/ фото Heisenberg Media CC
Компания Tesla никогда не была обделена любовью инвесторов, которая выражалась, конечно же, в количестве вложенных в нее миллионов. Однако, в скором времени, огромные вливания могут прекратиться — сегодня мы поговорим о том, почему может закончиться роман Уолл-стрит и одного из самых талантливых предпринимателей нашего времени Илона Маска.
В чем проблема: слияние Tesla Motor и SolarCity
Причина кроется в предложении о покупке, выдвинутом Tesla компании SolarCity, которая занимается созданием солнечных энергосистем. Она была создана в 2006 году Питером Ривом и Линдоном Ривом — кузенами Илона Маска. Крупнейшим акционером и председателем совета директоров SolarCity является Илон Маск — основатель и гендиректор Tesla Motors. Ему принадлежит 19% в Tesla и 22% в SolarCity.
Аналитическая компания Zacks предполагает, что Маск хочет приобрести SolarCity, чтобы консолидировать свои активы.
Потенциальный покупатель предложил приобрести акции SolarCity по цене от $26,5 до $28,5 за штуку, что примерно на треть больше их рыночной цены. Сразу после заявления о покупке, акции Tesla Motors Inc потеряли в цене более 10%. Акции SolarCity на фоне известия о возможном слиянии выросли не более чем на 3%. До этого, капитализация американского производителя солнечных батарей упала более чем вдвое.
За и против
«Я, как и многие другие специалисты на рынке, выражаю сомнение в том, что сделка позитивным образом скажется на компаниях. Многие инвесторы всерьез опасаются, что сделка только ухудшит финансовое положение двух компаний, которое и так не самое прочное. Ведь на данный момент обе фирмы убыточны» — заявил Сэчин Шах (Sachin Shah) специалист по сопровождению сделок слияний и поглощений консалтинговой компании Albert Fried & Co.
В целом аналитики воспринимают идею объединения двух компаний Маска двойственно. SolarCity нужны деньги, чтобы финансировать свой бизнес. Точно также нуждается в денежных средствах и Tesla Motors, которая ожидает выхода на самоокупаемость не ранее 2020 года. «Когда читаешь такую новость — руки так и тянутся продать акции. Маск покупает компанию, возглавляемую его братом, и сразу теряет 10% от стоимости акций в добавок к тем 20%, что уже потерял с марта», — написал у себя в фейсбуке гендиректор инвестиционного фонда Gagarin Capital Николай Давыдов.
Однако, по мнению некоторых других экспертов, слияние технологической и энергетической империи Илона Маска имеет экономический смысл. Производители в результате сделки могут объединить технологии, и у водителей Tesla появится возможность использовать солнечную энергию для зарядки своих автомобилей.
В любом случае, решение о приобретении будет принято на собрании акционеров обеих компаний путём голосования. Маск от голосования воздержится.
«На месте Маска я бы хорошенько еще раз все взвесил. Решение о слиянии двух компаний может и нанести непоправимый финансовый урон» — продолжает Шах.
На ошибках учатся
Как бы то ни было, Маск, не боится принимать неверные решения и совершать ошибки, о чем свидетельствует его выступление на ежегодном собрании акционеров Tesla, которое состоялось 1 июня 2016 года.
На протяжении трёх с половиной часов, пока длилось мероприятие, Илон Маск, технический директор компании Джей Би Штробель, и другие руководители, открыто обсуждали многочисленные проблемы, с которыми сталкивалась компания, и ошибки, которые они совершили на том или ином этапе своего развития. На собрании Маск признал, что совершённые за прошедшие годы ошибки были обусловлены исключительно «глупостью», а не каким-либо «низкими мотивами».
К примеру, Маск поведал о том, что в 2008 году, он решил заменить поставщиков и начать закупать аккумуляторы в Таиланде у производителя электрогрилей. Его привлекала низкая цена. Однако, технически это оказалось невозможно, и Tesla вынуждена была начать производить батареи самостоятельно.
Еще одну ошибку он совершил, когда пытался использовать разработки AC Propulsion для автомибиля Lotus. Однако же, задумку постигла неудача, из-за того, что то «начинке» просто не хватает места, и корпус пришлось увеличивать. В конце концов Tesla смогла задействовать лишь 6-7% оригинальной технологии AC Propulsion.
Маск пояснил, что решил обсудить неудачи Tesla, потому что хочет, чтобы предприниматели, создающие что-то новое, знали, что имеют право ошибаться и могли извлекать уроки из своих промахов.
Окажется ли решение о слияние компаний Tesla и SolarCity очередной ошибкой Илона Маска или нет — покажет лишь время.
Другие материалы по теме биржевой торговли от ITinvest:
- Аналитические материалы от экспертов ITinvest
- Структурированные продукты — что это такое и как работает
- Торговля на бирже в вопросах и ответах: счета, страховки и сравнение с банками
- Подборка: 50+ материалов для понимания фондового рынка
- Биржа или банк: сравниваем возможности по обмену валюты и сохранению средств
- Обучение и семинары для начинающих трейдеров
Комментарии (22)
GreatRash
15.07.2016 11:36-4А каким боком вообще Маск относится к IT?
