image
А-90 «Орлёнок» в Музее ВМФ в Тушино, Москва

Центральное Конструкторское бюро по судам на подводных крыльях имени Р.Е.Алексеева (ЦКБ по СПК) разрабатывает проект экраноплана океанской зоны со взлетной массой примерно 500 тонн. Об этом во вторник на форуме "Морская индустрия России" рассказал директор и главный конструктор концерна "Моринформсистема-Агат" Георгий Анцев.

Международный Форум «Морская индустрия России» проходит с 19 по 21 мая 2015 года в Москве, в выставочном комплексе «Гостиный двор». На форуме представлен проект экраноплана прибрежной зоны со взлетной массой 60 тонн.

«Нужны экранопланы океанской зоны со взлетной массой от 500 тонн. Такие разработки ведутся в ЦКБ Алексеева. Сегодня идет этап перезагрузки советского периода, ведутся поиски заказчика, определенные научно-исследовательские разработки, моделирование, макетирование», — рассказал Анцев. — У него очень хорошая направленность — он нужен и для пассажирских перевозок, и для северных задач, и для задач охраны госграниц. Он может использовать аэродромную инфраструктуру и быть в какие-то моменты, по сути дела, самолетом".

Экраноплан, или судно на динамической воздушной подушке — высокоскоростной аппарат, летящий на высоте до нескольких метров от поверхности воды, земли, снега или льда (в пределах аэродинамического экрана). Это своеобразный гибрид самолёта и водного судна — при равных массе и скорости площадь крыла экраноплана намного меньше, чем у самолёта, а по международной классификации он относится к морским судам. Экранопланы, способные на длительное время отрываться от экрана и переходить в «самолётный» режим полёта, называются экранолётами.

Самые первые разработки, как и реально действующие образцы, были получены конструкторами СССР. Направление развивали две независимые команды. Одна, под руководством Ростислава Алексеева, который ещё 1 октября 1941 года защитил дипломную работу «Глиссер на подводных крыльях». После этого он посвятил свою жизнь разработке и созданию экранопланов. ЦКБ по СПК было основано в начале 50-х годов.

В начале 60-х на Горьковском водохранилище была построена испытательная база для этих аппаратов. В 1961 году состоялся первый полёт экранолёта СМ-1, а в следующем году – уже СМ-2.

image
СМ-1

image
СМ-2

В 1972 году был построен первый реально работающий военный экранолёт «Орлёнок», предназначенный для переброски морских десантов на дальность до 1500 км.

image
image
Выгрузка военной техники из экраноплана «Орленок»

В 1986 году начались опытные испытания первого в Советском Союзе и России экраноплана гражданского назначения «Волга-2», который относится к классу речных судов на динамической воздушной подушке (ДВП).

В 1987 году первый полет совершил ударный экраноплан-ракетоносец «Лунь». Он был вооружен шестью управляемыми противокорабельными ракетами «3М-80 Москит».

image

После успешного окончания государственных испытаний «Лунь» был в 1990 году передан в опытную эксплуатацию. Однако распад Советского Союза привел к прекращению работ по этому направлению и расформированию 11-й авиагруппы экранопланов Черноморского флота.

Подробности об истории разработок экранопланов Алексеева можно почитать здесь.

Второй командой руководил Роберто Орос ди Бартини, коммунист, уехавший из фашистской Италии в СССР, где стал известным авиаконструктором. В 1955 году он представил проект сверхзвуковой летающей лодки-бомбардировщика средней дальности А-55. После всестороннего развития и совершенствования этого проекта Бартини подошёл в созданию экраноплана.

В конце 50-х – начале 60-х он создал проект экранолёта СВВП-2500 с взлетной массой 2500 тонн в виде летающего крыла с квадратным центропланом и консолями и силовой установкой из подъемных и маршевых двигателей.

image
ВВА-14 в музее ВВС

Проект был реализован в середине 60-х в виде противолодочной СВВП-амфибии ВВА-14, с которой проводили испытательные полёты.

После смерти Бартини в конструкции аппарата были выявлены недочёты, которые требовали серьёзной его переделки. В связи с этим в 1976 году было принято решение прекратить разработку.

Разработки экранопланов Бартини были продолжены в начале 80-х годов Л. Н. Щукиным в объединении «ЭКИП», где проектировалась модель Л4-2. Это был бескрылый дисковидный экранолёт, с активным управлением течения пограничного слоя, что давало возможность применять тела с плохим аэродинамическим качеством, но с большими объёмом и грузоподъемностью. По расчетам, Л4-2 со своей взлетной массой 600 тонн, мог бы нести полезный груз массой 200 тонн на дальность 8600 км.

После кризиса перестроечного периода идея серийного производства была поддержана на госуровне министерством оборонной промышленности, министерством обороны (головной заказчик) и министерством российского лесного хозяйства. В 1999 году разработка аппарата была включена в бюджет страны. Но финансирование было прервано и деньги так и не были получены. Лев Николаевич Щукин после многочисленных попыток продолжить проект на личные средства умер от сердечного приступа в 2001 году (на 69 году жизни).

В 1990-е годы США, неожиданно спохватились – там никаких подобных разработок не велось. Специально созданная комиссия получила разрешение посетить базу разработки Каспийске, и детально отснять на фото- и видеопленку подготовленный к вылету специально для этого визита «Орлёнок». После этого визита американцы начали разработку своих собственных экранолётов.

Компания «Боинг» представила концепцию экранолёта для переброски воинских контингентов и военной техники к местам конфликтов (проект Pelican). Заявлялось, что он будет иметь длину 152 м и размах крыльев 106 м. При движении на высоте 6 м над поверхностью океана (имея возможность подниматься на высоту 6000 м), Pelican сможет перевозить до 1400 тонн груза на расстояние 16 000 км.

Последнее упоминание о проекте датируется 2003 годом и никаких сведений о продолжении работ над экранолётом более не публиковалось.

В Китай разработки ЦКБ Ростислава Алексеева попали по контракту, по которому специалисты ЦКБ по СПК разработали модернизированный вариант экраноплана «Волга-2» и передали проект китайской стороне. Компания Hainan Yingge Wing провела летные испытания аппаратов CYG-11 («Иволга») на побережье острова Хайнань неподалеку от города Хайкоу

image
CYG-11

В середине нулевых стало известно, что Южная Корея проводит разработку своего собственного экраноплана (неизвестно, велась ли разработка с нуля, или же она проводилась на основе всё тех же советских проектов). Корейцы в 2007 году обещали приступить к коммерческому использованию аппаратов к 2012 году. Пока о судьбе этого проекта ничего не известно.

Комментарии (57)


  1. sith
    21.05.2015 05:57
    -18

    Опять работают? Сколько можно работать над тем, что, судя по всему, вообще никому не нужно?


  1. beeruser
    21.05.2015 05:58
    +3

    Вот дела. Никогда не слышал Бартини. Жаль так мало его проектов дошли до реального воплощения в «железе».
    ЭКИП опять же. Никто не решается профинансировать проект.
    История авиации в России довольно печальна — полна прорывных, но незавершенных и заброшенных проектов.

    Новые разработки в областии экранопланов не могут не радовать.