Почему корпорации сотрудничают со стартапами? И почему стартапы сотрудничают с крупными корпорациями?

1. Сила перемен
a) «Быстрая рыба поглощает медленную»
«В современном мире не большая рыба поглощает мелкую, а быстрая поглощает медленную», — говорит Клаус Шваб, основатель и председатель совета директоров Всемирного Экономического Форума.

Как показывает опыт последних лет, для создания крупной компании теперь требуется гораздо меньше времени. Если судить по оценке рыночной стоимости, то за пять лет с момента запуска рыночная стоимость компании Facebook увеличилась до 15 миллиардов долларов США (2004-2009гг). За тот же период рыночная стоимость компании Uber выросла до 40 миллиардов долларов США (2009-2014). Вторым показателем скорости роста является время, необходимое для достижения дохода в 1 миллиард долларов США. Для того чтобы достичь этого показателя компании Dell потребовалось 9 лет (1984-1993), Office Depot — 5 лет (1986-1991), а Groupontook только 2 (2008-2010). Если говорить кратко, то маленькая рыбка может довольно быстро вырасти в огромную акулу и поглотить вас.

б) «Если вы сами не придумаете нечто, что разрушит вашу компанию, это сделает кто-нибудь еще»
Когда компания Apple начала выпускать iPhone, она приняла решение резко снизить продажи iPod.
Последняя запись в маленькой красной книжке, розданной сотрудникам Facebook в 2012 году, гласит: «Если не мы создадим что-то, что убьет Facebook, то это сделает кто-то другой».
Тремя яркими примерами компаний, не последовавших этому правилу, являются Kodak, Blockbuster и Borders Group. Все три компании некогда лидировали в своих отраслях. В 1975 компания Kodak изобрела цифровую фотографию. Чтобы не допустить снижения продаж основной продукции (пленки), компания Kodak решила не инвестировать средства в цифровую технику. Через несколько лет развитие новой технологии привело к банкротству Kodak. В 2000 году компания Blockbuster отказалась от покупки Netftix за 50 миллионов долларов США. В 2010 году компания Blockbuster объявила о своем банкротстве, а рыночная капитализация Netftix в 2015 составила более 35 миллиардов долларов США. В 2001 году компания Borders Group делегировала продажи онлайн книг компании Amazon.com. В 2015 году объемы продаж электронных книг на Amazon.com превысили объемы продаж печатных книг. В том же году Borders Group заявила о своем банкротстве.

2. Взаимовыгодное сотрудничество

Стартапы и корпорации взаимодействуют друг с другом, используя сложнейшую сеть взаимоотношений, и извлекают взаимную выгоду.



2.1 Что может предложить стартап корпорации?

Стартапы могу предложить корпорациям:

а) Быструю реакцию
В результате того, что доступ стартапа к капиталу ограничен, молодая компания вынуждена достигать точки безубыточности в более сжатые сроки по сравнению с крупной корпорацией. Быстрой реакции стартапа способствуют и более короткая цепочка ответственных за принятие решений, и подход под названием «бережливый стартап» (разработанный Toyota Lean Management). Потребность в быстрой реакции компании очень четко сформулировал Марк Паркер, исполнительный директор компании Nike: «Большего всего я боюсь того, что стану управлять большой, медлительной, закостенелой, бюрократической компанией, упивающейся своим успехом». Стартапы могут сподвигнуть крупную компанию работать быстрее.

б) Инновационный образ
Крупные корпорации, особенно те, которые появились в период поколений Y и Z, считаются все менее и менее привлекательными. Обладатели MBA дипломов все чаще готовы присоединяться к стартапам, или даже начать свое собственное венчурное дело, несмотря на все долговые обязательства. Корпорации смогут улучшить свой имидж в глазах такой аудитории, активно привлекая к сотрудничеству различные стартапы.

в) Инновации
Стартапы похожи на собственные НИОКР отделы крупных корпораций, выведенные из штата компании. Это значит, что корпорации должны пристально следить и концентрироваться на соответствующих инновациях, опережая своих конкурентов.
Инновации, которые могут предложить стартапы, включают в том числе и инновационные модели управления (примерами тому являются компании Airbnb, Uber, и даже Zappos с ее самоуправлением и халократией).

г) Культуру
Культура, распространенная в таких таких компаниях, как Facebook, а также во многих стартапах, прекрасно отражают такие высказывания, как: “Done better than perfect” (Лучше сделать, чем постоянно стремиться к совершенству), или “Move fast and break things” (Действуй решительно и расширяй горизонты). Именно поэтому такие компании, как DBS Group, сотрудничают со стартапами. Благодаря стартапам, они меняют свою культуру, становятся более рискованными, все больше ориентируются на ключевые показатели производительности.

2.2 Что может корпорация предложить стартапу?

Корпорация может предложить стартапу:

а) Доверие
Особенно в B2B секторе крупные корпорации могут выступать в качестве гаранта работоспособности бизнес модели стартапа, его продуктов и/или услуг, предлагаемых потенциальным клиентам и инвесторам.

б) Брендинг и общественные коммуникации
Транснациональные корпорации могут использовать свои связи с различными СМИ, в частности с рекламными компаниями. Совместный маркетинг является еще одним способом эффективного взаимодействия.

в) Каналы распределения
Компания Coca-Cola предлагает стартапам самый простой способ привлечения клиентов. Она владеет таким огромным парком грузовых автомобилей, каким владеет три крупнейших компании-перевозчика взятые вместе.

г) Поставщики
Старатпам, порой, бывает сложно найти хорошего производителя-поставщика, особенно, когда молодая компания не может позволить себе заказать минимальную партию товара. Однако объединив заказы с крупной компании, или заручившись ее поддержкой, стартап сможет с легкостью пробить путь к самым лучшим производителям.

д) Финансирование
Все чаще и чаще стартапы в поисках средств обращаются к крупным корпорациям. Большинство стартапов (61,7%), упомянутых газетой Wall Street Journal, оценка рыночной стоимости которых превышает 1 миллиард долларов, получили финансовую поддержку по меньшей мере от одной корпорации (не включая инвестиционные компании, такие как Goldman Sachs). Например, в одном из инвестиционных раундов (в раунде Е) компания DocuSign привлекла средства таких корпораций, как SalesForce, Google, Recruit, Mitsui & Co, BBVA, NTT Dacoma, Telstra и MKI.
Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (2)


  1. Wayfarer15
    16.06.2016 23:24

    "Как показывает опыт последних лет, для создания крупной компании теперь требуется гораздо меньше времени."

    Как показывает опыт последних лет, когда программы «количественного смягчения» идут одна за другой, как раз начиная с 2008 года, основные банки (инвест фонды) просто ломятся от ликвидности, а компании занимаются грандиозными бэйбаками потому что некуда вкладывать деньги в таких количествах, рости начинает всё, что хоть немного в тренде. Странно что Твиттер в этом списке не присутствует.

    image


    1. ServPonomarev
      17.06.2016 07:33

      Прилив поднимает все лодки.