В ночь на 9 сентября, в 2:05 МСК, к астероиду (101955) Бенну стартовал космический аппарат OSIRIS-REx. Его ждет долгая дорога — прибытие к астероиду ожидается в 2018, а возвращение образцов на Землю — в 2023. Миссии с возвратом образцов встречаются не очень часто, самое время вспомнить, какие аппараты привозили нам песчинки других миров.

Парадоксальная халява


Забавно, но, чтобы добыть кусочек Луны, Марса или астероида, необязательно отправляться в космос. В Солнечной системе происходили достаточно серьезные столкновения, чтобы кусок, например, Марса, оказался выброшен в космос. Каким-то таким кускам повезло (или нет), и они, после долгого полета, упали на Землю, став метеоритами. Если такому метеориту особенно повезло, то он упал в местности, где можно спокойно лежать тысячелетиями — в Антарктиду, Северную Африку или другие пустыни. Затем по особенностям состава найденные метеориты уже возможно отнести к тому или иному небесному телу. Но здесь есть парадокс — для того, чтобы уверенно сказать, что метеорит прилетел к нам именно с Марса, нужно знать состав самого Марса. Поэтому некоторая ирония состоит в том, что уверенная атрибуция метеоритов с Луны стала возможной только после миссий «Аполлонов», которые привезли реголит для сравнения. На сегодняшний день известно больше сотни лунных метеоритов, за тридцать марсианских и целая группа HED-метеоритов, которую относят к астероиду Веста.


Самый большой лунный метеорит NWA-5000


Марсианский метеорит NWA-7034 «Черная красотка»


Ховардит QUE94200 с Весты

Не хочешь, не верь мне


Говоря о возврате образцов с других небесных тел, нельзя не отметить старания американских астронавтов, которые за шесть миссий привезли почти четыре центнера лунного грунта. Причем в лучших традициях соревнования каждый последующий «Аполлон» привозил больше грунта — если «Аполлон-11» привез 22 кг, то «Аполлон-17» — уже 111 кг. Из спускаемого аппарата лунный грунт извлекали буквально ящиками.



А один раз астронавтам и ученым почти повезло — найденный кусок анортозита, если бы оказался частью лунной коры, мог пролить свет на вопросы происхождения Луны. Но, увы, камень Бытия оказался сильно моложе, чем нужно.



На орбитальных станциях регулярно проводятся эксперименты по экспозиции материалов в условиях космоса. Но кроме изучения того, как ведут себя земные материалы в космосе, можно еще ловить частицы того, что в этом космосе летает. В 1996-1997 годах на станции «Мир» экспонировался эксперимент MEEP, в котором ловили микрочастицы, чтобы установить их происхождение.



Воля и разум




Проигрыш СССР в пилотируемой лунной гонке не помешал сделать асимметричный ответ автоматическими аппаратами серии Е-8, которые привезли меньше грунта, но не рисковали жизнями людей. При этом аппараты реализовывали очень красивые технические решения. Прежде всего, вся серия Е-8, в которую входили орбитальные аппараты («Луна-19» и «Луна-22»), транспортеры «Луноходов» («Луна-17» и «Луна-21») и «луночерпалки» («Луны» -15,16,18,20,23,24) базировались на одной перелетно-посадочной ступени. Вот она в грунтозаборном варианте:



Станция полностью:



Орбитальные аппараты также использовали корпус «Лунохода» в качестве контейнера научной аппаратуры. Но самым сложным и интересным был вариант с доставкой грунта на Землю. Дело в том, что масса прилунившегося аппарата не могла превышать 520 кг из-за ограничений грузоподъемности ракеты-носителя «Протон». И втиснуть в эту массу сложную возвращаемую ступень с системой управления и запасом топлива на коррекции курса «Земля-Луна» никак не получалось. Но хитрые баллистики нашли решение. Если посадка производилась в восточную часть приэкваториального района Луны, то стартовавшая вертикально ракета попадала на Землю без коррекции. В итоге миссия состояла из следующих этапов.



Аппарат выходил на орбиту вокруг Земли и разгонялся к Луне. В процессе перелета выполнялась коррекция траектории. Затем станция выходила на окололунную орбиту и некоторое время находилась на ней. Тормозя с орбитальной скорости и высоты 13 км зонд выходил в район посадки на высоте 2 км.



