От переводчика. Флэш умер или умирает… WebGL является той высотой, на которую с надеждой поглядывают многие, но покорить не решаются. Предлагаю вашему вниманию перевод интервью одной немецкой студии, специализирующейся именно на работе с WebGL. В прошлом выходцы из игровых разработчиков, ребята сумели себя реализовать на новом поприще и, пожалуй, весьма успешно.
Дизайнерская студия VisCircle находится на передовой развивающегося рынка браузерных 3D приложений. Их последние проекты наглядно показывают, как передовые технологии подобно WebGL становятся главенствующим направлением разработок. В этом интервью основатели компании Dimitri Werwein и Benjamin Suhr делятся опытом и мнением о настоящем и будущем интерактивного 3D в сети Интернет.
Расскажите немного о VisCircle
VisCircle — это молодая компания из Ганновера, с севера Германии. Мы специализируемся на разработке интерактивного 3D, приложений дополненной реальности и 3D-конфигураторов. Мы также выполняем более традиционные работы, такие как рендеринг изображений и анимации. Покинув игровую индустрию, мы искали новые пути применения нашего опыта в разработке высоко оптимизированного и качественного трехмерного реал-тайм контента в других областях.
С ростом спроса на адаптацию рекламной продукции различных компаний, выросли и требования к качеству результата, который выходит за пределы традиционных возможностей изображения или видео. Это открыло для нас новый рынок.
Мы создали компанию из троих человек, которая стала расти с каждым новым клиентом. Сейчас у нас сильная команда профессиональных художников и программистов, но мы также планируем расширить команду в будущем.
Какие визуализации вы создаете?
Здесь нет никаких ограничений. Мы можем создать почти все, будь то красивая 3D презентация на сайт, готовый конфигуратор или тестирование функций продукта до его приобретения. Маркетологи разных компаний ищут наиболее эффективные возможности использования трехмерных презентаций в своих целях.
Мы хотим максимально выжать всё из возможностей предоставляемых 3D в WebGL, чтобы создавать уникальные приложения. Чтобы достичь этого, мы акцентируем внимание на разработке качественных материалов. Когда вы смотрите на золотое кольцо или кожаные сиденья в динамично освещенной сцене, вы должны почувствовать этот материал, его качество, ощутить шершавость поверхности. Понимание продукта и целевой аудитории очень важно для нас при создании визуализации. Мы пытаемся получить максимум информации от наших клиентов, исследуем тот эмоциональный фон, который они хотят ассоциировать со своим продуктом, чтобы суметь создать соответствующий отклик у пользователей.
Кто ваши заказчики?
У нас широкий охват клиентов в самых различных отраслях. В этом интервью мы не может рассказать обо всех проектах. Тем не менее, наши клиенты работают в различных отраслях: машиностроение, ювелирная отрасль, мебельное производство, медицина. Наши самые крупные проекты разрабатывались для больших и известных компаний. Мы также работали и с менее крупными организациями, предлагая гибкие решения для удовлетворения требований самых различных клиентов.
Какие самые приметные проекты вашей студии?
Трехмерный магазин для Meister был одним из наших крупнейших проектов из-за огромного количества контента, что нам пришлось создавать. Более чем 1000 колец и миллион возможных комбинаций в конфигураторе. И все это в высоком качестве, как сами модели, так и материалы. Мы обращали много внимания на мелкие детали и были в постоянном контакте с Meister, чтобы достичь наиболее точного соответствия изделий с их копиями в 3D-презентации. Вы можете представить, сколько времени было потрачено, чтобы настроить качество контента и создать наиболее впечатляющий 3D-кофигуратор в сети Интернет?!
Перед созданием 3D-магазина Meister, мы завершили первый вариант конфигуратора для Joli, известного бельгийского производителя высококачественной мебели. Эта версия уже имеет массу возможных опций для создания столов и стульев. В конфигуратор было добавлено много различных материалов, которые появились после изучения оригиналов. Следующая версия приложения обогатится новыми возможностями и дальнейшими удобствами для пользователей.
В области медицины мы переделали в 3D хирургические операционные светильники (OT-lights) от компании Dr. Mach GmbH & Co и добавили функции свечения. Проект был размещен на сайте производителя. Будучи известными в своей области качеством осветительных приборов, они требовали того же уровня качества и для виртуальной презентации. Дополнительно к проекту WebGL, мы разработали приложения для iOS и Android, которые также используются для прямого маркетинга компанией Dr. Mach.
