Второй день фестиваля «Море Ясности»:

  • Московский монорельс
  • Выставка «Русский космос» в Мультимедиа Арт музее
  • Второй день фестиваля «Море Ясности»


Московский монорельс не имеет прямого отношения к космосу, поэтому под спойлером
Я жил в хостеле на ВДНХ, опоры и поезда постоянно попадались на глаза, монорельс — штука редкая, поэтому прокатиться на нем было очень интересно. Московский монорельс включен в транспортную систему и работает с едиными билетами, переход с/на него по единой карте засчитывается как бесплатная пересадка.

Полотно монорельса.



Поезд подходит к станции.



Вагоны разделены на внутренние кабинки.



ВДНХ, вид сверху.



Останкинский пруд.



Монорельс производит впечатление неспешного и не особо вместительного транспорта. Движется он не сказать, чтобы как-то особо бесшумно или плавно. Поэтому нет ничего удивительного, что в новостях постоянно пишут о его закрытии или превращении исключительно в туристический аттракцион. Увы, в текущем виде он не может конкурировать с привычным нам транспортом.


Выставка «Русский космос» в Мультимедиа Арт музее



Вход: 500 р.
Фотографирование: Бесплатно.
Общая оценка: Идти только если совсем не жалко времени и денег, или вы любите современное искусство.

В вестибюле посетителей встречает спускаемый аппарат «Востока-1», на котором совершил свой полет Гагарин.



Спускаемый аппарат постоянно хранится в музее НПО «Энергия», куда немного сложнее попасть, а здесь установлен временно. Очень любопытно, что на нижней части спускаемого аппарата, там, где наибольшее тепловое воздействие при торможении в плотных слоях атмосферы, теплозащита собрана из колец, а не установлена сплошным слоем. Подобная конструкция была и на последующих кораблях, например, рассказывая о полете «Восхода-1» Феоктистов упоминает об этих кольцах. Только на более поздних аппаратах теплозащита выглядит сплошной.



Плата для соединения с агрегатным отсеком (сгорает в атмосфере)



Прибор «Взор» для построения ручной ориентации корабля на торможение, вид снаружи. При правильной ориентации на периферии круглого иллюминатора должен отображаться горизонт, а по центру земля должна бежать снизу вверх. Обратите внимание, как срезано отражение моих рук с телефоном — очевидно, прибор состоял из двух оптических частей по центру.



Парашютный отсек.



Предполагается, что после холла посетители будут подниматься на верхний, седьмой этаж, и спускаться вниз. Не делайте так. Эмоционально выставка смотрится лучше, если подниматься наверх через каждый этаж пешком.

Второй этаж
Второй этаж посвящен русским космистам, как начала 20 века, так и современным. Возникает ощущение, что «Восток-1» на входе — это наживка, потому что общее впечатление от второго этажа вот такое:



Это вот, например, явно современное.



А вот это — эскизы некоего «центра космической энергии», начало 20 века.



Общий вид. Сверху нечто, призванное символизировать дирижабль Циолковского (самый известный проект в сечении круглый, а не четырехугольный, как тут), на отдельном стенде слуховая труба (штамп!).



Третий этаж
На третьем этаже показано, как должна по мнению школы Родченко выглядеть школа современного искусства. Имитация учебных классов с различным оборудованием. На стенах висят образцы творчества, которое создается в таких условиях.



Это символизирует…



Самый жуткий экспонат всей выставки. Без какой-то аннотации, начала и конца идет фильм. Девочка прыгает по кроватям. Девушка в свадебном платье лежит и слушает рассказ старшей женщины. Несколько дам в возрасте. Старуха рассказывает про войну.



Экспонат тяжел, депрессивен и абсурден настолько, что я не выдерживаю и звоню жене, чтобы вернуть ощущение реальности мира. В голове вертится воспоминание о программе «Волшебное путешествие» из «Обитаемого острова» Стругацких:

… глухие душные комнатки, бесконечные коридоры, заставленные мебелью, которая вдруг прорастала гигантскими колючками; спиральные лестницы, винтом уходящие в непроглядный мрак узких колодцев; зарешеченные подвалы, набитые тупо копошащимися телами, меж которых выглядывали болезненно-неподвижные лица, как на картинах Иеронима Босха, — это было больше похоже на бредовую фантазию, чем на реальные миры


Тоже абсурд, но по крайней мере забавный — сделай из кошки разведчика и диверсанта. Экспонат со ссылкой, по которой можно посмотреть видео, которое проигрывается в коробках.