Затем основной двигатель выключался, и в течение 43 секунд станция находилась в свободном падении. Снизившись до 600 метров, аппарат снова включал основной двигатель и гасил боковую и вертикальную скорости по данным допплеровского измерителя скорости и высотомера. На высоте 20 метров вертикальная скорость не должна была превышать 2 м/с, а горизонтальная должна была быть полностью погашена. Основной двигатель выключался, и зонд снижался на двигателях малой тяги. На высоте 2 метров выключались и они, и станция мягко падала на Луну.



Затем зонд выпускал специальный манипулятор, брал пробу грунта, загружал ее в спускаемый аппарат, который в строго определенный момент стартовал на взлетной ступени.



Спускаемый аппарат тормозил в атмосфере и садился на парашюте в Казахстане.





«Луна-15». Стартовала 13 июля 1969 года и могла обогнать «Аполлон-11» по доставке грунта, но при посадке пропала связь. Скорее всего, станция разбилась о лунную гору.
«Луна-16». Стартовала 12 сентября 1970 и, впервые для беспилотных аппаратов, привезла на Землю 101 грамм лунного грунта 24 сентября.
«Луна-18». Запущена 2 сентября 1971, разбилась при посадке в сложном горном рельефе.
«Луна-20». Запущена 14 февраля 1972, успешно доставила на Землю 55 грамм грунта 25 февраля.
«Луна-23». Опрокинулась при посадке 6 ноября 1974 года.
«Луна-24». В 1976 году сумела доделать то, что не получилось у «Луны-23». Произвела глубинное бурение, вернула на землю 170 граммов грунта в виде колонки высотой 160 см. В колонке грунта была впервые обнаружена вода, всего 0,1%. Наличие воды на Луне было позже подтверждено исследованиями с орбиты.

В результате получилась интересная с геологической точки зрения серия проб:
  • Море Изобилия («Луна-16»).
  • его древнее материковое обрамление («Луна-20»).
  • геологический разрез Моря Кризисов («Луна-24»).

То, что станции были беспилотными, позволяло направлять их в сложные горные районы и рисковать ими больше, чем это допустимо для пилотируемых аппаратов.



Ангельская пыль




7 февраля 1999 года к комете 81P/Вильда отправился зонд NASA Stardust. 2 января 2004 года аппарат оказался в районе цели, двигаясь со скоростью 6,1 км/с относительно кометы. Изначально планировалось сблизиться до расстояния 150 км, но из соображений безопасности дистанцию увеличили до 237 км. Stardust сделал несколько фотографий кометы:



И развернул мишень из брусков аэрогеля. Аэрогель — материал с очень низкой плотностью, химически инертный и с низкой теплопроводностью, поэтому хорошо подходит для того, чтобы «ловить» небольшие частицы, движущиеся с большой скоростью.



15 января 2006 года спускаемый аппарат с мишенью отделился от зонда и вошел в атмосферу Земли с рекордной скоростью 12,9 км/с. Максимум перегрузки составил 34 g, но капсула успешно приземлилась в штате Невада.



Контейнер с частицами кометной комы вскрыли в чистой комнате. Было обнаружено порядка миллиона микроскопических ударов, и для анализа данных подключили добровольцев в распределенном проекте Stardust@Home.



В 2011 году ученые Аризонского университета обнаружили среди пойманных частиц железо и сульфид меди. Это означает, что на комете 81P/Вильда присутствовала жидкая вода, что противоречит устоявшимся представлениям о том, что кометы никогда не нагреваются до температуры плавления ледяного ядра.

Небо само тебя найдет




8 августа 2001 года в космос был запущен зонд NASA Genesis. Его задачей был сбор частиц солнечного ветра. Аппарат вышел в окрестности точки Лагранжа L1 и развернул кремниевые мишени.



Проработав 850 дней, Genesis через маневр вокруг L2, чтобы приземлиться днем, направился к Земле.



Аппарат успешно затормозил в плотных слоях атмосферы 8 сентября 2004 года.



