деревенское здание Почты России

В мае 2016 года жительнице г. Томска пришло письмо, отправленное 40 лет назад. Её брат (тогда 9 лет отроду) просил прислать циркуль для учебы, интересовался, как водится, делами и погодой. 40 лет письмо желтело и пылилось в углу всеми забытого отделения и ожидало этого неизвестного добросовестного почтальона. А может, в свете последних “почтовых” изменений, и не почтальона вовсе, а реформирования всей системы.

О Почте России не принято говорить позитивные вещи, так как она олицетворяет зачастую архаичность, убогость и прочие, очень нелицеприятные явления, зародившиеся еще в тех же 70-х годах (впрочем, бывшие в то время, относительно прогрессивными). И всё же в последние годы Почта России сама за нас начинает говорить о себе хорошо. И при этом старается соответствовать, что важнее. О её словах и делах и всех связанных с ФГУП стереотипах пойдет речь в статье.

Нам, объединению, которое работает в b2b-сегменте и, в первую очередь, с e-commerce проектами это стало интересно, тем более что о достижениях почты России заговорили даже технологичные японцы.

статистика от Почты России

Про архаичность


Если бы Почта России была архаичной, ею руководила бы бабушка из тех же далеких 70-х годов. Конечно, это не показатель. Даже с молодым и перспективным человеком в дорогом костюме внутренняя, содержательная прогрессивность может отсутствовать. Но вглядитесь в нынешнего генерального директора Дмитрия Страшнова и его предшественника Александра Киселёва. Википедия первого называет очень неудачным руководителем Почты, о втором вообще отсутствует какая-то детальная информация, кроме ссылок на скандал и его отставку. Умозаключения эти, судя по достигнутым ими результатам, не вполне логичны. Потому как при Киселёве Почта России впервые с 2005 г. стала прибыльным предприятием. А при Страшнове совершила мощный рывок в электронной коммерции и продолжает развиваться.

Киселев сделал первый шаг Почты вперед. Будучи человеком науки и бюрократии, создав себе имя в Академии наук и в разных министерствах и ведомствах исполнительной власти, он и к делу подошел с присущей таким лицам “административностью”. В период его правления с 2009 по 2013 годы никаких особенных новаций не появилось. Киселёв пытался организовать иерархию и порядок, основанный на ней (при нём была окончательно устранена самая нелепая случайность в российской повальной децентрализации 90-х годов — самостоятельно существовавшая почтовая служба государства Татарского присоединена к центру. Почти как во времена Ивана Грозного). И даже каким-то чудом, не зависящим, правда от его руки (имя тому чуду — растущий объём посылок из Китая), вывел Почту впервые с 2005 г. в небольшой плюс.

динамика доходов и затрат Почты России

Но это же чудо и погубило бюрократические и административные потуги Киселева. Коллапс в аэропортах, вызванный ростом количества посылок из Китая, перепалкой Почты с таможней, длительностью сортировочного процесса и полным отсутствием автоматизации, привел гендиректора к отставке. Стоит добавить еще об одном достижении Киселёва. Это разработка стратегического плана развития вплоть до 2020 года, с необходимостью инвестирования 220 млрд. рублей. Заказан, однако, этот план был у Boston Consulting Group, что в очередной раз говорит о полной некомпетентности наших аналитиков или о неправильном подходе в выборе партнёров. Вдумайтесь — американцы стратегически развивают нашу Почту!

Дмитрий Страшнов — человек совсем другого свойства. Бизнесмен с малых лет. Умеющий увидеть перспективы развития даже в самых неблагоприятных условиях. Послужной список включает такие известные бренды, как Electrolux, Philips, Tele2. В первую очередь, он сразу занялся автоматизацией сортировочного процесса, и в ноябре 2013 г. был введен в эксплуатацию автоматизированный сортировочный центр.
Кроме того, как передовой человек, Д. Страшнов занялся продвижением Почты на рынке электронной коммерции.

Про новации


Ещё в 2003 году Почта России шагнула на пару сантиметров ближе к развитию, организовав розничную торговлю во всех отделениях.

В следующем году предприятие внедрило EMS (международный сервис экспресс-доставки), а также “КиберДеньги”, вступив на рынок электронных переводов.
В 2007 году совместно с Kodak и Rambler организовала сервис по печати фотографий, а также вышла на трансграничный рынок денежных переводов в Китай.

Затем, до прихода Страшнова, наступил период безвременья и без новаторства — ни одного нового значимого продукта или услуги.

С 2014 года Почта России активно развивает собственный маркет-плэйс.

Но наиболее продуктивным выдался 2015 год:
  • сервис адресной рассылки “Директ-мейл”;
  • подписное онлайн-агентство для региональных издателей;
  • новые услуги “Курьер онлайн” и “Посылка онлайн”;
  • трекинг-сервис для отслеживания отправлений из интернет-магазинов;
  • новый сайт сервисного, а не информационного характера;
  • Почта-банк, о котором подробнее будет сказано ниже.


А в 2016 году Почта России и вовсе перешла на новый, реактивный уровень.
Во-первых, арендовала два самолета для супер-экспресс-доставки.
Во-вторых, объявила о намерении использовать технологию блокчейн для отслеживания посылок. Кроме того, глава “Почта-банка” Дмитрий Руденко активно поддерживает указанную децентрализованную технологию и даже появление в России криптоденег, поскольку доставка национальной валюты в отдаленные части России порою дороже самой валюты, и без этого шага не обойтись.

В целом, e-commerce-достижения Почты впечатляют. Доход с каждым годом растет на солидные проценты, а полученную прибыль инвестируют в новые перспективные проекты. Впечатления эти, однако, излучает пока только b2b-сообщество, на уровне рядового пользователя до сих пор работает стереотип, подкрепляемый различными скандальными казусами, о которых скажем сразу после “Почты-банка”.

