25 июля 2017 Adobe Systems объявила 2020 год концом «жизни» Flash Player. При этом компания не поскупилась на похвалы в сторону конкурента. WebGL была названа преемником Flash, а также открытым и свободным API, получившим массовое распространение в сети Интернет.
Цитаты от Adobe (практически один в один с оригинала на английском):
"… такие открытые стандарты, как HTML5, WebGL и WebAssembly созревают уже в течении последних нескольких лет. Большинство из них предоставляют возможности и функциональность, которые предлагали ранее плагины. Теперь они стали жизнеспособной альтернативой для контента в сети Интернет.
Со временем мы увидели, что вспомогательные приложения эволюционируют в плагины и в последствии многие из их возможностей включаются в открытые веб-стандарты. Сегодня большинство разработчиков веб-браузеров интегрируют возможности, предоставляемые плагинами, непосредственно в сами браузеры, а плагины объявляют устаревшими…
… мы прекратим обновление и распространение Flash Player`а в конце 2020 года и подтолкнем разработчиков к переносу существующего флэш-контента в эти новые открытые форматы".
По словам Adobe, технология WebGL является явным преемником для двухмерной интерактивной графики Flash, которая дополняется высококачественным 3D с поддержкой GPU. Это позволит открыть новую эру визуализаций, игр и виртуальной реальности в сети Интернет.
В то время, как возможности Flash реализуются путем подключения плагина, WebGL поддерживается непосредственно браузерами. Это обеспечивает большую безопасность и удобство, не требует загрузки отдельного плагина и его обновлений.
Вкратце, WebGL Khronos предлагает 2D и 3D графику в браузере для вашего телефона или стационарного компьютера. Группа Khronos создала технологию WebGL, которая позволяет разработчикам GPU и веб-браузеров работать вместе. Мы рады быть признанным лидером в эволюции интерактивной графики.
Хотите начать работу с WebGL? Самая полная и подробная книга о WebGL теперь доступна для свободного скачивания и изучения. Ищите на сайте.
Как-то так… (от переводчика).
Комментарии (40)
sheknitrtch
29.07.2017 17:24Насколько Я понимаю, Flash как технология (язык программирования, API, VM) не умрёт. Просто браузерный плагин перестанут обновлять. Но мы можем продолжать писать на Flash + Flex под мобильники (Android, iOS) и Desktop (Windows, OS X).
Sergiy
29.07.2017 18:13+2Ну AS3 не развивался с года этак 2010 и сегодня смотрится крайне плохо, даже если сравнивать с TypeScript.
Aquahawk
29.07.2017 18:19Проблема в тлм что нужно поддерживать актуральные версии ios и android sdk. В air очень много проблем с этим. То отвалится то не билдится то внезапные краши. И это совсем перестанут саппортить.
Alexsey
29.07.2017 18:42Я думаю что в ближайшем будущем все что останется от Flash — это Adobe Animate CC.
Moony
29.07.2017 17:38+1Жаль, был отличный инструмент для рисования всяких интерактивных карт и прочего с низким порогом вхождения.
Metallikus
29.07.2017 18:59+11Угу, и источник клиентов для ботнетов. Со столь же низким порогом вхождения :-)
Moony
30.07.2017 14:01-1Я уверен, что эту проблему можно было решить, не убивая технологию.
Metallikus
30.07.2017 16:16+1Конечно. И не одним путём за эти годы-то. Но решили, что легче убить всё-таки.
Al_Azif
01.08.2017 11:42-1PC — источник клиентов для ботнетов. Его убить не хотите, ну, чтобы заодно уж?
Вместе с роутерами?
Flash — это по сути единственная правильная технология передачи данных и разметки, когда всё передаётся в сжатых форматах байткодом, без этого ада в виде html/css/sass/django/чёрти-пойми-чего-ещё, где для выравнивания блока по вертикали надо делать таблицу, блин.
Таблицу, Карл! Вместо тега разметки!
SARFEX
29.07.2017 18:49+3Печально то, что за огромное время "похорон" Flash, для Web так и не появились (не развились) соответствующие по возможностям/простоте/скорости/доступности технологии и инструментарий.
Alexey2005
29.07.2017 19:22+3И не появится ещё долго. Потому что единый владелец, который может легко заткнуть всех несогласных и силой навязать свою технологию — это на порядок быстрее любого ущербного консорциума, где каждый тянет одеяло в свою сторону.
Darth_Biomech
29.07.2017 22:14+1Флеш удобен как интерактивно-медиа-формат. Его можно запустить в браузере, а можно выцепить из сайта файл и сохранить его себе на компьютер По-моему, уже лед ндцать никто в здравом уме не создает сайтов на флеше — побаловались в середине нулевых и полно. Но многие веб-аниматоры работают во флеше, большинство из них — представители самого популярного жанра. Так что флеш никуда не денется как минимум пока всякие zone archive не найдут альтернативу с минимум такими же возможностями.
rstepanov
29.07.2017 23:19+2По-моему, уже лед ндцать никто в здравом уме не создает сайтов на флеше
Зато его страсть как любят производители всякого железа типа камер наблюдения, а еще на нем написано мое любимое vSphere Web Client, с которым приходится любиться каждый день…KorDen32
30.07.2017 09:42+2Эх, если бы камеры видеонаблюдения использовали флеш… До сих пор куча железа с ActiveX вообще, и ладно бы просмотр через него (при возможности взять rtsp-поток), так там и настроить нельзя без него зачастую. Это если не говорить о новомодных Cloud-камерах, которые бесконечно лезут в интернет.