Но парашюты не раскрылись — все четыре акселерометра в спускаемом аппарате были установлены вверх ногами и просто не дали команды на раскрытие парашютов. Зонд ударился о землю на скорости примерно 300 км/ч.



Впрочем, несмотря на загрязнение песком штата Юта, а также деталями и жидкостями самого аппарата, из мишеней удалось извлечь пойманные частицы солнечного ветра. Данные по изотопам аргона и неона позволили отбросить несколько теорий происхождения Солнца, а обнаруженная повышенная концентрация изотопа кислорода-16 еще ждет своего объяснения.

Король дороги




Очень драматичная миссия по возврату образцов астероида (25143) Итокава получилась у японского космического агентства. Стартовавший в 2003 году зонд Хаябуса («Сокол») приблизился к цели в сентябре 2005 года. 12 ноября «Сокол» сблизился до высоты в 55 м над астероидом и сбросил мини-ландер MINERVA, с которым не удалось установить связь — скорее всего он улетел в космос. 19 ноября зонд пошел на посадку. Однако связь пропала в самый ответственный момент. Изначально сообщили, что попытка не удалась, и «Хаябуса» завис на высоте 10 метров. Однако, после анализа данных, оказалось, что зонд все-таки сел на астероид, но из-за того, что сенсор зафиксировал препятствие, посадка прошла в аварийном режиме, в котором не включилось устройство забора грунта. 25 ноября была предпринята вторая попытка посадки, в которой грунтозаборное устройство снова не сработало. У зонда была зафиксирована утечка топлива, из-за которой он перешел в безопасный режим. 27 ноября произошла потеря электропитания (скорее всего из-за утечки топлива). 2 декабря при попытке вернуться к астероиду двигатели не выдали достаточной тяги. 3 декабря зонд стал терять рабочую ориентацию, и в качестве аварийной меры пришлось сбросить часть топлива для ионных двигателей. К 6 декабря «Сокол» удалился от астероида уже на 550 км. 8 декабря зонд испытал резкое изменение ориентации (скорее всего из-за испарения части топлива), и связь с ним пропала. Прецессия «Хаябусы» со временем могла сойти на нет, и миссия еще не была окончательно потеряна. 23 января 2006 года был зафиксирован сигнал маяка зонда, и с ним последовательными операциями восстановили связь. Как ни удивительно, но у аппарата еще оставалась возможность вернуться на Землю. 25 апреля 2007 года зонд начал маневр по переходу на траекторию к Земле, который закончил 29 октября (из-за использования ионных двигателей все маневры были очень длительными). 4 февраля 2009 года начался второй маневр. Но у зонда стали выходить из строя двигатели, и к осени не осталось ни одного работающего.19 ноября 2009 японское космическое агентство сообщило, что им удалось совместить ионный генератор одного сломавшегося двигателя с нейтрализатором другого, и на этой комбинации у «Сокола» появилась, пусть и не оптимальная, но тяга. На ней, вопреки всему, зонд выполнил маневр, изменив свою скорость на 200 м/с, и, подлетая к Земле, выполнил еще пять маневров, прицеливаясь последовательно в район Земли, точно в Землю, в район полигона Вумера в Австралии, и, наконец, в плановый район посадки на полигоне.



13 июня 2010 года спускаемый аппарат успешно приземлился. Несмотря на то, что грунтозаборное устройство ни разу не сработало, в приемном контейнере в итоге сумели обнаружить 1500 частичек астероида размером 10 микрометров — оливин, пироксен, плагиоклаз и сульфид железа. Исследования установили, что астероид (25143) Итокава когда-то был частью более массивного тела и представляет из себя каменный астероид типа S с составом, аналогичным метеоритам хондритам класса LL.

Пытка тишиной




9 ноября 2011 года стартовал российский зонд «Фобос-Грунт», задачей которого была доставка образца со спутника Марса — Фобоса. Но на третьем часу полета не состоялось включение маршевого двигателя, который должен был перевести станцию на отлетную траекторию к Марсу. Попытки установить связь с аппаратом не увенчались успехом, и 15 января 2012 года «Фобос-Грунт» сгорел в атмосфере Земли.



Официальной причиной аварии названо воздействие тяжелой заряженной частицы, вызвавшей перезапуск обоих комплектов бортового вычислительного комплекса. Также существует неофициальная версия ошибки в программе.