динамика роста прибыли Почты России

Про “Почта-банк”


Об организации в почтовых отделениях банка начали говорить всерьез еще в 2009 году, хотя задуматься можно было намного раньше. Обширная категория пенсионеров, получающих на почте свои “кровные” и откладывающих большую их часть на сберегательные счета, давно напрашивалась в источник дополнительного дохода.
Связь-банк, санированный ВЭБом, в 2010 году начал искать себе партнера, поскольку рассчитываемый размер инвестиций в $5-10 млрд, не позволял осилить дорогу одному идущему. Кандидатами в партнеры числились Банк Москвы, Русь-банк, “Русский стандарт”, Юникредит-банк, Номос-банк, ХКФ Банк, а также Банк Тинькофф. Однако договориться не получилось, в результате только через 5 лет удалось реализовать задуманное, но уже с другим банком — ВТБ. Причем размер инвестицией сказочным образом сократился до 5 млрд. уже рублей (сумма приобретения Лето-банка, на основе которого и создан “Почта-банк”), что позволяет чётко осознать причину сорвавшейся ранее сделки (в такого рода проектах другой причины и не может быть — жадность одной из сторон). Освоив новый источник доходов, Почта России сделала его, по сути, одним из основных (более 33% доходов приходится на финансовые услуги).

доходы Почты России по сегментам

Про убогость


Если бы Почта России была убогой, она походила бы на эту избушку.

деревенское здание Почты России

Убогость Почты проявляется в таких вот крохотных населенных пунктах, до которых сверхдоходы последнего времени вряд ли дойдут в ближайшие 5 лет. В отличие от отделений того же “Сбербанка”, ухаживающего за каждым своим помещением, который однако имеет размер прибыли, по сравнению со “сверхдоходами” Почты превосходящий в n-ное количество раз. Пока Почта заботиться о каждом своем доме не в состоянии. В центрах же с убогостью все в порядке (её там нет):

Это в Сочи:

здание Почты России в Сочи

Это в каждом городе:

здание Почты России в любом городе

Про скорость


Если бы Почта России была медленной, она бы… и есть медленная. По отзывам большинства, даже по собственному признанию.

динамика достижения цели по срокам доставки Почты России

Хотя в настоящее время она позиционирует значительный положительный сдвиг. В 2015 году показатель посылок, доставленных в срок составил 93% (от прогнозируемых 85%), в этом году прогноз составляет 95%. Отзывы рядовых пользователей тем не менее сетуют именно на скорость. В любом случае, появление самолетов, обновление транспортной инфраструктуры, автоматизация процесса превращают Почту из черепахи в зайца-русака. Одна-две ноги у этой черепахи, во всяком случае, уже заячьи.

Про вежливость и добросовестность


отзывы о Почте Россиипо данным Отзовик.com

Отзывы на сайте irecommend.ru — средний балл: 1.9 (всего голосов: 572).
Отзывы по данным Почты России — положительных — 72%.

Если с коммерческими недостатками Почты можно легко покончить вливанием дополнительных средств и технологичных идей, то менталитет рядового почтальона меняется тяжело. Как убедить мрачного, получающего мизерную зарплату на грани минималки, сотрудника прощаться с посетителем словами “Всего доброго, приходите к нам еще”? Даже те, кто вежливы от природы, с трудом справляются с этим жестом доброты в стенах финансово враждебного к ним учреждения. Даже повышение зарплаты это исправит нескоро. Такие проекты, к слову, Почта уже реализует. Например, в 2016 году повысила зарплаты работникам основного производства, до конца года на зарплаты уйдет до 6 млрд. рублей.

Там где нет вежливости внешней, там внутреннее невежество зашкаливает, особенно когда такой человек остается наедине с самим собой, а рядом еще оказывается чья-то посылка. Если случаи игры в футбол на рабочем месте являются только догадками, сделанными в результате рассмотрения доставленной искореженной посылки, то сожженные письма стали достоянием гласности. При этом об отстранении виновного работника речь не идет, только дисциплинарные и административные взыскания. Случаи воровства на Почте тоже не в диковинку. Чего только стоит недавно присланные мурманчанину кирпичи вместо планшетов.

Про перспективы


В тумане неизвестности, окутывающем Почту России с советских времен, с приходом Дмитрия Страшнова начинают вырисовываться линии радужных перспектив. Если о достижениях почты России заговорили даже высокотехнологичные японцы, в дальнейшем картина должна получиться действительно выдающейся.
В 2015 году Почта России опубликовала стратегию развития до 2018 года.

стратегия развития Почты России от pokupo

До 2018 г. в соответствии с этой стратегией планировалось инвестировать 69 млрд. рублей на развитие Почты, из них:

в 2015 г. — 11 млрд. рублей;
в 2016 г. — 30 млрд. рублей;
в 2017 г. — 28 млрд. рублей.

11 августа 2016 года разработана стратегия развития “Почта-банка” до 2023 года, в соответствии с которой “Почта-банк” планируется к этому времени вывести в тройку лидеров, а это, на минуточку, скачок с 69-го места и опережение таких нынешних конкурентов, как Газпромбанк, ВТБ24, Открытие, Россельхозбанк, Альфа-банк и других.

К 2018 году планируется открыть логистический почтовый центр в Хабаровске для разгрузки остальных и наращивания объемов. О планах открытия такого центра говорилось еще в 2013 году, при этом срок окончания строительства назывался в конце 2017 года. О крайних сроках этих воплощений можно судить, глядя на проекты ЛЦ в остальных городах:

  • Москва (Внуково — первый из ряда — план — 4 квартал 2013 года, запущен по плану в ноябре 2013);
  • Казань (план — 4 квартал 2015 года, построят к концу 2016 года);
  • Санкт-Петербург (план модернизации существующего — 2 квартал 2016 года, новый план — до конца 2016 года);
  • Ростов-на-Дону (план — 2 квартал 2016 года, фактически начнут строить в конце 2016 и сдадут в 2017 г.);
  • Новосибирск (начальный план 3 квартал 2016 года, конечный — 2018 год);
  • Екатеринбург (план — 2 квартал 2017 г., фактически отсутствуют даже примерные сроки);
  • Красноярск (план — 3 квартал 2017 г., фактически информация о примерных сроках отсутствует.


Между тем открытие дополнительных логистических центров необходимо Почте уже сейчас, как воздух, особенно на Дальнем Востоке, чтобы исключить лишние действия и затраты с движением все возрастающего количества посылок из Китая в Москву и обратно в Сибирь и на Дальний Восток.

динамика трансграничной торговли

В 2015 году Почта России объявила об акционировании предприятия, которое планируется закончить к 2018 году. О приватизации пока речи не идет, основным и единственным акционером останется государство.

И в каждом направлении, будь то блокчейн, самолеты, или Почта.Маркет, есть куда развиваться. А главное, есть для этого возможности, люди — всё. Остаётся не загубить.
Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (93)


  1. teifo
    06.09.2016 14:18
    +4

    Красиво написано. А потом приходишь на почту отправлять телеграмму, работник садиться и медленно, еле еле, как в первый раз увидев клавиатуру, набирает текст. И картой не оплатить. Хотя я понимаю, что почта России как Автоваз, бремя, которое бросить нельзя, но хочется, чтобы было полегче.