RuddyRudeman
15.07.2016 12:06«Geektimes — младший брат «Хабрахабра», популярного ресурса для IT-специалистов. Проект выделился в самостоятельный ресурс в результате отделения от «Хабрахабра» в основном непрофильных хабов, в которых пользователи размещали информацию преимущественно научно-популярного характера и не относящуюся к программированию, разработке и другим тематикам из области профессиональных знаний IT-специалистов.»
devlind
15.07.2016 12:10-2Да и вообще Маск как бы программист, Paypal придумал. И не думаю, что он сейчас не прожит.
tmin10
15.07.2016 17:03Он там вроде на заводе днюет и ночует, чтобы теслы вовремя выпустить в нужном количестве, не думаю, что у него есть время и силы что-то программировать самому, проще и дешевле поручить это отдельному человеку.
devlind
15.07.2016 11:52+2Инвесторы сомневались что ракеты строить хорошая идея, так же как и выпускать электрокары и ещё много чего другого. Я думаю, что он знает что делает. Что-то там те акции потеряли, о боже — 10% +20% с марта. А то что они выросли в несколько раз за последние пару лет никто в расчет не берет.
compilator
15.07.2016 12:21Хорошее быстро забывается, к сожалению.
devlind
15.07.2016 14:32+3Мне кажется, что идёт прямая информационная война против Tesla и Маска в частности. Столько шуму раздули из-за трех аварий. Какие-то комиссии подключили. А когда одна тесла сгорела год или 2 назад панику тоже развели. Капец, сгорела тачка в США, об этом узнал весь мир. При том что каждый день в мире умирает около 2500 человек в авариях, это не считая простые дтп. Но никто об этом не кричит. А тут все информационные ресурсы мира пишут об этом.
idiv
15.07.2016 14:47+1>>Столько шуму раздули из-за трех аварий. Какие-то комиссии подключили.
Если вы об администрации по безопасности движения — а кто еще должен это регулировать? Тем более, автопилот был включен, это не простой случай, потому подключили организацию посерьезнее.
Насчет комиссии по ценным бумагам — они узнают, знала Тесла о ДТП до продажи акций или нет. Если знала — они нарушили правила, по которым должна публиковаться вся информация до продажи. Если же не знали — то ничего не будет. Это тоже нормальный процесс, не Тесла первая и не она последняя. Пока есть некоторые сомнения, например, сообщение об аварии перед долгими выходными дало не такое сильное падение акций. Журналисты приводят в качестве примера аналогичные действия Дженерал Моторс в 1988 году, потому есть подозрение в нечестной работе компании.
В целом так сложилось, что подряд несколько новостей не в пользу Маска, это обратный эффект работы с участием большого объема рекламы — если ты на слуху, то все будет на слуху. Есть гораздо более крупные проблемы у компаний в мире, о которых просто не слышно, так как компании и до этого не сильно шумели.
compilator
15.07.2016 16:52+2Буквально вчера тоже самое своему коллеге говорил: «Обычные машины бьются тысячами каждый день и всем плевать. Просто у теслы щас время такое. На вошедшего первый раз в деревню слона собаки тоже гавкают громко, пока не привыкнут что он периодически заходит.»
tmteam
15.07.2016 18:55Помните как с айфонами и маками было в своё время? Вирус или плохо всовывающийся штеккер — и весь интернет об этом знал, хотя у конкурентов такие случаи были рядовыми.
vordoffskiy
15.07.2016 15:29-2Вполне предсказуемый результат. Если бал в бизнесе правит кумовство и коррупция и все это в значительной мере сдобрено государственным финансирование (читай распил), то ждите дальше такую же историю и с гигафабрикой, затем гиперлуп и на десерт Спейсекс — все проекты куда приложил руку глубокодостопочтейннейший.
creedfooz
15.07.2016 15:29Думаю инвестори никуда не денутся по крайней мере до релиза model 3. Это может стать серьездным гейм-ченджеом и на это все возлагают большие надежды, а вот если оно себя не опровдает, тогда я более чем уверен, что начнется разочарование.
Rusheff
15.07.2016 15:29>>совершённые за прошедшие годы ошибки были обусловлены исключительно «глупостью», а не каким-либо «низкими мотивами».
Это должно порадовать инвесторов.
la_stik
15.07.2016 16:01+3>>Его привлекала дешевая цена
Пардон, очень часто встречаю, но цена может быть либо низкой, либо высокой.
Товар же может быть дешёвым или дорогим.
NINeOneone
И… почему инвесторы с Уолл-стрит могут отвернуться от Илона Маска?
gravl
Я вот тоже не понял причину Уолл-стрита отвернуться от Маска. Я конечно в этом не разбираюсь, но на мой взгляд, новость об объединении довольно положительна. Я был бы в восторге, еслиб вся верхняя часть авто была покрыта солярками.
major_oleg
Это (покрыть верх солнечными панелями) пока вряд ли. Ибо много тут проблем конструктивных и эксплуатационных. Вы, прям, владелец теслы )))
Просто тесла сама может рассматриваться как источник энергии в частных домовладения. Плюс она значительно увеличивает нагрузку на энергопотребление, а солнечные панели могут разгрузить потребление домохозяйств от сети.
vordoffskiy
>> Я был бы в восторге, еслиб вся верхняя часть авто была покрыта солярками.
А снизу каток, чтобы сразу дорогу асфальтировала и кисточку — чтобы разметку наносила.
gravl
Уммм, да. Только не на моей машине, а на той, которая будет ехать впереди с нормальной скоростью, и строго по моему маршруту.
NetBUG
А зачем для этого объединять компании (тем более, вероятно, не делать acquisition, а холдинг строить)? Не проще заказать батареи в качестве долгосрочного контракта?
… и это не считая вопросов об эффективности панелей на крыше легкового электромобиля (для кемперов — да, работает).