Эта структура часто применяется для ограничения числа запросов к хранилищу данных, отсекая обращения за элементами, которых там заведомо нет. Кроме того, её можно применять для примерного подсчёта числа уникальных событий, пользователей, просмотров и т.д. Больше примеров интересных применений.
Однако есть трудности, которые могут сдерживать веб-разработчиков от применения фильтра Блума.
Хранение
Все экземпляры веб-приложения на всех серверах должны иметь доступ к некоторому общему набору данных с возможностью быстро поменять или проверить несколько битов в большом битовом векторе. Кроме этого, данные должны быть надёжно сохранены на диск.
Хэширование
Для того, чтобы на практике приблизиться к теоретическим рабочим параметрам фильтра Блума, нужно проделать аккуратную работу с хэшами от исходного элемента. Фильтр длиной m бит c k хэш-функций требует образовать от исходного элемента k независимых значений, равномерно распределённых от 0 до m-1.
Большинство реализаций, что я видел, в лучшем случае используют 32-битный murmurhash, добавляя для каждого очередного хэша соль, зависящую от номера этого хэша. Нет никаких доказательств, что такой подход не увеличивает асимптотическую вероятность ложного срабатывания.
Кроме того, если используется 32-битный хэш, это задаёт верхнюю границу размера фильтра в 512 мегабайт. Это не мало, но и не много, особенно если требуется очень низкий процент ложных срабатываний и/или внушительное количество элементов в фильтре.
На мой взгляд, есть не очень много способов получить произвольное количество хэш-функций со значениями в нужном диапазоне, да так, чтобы они использовали только информационную энтропию исходного сообщения:
- Резать на равные части вывод одной достаточно широкой функции. При этом функция должна иметь параметрическую ширину вывода в битах, чтобы не приходилось отбрасывать полезные биты.
- Иметь только две независимые хэш-функции переменной ширины h1 и h2 и образовывать производные функции gi по формуле h1 + i * h2 (по модулю числа значений функций). Об этом методе я узнал недавно отсюда.
Производительность
Чтобы эта конструкция находила применение в сдерживании запросов к хранилищу, она должна отвечать как минимум на порядок быстрее, чем оберегаемое хранилище.
При реализации на интерпретируемых языках, которыми чаще всего оперируют веб-разработчики, это может стать трудной, а самое главное — непрофильной и ненужной задачей.
Предлагаемое решение
Я хочу предложить вам решение, которое позволяет удобно интегрировать фильтры Блума в инфраструктуру вашего веб-приложения.
Это сервер-контейнер, который хранит фильтр Блума в оперативной памяти и на диске. Доступ к операциям над фильтром предоставлен через HTTP.
Персистентность хранения обеспечивается снапшотами, не блокирующими работу демона. Снапшот записывается во временный файл с нетривиальным именем и замещает старый только после окончания записи. Сохранение набора данных происходит по таймеру, при завершении работы сервера и при получении процессом сигнала USR1.
Алгоритм образования хэшей — нарезка хэша MD6 длиною k*w бит на k ключей по w бит. Число раундов MD6 — стандартное.
HTTP-интерфейс был выбран для простоты интеграции на стороне разработчиков: большинство платформ разработки имеют развитый инструментарий для осуществления синхронных, асинхронных и параллельных (curl-multi) HTTP-запросов. Несмотря на простоту интерфейса, он перенял все достоинства стандарта HTTP, и допускает конвейеризацию запросов в рамках одного соединения.
Предлагаемое мною приложение прошло длительное тестирование на production-системах и может быть рассмотрено как стабильное.
Сервер написан на C с использованием libevent2. На процессоре Intel® Pentium® CPU G4400 @ 3.30GHz приложение показывает в Apache Benchmark ~35000 RPS на проверке и добавлении элементов длиной 300 байт.
Поддерживаемые и оттестированные платформы:
- GNU/Linux (различные версии и дистрибутивы)
- FreeBSD 8, 9, 10
- Mac OS X 10.11
- Solaris 11
Примеры
Запуск демона с параметрами по умолчанию (1 Гбайт, 10 ключей — для 500,000,000 элементов с вероятностью ложно-положительных 0,1%):
$ bloom habrahabr.snap Creating space ... Initializing new file storage... Saving snapshot... Initial snapshot written.