Четвертый этаж
Выставка Гранд-тур Флоренция. Ничего особо интересного.



Пятый этаж
Снова школа Родченко. Одни экспонаты. Депрессия все усиливается.



Голос постоянно повторяет: «В Москве плохо». Ну да, с такими-то выставками…



Концептуальные селфи-палки, на заднем плане датчики собирают какую-то информацию с капусты (скорее делают вид, что собирают, это же гуманитарии делали). Блестящий мешок внизу справа просто «дышит». Глядя на все это я начинаю хотеть канона в искусстве…



Студенты делают ремейки. У школы не хватило экспонатов?



Шестой этаж
Снова начинается выставка «Русский космос». Настроению дальше падать некуда. Два очень концептуальных ведра.



В темной комнате идет зацикленный фильм о бредущем в снегах человеке с нелетающими крыльями за спиной. «Волшебное путешествие», да-да-да…



И тут, на фоне всего этого треша появляются фотопластинки обсерваторий. Рабочие будни астрономов прошлого. Как и ментограммы Максима Каммерера, они своим реализмом окрашивают комнату романтическим натурализмом. Серьезно, я вряд ли скоро увижу такую прекрасную туманность Андромеды.



Туманность Ориона, какая ты красивая после унылой шизы!



Фотографии делались исключительно для работы. Вот, например, много фото Марса на одной пластинке.



Снова современное искусство. В мониторе летают мужики и сурово на тебя смотрят. Ничего, после фотографий с астрографов вы уже не страшны.



А вот это даже мило.



А вот это так и вообще просто классно.



Седьмой этаж
И вот тут нас встречает самый редкий и самый классный (после «Востока-1») экспонат.



Что делать космонавтам, которые летят на Марс, а персональных компьютеров с Интернетом еще не придумали? Много книг с собой не возьмешь, новости будут идти мало и редко. Как не умереть со скуки? Смотреть в «Индикатор» — устройство, которое своим шумом и движущимися огнями будет показывать что-то новое и интересное, причем постоянно. Этот прибор делался по заказу С.П. Королева и малоизвестен. Вот он в работе.



Рисунок С.П. Королева, подарен Н.М. Васильевой, сотруднице опытно-конструкторского бюро во время ее поездки на космодром Байконур. Экспонат из коллекции дома-музея С.П. Королева, здесь он очень к месту.



Еще работы Галины Балашовой, которая уже знакома вам по первому дню.



Неплохо.



Письмо Кондратюка (того самого, который придумал высадку на Луну со встречей на лунной орбите, по этой схеме потом летали «Аполлоны») Циолковскому.



Уже на выходе я случайно встречаю представителя администрации и спрашиваю про смысл хтонического фильма с третьего этажа. Оказывается, это всего лишь символ отсутствия связи между поколениями. Наверное, стоит оснащать подобные экспонаты табличками с подробными пояснениями, что именно хотел сказать автор…

На первом этаже в закутке есть рекламная выставка часовой компании. После обилия современного искусства простые и понятные механизмы с космической историей смотрятся очень даже неплохо. В вакууме или на Луне астронавтам нужны были в том числе и часы, NASA обращалось к существующим часовым фирмам, а они, в свою очередь, использовали факт сотрудничества в рекламе.

Любопытные фотографии вакуумных и термических испытаний.



Вряд ли именно эти часы были в космосе, но вот автографы Стаффорда, Бранда и Слейтона, наверняка, настоящие.



Второй день фестиваля «Море ясности»



33:35
Лектор: Прокопьев Евгений Валерьевич, инженер-испытатель РКК «Энергия».
Тема: «Спасательная шлюпка корабля «Союз»: устройство скафандра «Сокол-

2:29:22
Лектор: Огнева Ирина, доктор физико-математических наук, доцент,
руководитель группы биофизики клетки ГНЦ РФ-ИМБП РАН.
Тема: «Невесомость и раннее развитие животных»?.

3:45:45
Лектор: Филипп lozga Терехов, блогер-популяризатор.
Тема: «Небесная механика без единой формулы».

Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (0)