    1. ploop
      06.09.2016 14:44
      +6

      отправлять телеграму
      2016
      :(

      На самом деле почта стала меняться, это заметно, когда более 10 лет пользуешься ихними услугами. Это радует.


      1. Urvin
        06.09.2016 15:18
        -1

        Ага. Раньше, бывало, приходилось месяц ждать посылку… А вот теперь ждешь два месяца, а она еще и приходит в почтовое отделение в 15 километрах от ожидаемого


      1. iScream
        07.09.2016 09:20
        +1

        В судах и страховых компаниях, как ни странно, телеграммы всё еще используются. Более того это юридически значимый документ.


        1. ploop
          07.09.2016 09:44

          Во как, не знал. Вроде заказные письма последнее время использовали.


      1. AVI-crak
        07.09.2016 09:20

        Отправка телеграммы — самое железобетонное алиби которое только можно придумать.


      1. 121212121
        14.09.2016 15:26

        А вот так, да, именно телеграмму.
        В 2016 году это единственный способ относительно оперативно внести изменения в отправленный документ.
        Т.к. письмо приходит значительно позже и уже неактуально к моменту прихода.
        Как бы это не казалось удивительным, но электронная почта и телефонные звонки при общении между отделениями не используются официально.
        Так и телеграмму то не так просто отправить. Например в МСК всего несколько отделений связи, где еще есть телеграф.


    1. 121212121
      06.09.2016 19:41
      +1

      В МСК в 2016 году появилась возможность оплаты картой.
      А по поводу долгого набирания текста: месяц назад почта завершила внедрение нового ПО и завершила крайне неудачно.
      Дело в том, что разработчики не учли возможности имеющихся машин и программа часто виснет и вылетает. Ну и количество полей почему то добавилось для заполнения. Сейчас большое количество отправлений можно делать только по 5-6 штук в партии, т.к. в случае вылета не так много переделывать.


      1. Lentus
        08.09.2016 20:45

        А как же модернизация парка ПК?
        https://ria.ru/economy/20160316/1390687893.html


        1. 121212121
          14.09.2016 15:39

          Хотите спросить где деньги?
          Не знаю :)
          Даже не уверен, что это помогло бы.
          Сейчас ситуация патовая на почте, скорость приема отправлений упала втрое.


  1. ildarz
    06.09.2016 14:23
    -4

    > Потому как при Киселёве Почта России впервые с 2005 г. стала прибыльным предприятием. А при Страшнове совершила мощный рывок в электронной коммерции и продолжает развиваться.

    Вот каждый раз, когда я это читаю, хочется спросить — а кого это нафиг волнует? Это госструктура, а не коммерческая организация. Она вроде как не прибыль должна показывать, а людей обслуживать.

    > В центрах же с убогостью все в порядке (её там нет): Это в Сочи:

    Красивый домик. Дорогой, наверное. А вам фотку из рядового московского (!) отделения показать? На избушку будет похоже больше, чем на это.


    1. chesterset
      07.09.2016 13:00

      >Это госструктура, а не коммерческая организация. Она вроде как не прибыль должна показывать, а людей обслуживать.

      Любая государственная компания должна стремиться к выходу в прибыль, иначе получаем то, что получили с Почтой России с момента её основания. Если деятельность компании никак не сказывается на её финансах (мол, плохо работает или хорошо — деньги будут), это приводит к ухудшению услуг. Посмотрите на РЖД, которая буквально живёт за счёт дотаций из бюджета и не очень то и стремиться соскакивать с бюджетной иглы.


      1. ildarz
        07.09.2016 13:28

        Во-первых, про «любую» — по меньшей мере спорно. У нас, скажем, ФГУП занимаются фундаментальными научными исследованиями.

        Во-вторых, по-моему, прибыль в данном случае — не самоцель, в отличие от настоящей коммерческой структуры. Первичная задача госмонополиста в области услуг — оказывать соответствующие услуги. А прибыль — вторичный параметр, который, ясное дело, интересен где-то там внутри в управляющих структурах как показатель некой оптимальности, но по которому совершенно ничего нельзя сказать собственно о качестве услуг (в особенности услуг госмонополии).


        1. chesterset
          07.09.2016 13:47
          +1

          Под «любой» я, естественно, понимал тех, кто может получать эту прибыль. Все ФГУПы, занятые в социалке, к примеру, едва ли как-то прибыль получат, про научные — тут смотря что исследуют и можно ли эти исследования как-то монетизировать, но вполне допускаю, что нельзя.

          Я не вижу смысла Почте России быть дотационной, если она может быть прибыльной — дотации ей всё равно выдают из бюджета, который, в свою очередь, складывается в том числе из налогов населения. Дотации сами по себе в долгосрочной перспективе плохи — они реально помогают при условии многих факторов, включая отсутствие коррупции и расхищения. Когда ФГУП существует за счёт своих же доходов, хочешь — не хочешь придётся работать и работать хотя бы не хуже, а то и лучше. Если правительство каждый год покрывает тебе все расходы, тогда зачем работать лучше? Монополист? Монополист. Деньги получаешь в зависимости от качества услуг? Нет, получаешь «потому что ты есть». Поэтому, ИМХО, каждый ФГУП, который может выходить в прибыль, должен к этому стремиться.


          1. JayK
            08.09.2016 09:20
            +1

            Почта имеет уникальную инфраструктуру, однако попытки монетизировать ее до сих пор это «а давайте начнем продавать во всех отделениях женские гигиенические прокладки», «А давайте будем принимать платежи на мобильник и грабить бабушек не знающих про интернет банк», «А давайте замутим БАНК» в общем все что угодно только не профильная деятельность.
            По сути имея такую инфрастрруктуру можно похоронить все курьерские и половину транспортных компаний (остальную половину должно похоронить РЖД). И не надо про «Бизнес курьер» цены на это абсолютно неадекватны.


            1. chesterset
              09.09.2016 10:42

              Ну так это проблема руководства, что они стараются уйти в прибыль за счёт непрофильных направлений. Нам не дано знать, насколько это разумно — может для выхода в плюс по профильному направлению им пришлось бы повышать цены на почтовые услуги на порядки, может для этого пришлось бы закрыть убыточные отделения в глубинках и т.д. В любом случае, начался весь разговор из-за того, что автор комментария не считает показатели прибыльности важными для государственной структуру, что, по моему, не верно.