Massacre
30.07.2017 03:17-1Не умрёт флэш. По крайней мере, пока его фичи не будут жёстко стандартизированы во всех браузерах. Особенно, аппаратное декодирование видео и вообще поддержка GPU ускорения.
ideological
30.07.2017 08:29Я не знаю насколько крута и удобна технология WebGL для разработчиков игр, в сравнении с Flash. Но 'JavaScript' в описании меня немного пугает :).
Надеюсь Adobe вместо смерти технологии устроит полное «открытие» и отдаст Flash в «open source».Areso
30.07.2017 08:39+4Зажмотят, даже если сорсы утекут (смачный плевок в сторону эффективных манагеров Opera).
bolk
30.07.2017 10:18А что не так с манагерами «Оперы»?
Deaddy
30.07.2017 11:47+1Сначала https://habrahabr.ru/post/169523/
А потом https://geektimes.ru/post/284588/
Rayslava
30.07.2017 10:17+2Согласен. Его нужно открыть хотя бы в целях сохранения культурного контекста.
Масяня и заяц Бо должны жить вечно!VEG
30.07.2017 10:34Было бы идеально, если бы Flash собрали под WebAssembly. Таким образом, его и дальше можно будет проигрывать, но уже исключительно средствами браузера без внешних плагинов. К тому времени как раз WebAssembly разовьётся и будет поддерживать много полезных фич, которые пригодились бы для реализации такой версии Flash.
hssergey
30.07.2017 11:36Хоронить по идее своевременно (дыряв, глюкав. нет поддержки на мобильных устройствах и т.п.). И HTML5 в принципе позволяет получить все то же самое, что умеет Flash. Но все дело в нюансах:
— нет обособления ролика от остальньй страницы. javascript исполняется в контексте страницы и это просто часть страницы. Со всеми вытекающими в виде единого пространства имен CSS, глобальных переменных и т.п. То есть нельзя так просто взять и подключить в одном месте ролик/игру/еще какую-нибудь интерактивность на произвольную страницу и 100% быть уверенным, что оно заведется и будет работать именно так как задумано, не ломая ничего другого на странице и не конфликтуя с другими объектами и скриптами
— javascript может по-разному исполняться в разных браузерах. Так же как CSS. Поэтому нельзя быть уверенным, что твой «ролик» будет 100% одинаково исполняться везде
— нет возможности инкапсулировать все в один файл, который с легкостью можно подключить везде, или не подключая запустить отдельно
— имеющиеся наработки на ActionScript придется либо вручную переписывать, либо перекомпилировать через адобовские инструменты, и дальше остается только надеяться, что эта перекомпиляция пройдет правильно
То есть впечатление от «похорон» весьма двоякое…TheOleg
30.07.2017 14:51+1>И HTML5 в принципе позволяет получить все то же самое, что умеет Flash.
Да вот нет. Только недавно научились делать real-time трансляции нормальные.
Допустим, у нас есть флеш игра на 7 мб кода + ассеты на ещё сотни, но подгружаются по надобности. В один кадр игра рендерит 2 тысячи разных изображений из разных файлов. Если перенести это на canvas, то я уверен что оно всё адово начнёт лагать и крешиться постоянно.dadon
30.07.2017 15:13+1canvas довольно тормозной, но если рисовать через webgl растровую графику, то будет работать в разы быстрее чем флеш. Плюс вы получаете возможность использовать шейдеры, батчить отрисовку, в общем использовать стандартные техники отрисовки, как в нативных играх. Во флеше это тоже в той или иной мере было реализовано, но всегда нужно было думать об оптимизациях отрисовки отдельно для флеша и для нативных платформ
dadon
30.07.2017 15:15А чем iframe не подходит, для того чтобы подгрузить отдельное окно со своим контекстом? Сейчас iframe используется для рекламы, игр в соц-сетях, всяких виджетов и т.д
Jogger
30.07.2017 12:50+2Я долгое время придерживался мнения, что флеш должен умереть. Это очень неоптимизированная, тормозная, и уязвимая система. Но сейчас, честно сказать, в смерти флеша уже нет особого смысла — сайты на html+js уже догнали по тормознутости, неоптимизированности и уязвимости флеш, а некоторые даже и перегнали. Иначе говоря, если раньше флеш был ложкой дёгтя в бочке мёда, то теперь это ложка дёгтя в бочке говна, от того что этой ложки не станет — ситуация не улучшится.
Massacre
30.07.2017 19:29В контексте проигрывания видео 1080p флэш как раз отличается в лучшую сторону — на 80% меньше загрузки CPU и на 500МБ меньше использования памяти.
mSnus
30.07.2017 15:21Флеш был великолепен и, собственно, получил такое распространение за счёт крайне простого AS2. Он не позволял решать сдобные задачи, но отлично подходил для не-программистов — художников и аниматоров. Поэтому на нем создавались шедевры вроде There She Is, Lodger — Doorsteps или Масяни.
Когда решили уйти в AS3, на Флеше стали делать средней руки игрушки и всякие Любимые Фермы… но и задачу не вытянули, и AS2 и сообщество талантливых, креативных не-программистов растеряли...
В нынешнем виде, с корявыми костылями типа Flex, постояннымм дырами в безопасности, Флеш и правда не жилец. Но WebGL его не заменит, пока не появится что-то такое же простое, как AS2.
9uvwyuwo6pqt
> Названа точная дата «смерти» Flash
Ненавижу такие заголовки, ассоциируются с тизерами на не лучшего качества сайтах.
evil_me
"Поплачь о нем, пока он живой. Люби его таким, какой он есть."