Проверяем элемент:
$ curl http://localhost:8889/check?e=Hello%20Habr%21 MISSING
Добавляем элемент:
$ curl http://localhost:8889/add?e=Hello%20Habr%21 ADDED
Проверяем снова:
$ curl http://localhost:8889/check?e=Hello%20Habr%21 PRESENT
Проверяем наличие и добавляем одним запросом:
$ curl http://localhost:8889/checkthenadd?e=unexistent MISSING $ curl http://localhost:8889/checkthenadd?e=unexistent PRESENT
Альтернативные решения
Существуют библиотеки, которые работают на стороне приложения и содержат общие данные в Redis. Они манипулируют битами в битовых картах Redis командами
SETBIT
и GETBIT
.В сравнении, их плюсы:
Подсчёт хэша происходит на стороне веб-приложения, и это не загружает сервер вычислительной работой.Раз на раз не приходится, в некоторых случаях они считают хэш хранимой процедурой на Lua.- Используют Redis, который многим хорошо знаком, обладает богатым набором функций, возможностью скриптинга и кластеризации.
Минусы:
- Redis ограничивает длину битового поля в 512 мегабайт. Все реализации, которые я смог найти (1, 2) рассчитаны на использование только одного ключа Redis. Это ограничивает размер фильтра.
- На данный момент эти библиотеки есть не для всех языков и платформ разработки.
- Эти решения не подходят для мультиязыковых проектов: каждая реализация хэширует по-своему и такие фильтры между собой несовместимы.
- Производительность. Такие решения используют две стратегии для работы с редисом: или устанавливают биты для каждого ключа через конвейер (pipeline), или вызывают хранимую процедуру на Lua в редисе, которая считает хэш и отдаёт команды. В первом случае, даже при скорости Redis в 200,000 операций в секунду, такие решения уже начинают проигрывать на фильтрах с количеством ключей от шести и больше, так как каждый бит — это отдельная операция. Во втором случае всё то же самое, но вдобавок ещё будет потрачено время на запуск скрипта и при проверке и добавлении хэш будет считаться дважды. Однако, ситуация может улучшиться с введением команды
BITFIELD
в Redis 3.2.0, который вышел в мае 2016го года. Эта команда позволяет производить несколько операций над битами в одной команде.
Комментарии (11)
SBKarr
06.07.2016 11:23+1А сможете сделать возможность собирать только вычислительную часть (без сервера и сохранения на диск) в виде библиотеки? Тогда можно будет, например, интегрировать фильтр с nginx или своим серверным приложением.
YourChief
06.07.2016 13:46Да, все функции, связанные с фильтром Блума уже отделены.
Можно просто добавить файлыbf_*
иmd6_*
в директорию с исходниками модуля и заинкудить заголовочные файлыbf_*.h
.
Можно собрать полноценную библиотеку .so и далее пользоваться ею:
$ gcc -shared -fPIC bf_*.c md6_*.c -o libbloom.so $ cat > libtest.c #include "bf_types.h" #include "bf_ops.h" #include <stdio.h> void main() { if (bf_create(1,1)) puts("OK"); } <CTRL+D> $ gcc -L. -o libtest libtest.c -lbloom $ LD_LIBRARY_PATH=. ./libtest OK
В случае с nginx проблема только в том, что у каждого воркера своя память, поэтому придётся создавать структуру в мастер-процессе в общей для всех воркеров памяти: или IPC SHM, или mmap с флагом MAP_ANONYMOUS. Второй вариант может быть быстрее и гарантирует, что память будет освобождена при любом завершении процесса. Однако он не является частью стандарта POSIX. Первый вариант требует очистки, так как сегменты общей памяти IPC не связаны с конкретным процессом и продолжают существовать после его выхода. Судя по исходникам nginx и модулей, которые используют общую память, в nginx принят первый подход и есть внутреннее API для получения общей зоны.
Для использования общей памяти между процессами придётся сделать версииbf_create()
иbf_destroy()
, использующие общую память.
bak
06.07.2016 16:25Redis ограничивает длину битового поля в 512 мегабайт. Все реализации, которые я смог найти (1, 2) рассчитаны на использование только одного ключа Redis. Это ограничивает размер фильтра.
Почему бы просто не запатчить redis с целью поддержки более длинных битовых полей?
На данный момент эти библиотеки есть не для всех языков и платформ разработки.
Для redis есть http_api, например такое. Можно поставить его и написать процедуру на lua в которой будет вся логика.
HTTP намного более громоздкий чем родной redis-а, соотвественно часть времени будет тратится на парсинг и формирования запросов.