Летят сейчас


Сейчас в полете находятся два зонда.



«Хаябуса-2», стартовавший 3 декабря 2014, летит к астероиду (162173) Рюгу и должен достигнуть его в июне 2018.



Свежезапущенный OSIRIS-REx летит к астероиду (101955) Бенну с планируемой датой прибытия в 2018 году и посадкой в 2020.

Будущее


Главное достоинство миссий по возврату образцов — возможность годами и десятилетиями изучать привезенные из космоса пылинки. Но современные научные приборы позволяют проводить эффективный анализ на месте. Но они, в свою очередь, стоят немалых денег. Возможно, космические аппараты будущего разделятся на два класса — мощные и дорогие, способные, как «Кьюриосити», проводить множество анализов на месте, и сравнительно дешевые, которые будут годами лететь к цели, и годами же везти образцы на Землю.
Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (40)


  1. boris768
    13.09.2016 08:45
    +9

    Невероятная статья, спасибо! Кусок про короля дороги впечатляет — на самых границах возможности тонким расчетом его вытащили из глубин, в то время как многие уже его списали и смирились.


    1. lozga
      13.09.2016 08:47
      +6

      Да, японцам почему-то везет на пафосное превозмогание.


      1. Valerij56
        13.09.2016 18:39
        +2

        Я не думаю, что здесь только везение. О части эпопеи Фобос-Грунт очень интересно написано в книге академика Галиева, под длинным но таким понятным названием:
        «Замыслы и просчеты. Фундаментальные космические исследования в России последнего двадцатилетия»
        с подзаголовком «Двадцать лет бесплодных усилий».
        _http://www.ozon.ru/context/detail/id/19680099/
        Только это книга не 2013, а 2010 года.

        Скачать книгу в формате pdf можно здесь
        _http://www.rulit.me/author/galimov-erik-mihajlovich/zamysly-i-proschety-fundamentalnye-kosmicheskie-issledovaniya-v-rossii-poslednego-dvadcatiletiya-download-free-172491.html

        Поверьте, это очень занимательное чтение.

        И, да, огромное спасибо автору за эту статью. Стоило бы расширить раздел про ФГ, или кому-то из участников событий написать статью о нём.


        1. Valerij56
          13.09.2016 19:53

          Поправка.
          Эрик Галимов опубликовал впервые книгу в 2009 году.


      1. tnenergy
        14.09.2016 12:21
        +3

        Угу. Не менее драматичными у них получились миссии «Акацуки» к Венере с его взорвавшимся соплом двигателя во время маневра и «Нодзоми» к Марсу с множественными отказами.

        Причем даже не понятно что страннее — такое количество аварий или умение из них выбиратся, порой с совершенно голливудским хэппиэндом.


  1. proton17
    13.09.2016 10:14
    +11

    Статья и правда интересная) Название разделов песнями Арии оценил)


    1. lozga
      13.09.2016 10:16
      +6

      А я уже стал волноваться, когда это заметят :)


      1. ncix
        13.09.2016 11:50
        +2

        Здорово подобрали! К Genesis'у еще неплохо бы подошло «Беги за солнцем».


      1. Light_Metal
        13.09.2016 13:06
        +1

        Летят сейчас

        Не знаю такой песни. Это с какого альбома? :)


        1. Rascko
          13.09.2016 19:08

          Да и песни «Парадоксальная халява» вроде нету

          UPD: не заметил ниже написанного.


  1. DrKsantor
    13.09.2016 10:38
    +2

    >> Парадоксальная халява
    не припомню такой песни у Арии ;)

    Очень интересно, до каких пределов смогут развиваться оба направления развития зондов. И будут ли когда-нибудь эксперименты с биологическими объектами в условиях, например, длительного полёта и сверхмалой гравитации.

    Плюс, спасибо за ностальгию по песням)


    1. lozga
      13.09.2016 10:40
      +1

      Да, первая и последняя главы не поместились :)

      Так есть же «Бионы». Как раз биологические эксперименты в очень хорошей микрогравитации. Разве что длительность пока не очень большая.


