/ фото Mick Baker CC
Эмоции после Brexit еще не успели остыть, а экономисты и аналитики всех мастей уже написали подробные комментарии о последствиях выхода Британии из ЕС для мирового финансового рынка и глобальной экономики. В прогнозах, как водится, есть масса вариаций. Но, в чем сходится большинство экспертов, это в том, что последствия будут крутыми и поворотными. Голосование на выход заставило финансовых аналитиков по всему миру все чаще упоминать слово «опасность».
«Канарейка в угольной шахте»
К примеру, Пол Ходжес, колумнист The Financial Times, аналитик портала ICIS (агентство, специализирующееся на энергетике, химической и сельскохозяйственной отраслях) уверен, что мы станем свидетелями конца эры «школьных» политиков. До недавнего времени, пишет он, европейским политикам было достаточно выглядеть фотогенично и говорить что-нибудь, что совпадает с мнением фокус-групп. Ну, и время от времени посещать саммиты и мероприятия G7 и G20. Никто не требовал от них чистого и незамутненного взгляда на экономические проблемы. Экономикой в большинстве стран рулили центральные банки.
Никто из топовых политиков Европы, в первую очередь, сам Дэвид Кэмерон, не верил, что проблемы миграции и демографический дефицит могут быть как-то связаны с дефицитом в экономике. Отныне, считает автор материала, культу центральных банков приходит конец. Демография, а не монетаризм, двигает экономику. Новым политикам (например, Терезе Мэй, которую прочат в премьер-министры Великобритании) придется решать, чем заменить интеграционную экономику, которую с таким старанием выстраивали 43 года.
Собственные финансовые и экономические последствия Brexit в Объединенном Королевстве – по большому счету, дело самой Британии. Многие банки и финансовые институты планируют перебраться с острова на континент. В этом есть, как свои плюсы, так и очевидные минусы. Но плохие новости не ограничиваются пределами Королевства. Панические настроения стали распространятся на территории всего Евросоюза. Свои референдумы захотели в Италии, Франции и Нидерландах.
Никто больше не верит в клятвенные заверения председателя Европейского Центробанка, сделанные в 2012 году, сберечь евро любыми доступными средствами. Ходжес называет Брекзит «канарейкой в угольной шахте». Иногда шахтеры берут с собой птицу, которая умирает при высокой концентрации вредных газов, предупреждая тем самым рабочих. То есть, выход Британии – это предвестник глобального экономического кризиса. Куда страшнее кризиса 2008 года, учитывая долги, которые накопили крупнейшие центральные банки мира. На борьбу с последствиями того кризиса были потрачены триллионы долларов, но эта политика не сработала.
Миграция финансов и финансистов
Автор статьи в Business Insider Мэт Тёрнер больше озабочен влиянием референдума на финансовую и инвестиционную индустрию. В этом плане, считает он, нас ждут грандиозные перемены. Решение по выходы из ЕС повлияет не только на то, где отныне делается бизнес, но и кто его делает и как. Очевидно, что интернациональные банки захотят свернуть свою деятельность в Британии. Еще до дня голосования конкуренты, типа Парижского финансового центра, начали проводить среди банкиров ненавязчивую рекламную кампанию. Так что в ближайшее время можно ждать миграцию финансистов.
Клише утверждать, что рынок не любит неопределенности. Но именно в этом расписалась Великобритания на ближайшие два года. S&P оперативно понизило кредитный рейтинг страны, заявив, что «Brexit приведет к меньшей предсказуемости и стабильности в экономической политике Королевства».
Предпринимательская активность тоже, скорее всего, снизится. Слияния, поглощения и выходы компаний на биржу встанут на паузу. Условия торговли, вероятно, останутся волатильными, что приведет к отдельным невероятно загруженным дням, но также растянет периоды, когда инвесторы будут просто пережидать.
Киан Абухусейн, аналитик JPMorgan, предсказал прибыль на акцию для европейских банков в районе 13%. Инвестиционные банки в Европе и до этого теряли некоторые свои позиции, меняли управляющих, сокращали штаты. В выигрыше оказались американские инвестиционные институты, которые подгребают под себя весь балласт, скидываемый европейскими конкурентами.
Эпоха «черных лебедей»
Brexit не был «черным лебедем» (результат референдума был предсказуем, но все равно оказался неожиданным), хотя многие публицисты и пытаются навешать на него этот ярлык. Но в стратегическом понимании голосование на выход привело к одной важной перемене в сознании. Инвесторы, которые специализировались на рынке облигаций, раньше учитывали в своих моделях показатели роста экономики и инфляции. Теперь выяснилось, что политические риски выходят чуть ли не на первое место, пишет Bloomberg.
Инвесторы и трейдеры никогда, по сути, не предполагали, что происходящее на политической арене может быть настолько важным при определении корректной цены активов. Многие предсказательные модели придется пересмотреть. Просто фундаментального анализа больше не достаточно.
Политические риски в зоне евро сегодня самые высокие, начиная с 2006 года. Принимая во внимание то, что в ближайшие 18 месяцев мы узнаем результаты президентской гонки в США, пройдет еще несколько ключевых выборов по всему миру, угроза мировым финансовым рынкам только возрастает.
Другие материалы по теме биржевой торговли от ITinvest:
- Аналитические материалы от экспертов ITinvest
- Структурированные продукты — что это такое и как работает
- Торговля на бирже в вопросах и ответах: счета, страховки и сравнение с банками
- Подборка: 50+ материалов для понимания фондового рынка
- Биржа или банк: сравниваем возможности по обмену валюты и сохранению средств
- Обучение и семинары для начинающих трейдеров
Поделиться с друзьями
VlK
Ну… Теперь, конечно, легко говорить, что это не «черный лебедь». Но до референдума даже сторонники выхода здесь, в Лондоне, не воспринимали собственную кампанию всерьез.
Это видно, например, по тому, что по результатам голосования фактически все политики со всех сторон подали в отставку.