Ну и самое главное:
1) В redis есть журнал операций — соотвественно если инстанс редиса прибить он восстановит из журнала все последние записи. В вашем случае могут потерятся записи за последние 300 секунд.
2) В redis имеется репликация, если один инстанс ляжет — приложение может сходить в другой.
Ну а так вроде всё норм, только ещё бы batch запросы добавить.YourChief
06.07.2016 17:49Почему бы просто не запатчить redis с целью поддержки более длинных битовых полей?
Эта работа ведётся с 2012го года. Там есть много ограничений, от формата хранения строк до сообщений между кластерами и хранением. Даже когда эта работа будет проделана, всё равно потребуется сделать на стороне хэшера ширину хэша больше 32 бит. Поэтому, раз уж всё равно подстраиваться, лучше использовать несколько ключей редиса.
1) В redis есть журнал операций — соотвественно если инстанс редиса прибить он восстановит из журнала все последние записи. В вашем случае могут потерятся записи за последние 300 секунд.
По умолчанию в Redis-е AOF выключен, но да — функция стоящая. В моём случае реализовать её довольно просто, не нужно даже точно помнить позицию, откуда проигрывать — есть только одна операция и она идемпотентная. Меня сдерживает от реализации только тот факт, что при постоянном большом наплыве добавляемых элементов и длительной просадке дисковой производительности возникнет ситуация, что или будет разрастаться буфер записи бинлога, или придётся задерживать операции добавления. Так можно получить SIGKILL от OOM Killer-а в ситуации, когда в общем-то можно нормально работать.
2) В redis имеется репликация, если один инстанс ляжет — приложение может сходить в другой.
Не так просто, чтобы записать в слэйв что-то, нужно сначала разорвать его репликацию с упавшим мастером.
Принимая это всё во внимание, можно надёжно организовать кластеризацию параллельной записью в сразу несколько фильтров. При чтении результатом будет логическое ИЛИ от ответов всех фильтров. Такой подход даёт высокие гарантии, не ломает предсказуемость потребления памяти фильтрами и ничего не стоит для приложения — для параллельных запросов с таймаутами есть простые инструменты.bak
06.07.2016 18:09Принимая это всё во внимание, можно надёжно организовать кластеризацию параллельной записью в сразу несколько фильтров.
Плохой вариант. Что будет если сначала лежал сервер A, а потом лежал сервер B? В итоге в сервер A никогда не доедут записи из сервера B, происходящие в тот момент когда A лежал, и наоборот. Параллельная запись всегда приводит к рассинхронам.YourChief
06.07.2016 18:37Равное состояние фильтров не является самоцелью, они представляют интерес только в совокупности.
bak
06.07.2016 20:49Попробую ещё раз объяснить ситуацию. В случае если есть две реплики и они ложатся поочередно ваш агрегированный bloom фильтр будет давать неверные ответы. Цепь событий следующая:
- ложится нода A
- приходит запись 'key1'. Её хеши попадают только в ноду B
- поднимается нода A
- ложится нода B
- приходит запрос на проверку наличия записи 'key1'. Нода A отвечает что бит нулевой. Нода B лежит и делать «ИЛИ» не с чем.
Этот сценарий вполне реальный когда поочередно ложатся разные дата центры к примеру.
YourChief
06.07.2016 17:55Про batch-запросы: на данный момент можно использовать HTTP pipelining:
$ cat > batch.txt GET /check?e=123 HTTP/1.1 Host: localhost GET /check?e=456 HTTP/1.1 Host: localhost $ nc 0 8889 < batch.txt HTTP/1.1 200 OK Content-Type: text/html; charset=UTF-8 Date: Wed, 06 Jul 2016 14:53:23 GMT Content-Length: 8 MISSING HTTP/1.1 200 OK Content-Type: text/html; charset=UTF-8 Date: Wed, 06 Jul 2016 14:53:23 GMT Content-Length: 8 MISSING
Но лучше, конечно, внутри одного запроса — это я учту.bak
06.07.2016 18:12В итоге на каждый запрос по 120 байт ответа (вместо одного бита в идеале). Уж лучше хоть какой-то батчинг (а ещё лучше кастомный протокол).
mwizard
Следующим шагом будут HaaS и AaaS — Hashmap-as-a-Service и Array-as-a-Service. С REST-интерфейсом, конечно же, куда ж без того.
YourChief
Redis расшифровывается как REmote DIctionary, например. Так что уже есть.