      1. DrKsantor
        13.09.2016 10:50

        «Парадоксальная халява на краю обрыва..» :)

        Насколько я знаю возможности варьирования воздействия микрогравитации нет, а эксперименты на других небесных телах ещё ждать и ждать, как и экспериментов с длительным пребыванием организмов в межпланетных условиях.
        Наверное самым простым и не таким сложным к реализации будет экспонирование спор бактерий в негерметичных условиях на аппарате какой-нибудь дальней миссии (например гипотетический зонд, отправляющийся к объекту n, с возвратом на Землю) — вполне себе исследование гипотезы панспермии.
        Но это только в теории.


        1. lozga
          13.09.2016 20:07
          +1

          Гипотезу панспермии как раз проверяли на «Фотоне» или «Бионе», добавив искусственные метеориты с бактериями в теплозащиту. Насколько я помню, бактерии долетели успешно.


      1. ncix
        13.09.2016 11:56
        +1

        А вот «Халява» — это как раз «небо само тебя найдет».


        1. lozga
          13.09.2016 20:04

          Да, у вас красивая схема получилась. Но Genesis, на мой взгляд, все-таки не бегал за Солнцем, а ждал, пока частицы сами прилетят. Пусть остается как есть.


    1. Valerij56
      13.09.2016 18:50
      +2

      >>>> И будут ли когда-нибудь эксперименты с биологическими объектами в условиях, например, длительного полёта и сверхмалой гравитации.

      В американском сегменте недавно появился новый прибор. Это как бы виварий на орбите. Разумеется, в каждой клетке этого вивария есть автоматические поилка и кормушка, управляемые сЗемли или с МКС, есть камера.

      Но виварий этот совсем не простой. Клетки этого вивария закреплены в небольшой центрифуге, что позволяет имитировать в них силу тяжести — от полной невесомости до небольшой перегрузки. Недавно возвратившийся Дракон привёз первых мышей, проживших в этом виварии около месяца.


    1. Valerij56
      13.09.2016 19:01

      >>>> Очень интересно, до каких пределов смогут развиваться оба направления развития зондов.

      Эти направления могут совмещаться. Например, мощная и дорогая АМС в Пояс Астероидов, оснащённая как достаточно мощной лабораторией на борту, так и несколькими посадочными зондами и несколькими возвращаемыми аппаратами. Оставаясь на безопасном расстоянии она могла бы обследовать несколько астероидов один за другим, взять пробы их грунта. Но для этого пока нет достаточно мощных носителей. Но они скоро появятся.


  1. gt8one
    13.09.2016 11:14
    +1

    >> «Луна-18». Запущена 2 сентября 1970, разбилась при посадке в сложном горном рельефе.
    Точно запущена в 1970, а не в 1971?


    1. lozga
      13.09.2016 20:05

      Да, конечно, 71, спасибо.


  1. maxpsyhos
    13.09.2016 11:16
    +4

    >> Возможно, космические аппараты будущего разделятся на два класса

    Возможно и объединить недостатки обоих вариантов. Научную аппаратуру размещать на орбитальных станциях, а за образцами отправлять мелких «дронов», состоящих только из грунтозаборника. Так и спускаемые аппараты будут расходниками, которые относительно не жалко потерять, и одной лабораторией можно будет исследовать образцы из разных мест, а не нарезать круги вокруг места посадки.


    1. Valerij56
      13.09.2016 19:16

      Примерно так есть смысл изучать «геологию» Луны. Некоторое число недорогих серийных автоматических луноходов, несущих минимум приборов, и, возможно, буксирующих относительно простую буровую установку. На каждом относительно простая двухступенчатая взлётная ракета, достаточная для вывода керна или нескольких образцов на окололунную орбиту. Лунная Орбитальная Станция, вероятно посещаемая, с довольно мощной автоматической лабораторией. Относительно простой «динамический модуль», ловящий огромным «сачком» из кевларовой сетки вторые ступени взлётных ракет с образцами, и доставляющий их на ЛОС.

      Такие роверы могут расставить на Луне сеть автоматических сейсмографов, произвести сейсморазведку, найти выходы коренных пород или доставить в интересующее учёных место другой аппарат, специально приспособленный для исследований именно в этом месте.