  1. vshemarov
    06.09.2016 14:38
    +12

    Кибер-деньги, Почта-Банк, были еще центры доступа в Интернет — это все ниши, не профильные для почты, и это попытки заработать хоть на чем-то, если не получается заработать на основном сервисе. Не думаю, что это верная стратегия.

    Но надо отметить, что по отзывам знакомых владельцев интернет-магазинов, Почта России стала работать более стабильно — сроки доставки хоть и великоваты, но выдерживаются более строго, чем раньше, и проблем с пропажей/потерей отправлений стало меньше.


  1. naneutral
    06.09.2016 14:58
    +3

    Развитие почты испытал на себе. В Июле заказал кое-что в Китае и как обычно стал ждать пока в почтовом ящике появятся бумажки для получения посылок. Каково было мое удивление когда я получил вместо бумажек СМС-сообщения. Но еще более удивительным было то, что для получения посылки не надо было стоять очередь, не надо было нигде заполнять данные паспорта. Просто пришел, показал СМС, принесли посылку спросили фамилию, сверили с фамилией адресата и отдали в руки. Все! Когда это повторилось со следующей посылкой я был просто счастлив)


    1. ploop
      06.09.2016 15:14

      Они в последнее время даже звонят, если номер указан в контактах. И вежливо так "… ваша посылка пришла, приходите, работаем с ХХ до ХХ" :)


    1. Evengard
      06.09.2016 15:19
      +6

      И что, вы не заполняли свои паспортные данные? Это точно почта России была?


      1. naneutral
        06.09.2016 15:20

        Именно что никаких документов, кроме телефона с смской.


        1. daggert
          06.09.2016 15:44

          Вроде как вам не имели права выдать посылку без заполнения бумажки с данными получателя. Я приходу с СМСкой и мне этот квиток в лицо пихают каждый раз.


          1. naneutral
            06.09.2016 15:45

            Не могу знать, 2 посылки получил именно так.


            1. ploop
              06.09.2016 15:49
              +1

              Ну тут от сотрудников зависит. По правилам они должны паспорт проверить, и бланк с данными получателя заполнить надо.
              По факту могут и так выдать, например, мне тоже без вопросов отдают, просто в лицо знают.


              1. naneutral
                06.09.2016 15:59

                Да действительно, почитал правила, вроде как должны требовать паспорт. Меня конечно в лицо знают там, но не думаю что именно это побудило бы кого-то к нарушению правил. Возможно есть какие-то нововведения о которых еще не написали, либо это в рамках теста сделано.


                1. ploop
                  06.09.2016 16:43

                  Да банально им самим эта бюрократия надоедает. Если видно, что клиент нормальный, и можно решить вопрос за полминуты, то зачем рассусоливаться? А за соблюдением правил, как мне кажется, никто там не следит.


                1. avost
                  07.09.2016 04:15
                  +1

                  Не совсем так. Раньше надо было заполнять обязательно, теперь на некоторые категории не надо. Деление на категории — это их внутренняя заморочка, простому человеку не разобраться. Работница моего почтового отделения любезно разъяснила эмпирику принятую в этом отделении — если квитанция на типографском бланке на плохой бумаге — заполнять не надо. А если на стандартной белой офисной, отпечатаная на принтере, то надо. В других местах может быть иначе — поинтересуйтесь у работниц.


                  1. muller
                    07.09.2016 11:35

                    Подтверждаю. На заказные заполняем, на обычные нет, более того! теперь мелкие пакеты в ящик кидают, обычные так вручают, звонят и пишут смс. Доставка от 5 дней. Я в восторге. Пару раз в обеденные перерыв выдавали.


                    1. vozhd99
                      09.09.2016 11:35

                      В нашем случае мелкие пакеты запретили кидать в почтовые ящики, так как были как факты вандализма, так и воровства.


      1. vshemarov
        06.09.2016 16:33

        Коллега рассказал, что недавно получал на почте, и бланк с паспортными данными нужно было заполнять. НО! По трекинг-намберу можно было этот бланк распечатать и заполнить дома, и на месте его сразу отдать, предъявив паспорт. Что, конечно, тоже весьма ускоряет процесс.


    1. NINeOneone
      07.09.2016 09:30

      Мне тоже как то приходили две подряд СМС от почты России. Вот только из другого отделения, и посылка была не мне по трек номеру из СМС. Дело в том, что я ждал посылку в этот момент и естественно подумал что не туда доставили или трек-номер изменили. В общем зря ездил, просто СМСки по непонятной причине приходили мне. Инновации!


  1. NervNazarov
    06.09.2016 15:23

    для получения посылки не надо было стоять очередь

    Вас без очереди пропустили, или просто никого в отделении не оказалось? Если второе, то это зависит не от развития почты, а, например, от даты выдачи пенсии.


    1. ildarz
      06.09.2016 15:33

      От организации локального отделения может зависеть. В моем на выдаче заказных писем и посылок вообще почти никогда очереди нет (персонал правда местами своеобразен), а вот отправка — совсем другая история.


      1. Evengard
        06.09.2016 15:35

        В моём — пункт выдачи посылок это в том числе пункт выдачи всяких пенсий и всего такого. Очереди бывают соответствующие.


        1. TipTop
          07.09.2016 00:12

          Все зависит от отделения. В моем дают заполнить бумажки и выдают посылки параллельно с оформлением отправлений. Так что, даже при том, что отдельного окна нет, на получение в очереди стоять не приходится.


    1. naneutral
      06.09.2016 15:38

      Очередь была, но увидев смску меня просто в соседнее окно отправляли где небыло никого.


  1. Lentus
    06.09.2016 17:35
    +1

    «Дмитрий Страшнов — в первую очередь, сразу занялся автоматизацией сортировочного процесса, и в ноябре 2013 г. был введен в эксплуатацию автоматизированный сортировочный центр.»

    А как же автоматизированные сортировочные центры в Подольском районе и Санкт-Петербурге?


    1. SergLens
      07.09.2016 09:21

      По всей видимости, автор имел ввиду, что Страшнов видел необходимость в более интенсивном развитии этого направления. Коллапс-то в 2013-м году во Внуково не просто так случился, и речь именно про центр в этом аэропорту.


