пинпад прямо в смарт-карту.


  1. Liquidos
    11.05.2016 14:47
    +4

    >>… загоняя в долги финансово неграмотных и алкоголезависимых россиян. Официальные банки тоже хотят получить это конкурентное преимущество

    Вся суть этого бизнеса в полутора предложениях.


    1. Zzzuhell
      11.05.2016 15:30

      точно. Только надо дополнить: «неграмотных, зависимых от азартных игр и алкоголя россиян»


    1. Taragolis
      11.05.2016 23:51

      Банки, которые хотели получить это конкурентное преимущество, уже открыли свои МФО… только с кредитками и операционистами.


    1. ksr123
      14.05.2016 03:54

      А в чем проблема? Микрокредиты — удобный инструмент для определенных целей. Если кто-то не читает инструкцию к бензопиле, выключает мозги и отпиливает себе яйца — разве это повод запрещать бензопилы?


      1. Liquidos
        15.05.2016 12:45

        А кто спорит? Я и не говорил о проблемах. Всё так, как вы сказали, я же высказывался о сути.


  1. zbase32
    11.05.2016 16:10

    Поможет бизнесу — да, этично — наверное, нет. По идее, это отличный пример интеграции систем.


  1. slog2
    11.05.2016 16:10
    -1

    А «кредитные карты» в России ещё не изобрели?


    1. chesterset
      12.05.2016 00:55

      Уже вижу, как среднестатистический гражданин с кредитным лимитом в 30к берёт квартиру за полтора ляма. Кредитные карты имеют определенные лимиты.


      1. rfvnhy
        12.05.2016 11:08

        Т.е. вы считаете нормальным «одобрять кредит» на 1+ лям через SMS?

        Я все же считаю что кому нужен кредит — должен сам идти в банк.

        Или пусть сделают вменяемую систему явного отказа от таких «услуг»
        Т.е человек должен 1 раз (при подключении или потом) сделать звонок своему оператору связи и сказать что он категорически отказывается от такой (и аналогичных) услуги.
        Или дойти до офиса ОПСОСа.

        Оббегать все 50 (или сколько их там у нас в городе) банков с такими отказами я посчитаю издевательством…


        1. chesterset
          12.05.2016 17:27

          >Т.е. вы считаете нормальным «одобрять кредит» на 1+ лям через SMS?

          Нормальным — да, безопасным — нет. Если я уже клиент банка, тогда в чём проблема? Кредит мне дают в рамках того же счёта, который я открыл ранее. Я никогда не брал кредиты, поэтому могу не знать тонкости, но даже если кредит был выдан без вашего ведома — его можно вернуть с аннулированием процентов за те часы/дни, пока не было замечено (хотя кто не заметит, что ему внезапно пришёл лям?). Банки уже давно старательно прививают пользователям основы безопасности — в каждом СМС призывают не сообщать никому ничего, везде пишут о том, для чего этот код и т.д. (по крайней мере «Тинькофф» и «Сбербанк» всегда пишут, зачем код подтверждения, всегда сообщают, что кто-то зашёл в интернет-банк и т.д.). Зачем такая гора предосторожностей, если ею нельзя воспользоваться? Банк уже сделал так, чтобы наиболее точно идентифицировать человека. Да, за компом может сидеть другой человек, у которого есть ваш телефон и который знает ваши логин и пароль от интернет-банка (интересно, откуда он такой красивый взялся?), но мошенничество при любом раскладе будет работать. Даже если защищать всякими отпечатками — можно его снять, пока вы спите/вас вырубили и т.д.

          Лично мне от того, что будут одобрять кредиты онлайн — ни холодно, ни жарко, я не пользуюсь кредитками/кредитами, но я вижу это как прогресс — человеку меньше надо сидеть в очередях/офисах, он экономит время и нервы. К тому же, мне нравится, что я могу не ходить в Пенсионный Фонд, стоять в очереди, брать справку и идти в банк, где тоже простоять очередь — они сами друг с другом договорятся и обменяются данными (с моего согласия, что здорово).


          1. Leo7777
            13.05.2016 08:47
            +1

            Это до первого раза пока на Вас неожиданно оформиться кредит, придет смс с уведомлением и тогда Вы побежите в банк и будите стоять в очередях чтобы его вернуть. Мне вот вчера из банка звонили и сказали что одобрили мне кредит, надо только придти в офис с паспортом без всяких бумажек, сумма 1,8 млн руб на 36 мес, я об этом не просил, и денег на счету у меня почти нет.


            1. chesterset
              14.05.2016 16:08

              Тогда давайте возвращаться к истокам — карточки заменяем на сберкнижки и ходим каждый раз в банк, ведь с карточки могут деньги украсть. И сейчас с кредитами много мошенников, оформляют на стариков, на ксерокопии левых паспортов и т.д.