Также следует упомянуть о 3D-конфигураторе Polo Volkswagen, который привлек внимание многих. Оригинальный проект был создан на Unity 3D, а позже переделан с использованием Blend4Web. Пользователь может изменить цвет авто, его интерьер, диски и все это в реальном времени. Как специальная опция была добавлена возможность открывать все двери, кликая по ним мышью. Другой возможной опцией является тест-драйв сконфигурированной машины в виде движения авто в 3D-конфигураторе.
Ваша последняя работа для ювелирной компании Meister. Насколько важно для них стало создание онлайн 3D-конфигуратора?
Ювелирная отрасль является очень традиционной. Meister получает важное технологическое преимущество перед конкурентами в презентации своей продукции. Покупатель может создать индивидуальное кольцо и получить максимальное фотореалистичное качество для просмотра либо дома, либо в магазине с дополнительными консультациями. Предварительный просмотр финального продукта помогает покупателям определиться с конфигурацией и быть уверенным в том, что это именно то, что они хотят получить. Meister имеет обширный ассортимент колец и возможных вариаций. 3D-конфигуратор позволяет пользователям быстро ознакомиться с разными комбинациями, просмотреть их с различных ракурсов, а также видеть цену при изменений опций.
С практической точки зрения, 3D-конфигуратор имеет массу преимуществ перед традиционными фотографиями. Главное преимущество — удивительная гибкость. Новые материалы и срезы могут быть легко добавлены ко всем кольцам. Мы разработали различные инструменты, которые предоставляют Meister все преимущества реал-тайм рендеринга. Пока мы все еще сами рендерим фотореалистичные картинки для Meister, но все маленькие скриншоты берутся из 3D-конфигуратора. Этот процесс был автоматизирован, чтобы создать тысячи изображений за короткое время.
Несмотря на то, что мы очень довольны финальным результатом, в теории мы можем изменить внешний вид продуктов, включая и предварительные изображения, практически мгновенно.
У вас имеются великолепные, фотореалистичные материалы металла и бриллиантов. Насколько сложно было этого добиться?
Наш опыт в разработке качественных реал-тайм материалов для различных игровых движков очень помог и с Blend4Web. Спасибо редактору шейдеров! Мы смогли разработать шейдеры с необходимыми нам показателями. Что также помогло — это возможность быстрого изменения параметров и просмотр результата.
Мы имели доступ к реальным кольцам от Meister, чтобы их изучить. Было много звонков и встреч с Meister, с целью максимальной доработки материалов металла до надлежащего качества.
Шейдер бриллианта был более сложной задачей. Дело не только в сложностях реализации правильных преломлений и затенений, как того требовали в Meister, нужно было еще не «взорвать» мобильные устройства. В конце-концов мы создали веб-инструмент для настройки соответствующих свойств материалов в реальном времени.
Что вы можете сказать об API Blend4Web и программной части. Все ли было нормально?
API логически разделен на различные модули, что делает его хорошо структурированным. Функции документированы. Если мы нуждались в дополнительных сведениях об использований функций, то обращались к имеющимся примерам приложений в SDK, что нам очень помогло. Все остальные вопросы решались на форумах или просто методом «научного тыка». Мы получали ответы на наши вопросы и запросы очень быстро, а найденный баг был устранен в следующей версии движка, что нам очень помогло перед запуском проекта.
Вы перешли с Unity на Blend4Web. Какие преимущества и проблемы у вас были из-за этого? Было тяжело переучиваться?
Мы переключились с Unity на Blend4Web для проектов WebGL, так как Unity WebGL вообще сложно использовать для производства. Переход на Blend4Web быстро дал нам хорошие результаты. Мы получили файлы меньшего размера и без потери времени на экспорт. Наиболее важным аспектом являлась работа на мобильных устройствах. Мы не можем предлагать презентации WebGL без официальной поддержки для мобильных устройств.
Вообще не много знаний требуется, чтобы перейти к Blender и Blend4Web. Blender делает некоторые вещи по иному, если сравнивать с другими инструментами. Но раз поломав голову, вы увидите, что «иначе» совсем не обозначает «хуже». Хорошо помогают примеры приложений, а также качественная поддержка от команды Blend4Web. Все это позволило нам быстро овладеть инструментом.