      1. Lentus
        08.09.2016 20:57
        +1

        Страшнов построил первый сортировочный центр для международной почты. А постройка сети АСЦ была еще разработана в 2002 году:
        «Создание и эксплуатация общероссийской сети автоматизированных сортировочных центров (АСЦ), строительство которых предусмотрено Концепцией реструктуризации организаций федеральной почтовой связи, утвержденной распоряжением Правительства РФ 28 июня 2002 года. „


  1. dmitry_ch
    06.09.2016 18:20

    Это в Сочи:

    Точно, это прямо «ПР как модель»: красивый фасад с визуально не очень ровными гранями, а под ним (не надо глубоко копать) все еще наследие прошлого в виде старых стен нелепых внутренних правил.

    Но изменения налицо, это несомненно!


    1. ploop
      06.09.2016 20:00

      Кстати, в Сочи очень удивился такому отделению ПР (что на фото), оно выделяется даже на фоне совсем не банальных строений.


  1. Matvey-Kuk
    06.09.2016 19:33
    +1

    Заказан, однако, этот план был у Boston Consulting Group, что в очередной раз говорит о полной некомпетентности наших аналитиков или о неправильном подходе в выборе партнёров. Вдумайтесь — американцы стратегически развивают нашу Почту!

    Вот так кто-то принимает решение заказать услуги у тех, кто умеет делать работу хорошо и получает клеймо о "неблаговерном выборе партнеров". Если Вам действительно это важно, то скорее всего работали ребята из московского офиса, а не "американцы".


    В центрах же с убогостью все в порядке (её там нет):

    И приводите в пример неровный голубо-золотой стекляный псевдо-фасад. Ну ок. Останавливаемся подумать над второй фотографией. Вывеска аккуратная благодаря дизайн-коду города, в чем допускается вариантивность? В оформлении витрины. Что мы видим? Белый домашний стеклопакет с форточкой. Ни в цвет дерева, ни в фирменный цвет почты, не полноразмерное стекло. Ок.


    Хватит быть снисходительными к тому, что "наше родное". Так оно не имеет шансов стать по-настоящему хорошим.


    Я искренне не знаю, как изменилась почта и рад, если она стала лучше, но вижу, что статья полна подменами понятий, чтобы уложить мнение читателя в свое русло. Плохо так делать, не хорошо.


    1. Menaskop
      06.09.2016 19:55

      Не знаю, я вот такого не вижу:

      01. Где бы офис ни находился — это принципиально не российский проект. У Гугл тоже офисы в России имеются, но от этого российским он не стал.
      02. Про фасады — брендировать надо лучше? Так от этого никто и не отрёкся: не думаю, что автор зря выбрал в названии «с осторожным оптимизмом» и указал, что негатива на самом деле хватает, просто о нём уже всё 100% раз сказано.

      И всё же, в чём подмена понятий? Посмотрите комментарии выше — люди тоже замечают новации. И даже я — очень большой нелюбитель монополий в виде Почты, РЖД, Сбербанка. Конечно, ни моя, ни точка автора, ни ваша не уникальны и не претендуют на полную истину, но всё же вариант осторожного оптимизма мне импонирует больше, например.


      1. Matvey-Kuk
        06.09.2016 20:28

        Вещи должны называться своими именами, а не видоизменяться под тенью оптимизма. Хоть и очень хочется. Нельзя приводить убогие фасады как пример хороших. Нельзя обвинять в некомпетентности по решениям, которые выглядят очень компетентно.


        Плохой хитроватый вариант: У нас сейчас все нормально и местами хорошо, смотрите (фото того, как все плохо), но будет еще лучше.


        Хороший честный вариант: У нас все было супер плохо, сейчас просто плохо, но терпимо, но мы сделаем так, что будет хорошо.


        Надеюсь, мысль ясна.


        1. Menaskop
          06.09.2016 20:37

          Да, мысль — ясна. Но я думаю, что ваш последний тезис в целом совпадает с посылом в статье. Просто здесь нет оттеняющего акцента негатива. Но, повторюсь, он конкретно здесь и ненужен: молоком матери все эту информацию и так получают.


      1. ildarz
        07.09.2016 11:41

        > И всё же, в чём подмена понятий?

        Я уже кратенько выше писал, в чем. Во-первых, вводится куча дополнительных услуг, в итоге за фасадом «а зато мы теперь ещё и банк, и вообще в прибыль вышли» скрывается неспособность качественно выполнять свою основную обязанность — доставку почты. А дополнительные услуги только ухудшают ситуацию — там, где раньше перед тобой в очереди стояло три человека с посылками, теперь стоит десять со всякой фигнёй.

        Во-вторых, автор заявляет, что убогость осталась только в мелких деревеньках, «в центре убогости нет», в доказательство чего показывает пару внешне симпатичных фоток. На деле же достаточно сесть в машину и проехаться хотя бы даже по московским отделениям (и не забыть внутрь заходить), чтобы убедиться, что даже в столице картина очень и очень разная. Что это, как не подмена понятий и попытка за показухой скрыть реальность?

        > Посмотрите комментарии выше — люди тоже замечают новации.

        — Какая медлительная страна! — сказала Королева. — Ну, а здесь,
        знаешь ли, приходится бежать со всех ног, чтобы только остаться на том
        же месте! Если же хочешь попасть в другое место, тогда нужно бежать по
        меньшей мере вдвое быстрее!

        «Здесь» — это в современном мире. Где уже много лет как посылка из другой страны за день-другой доходит до границы РФ, после чего на месяц проваливается в червоточину, не отслеживаемая обещанными трекерами, и внезапно выныривает уже в местном отделении (слава богу, что почти всегда выныривает). Почему не отслеживается — вполне понятно по экспериментам некоторых людей, которые отправляли в посылке работающий мобильник. :) Показывать всем желающим пипец, когда посылка неделю мотается из одного конца Москвы в другой, потом уезжает в какой-нибудь Оренбург, после чего снова приезжает в Москву, наверное, не очень хочется.

        Понимаете, когда люди начинают воспринимать простую норму (письма и посылки доходят в обещанный срок и без всяких проблем) как какое-то достижение, не всем доступное, это не очень хороший знак. Становится постепенно лучше? Да, безусловно. Но очень медленно и как-то отдельным кусками, когда у одних людей всё работает как должно, а в соседнем даже не то что городе, а просто отделении какая-то фигня. И что совсем не нравится — на публику идет пиар как раз с той самой подменой понятий, когда в заслугу почте ставится всё что угодно, кроме работы её основного сервиса.