  1. kykint
    11.05.2016 16:10

    ХМ, у одного банка уже давно есть возможность взять кредит наличными без подписей и посещения банка… Как так? Правда там надо уже являть дебетовым клиентом.
    Пруф


    1. kykint
      11.05.2016 16:20

      https://hsto.org/files/589/4ff/e9b/5894ffe9b31e425fa8176d349fc27efa.png скрин не приложиился


      1. vikarti
        12.05.2016 11:52

        у этого банка карту привезет курьер. он же и договор попросит подписать и сфотографирует вас с картой.


        1. kykint
          12.05.2016 12:42

          да, но он привезет дебетовую карту, без кредитного договора. а потом через интернет банк можно оформить кредит. Собственно в статье говорится, что кредит будет тоже выдаваться на карты


  1. GeeSVe
    11.05.2016 16:52
    +1

    Будет вал новых мошеннических схем. Новые истории о перевыпусках жуликами сим карт и борьбе девушки в попытках доказать коллекторам, что это не она брала кредит. Наверняка пенсионеры пострадают от этого. Ну а выгода от инициативы… Необходимость лично явиться в банк и потерять какое-то время для оформления кредита — это можно сравнить с выкуриванием сигареты перед тем, о чём нельзя писать. Т.е. такая небходимость помогала лишний раз взвесить все за и против. Теперь же будет больше «импульсных» кредитов. Всё для людей…
    Очередная тема для домашнего просвещения родственников в вопросах финансовой и компьютерной грамотности.


  1. alexhott
    11.05.2016 17:07

    Вот у меня карта зарплатная в банке и личный кабинет, а открыть депозит без посещения банка я не могу.
    Я думаю было бы очень популярным именно открытие депозита без посещения банка.


    1. lorc
      11.05.2016 19:25

      Ну это наверное от банка зависит. Я вот могу открыть депозит прямо с сайта. А для получения кредитной карты мне было достаточно звонка менеджеру (и ожидания ответа кредитной комиссии, куда же без этого).


    1. VaalKIA
      12.05.2016 00:29

      Нет проблем, хуже когда ты не можешь ЗАКРЫТЬ депозит, как в Альфа-банке, то есть открыть дистанционно — запросто, первести деньги на чужой счёт — пожалуйста, а просто закрыть депозит и «разблокировать» свои средства — пожалуйте в отделение, это мы вас защищаем: вдруг это мошенники(официальный ответ банка)?
      В этом плане мне очень приглянулся МКБ, хоть в три часа ночи в интернет банке можно открывать и закрывать депозиты, по первости в режиме онлайн так и сделал (не правильно указал куда перчеслять и пришлоть закрыть/открыть). Что меня выбешивает в банках, так это требование к надёжности пароля и его смена каждые эн месяцев (ну да, класть они хотели на двухфакторную авторизацию, если пароль надо сменить, то весь инет банк заблокирован), написал в саппорт МКБ — послали. У банка москвы вообще жесть — каждые три месяца надо менять, за шесть лет с ним у меня набежало 20 с лишним паролей, в итоге я около трёх часов перебирал «вроде бы последний» пароль и не смог его подобрать, потом на удачу ввёл ещё раз и он — подошёл, больше я с этим банком не работаю, в принципе. Звонят, каждые несколько месяцев, хотя писал заявления на удаление личных данных и запрет информирования услуг, звонят, как клиенту, хотя клиентом их давно не являюсь.


  1. cicatrix
    11.05.2016 17:15

    Я не совсем понимаю, чем банки не устраиват давно устоявшаяся схема рассылки «пластика» потенциальным пациентам клиентам? Разослал по всем деревням, пусть активируют…
    Риторический вопрос: какого… я мучился с получением личного сертификата КЭП, если скоро можно будет всё по SMS?
    *прячет мобилу в сейф*


  1. bluesman
    12.05.2016 10:28

    Может, я что не так понял, но:
    «Сейчас такую практику используют микрофинансовые организации, которые раздают кредиты «до зарплаты» под гигантские проценты, загоняя в долги финансово неграмотных, зависимых от азартных игр и алкоголя россиян. Официальные банки тоже хотят получить это конкурентное преимущество»… То есть теперь Сбер хочет загонять этих людей под о*ерительные проценты?


    1. rfvnhy
      12.05.2016 11:14

      На днях краем уха слышал по радио в маршрутке (мне просто данная тема малоинтересна, хватило узнать 1 раз что в таких местах % от 1 _в день_) что все микрокредитные организации в РФ будут скоро закрывать из-за высоких процентов и низкой экономической грамотности населения…


      1. bluesman
        12.05.2016 11:58

        в отношении физических лиц — да, но юр. лица они так и будут «обслуживать»