Мы все еще продолжаем использовать Unity для создания мобильных и стандартных приложений. Чтобы не делать работу дважды и сохранить низкую стоимость разработки, мы также ищем возможность конвертации проектов Blend4Web WebGL в обычные приложения. Клиенты часто запрашивают offline-версию.
Поделитесь своим опытом по интеграции с онлайн-магазинами. Вы работаете совместно с веб-разработчиками?
Мы работаем коллективно в общей команде веб и 3D разработчиков, маркетологов, и дизайнеров от различных студий. Для этого проекта VisCircle создавал исключительно визуальные эффекты. Интеграция с онлайн-магазином была выполнена другой студией. Мы обеспечиваем максимальную поддержку с нашей стороны. Наш опыт не может быть репрезентативным, но с нашей точки зрения интеграции были успешными.
Интерактивный 3D-Web — это будущее
Наблюдая увеличение запросов от крупных клиентов, мы знаем, что это растущий сегмент рынка. Мы рады, что смогли правильно позиционировать нашу компанию на ранних этапах этой революции.
Есть множество других причин, почему мы станем видеть все больше и больше интерактивного контента в сети Интернет. Демонстрация продукта или его кастомизация стала более распространенной на сегодня, чем несколько лет назад. Мобильные аппараты даже текущие начальные устройства, стали достаточно быстрыми, чтобы отобразить почти фотореалистичные визуализации в WebGL. Поддержка WebGL 2.0 в браузерах во всех девайсах предоставит нам и другим разработчикам новые возможности для более крутых проектов.
В 2017 году мы увидим много интересного 3D-контента в сети Интернет. Этот тренд будет продолжаться, пока WebGL является стандартом для 3D визуализации, конфигураторов и, конечно же, браузерных игр.
Комментарии (18)
zhigalin
12.09.2016 12:05+1Зашёл посмотреть на этот конфигуратор.
Браузер повис минут на 5.
В принципе я этого и ожидал.
На% такое будущее…madved
12.09.2016 12:14+1Xiaomi Redmi Note 3 — не лагает
Samsung Galaxy Note 8.0 (доисторический планшет) — даже не лагает
На что вы потратили свои деньги покупая компьютер?
Delics
12.09.2016 12:0716 лет назад я разрабатывал возможность встраивать полноценные 3D-объекты в страницу. Тогда это было возможно делать только через OCX-объект (может, помнит кто).
Очевидно, что тогда время ещё не пришло, хотя я тогда думал, что уже в ближайшем будущем весь интернет будет в 3D.
> WebGL
Кстати, кто там писал про смерть OpenGL? Мой скромный прогноз, этот свободный и открытый стандарт будет занимать всё большую долю в разработках.
mmMike
12.09.2016 12:28На собственном опыте убедился, что даже фотографиям товара не стоит особо доверять.
Покупаешь красивую… ну даже майку, например, в интернет магазине.
А в жизни она выглядит как то не так как на фото (хуже).
А в статье в основном описываются применения типа "рекламный/магазинный сайт с 3D образом реального объекта".
Может кто ювелирку или машину или мебель по 3D нарисованной (!) картинке и рискнет брать…
Я бы не стал. Скорее подозрительно к такому продавцу отнесусь.
Уж лучше видеоролик товара или снимки (без ретуши) с разных ракурсов.teifo
12.09.2016 12:32Согласен с вами. Тут лучше 3Д модель реального предмета, который можно посмотреть, повертеть, повзаимодействовать с ним, чем просто картинки.
madved
12.09.2016 13:06Не думаю что кто-то купит что-то дорогое от незнакомого бренда через интернет, другое дело от знакомого. Всё это частности.
Я, например, перед покупкой выбираю, а потом только покупаю, и если я увижу что продавец постарался донести до меня максимум информации о товаре, да ещё и увлёк меня необычным и красивым, то мой выбор скорее всего остановится на товаре этого производителя (если ещё и цена устроит).mmMike
12.09.2016 13:30и если я увижу что продавец постарался донести до меня максимум информации о товаре, да ещё и увлёк меня необычным и красивым, то мой выбор скорее всего остановится на товаре этого производителя (если ещё и цена устроит).