        1. Menaskop
          07.09.2016 12:19

          Я и, думаю — большинство из тех, кто читает хабро-статьи, прекрасно знает, как работает почта России. Стоит ли об этом говорить? не знаю — решать автору, но мне и так понятно.

          А вот позитив есть и он в том, что:
          01. В 3м отделении г. Иркутска появился почтальон — это, к слову, центр города. И его здесь не было 8 лет. Появился молодой парень, кот. приносит судебные и другие важные письма по назначению. И это — после смены менеджмента.
          02. Да стиль «бабушка» присутствует, но есть и молодые — студенты в основном, которые работаю неплохо. Намного лучше, чем их предшественники. Да, есть проблемы, когда очередь одна. оператора — 2, а касса — всё равно одна и очередь распределить нельзя. Но зато — я рассчитываюсь безналом, чего раньше сильно раньше не хватало и через сайт теперь, как выше отметили, большую часть можно сделать и проверить.
          03. Раньше мне домой не приносили извещения — теперь приносят. Опять же — не только у меня, т.к. по другим отделениям почтальоны тоже за последние год-два стали работать лучше. За другие города не скажу — езжу, но почту там не получаю.

          Да, вот это

          когда люди начинают воспринимать простую норму (письма и посылки доходят в обещанный срок и без всяких проблем) как какое-то достижение, не всем доступное, это не очень хороший знак


          так никто и не воспринимает: я, прочитав статью, не заметил, чтобы кто-то воспринял это как норму. Ну я — точно нет. Мне до сих пор претит, когда ты говоришь «здравствуйте», а на тебя смотрят как на инопланетянина в лучшем случае. Не нравится, что Почта растёт за счёт трансграничных посылок.И много всего ещё. И всё это — не нормально. Но в этом хаосе важно выявить положительные тенденции. Для меня, например, лично это факт. Почему? Потому что акцент на негативе за с 1991 года, 2000 года — ничего не дал ни Почте, ни получателям. Все как раз привыкли. А положительное — да, оно сложнее. Да — это крупицы в океане странностей. Но важно накопить критичную массу, а без каких-либо реформ — сложно.

          Прибыль, например: она важна. Если Почта РФ будет прибыльной, то она больше не сможет сказать, что установить з.п. тем же почтальонам выше нынешней — не может. Но это уже 2 шаг.


          1. x86d0cent
            07.09.2016 16:05

            Появился молодой парень, кот. приносит судебные и другие важные письма по назначению.

            Те молодые парни, которых я видел на почте, проходили там альтернативную службу. Так что не знаю, насколько это можно ставить в заслуги менеджменту почты. Впрочем, возможно где-то и просто молодые парни работают.


            1. Menaskop
              07.09.2016 16:29

              Этот, вроде — студент.Но, кстати, узнаю на счёт альтернативной службы


  1. lostpassword
    06.09.2016 20:49
    +1

    Мне Почта России штуки четыре уже посылки из Китая довезла. Всё нормально, в меру быстро, обслуживание радует.)


  1. Fox_exe
    06.09.2016 22:38

    Эх, еслиб они ещё воровать перестали (Или тупо терять посылки?). Всё, что идёт без трека (Точнее — трек только по китаю) — в 95% случаев теряется у меня…
    Зато да, то, что с треком — в среднем за 20 дней прилетает. Был даж «Рекорд» — 13 дней.


  1. ddn123
    06.09.2016 23:57

    Везет Вам ребята. У Нас в поселке вообще пипец, китайские посылки лежат в коробке, приходишь, сам находишь, забирай, даже в паспорт не смотрят. Квитанции ЖКХ не приносят уже несколько месяцев, на вопрос отвечают, что никто не хочет в Вашем «районе» работать, собаки большие бегают.


    1. ploop
      07.09.2016 08:50

      Квитанции ЖКХ
      В нашей деревне квитанции по email уж несколько лет как приходят, оплата тоже через онлайн-банк работает. Уже и забыл, когда ногами ходил. Узнайте, может и у вас так?


  1. macik_spb
    07.09.2016 01:14

    Верим, надеемся, ждем!


  1. avost
    07.09.2016 04:22

    Ох уж эта сортировочная автоматизация… Только открылся международный сортировочный центр в соседнем (200 км) городе. Казалось бы — ура? Ну, да. Смотрю трек — посылка пришла, прошла таможню, передана в обработку, отправлена в доставку… в город, который от нас за 1500 км. Чьорт! Они решили покатать посылку 3000 км, чтобы показать ей бескрайние сибирские просторы?


    1. avost
      07.09.2016 11:18

      Зато только что получил через этот центр другую посылку, пока это рекорд — 13 дней из Китая. Иногда оно даже работает ;).


  1. Loreweil
    07.09.2016 09:07

    Инфографика из статьи в нормальном (читабельном) разрешении

    Щелк
    image


    1. ploop
      07.09.2016 09:15

      Инфографика немного устарела, заметные изменения произошли в последние год-два (15-16й годы). По крайней мере у нас.


      1. Loreweil
        07.09.2016 09:30

        Ну лично мне, все равно было интересно почитать, а читать то что в статье — невозможно.


        1. ploop
          07.09.2016 09:49

          Да мне тоже интересно, не спорю. Но уже как историю, а хотелось бы видеть ту же инфографику текущих дней.


        1. pokupo
          07.09.2016 10:06

          Спасибо, исправил инфографику.


  1. ploop
    07.09.2016 09:15

    del


  1. basili4
    07.09.2016 09:21
    -1

    Если бы Макднонольс работал как Почта России все были бы стройными голубоглазыми блондинами и блондинками. Хуже Почты России только Ростелеком.


  1. vozhd99
    07.09.2016 09:21
    +1

    Буквально вчера ходил на почту, чтобы забрать заказное письмо. Полчаса. При учёте, что работает четыре окна и людей на почте было не более 12 человек, т.е. не более трёх человек в каждое окно.

    Вообще, наблюдая за развитием Почты России в Москве, могу выделить несколько моментов:
    2003 год — даже очередь из 10 человек проходила максимум за полчаса. Посылки по России ходили около месяца (как повезёт, мне везло — и за неделю прилетали). Отправить письмо — не проблема;
    2006 год — отправить заказное письмо с уведомлением о доставке — это был какой-то ад на полтора часа и более ста рублей расходов (как сейчас почти 500 рублей);
    2007 год — отправить посылку на местном отделении: нельзя, идите в другое… неделю же назад — было можно, а тут резко нельзя;
    2014 год — на почту пригнали каких-то трёх студентов: не стало бабушек в очередях, посылки выдались быстро. Узнал о Китае — посылки стабильно шли 2-3 недели. Пропаж не было;
    2015 год — студентов уволили, всё переместили в одно здание. Письма же ходили неплохо Москве, но отправить заказное с уведомлением… лучше сам отвезу (двух человек в очереди обслуживали в течение получаса, если не дольше);
    2016 год — поставили кондиционеры в зале и телевизор. Может в следующем начнут их включать. Очередь чуть быстрее движется.

