Продолжение исследования, посвященного e-commerce Китая и России. В этот раз мы разобьем рынки Китая и России на сегменты и рассмотрим их под увеличительным стеклом (или под калькулятором, кому как нравится).
В России к числу наиболее перспективных и развитых товарных сегментов относятся:
Наименее перспективные и показывающие наименьший рост категории:
В Китае к наиболее популярным категориям товаров также относятся одежда и обувь, бытовая техника и электроника, товары повседневного использования, а также детские товары, а кроме того, и непопулярные в России косметика и парфюмерия. Для большинства китайцев (в особенности для молодого населения) совершить покупку в Интернете проще, чем сделать это традиционным способом. Многие предпочитают покупать одежду и обувь с помощью платформ Taobao, Tmall, HC360.cn и др, в последнее время такой способ приобретения одежды и обуви становится все более популярным.
Что касается сегмента “детские товары”, то в связи с отменой политики «одна семья – один ребенок», данная категория в перспективе способна занять одну из лидирующих позиций. Спрос на данную товарную категорию в настоящий момент непрерывно растет, товары в данной группе отличаются большим предложением, в том числе богат выбор импортных товаров брендов Huggies, Pampers, Chicco, Fisher Price, Heinz и др.
Также стоит отметить, что в Китае наблюдается тенденция здорового образа жизни. В связи с ухудшающейся экологической ситуацией, высокой загрязненностью воздуха (в особенности в Пекине и промышленных городах Юга Китая), спрос на товары для поддержания и сохранения здоровья (например, защитные маски) непрерывно растет.
Такие факторы как нестабильность экономической ситуации в России, ограничения стран ЕС на приобретение некоторых товаров, а также рост цен на продукцию, привели к тому, что российские потребители перефокусировались на китайский рынок.
Помимо одежды и обуви, которые являются лидерами по заказам с интернет-магазинов Китая, перспективными товарными категориями в дальнейшем могут стать такие товары, как:
Отметим, что среди российских товаров, наиболее популярными являются:
Наиболее перспективными районами для взаимной поставки товаров являются приграничные города Китая (Хайхэ, Суйфэньхэ, Харбин, Манчжурия) и приграничные российские города (Благовещенск, Владивосток и др.).
Кроме того, в рамках создания на территории Свердловской области логистического центра, этот регион также в перспективе станет крупным экспортером-импортером товаров.
Российский рынок:
Источник: По данным Insales
Китайский рынок:
Россия:
Согласно рейтингу Data Insight eCommerce Index Top 100 к числу топовых интернет магазинов входят магазины, получающие 56 % от всех заказов, ключевыми показателями рейтинга являются количество заказов и объем продаж. Из 100 крупнейших магазинов рейтинга топ-10 магазинов получают 30 % от всех заказов. Из рейтинга магазинов топ-100 наибольшую долю занимают такие товарные сегменты, как электроника и техника, продукты питания, одежда, обувь, аксессуары, товары для детей и игрушки.
Топ-10 игроков рынка электронной торговли:
Топ-10 игроков рынка электронной торговли Китая
В России к числу наиболее перспективных и развитых товарных сегментов относятся:
- Бытовая техника и электроника (23 % от всего рынка и денежный объем в 159,6 млрд. рублей) – в целом является одной из наиболее перспективных и развитых категорий по оценке потребительского потенциала. Рыночная доля Интернет торговли в сегменте увеличивается, кроме того, на данном рынке наблюдается огромное количество игроков и высокая конкуренция, что обусловлено низкими входными барьерами на рынок и высокой популярностью данного сегмента среди потребителей. Причиной популярности данной категории является более низкая стоимость продукции в Сети, обширный выбор и быстрые сроки доставки.
- Одежда для взрослых (объем 94,3 млрд. рублей) — российские покупатели становятся более активными и всё чаще обращаются за покупками на зарубежные торговые площадки, на которых предложение данного товарного сегмента выше, а цены более выгодные. Среди трендов сегмента одежды для взрослых выделяется как общее увеличение количества игроков, так и появление узконаправленных интернет-магазинов.
- Товары для детей – детские интернет-магазины обслуживают до 1 млн. заказов в месяц, где около 60 % заказов приходится на 50 наиболее крупных магазинов. Среди детских товаров наиболее быстрорастущей является категория детской одежды, где скорость роста достигает до 100 % в год. В отличие от остальных товарных групп, детские товары являются товарами первой необходимости, и поэтому их покупку вряд ли можно отложить на потом, именно поэтому в условиях кризиса снижение данной товарной группы произошло в самой меньшей степени. В перспективе ожидается сохранение тенденции роста и увеличение доли детских товаров в общей структуре рынка до 2018 г.
- Автозапчасти, стройматериалы, товары для дома – в данной категории наблюдается увеличение Интернет-проникновения и сокращения розничного присутствия игроков в данном сегменте. Прогнозируется, что данные категории будут расти быстрее рынка Интернет-торговли и предполагается увеличение доли данных сегментов в общей структуре рынка.