Возможно… у каждого свои предпочтения и критерии выбора. Но лично я стараюсь на обертку конфетки не везтись. Есть то я буду не фантик от конфеты. (;
В данном случае, я как раз только про то, что упоминается в статье: ювелирные изделия; мебель на заказ; машина.
Все это сложно отнести к "знакомый бренд и… хочется только посмотреть как оно будет выглядеть" сложно.
Вы когда машину покупаете — ориентируетесь на то, как Вам картинку машины на сайте каким цветом закрасят?
Я вот как то в салон приходил и смотрел живьем как выглядит… как сидится и пр.
Особенно достало, что цена на машину на красивом сайте салона минимум меньше на 10% чем по факту в салоне. Гады… (к вопросу о конфетке и обертке)
Ювелирка. Ну если кому то в подарок по принципу "на отвяжись" — то можно.
3D модель по которой делалось изделие и которая выставлена на сайте (а восковки руками мало кто сейчас делает. Все на станке по 3D модели) и результат в металле — это не одно и то же.
Не факт что 3D модель красивее или наоборот. Живьем надо смотреть… на ощупь то же (кольцо или браслет).
Опыт заказа мебели по картинкам, без выезда на производства или оценки "живьем" примеров работ этого производителя у всех моих знакомых, кто заказывал мебель таким способом, оставил "двойственное" впечатление. Вроде бы формально — то что заказывали. Но… "я себе представлял совсем не так".
Вроде бы и размеры и цвет совпадают в общем то… Цвет, с учетом того что живой (глазами) цвет шпона/лака, и цвет на экране — это далеко не одно и то же.
Ну уж нет. Мебель не майка. Купил — не выбросишь сразу.
Хирургические светильники… ну это вообще не строчку. Это очень специализированая область и то что на сайте "светятся" лампочки на картинке — это самое последнее на что будут обращать внимание при выборе.
В общем, я скептичен.
Интервью со студией VisCircle: время 3D-интернета пришло?
Ну что еще может сказать VisCircle в рекламной статье?
madved
12.09.2016 14:53В общем, я скептичен.
Не думаю что я на много менее скептичен, но что могу точно сказать про себя это то, что я тщательно изучаю интересующий меня объект удалённо перед тем как потратить время на посещение магазинов или салонов. Ещё я наверное эстет, так как внешний вид для меня стоит на первом месте вместе с функциональностью, (не удовлетворит оба пункта, нахрен не сдалось деньги тратить). И подобные вещи как фото, видео или 3D дают возможность понять несколько вещей, как например отношение к дизайну (в широком смысле), и отношение к покупателям. Посмотрите например вот этот сайт http://uvelirmoscow.ru/ и вот этот (чтобы тоже русский) https://sokolov.ru/. Просто даже на главной страице первого магазина я вряд ли задержусь. И ещё раз — да, я согласен, то что представлено в интервью, я бы не покупал онлайн, но точно отметил бы для изучения офлайн.
black_semargl
13.09.2016 13:25Одно другому не мешает, вообще говоря.
Одновременно и фото реального товара, и 3D-модель например мебели, которую можно поставить в аналогичную модель своей квартиры и пооткрывать-пораздвигать чтобы убедится что ни во что не упирается
Vjatcheslav3345
12.09.2016 12:46А мне не хватает встроенных линеек и угольников, которыми можно измерять нужные части, а то и скачиваемой 3д-модели — а то как иначе проверить — влезет ли покупаемый стол между шкафом и холодильником? А ещё сейчас мода такая — на изделия не прилагать техпаспорта и руководства из которых, по видимому, можно узнать ещё до покупки много всяческих «но...».
iow256
12.09.2016 14:22«время 3D-интернета пришло»
Все идеи уже обкатаны на PC. Полноценные 3D рабочие столы в виде куба с помощью Compiz, 3D файловые системы, всевозможные визуализации чего угодно. В режиме реального времени с применением крутой графики. Все это было и 10 лет назад — не прижилось.madved
12.09.2016 15:15Стандарта не было — не было и уверенности. WebGL стандарт WebVR стандарт. Так можно сказать что и шлемы виртуальной реальности были и не прижились, это всё не не прижилось а развивалось, и развилось достаточто, чтобы использоваться массово.
gfxdevrus
Ссылка на оригинальное интервью.
Sterhel
Именно ее автор и указал в выходных данных данного перевода.