    Мне кажется, что почте России над улучшениями ещё работать и работать. Фактически во многих регионах она является монополистом по предоставлению услуг почтовой связи. Более того, что при доставке из того же Китая, к сожалению, часто нельзя выбрать кого-либо другого (ЕМС в расчёт не беру — та же почта по качеству, увы), кто доставил мне посылку, потому что поход на почту в лучшем случае отнимет минут десять, если никого нет, в худшем — и два часа стоял за посылкой.

    Почему на почте нет прогрессивных людей? Просто всё. Зарплаты там такие, что на них прожить даже в регионе почти невозможно. Имел определённый инсайд по зарплатным ведомостям: зарплаты у рядовых сотрудников, которые в окошке сидят, даже в Москве не выше 12-13 тысяч рублей были в 2013 году.


    1. Loreweil
      07.09.2016 09:35

      ЕМС это не то же качество, что и у Почты России, это и есть Почта России.

      image


      1. vozhd99
        09.09.2016 11:37

        Изначально это не Почта России была. Хотя что теперь вспоминать времена царя Гороха? :)

        И, кстати, доверия к ПР больше, чем к ЕМС. Типа, то курьер заболел, то посылка у него, то ещё чего… так и пытаешься получить её в течение недели. А на почте всё просто — никто тебе ничего не понесёт. Приходи сам.


    1. ploop
      07.09.2016 09:56

      зарплаты у рядовых сотрудников, которые в окошке сидят, даже в Москве не выше 12-13 тысяч рублей были в 2013 году.
      Отсюда и проблемы: кто будет вас облизывать за эти деньги? Максимум — отсидеть рабочий день. Да ещё и выслушивать весь негатив от клиентов. Допустим, по 14му году у нас ставки такие же были.
      Но сейчас вроде им оклады повысили, хотя на сколько точно сказать не могу…


      1. vozhd99
        09.09.2016 11:51

        Думаю, что очень так символично повысили. Могу, в принципе, спросить.


      1. vlivyur
        09.09.2016 13:16

        Питер, наше время, сударыня из окошка обмолвилась что за 20 т.р. никто не хочет идти сюда работать. Но мне показалось что эту сумму я слышал ещё года два назад.


        1. ploop
          09.09.2016 14:27

          У нас явно ниже 20ти, сколько точно не знаю, спрошу, знакомые есть.


  1. Aquarius-Michael
    07.09.2016 09:31

    Ну некоторые отделения ещё не отремонтированы. У меня в районе как раз такое отделение есть. Есть другое отделение подальше. Но у него уже другой индекс. Вот там, да, отремонтировали. Это в Москве.


  1. hagenvontronje
    07.09.2016 09:31
    +2

    Внедрение розничной торговли в отделениях — очень сомнительный плюс. По внутреннему регламенту сотрудники должны предлагать каждому посетителю ассортимент этой розницы. За неисполнение можно получить устный выговор от проверяющих. Это временные затраты. При этом ни разу я не наблюдал, чтобы кто-то покупал какую-нибудь тушенку или колготки, хотя на почте бываю еженедельно уже несколько лет. И не мудрено: когда за твоей спиной стоит с десяток, утомленных часовым ожиданием, человек, любое промедление может привести к линчеванию :) К тому же все эти детские игрушки и семена занимают место почтовых пакетов и коробок (которых почему-то обычно нет в наличии).
    Сроки пересылки однозначно сократились: раньше, например, Самара или Воронеж — не меньше 2-х недель шла посылка, теперь максимум неделя. Новосибирск и Чита недавно дней за 10 дошли, хотя раньше стабильно — месяц.
    В целом положительная динамика налицо и это не может не радовать.


    1. ploop
      07.09.2016 10:01

      Тут реально надо разделить услуги почты и розничной торговли, раз уж так хочется что-то продавать. Хотя бы сотрудников разграничить, пусть в одном окошке гречку продают, в другом посылки выдают. В мелких населённых пунктах почта реально ближе всяких магазинов, так что эта затея имеет право на жизнь, но делать надо по людски.


      1. hagenvontronje
        07.09.2016 10:25
        +1

        Согласен, в маленьких деревнях это, пожалуй, целесообразно. Но в городах-сателлитах, где через дорогу какая-нибудь Пятерочка — только расход трудовых ресурсов.
        По поводу разграничить сотрудников: заметил, что у них сейчас, наоборот, взято направление на «в каждом окне весь спектр услуг». По крайней мере в отделениях московской области, где бываю.
        Очень не хватает терминала с тикетами, как в банках: вот это бы реально успокоило бы очередь. Причем пару раз наблюдал как стихийно организовывалась 1 очередь к нескольким окнам.


        1. ploop
          07.09.2016 10:33

          взято направление на «в каждом окне весь спектр услуг». По крайней мере в отделениях московской области, где бываю.
          Ну да, у нас то же самое. Но сам поток народа сократился (не знаю из-за чего), потому очередей нет. Но такой подход мне не нравится, наверное надо смотреть в контексте каждого отделения, где-то может и есть смысл оставить одного сотрудника на все услуги, где-то нельзя ни в коем случае.


      1. vmm86
        07.09.2016 15:59

        Сама по себе торговля в почтовых отделениях — очень сомнительная опция.
        Во-первых, лучше бы без торговли быстрее и эффективнее справляться со своими прямыми обязанностями (выдача и отправка почтовых отправлений).
        Во-вторых, одно дело — канцтовары и газеты/журналы, но продажа всякой другой фигни (типа стиральных порошков) для самой почты по большому счёту не должна быть приоритетна и жизненно необходима.