    1. lozga
      13.09.2016 20:08
      +1

      В принципе, да. Для нового марсохода NASA собирается ставить задачу собирать интересные камни, чтобы доставить будущей миссией на Землю.


  1. melchermax
    13.09.2016 11:52
    +4

    Если Ария и полёты, то где, блин, Икар? К NASA Genesis очень бы он подошёл. :)


    1. lozga
      13.09.2016 20:09
      +1

      Ну это уже дело вкуса, на мой взгляд Genesis слишком успешен для «Икара».


      1. melchermax
        14.09.2016 13:45
        +2

        Ну, ассоциативный ряд: Икар-солнце-воск-упал и Genesis-солнечный ветер-акселерометры-упал. Вроде как, оба из-за мелочи одной сверзились с небосклона.


  1. tyomitch
    13.09.2016 12:47
    +2

    В 2011 году ученые Аризонского университета обнаружили среди пойманных частиц железо и сульфид меди. Это означает, что на комете 81P/Вильда присутствовала жидкая вода

    Каким образом железо и сульфид меди свидетельствуют о жидкой воде?


    1. DrKsantor
      13.09.2016 13:39

      Полагаю, здесь имеется в виду, что сульфид меди был получен взаимодействием меди и водных растворов других сульфидов. По железу к сожалению ничего не могу сказать.


    1. lozga
      13.09.2016 20:11
      +1

      Согласно источнику, они формировались как осадочные породы. На комете была температура выше 50 и ниже 200 °С


      1. tyomitch
        13.09.2016 20:19

        А, так значит это ошибка перевода: «iron and copper sulfide minerals» — это «сульфиды железа и меди». (Далее они собирательно упоминаются как «the sulfide minerals».)


  1. tractus_lepus
    13.09.2016 13:11
    +5

    все четыре акселерометра в спускаемом аппарате были установлены вверх ногами

    Эх, и даже в этом вопросе они нас опережают )))


    1. Robotex
      13.09.2016 18:30
      -1

      Опыт нарабатывается множеством ошибок. Главное сделать выводы, а не забить х** и делать как делал


    1. lozga
      13.09.2016 20:12
      +3

      Это очень сомнительное первенство :)


  1. Vlad_fox
    13.09.2016 20:12

    аж распереживался на истории про японского сокола…
    это ж надо сколько траблов, проблем кроме того чтоб попасть помаленькому далекому астероиду и таки прилетел и выжил, еще и привез что-то полезное!
    не то шо совковые «лунаХ» — полетел — перевернулся. полетел — разбился, полетел — хз куда делся…
    а если б еще грунтозаборник у сокола сработал, то материала привез бы больше чем все Луны за всю их историю вместе взятые.


    1. lozga
      13.09.2016 20:14
      +1

      Разная элементная база и алгоритмы миссии. У «Лун» было меньше опций, подождать они могли только на орбите вокруг Луны, и то недолго. А «Хаябуса» мог лететь и пытаться много раз.


      1. Valerij56
        13.09.2016 20:48

        И, прежде всего, очень много лет между «Лунами» и Хаябусой".

        Во время, когда летали Луны, об этом и не мечтали. А во время, когда летают Хаябусы, к сожалению, не летают Луны.


  1. 01000110110010010010
    14.09.2016 10:27
    +2

    Было бы круто, если бы какой-нибудь русский бизнесмен называл в будущем называл баржи не в честь кораблей культуры Бэнкса, а, например, по песням группы Ария. Ну или Киркорова — вот это был бы постмодернизм!


    1. lozga
      14.09.2016 21:07

      «Сегодня возвращаемая ступень „Антихрист“ разбилась о баржу „Зайка моя“»? Лучше не надо :))


  1. irwinthedj
    14.09.2016 21:05

    Вы упомянули аппараты Луна 15, 16, 18, 20, 23, 24. А что произошло с остальными? Не вышли из лабораторий?


    1. lozga
      14.09.2016 21:08

      Прежде всего, вся серия Е-8, в которую входили орбитальные аппараты («Луна-19» и «Луна-22»), транспортеры «Луноходов» («Луна-17» и «Луна-21») и «луночерпалки» («Луны» -15,16,18,20,23,24).