Наименее перспективные и показывающие наименьший рост категории:
- Цветы – в первую очередь, низкая популярность рынка цветов в течение года связана с ярко выраженной сезонностью данного товара. Спрос на данную категорию имеет место лишь в сезоны праздников, таких как 8 марта, 14 февраля, либо День Учителя и школьные выпускные. Кроме того, нестабильная экономическая ситуация затронула и цветочный рынок, наблюдается заметное повышение цен на цветы, в связи с изменением курса доллара/евро, а также в связи с повышением цен на транспортировку товара.
- Косметика и парфюмерия – причиной низкой перспективности категории является рост курса евро/доллара, который, безусловно, оказывает влияние на рост цен на импортную продукцию из Италии, Франции, Японии, Кореи.
- Лекарства – прежде всего низкая перспективность данной товарной группы связана с тем, что как правило, потребители предпочитают приобретать продукцию данного сегмента традиционным способом.
В Китае к наиболее популярным категориям товаров также относятся одежда и обувь, бытовая техника и электроника, товары повседневного использования, а также детские товары, а кроме того, и непопулярные в России косметика и парфюмерия. Для большинства китайцев (в особенности для молодого населения) совершить покупку в Интернете проще, чем сделать это традиционным способом. Многие предпочитают покупать одежду и обувь с помощью платформ Taobao, Tmall, HC360.cn и др, в последнее время такой способ приобретения одежды и обуви становится все более популярным.
Что касается сегмента “детские товары”, то в связи с отменой политики «одна семья – один ребенок», данная категория в перспективе способна занять одну из лидирующих позиций. Спрос на данную товарную категорию в настоящий момент непрерывно растет, товары в данной группе отличаются большим предложением, в том числе богат выбор импортных товаров брендов Huggies, Pampers, Chicco, Fisher Price, Heinz и др.
Также стоит отметить, что в Китае наблюдается тенденция здорового образа жизни. В связи с ухудшающейся экологической ситуацией, высокой загрязненностью воздуха (в особенности в Пекине и промышленных городах Юга Китая), спрос на товары для поддержания и сохранения здоровья (например, защитные маски) непрерывно растет.
Что Россия и Китай могут поставлять друг другу
Такие факторы как нестабильность экономической ситуации в России, ограничения стран ЕС на приобретение некоторых товаров, а также рост цен на продукцию, привели к тому, что российские потребители перефокусировались на китайский рынок.
Помимо одежды и обуви, которые являются лидерами по заказам с интернет-магазинов Китая, перспективными товарными категориями в дальнейшем могут стать такие товары, как:
- Чай, сувениры, посуда с китайской традиционной спецификой.
Препараты традиционной китайской и тибетской медицины, повышающие иммунитет, тонус, успокоительные препараты и т.д. - Традиционные инструменты для лечения китайской народной медицины – иглы, средства диагностики, БАДы.
- Видеорегистраторы, навигаторы китайского производства, которые отличаются более низкой ценой, но не уступающие по качеству импортным товарам и товарам отечественного производства. Такие товары в России продаются с большой наценкой до 100 %.
- Постельное белье, домашний текстиль, предметы интерьера – разница в цене на товары китайского и отечественного производства также крайне высока, однако часто данные товары из Китая отличаются довольно высоким качеством, в особенности ценится постельное белье из китайского шелка.
- Чехлы и аксессуары для мобильных устройств – на рынке Китая выбор данной товарной категории огромен, а разница в цене между товарами на китайских интернет-магазинах и розничными точками продаж очень велик. Поэтому целесообразно приобретать товары данной товарной группы именно в Китае.
Отметим, что среди российских товаров, наиболее популярными являются:
- Сувениры с российской спецификой, традиционные продукты питания и алкоголь (водка, мед)
- Конфеты и шоколад российского производства
- Мука и злаковые культуры пользуются большим спросом на рынке Китая, примечательно, что продажная цена во много раз превышает закупочную цену на товар.
- Растительное масло, козинаки, халва
- Минеральная вода – в России большие запасы минеральных вод, а в Китае плохая экологическая ситуация, данную категорию можно отнести к товарам для здоровья и для борьбы с вредным влиянием окружающей среды на здоровье человека.
- Мороженое российского производства
- Сухое молоко, детское питание
Наиболее перспективными районами для взаимной поставки товаров являются приграничные города Китая (Хайхэ, Суйфэньхэ, Харбин, Манчжурия) и приграничные российские города (Благовещенск, Владивосток и др.).
Кроме того, в рамках создания на территории Свердловской области логистического центра, этот регион также в перспективе станет крупным экспортером-импортером товаров.
Финансовые показатели по товарным сегментам
Российский рынок:
Источник: По данным Insales
Китайский рынок:
ТОП-10 игроков рынка электронной коммерции
Россия:
Согласно рейтингу Data Insight eCommerce Index Top 100 к числу топовых интернет магазинов входят магазины, получающие 56 % от всех заказов, ключевыми показателями рейтинга являются количество заказов и объем продаж. Из 100 крупнейших магазинов рейтинга топ-10 магазинов получают 30 % от всех заказов. Из рейтинга магазинов топ-100 наибольшую долю занимают такие товарные сегменты, как электроника и техника, продукты питания, одежда, обувь, аксессуары, товары для детей и игрушки.
Топ-10 игроков рынка электронной торговли:
Топ-10 игроков рынка электронной торговли Китая
Поделиться с друзьями