  1. green_tree
    07.09.2016 12:33
    +1

    заметно конечно, что они меняются, но до качественного сервиса им ещё ну о-о-очень далеко
    ну а про скорость… посылка Амстердам-Москва (сортировочный центр) приходит на следующий день, а вот в Подмосковье потом идёт ещё 9 дней =)


  1. saege5b
    07.09.2016 15:59
    +2

    Угу. Только в селе рядом с городом на 500к. Жителей, почта россии до недавнего времени работала 2 дня в неделю, с 9 до 17. Удачи, здоровья и терпения.
    Одно окно на всех. Почта, переводы, комуналка. Комуналка 99% всех посетителей, в среднем 15-20 минут на человека. Средняя очередь 5-8 человек.
    Видимо после того, как в дни рассылок платежей, здание почты чуть не разнесли по кирпичикам (к 9 утра, собиралась скромная очередь человек на 50-70), теперь работают 5 дней. Одно окно.
    Далее коментарии.
    Скорость инета. Фиговая. Ну, хорошо, что вроде везде убрали диал-ап.
    Компы. Тормознутые. Клиент спокойно может грузится 5 минут. Ну, тут ещё инет держит.
    Тех. Обеспечение нулевое. ПО — писал садомазохист.
    Комп. Грамотность — так себе. На памяти всего несколько дквушек операторов, которые шустро работали с компом.
    Ага. Почему нельзя оплатить с пластика? У вас была программа лояльности за балы, но в квитках за посылки нужно писать всё самому. Постаматы. В глубинке вообще сказочная вещь.
    Ну, и обращение с посылками. Ладно китайские выглядят так, будто их высыпают из самолёта с 10км. Пролетая над таможней. Но вы умудряетесь ломать толстый платистик (1 мм.) в пенопласте даже при пересылке внутри россии.


  1. Timur_n
    07.09.2016 15:59
    +3

    Я сейчас на эмоциях писать буду. Почитал комментарии, даже прослезился. Да почта России уже не та что раньше. Я живу в 15-ти километрах!!! от города Калининград. в п.Лазовское. Довольно крупный поселок «привязанный» к городу. Почти как спальный район. от отделения районной почты до нас 8.5 км!!! Так вот нам почту уже пару лет ВООБЩЕ НЕ НОСЯТ. Сваливают ВСЕ что приходит в местном продуктовом магазине в одну кучу.(магазин под это даже отдельный стол установил) при этом магазин у дороги, т.е. кто в него зашел и что «почитал» не известно. СМС кстати от почты нам тоже ждать не приходится у нас связи почти нет. А теперь дорогой читатель посмотри на карту — это географический центр Европы. Почта России меняется прям на глазах. А теперь вопрос? Попадет ЭТОТ комментарий на habrahabr или нет?


    1. DmitryMarkin
      07.09.2016 17:58
      +2

      Здравствуйте. Я официальный представитель Почты России в социальных сетях. Опишите, пожалуйста, подробности на blog@russiianpost.ru. Постараемся разобраться.


      1. JayK
        08.09.2016 09:30

        Расскажите пож-та почему:
        1. https://www.pochta.ru/form?type=F7P когда заполняешь форму через ваш сайт он не выдает никаких машиночитаемых кодов и я должен ждать пока оператор на почте СНОВА ВРУЧНУЮ вобьет уже однажды вбитое?
        2. Где личный кабинет с API где 90% ваших корпоративных клиентов САМИ С РАДОСТЬЮ сделают за вас работу ваших операторов по вбиванию информации.
        3. Почта россии в курсе вообще существования машиночитаемых кодов, радиочастотных меток и прочих вещей позволяющих упростить труд оператора? Может стоит провести для высшего менеджмента экскурсию в ближайшую пятерочку чтобы они посмотрели на работу кассира операциониста?

        ЗЫ. Да я знаю про «партионную почту» не надо про нее, а то пару скриншотов придется выложить))))


        1. DmitryMarkin
          08.09.2016 11:29

          Здравствуйте. По вопросам работы сайта и онлайн-сервисов рекомендую обратиться в службу технической поддержки: support.portal@russianpost.ru


          1. JayK
            09.09.2016 07:09
            -1

            Всего вам хорошего. Прекрасного настроения, самочувствия. Да.


      1. Timur_n
        16.09.2016 18:37

        Уточню еще раз адрес: Калининградская обл. Гурьевксий р-он п.Лазовское, индекс 238300. Причиной такой работы почты может быть низкая заработная плата почтальона, просто никто не хочет работать за три с половиной тыс.руб. (случайно услышал в разговоре, сумму лучше уточнить). Так что похоже что это не частный случай а системная проблема всей организации. Спасибо что интересуетесь.
        P.S. на адрес <blog@russiianpost.ru> отправить письмо не получается )))


  1. JayK
    08.09.2016 07:17

    Информатизация говорите? А вы интерфейс программы «партионная почта» видели? Оно сделано не для людей…


    1. Lentus
      08.09.2016 21:02

      А вы знаете в каком году была написана «партионная почта»?


      1. JayK
        09.09.2016 07:37

        По виду догадываюсь, но знаете, подруга работает с системами бронирования, габриэль всякие, они вообще в таком лохматом году написаны что там консоль и интерфейс наполовину псевдографика. Однако же оказывается давность написания не отменяет правил юзабилити и основ эргономики. А также элементарную логику работы с интерфейсом.


        1. Lentus
          09.09.2016 11:25

          Партионная Почта продукт НИИПС и давно уже должна быть переписана.


  1. JayK
    08.09.2016 09:38

    ЗЫ. Кто нибудь знает где-либо в мире уже реализована светлая идея совмещения почтовой марки и RFID метки, стоимость самых дешевых меток укладывается в стоимость марок…


    1. Lentus
      08.09.2016 21:03

      процесс запущен:
      http://www.rst-invent.ru/history/17/
      http://www.rusnano.com/about/press-centre/news/20150619-rosnano-pochta-rossii-podpisali-soglashenie


      1. JayK
        09.09.2016 07:44

        Чу, чубайс ОБЕЩАЛ?! Вы серьезно? Этот чувак как Крез, только наоборот, все к чему он притрагивается превращается в… ну субстанцию! Не подскажете где у российских школьников замечательные электронные учебники с пластиковыми экранами? А где «российские планшеты»? А где Лиотех? Лиотех где? А оптоган где!? А где… да че толку перечислять то…


        1. Lentus
          09.09.2016 11:25

          Процесс запущен, а когда будет реализован это уже другой вопрос


  1. vlivyur
    09.09.2016 13:21

    В отличие от отделений того же “Сбербанка”
    У Сбера тоже есть такие же отделения в деревнях, с расписанием работы два раза в месяц после обеда. Только у ПР деревней присутствия гораздо больше, чем у Сбера.